скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Древнегреческая женщина: идеальная двойственность скачать рефераты

p align="left">С Лизиклом Аспазия прожила всего полтора года, после чего он пал в сражении. Овдовев вторично и оставшись с маленьким сыном от второго брака, она вместе с ребенком удалилась из Афин и умерла в неизвестности.

Таким образом, женщины с подобными склонностями и талантами, стремлениями и складом ума и характера, как у Аспазии, осознавали социальную несправедливость. Мыслящие совсем неординарно, они начинали вести другой образ жизни и получали социальный статус, почти приравнивающий их к мужчинам. Впрочем, женщины, добившиеся исключительного положения в обществе, страдали так же, как и благочестивые гречанки, а может и более.

Стоило только потерять своего покровителя, и гетера сразу попадала в социальные рамки, созданные для древнегреческой женщины вообще на протяжении веков. Положение ее было еще более невыносимо из-за того, что некогда посмела выйти из повиновения, и теперь, не защищенная никем, она должна терпеть многочисленные упреки, как бы расплачиваясь за одну только попытку жить по воле своего сердца.

Заключение

Подробно изучив положение женщины в древнегреческом обществе, мы пришли к следующим выводам.

При выявлении особенностей жизни гречанок, а также правил, которым было подчинено их существование, необходимо помнить, о том, что регламентация исходила от власти мужчин, которая заповедана и освещена богами, поэтому считалась непререкаемой. Установленный богами, «отцами» такой образ жизни принимался древнегреческой женщиной как должное. Те, кто отвечали за воспитание девочек, действовали в рамках культурных древнегреческих представлений о различиях между полами и развитии личности. Становясь хранительницей очага, девушка добровольно, почти бессознательно, как и мать ее, и её бабки становилась зависимой от мужчины, господина, ослушаться которого ей не приходило в голову. Степень забитости, униженности или свободы в семье женщины зависела, видимо, от ее личностных качеств и особенностей. Но наличие достаточно строгих правил, регламентирующих ее жизнь ? норма в древнегреческом полисе.

В «Истории» Фукидид приводит речь Перикла, где есть такие строки: «Наивысшей похвалой для вас будет, если вы не потеряете присущей вам женственной природы как супруги и гражданки, и та женщина заслуживает величайшего уважения, о которой меньше всего говорят среди мужчин, в порицание или в похвалу». [19. c. 309]

Афинское общество по сути своей ? традиционное общество. Патриархальный уклад подразумевал непререкаемую власть отца, мужа. Несмотря на это женщина-гражданка, так же как и мужчина, имела и пользовалась своими правами, прямо или косвенно участвовала в общественной жизни, социальных и даже исторических событиях. Иллюстрации глубоких патриотических переживаний и даже самопожертвования мы находим в произведениях художественной литературы. Есть свидетельства влияния женщины на политическую обстановку в стране через мужчину ? полководца, политика. Интересно признание Фемистокла (VI?V вв. до н.э.): «Грецией во всем командуют Афины, Афинами ? я, мною ? жена, а ею ? сынишка» [цит. по: 41. с. 356].

Рассмотрев условия заключения брака и положение женщины в семье, мы пришли к выводу о её зависимости и в этом вопросе от мужчины. Отец выбирал своей дочери будущего мужа, определял ей состояние, дальнейшей жизнью теперь уже замужней женщины распоряжается муж; правила, регламентирующие эту сферу человеческой жизни, являлись нормой.

Несколько иначе складывались внебрачные отношения мужчины и женщины. Никакими правилами, ни даже «неписанными», этот род взаимоотношений не ограничивался. В ходе исследования этой сферы жизни, перед нами возник истинный портрет древнегреческой женщины, ее чувства, ее натура, ее стремления и желания. Гречанки, как и современные женщины, наделены вероломством, проявляющемся в женском характере, когда требуется достичь своей цели ? завоевать мужчину. Мы видим самоотверженную любовницу, готовую пожертвовать ради возлюбленного жизнью своих земляков. Часто, по свидетельству исследователей, такого рода отношения заканчивались трагически: оказавшись в тупике, в ловушке своих чувств, женщина заканчивала жизнь самоубийством. Нередко такие глубокие чувства вызывали у свидетелей удивление и даже своего рода почтение. Почтение вызывала неординарность способов проявления чувств, поступков, сам факт неподчинения никаким правилам; почтение заставляло древнегреческих поэтов избирать подобные образы и их судьбы прототипами для своих художественных произведений.

Изучив биографии исключительных женщин Греции, которые пользовались свободой наравне с мужчинами, которые могли влиять на ход политических событий, которых любили, перед которыми преклонялись, которые смогли сказать новое слово в поэзии, музыке и других видах искусства, мы приходим к выводу, который нельзя назвать новым или оригинальным: из всякого правила есть исключения. Всегда, в любые времена, в любом обществе рождаются личности, которые не вписываются в систему, которые не могут жить по сложившимся законам. Такие личности, как правило, оставляют ценный вклад в различных сферах человеческой деятельности, они остаются на страницах истории, о них пишут, о них говорят, их опыт используют иные поколения. Деятельность таких женщин, как Сапфо и Аспазия до сих пор изучают. Мало того, эти женщины-личности вдохновляют художников, скульпторов, писателей на создание произведений искусства.

При анализе литературных произведений древнегреческих поэтов, становится понятно, что художественные образы женщин-патриоток, женщин-матерей, женщин-любовниц не могли появиться в воображении художников без наличия прототипов. Даже памятуя о наличии авторского вымысла, мы делаем вывод о реальном существовании таких женщин. Трудно представить, что образ Лисистраты, добивающейся мира любыми путями, ? вымысел в чистом виде. Для древнегреческого поэта изображение мира и человека в нем ? это мужские и женские образы в совокупности, во взаимном дополнении, в гармонии.

Современные приверженцы феминизма сочувственно, а некоторых случаях, с негодованием относятся к бесправному положению древнегреческой женщины, постулируя несправедливость такого отношения к ней со стороны мужчины. Опираясь на литературные сюжеты, феминистки говорят о необъективности поэтов, по преимуществу мужчин, изображавших приниженность и отсутствие всяческих прав [37]. Создается ощущение, будто литературные произведения древних греков с описанием женщин-патриоток, женщин, живших свободно, авторы, разделяющие радикальные взгляды на положение женщины в античности, не знают, или не хотят знать. Таким образом, эта крайняя точка зрения субъективна, также страдает необъективностью и неисторичностью, так как в ходе анализа не учитываются традиции древнегреческого полиса.

Список источников и литературы

Источники

1. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - М.: Литература, 1998. - 718 с.

2. Аристофан. Лисистрата. //Аристофан. Комедии. - В 2-х т. / Пер. с древнегреч., коммен. В.Ярхо. - Т. 1. - М.: Искусство, 1983. - с. 235-321.

3. Аристофан. Ахарняне. // Аристофан. Комедии. - В 2-х т. / Пер. с древнегреч., коммен. В.Ярхо. - Т. 1. - М.: Искусство, 1983. - с. 5-73.

4. Алкей. К Сапфо. //Античная лирика. / Сост. С.Апт, Ю.Шульц. - М.: Худ.лит-ра,1968. - с. 36-54.

5. Гомер. Одиссея. // Мифы и легенды народов мира. / Сост. Н.Будур, И.Панкеев. - Т. 1. - М.: Олма-пресс, 2000. - с. 345-458.

6. Еврипид. Медея. // Античная драма. / Сост. С.Апт. - М.: Худ. лит-ра, 1970. - с. 231-287.

7. Еврипид. Ипполит. // Античная драма. / Сост. С.Апт. - М.: Худ. лит-ра, 1970. - с. 287-346.

8. Еврипид. Ифигения в Тавриде. // Еврипид. Трагедии. / Пер. И.Анненского, С.Апта. - Т. 1. - М.: Искусство, 1980. - с 473-549.

9. Еврипид. Алкеста. // Еврипид. Трагедии. / Пер. И.Аненнского, С.Апта. - Т. 1. - М.: Искусство, 1980. - с. 43-104.

10. Парфений. Об Эноне. // Парфений. О любовных страстях. / Пер. В.Н.Ярхо. - ВДИ. - 1992. - № 1. - С. 236-265.

11. Парфений. О Хилониде. О Писидике. О Полимеле. О Неэре. О Димете. Об Арганфоне. // Парфений. О любовных страстях. / Пер. В.Н.Ярхо. - ВДИ. - 1992. - № 2. ? С. 238?265.

12. Плутарх. Солон. Перикл. Алквиад. // Плутарх. Избранные жизнеописания. / Сост. М. Томашевская, И.В.Медведев. - Т. 1. - М.: Правда, 1987. - с. 157 -388.

13. Платон. Сочинения. В 3-х т. / Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - Т. 3. 4.1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1971. с. 91-622.

14. Платон. Сапфо. // Античная лирика. Сост. С.Апт, Ю.Шульц. - М.: Худ. лит-ра, 1968. - с. 197-198.

15. Пушкин А.С. Гречанке. // Пушкин А.С. Избранные сочинения. - В 2-х тт. / Вст. статья и примеч. Г.Макогоненко. - Т. 1. М.: Худ. лит., 1980. - с. 206 - 207.

16. Сапфо. К женщинам. // Античная лирика./ сост. С. Апт, Ю. Шульц. - М.: Худ. Лит-ра, 1968. - с. 60-61.

17. Софокл. Электра. // Греческая трагедия. / Сост. А.А Тахо-Годи. - М.: Гос. Изд-во Детской лит-ры Министерства Просвещения РСФСР, 1956. - с. 185 - 226.

18. Семонид Аморгский. Поэма о женщинах. // Античная лирика. / сост. С.Апт, Ю.Шульц. - М.: Худ. лит-ра, 1968. - с. 122 - 124.

19. Фукидид. История. // Пер. и примеч. Г.А.Стратановского. - М.: Ладомир,1981. - 731с.

20. Эсхил. Просительницы. // Эсхил. Трагедии. / Пер. Н. Подземской. - М.: Искусство, 1978. - с. 5- 48.

21. Эсхил. Персы. // Античная драма. / Сост.С.Апт, Ю.Шульц. - М.: Худ. лит-ра, 1970. - с. 58 - 76.

22. Эсхил. Орестея. / Пер. С. Апт. - М.: Гос. Изд-во худ. лит-ры, 1958. -173 с.

Исследования

23. Андреев Ю.В. Спартанская гинекократия. // Женщина в античном мире. - М.: Наука, 1995. - с. 44 - 62.

24. Арский Ф. Перикл. - М.: Молодая гвардия, 1971. - 224 с.

25. Апт С. Вступительная статья. // Античная драма. - М.: Худ. лит-ра, 1970. - с. 5 - 34.

26. Анпеткова-Шарова Г.П. Чекалова Е.И. Античная литература. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 220 с.

27. Ахметова Л.С. Женщины в античности. // Доступно из URL: www.C: Documents and Srttings. [дата обращения 19.09.2005].

28. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров. - М.: Просвещение, 1988. - 352 с.

29. Боннар А. Греческая цивилизация. / Пер. с фр. О.В. Волкова. - М.: Искусство, 1992. - 266 с.

30. Боннар А. Греческая цивилизация. - Т. 1. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1994. - 448 с.

31. Берве Г. Тираны Греции. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 640 с.

32. Блаватская Г.В. Послесловие. // Кравчук А. Перикл и Аспазия. - М.: Наука, 1991. - с. 254 - 259.

33. Блаватская Г.В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. - М.: Наука, 1983. - 323 с.

34. Мода Древней Греции. // Доступно из URL: www.butik.com.ua/mir-modi [дата обращения 15.03.2006.].

35. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. -М.: Высшая шк., 1988. - 495 с.

36. Велишский Ф. Быт и нравы древних греков и римлян. - М.: Эксмо-пресс, 2000. - 704 с.

37. Гарф М. Небольшой экскурс в историю. // Доступно из URL: httr:www.poxod.ru./Literature [дата обращения 25. 03. 2006].

38. Гончарова Т.В. Еврипид. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 271 с.

39. Гусейнов Г.И. Аристофан. - М.: Искусство, 1987. - 272 с.

40. Гиленсон Б.А. История античной литературы. - Т. 1: Древняя Греция. - М.: Наука, Флинта, 2001. - 414 с.

41. Герцберг Г.Ф. История Греции. / пер. с нем. А.В. Прахова. - СПб.: Изд. Н.Фену и К°, 1881. - 657 с.

42. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. - СПб.: Алетейя, 1995. - 468 с.

43. Демосфен. Речи. // Ораторы Греции: Пер. с древнегреч. / Сост. и науч. подгот. текстов М. Гаспарова; Вступ. Статья В. Боруховича; Коммент. И. Ковалевой и О. Левинской. ? М.: Худ. лит., 1985. ? с. 211?282.

44. Дюпуи Д. Е. Проституция в древности. - Кишинев.: logos, 1991. - 216 с.

45. Дмитреева Н. А. Краткая история искусств. - М.: Искусство, 1985. - 318 с.

46. Древняя Греция. История, быт, культура. Из книг современных учёных. / Сост. Л.С. Ильинская. - М.: Москов. Лицей, 2000. - 378 с.

47. Женщины-легенды. / сост., науч. ред. и автор. предис. А. Федосик. - Мн.: Беларусь, 1993. - 336 с.

48. Знаменитые греки и римляне: 35 биографий выдающихся деятелей Греции и Рима. / сост. М.Н. Ботвинник и М.Б. Рабинович. - СПб.: Эпоха, 1993. - 448 с.

49. История Греции со времени Пелопоннесской войны. // под ред. Н.Н. Шамонина и Д.М. Петрушевского. - Вып. № 1. - М.: Тип. Высоч. Утв. товарищества И.Д. Сытина, 1903. - 578 с.

50. Кравчук А. Перикл и Аспазия. / пер. с польск. - М.: Наука, 1991. -268 с.

51. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. / пер. с польск. - М.: Высш.шк, 1990. - 351 с.

52. Кривошта Н.А. Демографические и психологические аспекты некоторых женских образов в греческой лирике и драматургии VII - V вв. до.н.э. // Женщины в античном мире. - М.: Наука, 1995. - с. 63 - 74.

53. Кандоба И.М. Греческая трагедия как источник по изучению положения женщин в Древней Греции. // Доступно из URL: http: // econf. Ystu.ru/ veewtopic. Php? [дата обращения 08.01.2006.].

54. Коптев А.В. Античное гражданское общество. // Доступно из URL: ancientrome.ru./publik/ koptev.htm [дата обращения 15.03.2006.].

55. Крупа Т.Н. Зеркало Лаиды. Истории античных гетер: первый опыт феминизма. - М.: Олма-пресс, 2002. - с. 336- 345.

56. Крупа Т. Н. Женщина в свете античной эротики: традиционные взгляды и реальность. // Истории античных гетер: первый опыт феминизма. - М.: Олма-пресс, 2002. - с.225 - 240.

57. Никитюк Е.В. К вопросу о гетериях в Греции в V-IV вв. до н.э. // Доступно из URL: ancientrome. ru. / publik/ nikituk. htm/ [дата обращения 15.03.2006.].

58. Марру А.И. История воспитания в античности. - М.: Греко-латинский кабинет. Ю.А. Шичалина, 1998. - 430 с.

59. Мякин. Т. Беседа о Сапфо. // Доступно из URL: httr://www.topos.ru. [дата обращения 19. 04 2006].

60. Петров А.В. Женщина в религии и философии в античости. // Доступно из URL: ancientrome.ru [дата обращения 15.04. 2006]

61. Роджерс Г.М. Строительная деятельность женщин в Эфесе. // ВДИ. - 1995. - № 4. - С. 132-138.

62. Суриков И.Е. Перикл и Алкмеониды. // ВДИ. - 1997. - № 4. - С. 14-35.

63. Чистякова Н.А.; Вулих Н. В. История античной литературы. - М.: Высш. шк., 1971. - 454 с.

64. Хоф ван А. Женские самоубийства в античном мире: между вымыслом и фактами. // ВДИ. - 1991. - № 2. - С. 18-38.

65. Шервинский С. Вступительная статья. // Античная лирика. / Сост. С. Апт, Ю. Шульц. - М.: Худ. лит-ра, 1968. - с. 5-23.

66. Фуко М. История сексуальности. / Под ред. А.Б. Мокроусова. - Т. III: Забота о себе. - М.: Наука, 1998. - 346 с.

67. Ярхо В.Н. Полонская К.П. Античная лирика. - М.: Высш. шк., 1967. - 210 с.

68. Ярхо В.Н. Эсхил. - М.: Гос. изд. худ. Лит-ры, 1958. - 285 с.

69. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. - М.: Худ. лит-ры, 1978. - 301 с.

70. Ярхо В.Н. Античная драма: технология мастерства. - М.: Высш. шк, 1990. - 142 с.

Приложение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7