скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Декабристы в Сибири скачать рефераты

p align="left">За 14 лет существования мужского училища (1842-1856) в него было принято 594 мальчика и окончили курс 531 человек. В женское же училище за 1846-1856 годы принято 240 девочек, окончили курс 192. Таким образом, за время деятельности II.Д. Якушкина получили первоначальное образование 723 человека, причем отдельные из них при помощи, товарищей Якушкина - декабристов, были определены в средние учебные заведения - Тобольскую и Иркутскую гимназии и др., и часто содержались на средства декабристов.

Самоотверженно трудясь в своих училищах, Якушкин стремился сделать их образцовыми, на примере которых учились бы не только люди, работающие на поприще сибирского образования, но и все те, кто захотел бы последовать его примеру своим бескорыстным трудом принести пользу народу и целому сибирскому краю.

Организация школ в Тобольской губернии не была дебютом просветительской деятельности декабристов, поселенных в Западной Сибири. Первыми начали обучение детей грамоте в конце 20-х годов XIX века А.И. Шахерев, сосланный в Сургут и А.И. Чернасов в Березове. Обе попытки были неудачными. Первый умер в 1828 году, а второго городничий за проявленную "незаконную деятельность" отправил в тюрьму.

Только к 40-м годам с большим трудом удалось преодолеть сопротивление местной администрации. Поэтому почин И.Д. Якушкина как организатора в Западной Сибири мужской и женской общедоступных всесословных и бесплатных школ, первых не только в Сибири, но и во всей России имел неоспоримое значение.

Ялуторовские школы стали лучшими образцовыми в крае. В этом убеждает обращение к методической помощи И.Д. Якушкина ряда деятелей народного просвещения Тобольской губернии и декабристов, поселенных в соседних городах: Кургане, Тобольске и других.

Более существенных результатов удалось добиться декабристам в Тобольске, где сложилась наиболее многочисленная группа (15 человек). Открытие в 1852 году первого в городе и второго в губернии (после Ялуторовска) женского учебного заведения - девичьего приходского училища, преобразованного вскоре в Мариинскую женскую школу - получило широкий политический резонанс.

В открытие этой гимназии внесли большой вклад и декабристы. В состав комитета по учреждению женской школы вошел декабрист А.М. Муравьев, помимо его директор училищ Тобольской губегнии П.Н. Чигиринцев, учитель К.Н. Немолаев, купец Н.С. Пиленков (меценат) и другие.

Декабрист П.Н. Свистунов был участником подготовительных мер и последующего налаживания работы школы. 30 августа 1852 года школа была открыта. Поскольку не было специального помещения для занятий Александр Муравьев купил каменный дом для училища, отвечающий условиям учебного процесса.

Учитывая, что все расходы производились за счет общественной благотворительности, следует признать материальную помощь А.М. Муравьева, П.Н. Свистунова, М.А. Фонвизина, обстоятельством немаловажного значения.

Таким образом деятельность декабристов по развитию народного просвещения в Западной Сибири, в частности женского образования, развернувшееся по инициативе И.Д. Якушкина, вышло за пределы Ялуторовска. Открытие декабристами при поддержке местной общественности первой женской гимназии в Тобольске - являлось знаменательным событием в культурной жизни Западной Сибири.

Декабристы явились основоположниками женского образования в Сибири, эту их деятельность надо рассматривать как выдающееся явление передовой педагогической мысли и практики в России второй четверти и середине XIX века. Став близко к крестьянству, узнав его трудолюбие, сметливость, сознание своего достоинства, декабристы поняли, что крестьянину, наравне с хлебом, нужна грамота. В лице декабристов крестьяне Сибири увидели первого народного учителя, который бескорыстно нес знания в темную народную массу.

Так М.И. Муравьев-Апостол учил крестьянских ребят в далеком Вилюйске. 3а неимением в этой глуши часов, он придумал способ определения классного времени. Над своей юртой он вывешивал флаг, служивший знаком, что учитель ждет своих учеников. За ним шли братья Беляевы. По просьбе мещан и крестьян, ближайших к Минусинску деревень, они открыли в Минусинске школу, в которой обучали детей чтению, письму, арифметике, начаткам географии и русской истории. В Петровском заводе, в Смоленщине, Усть-Куде, Итанцах - всюду декабристы, уча детей, несли свет и знание в крестьянскую среду.

Если в Западной Сибири образцовой школой, созданной декабристами, была Ялуторовская школа Якушкина, то в Восточной Сибири следует отметить школу декабриста Раевского, применявшего в ней принципы ланкастерской системы.

В. Раевский много энергии и средств потратил на создание в селе Олонках (на Ангаре) постоянной школы. На свои средства он нанял помещение, пригласил учителя, некоего Гусарова, и убеждал всех крестьян учиться, говоря, что "ученому везде легче". Сначала его предложение не имело успеха. Вполне понятно, в народе существовал взгляд, что занятие чтением, писанием ведет к зачитыванию, "помрачению ума". Но позже крестьяне охотно отдавали своих детей в школу.

Усть-Кудинские крестьяне, делясь своими воспоминаниями о декабристах, говорили: "декабристы нас соберут, разговаривают, угощают, наукой кормят, завещая держаться за грамоту крепко".

Также просвещением занимались и декабристы сосланные в Енисейскую губернию. Первым на поселение в 1826 году прибыл "закованный в ножные и ручные железа", осужденный на 20 лет поселения в заполярном Туруханске Ф.П. Шаховской. Сразу по прибытии к месту ссылки Шаховской занялся устройством школы для детей местного населения и оказанием медицинской помощи жителям Туруханска. Сотник Сапожников в одном из донесений гражданскому губернатору Степанову сообщает: "Находящийся в Туруханске государственный преступник Шаховской принял на себя обязанность обучать грамоте малолетних детей здешних жителей, за что отцы их к нему, Шаховскому, расположены в высшей степени с большой благодарностью и почтением".

В своей педагогической деятельности декабрист использовал идеи, высказанные Р. Оуэном в книге "Воспитание в Нью-Лэнарке". Вскоре занятия с туруханскими детьми привели его к необходимости создания "Новых правил российского языка" и разработке методических рекомендаций по начальному обучению детей грамоте, о чем он писал в письмах к жене - кн. Н.Д. Шаховской. В созданной Шаховским школе не соблюдались сословные или национальные ограничения.

Деятельность Ф. П. Шаховского в Туруханской ссылке обеспокоила местную краевую власть, усмотревшую во всем нежелательное вмешательство лишенного прав "государственного преступника" в общественную жизнь. Предписанием гражданского губернатора Степанова от 7 мая 1827 года ему было запрещено лечить и обучать крестьянских детей.

В 1839 году, после тринадцати лет каторги в Благодатном руднике, Нерчинске и Петровском заводе, в Красноярск на поселение прибыл В.Л. Давыдов. Очень скоро квартира декабриста стала центром культурной жизни города. В.Л. Давыдов, зная о запрете заниматься обучением детей, создает лишь "домашний класс" для своих детей, который, однако, посещали и дети жителей города. Давыдов написал программу обучения для своей "домашней школы", которая отличалась "гражданской направленностью, интересом к естественным и социальным наукам", а позже стала основой "программы первой красноярской мужской гимназии".

Э.Г. Хаптагаева отмечает, что В.Л. Давыдов относился к числу декабристов, считавших детское чтение "важнейшей частью воспитательно-образовательной работы семьи", понимал необходимость "расширения круга понятий и знаний детей".

В 1841 году в село Назимовское прибыл на поселение А.И. Якубович, также занимавшийся педагогической деятельностью. Александр Иванович был глубоко убежден, воспитание детей - это гражданский долг. Причем, нужно давать детям истинное, нравственное воспитание, образование должно сделать их "полезными Отечеству и тогда семейство исполнит свой долг", писал декабрист в одном из писем сестре. Главной же целью образования, считает Якубович, заключается в воспитании у детей понятия о высоком предназначении личности через убеждение, что "не на пир… дана жизнь, но на труд, на борьбу". А.И. Якубович подчеркивает, что воспитание гражданственности не зависит ни "от способностей ума", ни от "твердости воли и заслуг", если в основу его не положено твердое нравственное убеждение в том, что "они рождены быть слугами Отечества, которому должны жертвовать имуществом, жизнью, честью".

Преследования со стороны властей за педагогическую деятельность значительно ограничивало эту сторону деятельности декабристов. Так, в 1836 году один из приказов генерал-губернатора Восточной Сибири гласил: "Из переписки гос. преступников, на поселении находящихся, усмотрел, что некоторые из них обучают крестьянских детей грамоте" и, находя это занятие "противным прямому смыслу существующих узаконений" и "желая отвратить вредное влияние таковых учителей на умы учеников", предписал Енисейскому гражданскому губернатору "положить предел этому злу, допущенному местными властями".

Бескорыстно трудясь на поприще образования народа Сибири, декабристы стремились в тоже время положительно повлиять на людей, занимавшихся обучением и воспитанием юношества. И несмотря на то, что правительство принимало различные меры по изолированию их от местного общества, тем более от воспитания и обучения юношества, декабристы считали своим долгом бывать в учебных заведениях и своими осторожно высказанными мнениями, советами повлиять на дело улучшения образования в Сибири.

Кроме того, декабристы стремились выявить талантливых и способных сибиряков, оказывали им своевременную помощь, давали верное направление, подсказывали передовую идею и включали в общественную деятельность по культурному подъему Сибири.

Постоянной поддержкой и советом декабристов пользовался известный автор народной сказки "Конек Горбунок" П.П. Ершов, живший в Тобольске, где находились на поселении Фонвизины.

Учитель Ялуторовского уездного училища Голодников, подружившийся с декабристами Ялуторовской колонии и пополнявший у них свои знания, под руководством М.И. Муравьева-Апостола в 1845 году составил историко-статистическое описание Ялуторовского округа. При этом примером как нужно выполнять работу подобного рода явилась статья Штейнгеля "Историческое описание Ишимского Округа", напечатанная в журнале "Министерства Внутренних Дел".

Несомненно декабристы способствовали складыванию прочных исторических, археологических и этнографических интересов к Сибири у своего воспитанника М.С. Знаменского, который в 70-80-х годах XIX века сделал много для популяризации исторических сведений об этом богатом и заброшенном крае и собирался писать подробную историю города Тобольска".

Обратившись к изучению Сибири, он в своих произведениях дал не только реалистические зарисовки сибирского быта и природы, но, как правильно указывают исследователи Базанов, Сафронов, Набросал целую программу ее возможного преобразования: развития судостроения, путей сообщения, торговли, использования полезных ископаемых и т. д.

Педагогическая деятельность декабристов внесла большой вклад в развитие народного образования. Приемами обучения декабристы охотно делились с коллегами, многие ездили учиться их методическому мастерству. Учителя-сибиряки часто увозили с собой не только опыт организации школ и преподавания, но и вольнодумство, готовность к самопожертвованию во имя просвещения сибиряков.

Из среды учеников и друзей декабристов выросла сибирская интеллигенция, вышли ее общественные деятели: А.П. Першин - организатор и руководитель первой в истории русского рабочего движения забастовки забайкальских рабочих; организатор первого в России независимого рабоче-потребительского общества; М. Знаменский - учитель рисования, известный сибирский художник-карикатурист, краевед; А.П. Сазонович и О.Н. эБалакшина - учительницы рукоделия ялуторской женской школы; Т.Н. Сайлотов-Крюков (сын декабриста Н. Крюкова) - учитель Минусинского городского училища. Последний много сделал для начального женского образования в городе. М. Кюхельбеккер (сын В.К. Кюхельбекера), получив юридическое образование, с 1876 года был директором общества для улучшения помещений рабочего и нуждающегося населения в Петербурге. Одна из дочерей М. Кюхельбекера (а их было семеро) занималась педагогической деятельностью а Екатеринбурге. Сын декабриста Волконского, Михаил был с 1872 года товарищем министерства народного просвещения в России. Мария Свистунова, Варвара Поджио и другие - прекрасные музыкальные династии декабристов. Сестры Мария и Вера Ивашевы явились пламенными проповедницами и организаторами кружков женского равноправия в России. Они энергично выступали в 60-х годах XIX века за свободу и права женщин. Педагогическая деятельность декабристов внесла большой вклад в дальнейшее культурное развитие не только сибирского народа, но и всей России.

Декабристы и сибирская интеллигенция

Вопрос о связях декабристов с населением мест их каторги и ссылки, с деятелями культуры края - составная часть сибирских декабристоведческих исследований. Его разработка необходима, прежде всего, для более полного понимания круга, характера деятельности декабристов в ссылке, ее влияния на общественное развитие края, на подъем уровня культуры, образования его населения.

Тяжела была участь декабристов, поселенных в Туруханске, особенно Николая Сергеевича Бобрищева-Пушкина, прибывшего в Туруханск в 1827 г. Он и его брат Павел Сергеевич - члены Южного общества принимали активное участие в сокрытии "Русской правды" - самого радикального программного документа декабристов. Жестокость следствия, тюрьмы, ссылки вызвали у Н.С. Бобрищева-Пушкина психическое расстройство, которое особенно обострилось после пребывания его сначала в Троицком монастыре в Туруханске, затем в Спасском монастыре в Енисейске. Только в 1831 году он был переведен в Красноярск и помещен в больницу, где его состояние улучшилось. В 1833 г. в Красноярск после окончания срока каторжных работ приехал Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин. Он снял квартиру в городе и взял брата.

В 1828 г. в Минусинск переведен из Верхоянска Семен Григорьевич Краснокутский. Он был обер-прокурором Сената и в тайное общество вошел из-за глубокого убеждения в необходимости ограничения монархии и уничтожения крепостного права. Несмотря на тяжелую болезнь (паралич ног), Краснокутский и в ссылке не утратил интереса к вопросам общественной жизни. Будучи отличным знатоком государственного права, он постоянно оказывал помощь людям разных сословий по правовым вопросам.

С 1833 года в Енисейске поселились супруги Фонвизины Михаил Александрович и Наталья Дмитриевна. Михаил Александрович Фонвизин - виднейший деятель декабристского движения, сохранивший до конца дней твердость убеждений. В 1835 г. Фонвизины переселились в Красноярск. Вокруг живущих в Красноярске декабристов сложился кружок прогрессивно мыслящих чиновников. Фонвизин, продолжая изучать историю освободительного движения в России, начал писать труд "Обозрение проявлений политической жизни в России". В 1836 г. с освобождением декабристов, осужденных по второму разряду, в Красноярск приехал Михаил Фотиевич Митьков. После десятилетней каторги, с подорванным здоровьем, он занимался метеорологическими наблюдениями. Подобной работой в Красноярске еще никто не занимался. Митьков регулярно отмечал температуру воздуха, давление, состояние звездного неба и т. д. Академик Купфер, неутомимо трудившийся над развитием метеорологического дела в России, обработал и подготовил к печати наблюдения Митькова. Труд декабриста был разослан всем метеорологическим и астрономическим обсерваториям и естествоиспытателям.

Научную деятельность в губернии вел и декабрист Александр Иванович Якубович, живший в 1841-1845 гг. в Енисейском уезде, в селе Назимове. Наблюдения Якубовича были использованы академиком А.Ф. Миддендорфом, который поместил их в книге "Путешествие на север и восток Сибири" и, несмотря на запрещение, упомянул имя Якубовича в своем исследовании.

В 1839 г., после тринадцати лет каторги в Нерчинских рудниках и в Петровском Заводе, в Красноярск с семьей переселился Василий Львович Давыдов. В.Л. Давыдов принадлежал к знатной, богатой и культурной семье, оставившей заметный след в русской истории, военном искусстве, литературе. Он был в родстве с героями войны 1812 г. генералом Н.Н. Раевским, Денисом Давыдовым, с декабристами С.Н. Волконским и М.Ф. Орловым. В его имении Каменка под Киевом собирались на совещания декабристы. В Каменке у Давыдовых бывал А.С. Пушкин. Сам Василий Львович отличился как герой в Бородинском сражении, будучи адъютантом Багратиона.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6