скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Чехия и Словакия от начала Первой мировой к концу Второй мировой войны скачать рефераты

p align="left">Мирные соглашения 1919-1920 гг. зафиксировали глубокие перемены в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе и образование национальных государств, включая Чехословакию. Последняя становилась составной частью новой Европы и системы, названной Версальской. Победа стран Антанты в мировой войне способствовала усилению и развитию парламентской демократии в регионе. На конференции в Париже по предложению В. Вильсона была создана новая международная организация - Лига наций. В основу ее деятельности был положен принцип коллективной безопасности.

За обретенную свободу ЧСР брала на себя нелегкие обязательства и должна была выплатить союзникам большую часть довоенных долгов Автро-Венгрии.

В официальной трактовке ЧСР возникла как "чехословацкое" государство, в котором две "ветви" единого целого - чехи и словаки - составляли "чехословацкий народ" как национально-политическую категорию. На ее основе строилось гражданское общество республики. По расчетам творцов теории "чехословакизма", в будущем должно было возникнуть "этническое единство". Они исходили из языковой близости двух народов, но упускали из вида различия исторического развития и культурных традиций. Концепция "чехословакизма" безусловно имела политический подтекст.

В новом государстве чехи составляли половину всего населения и лишь вместе со словаками (около 2 млн.) образовывали заметное большинство - около 8,8 млн. человек (при 3 млн. немцев). Таким образом "чехословаки" в ЧСР считались государствообразующим народом. Немецкая, венгерская, польская части граждан республики получили статус национальных меньшинств. Русинам (так в ЧСР называли украинцев Подкарпатской Руси) была обещана территориальная автономия. Наиболее развитую социальную структуру имело немецкое население, оно отличалось большой долей занятости в промышленности. В этом отношении к нему приближались поляки Тешинской Силезии. Самой отсталой областью была Подкарпатская Русь, уступавшая по уровню социального и экономического развития Словакии.

Чешские политики преследовали цель создания унитарного государства. Предоставление автономии национальным меньшинствам рассматривалось как весьма опасный прецедент. Централизованное государство в их понимании легче могло преодолеть послевоенные трудности и трения с соседними странами. Такой подход был вызван и глубокими социальными проблемами. Предстоял сложный процесс интеграции разных по уровню социально-экономического развития и национальному составу населения регионов.

Чехословакия была наиболее развитым из всех вновь созданных государств Центральной Европы. Она унаследовала большую часть промышленности Австро-Венгрии, имела товарное сельское хозяйство, особенно в чешской части республики. Ее экономика не пострадала от военных действий, поэтому не пришлось тратить больших средств на восстановление.

Факторами, негативно сказывавшимися на состоянии народного хозяйства Чехословакии, были значительные диспропорции в уровне развития отдельных регионов, их длительное вхождение в состав различных экономических организмов (Австрии и Венгрии), ограниченная доступность прежних внутренних рынков сбыта, в значительной своей части оказавшихся в составе других государств, и трудности завоевания новых из-за сильной конкуренции развитых стран мира, наконец, общая несбалансированность мирового хозяйства после войны. В связи с этим к числу актуальных экономических задач Чехословакии относились: интеграция отдельных исторических регионов, создание емкого внутреннего и поиск внешних рынков сбыта, реструктуризация промышленности применительно к новым условиям.

Оставаясь частью мирового хозяйства, чехословацкая экономика вместе с ним переживала взлеты и падения экономической конъюнктуры. После непродолжительного послевоенного оживления спроса в начале 20-х гг. наступил спад, но уже в 1924 г. начался экономический рост.

Определенное положительное значение для экономического развития страны и расширения внутреннего рынка имела аграрная реформа. Закон о ее проведении был принят в апреле 1919 г. Он предусматривал изъятие помещичьей земли сверх установленного размера в 150 га пашни и 250 га угодий в целом. Изымаемая земля за выкуп передавалась малоземельным крестьянам, тем самым снималась социальная напряженность в деревне. Шляхте и церкви принадлежало около 30% всей обрабатываемой земли. Острие аграрной реформы прежде всего было направлено против инонациональных помещиков. Из 4 млн. га изъятых земель крестьянство получило около 45%, столько же было возвращено прежним владельцам. Около 10% земельного фонда достались ведущим функционерам аграрной партии, создавшим крупные капиталистические хозяйства. Реформа почти не коснулась церковного землевладения.

Вторая половина 20-х гг. в целом характеризовалась благоприятной экономической конъюнктурой. Позитивно сказывались также результаты аграрной реформы. По ряду показателей и достигнутому уровню жизни ЧСР смогла войти в десятку самых развитых стран. Ведущее место в экономике ЧСР занимали такие крупнейшие предприятия, как оружейные заводы "Шкода", а также известный концерн по производству обуви Томаша Бати.

Мировой экономический кризис конца 20-х гг. поразил ЧСР в 1930 г., а наибольшей глубины достиг в 1932-1933 гг. В разгар кризиса промышленное производство упало по сравнению с 1929 г. на 40%. Глубокими были финансовый и аграрный кризисы. Число безработных по официальным, явно заниженным, данным достигло к началу 1933 г. 920 тыс., причем пособие по безработице выплачивалось лишь 240 тыс. лиц. Кризис усугублялся из-за падения внешнеторгового оборота, за счет которого обеспечивалось 30-40% национального дохода ЧСР. Происходила постепенная утрата рынков сбыта в пользу соседней Германии. Объем экспорта составлял в 1933 г. 29% от уровня 1929 г.

Медленнее чем в промышленности, финансах и сельском хозяйстве разворачивался кризис в строительстве и производстве стройматериалов. Интенсивно развивался автомобильный транспорт и связанная с ним реконструкция и строительство шоссейных дорог. Плотность их сети приблизилась к западноевропейскому показателю. Продолжалась электрификация, особенно чешских и моравских сел и Словакии.

Кризис в экономике был столь глубоким, что его последствия не удалось преодолеть до конца Первой республики. Только в 1936 г. наметилось общее оживление в экономике страны, а в 1937 г. валовый внутренний продукт составил 98,4 % докризисного максимума. На медленные темпы выхода народного хозяйства ЧСР из кризиса влиял также экономический консерватизм крупнейших банков, таких как Живнобанк и Англопрагобанк. Высокие темпы роста демонстрировали только энергетика, автомобилестроение и оборонная промышленность, повышенный спрос на продукцию которой диктовался военной конъюнктурой. Концерн "Шкода", в который были сделаны крупные французские капиталовложения, занимал видное место в мировой торговле оружием, в том числе и с СССР.

4. Политическое развитие Чехословакии в межвоенный период

Февральская конституция 1920 г., авторами которой были в основном чешские деятели, определяла ЧСР как парламентскую демократическую республику. Высшим законодательным органом был парламент. Он состоял из двух палат - палаты депутатов и сената, включавших соответственно 300 и 150 представителей. Однако и президент, избираемый парламентом, располагал большими полномочиями. Он назначал правительство и мог отправить его в отставку, имел право роспуска парламента, являлся главнокомандующим армии. Сенат большой роли не играл и иронично назывался "промокашкой" палаты депутатов. Конституция провозглашала равенство всех граждан, неприкосновенность личности, жилища, частной переписки, свободу слова, собраний, вероисповедания, право на забастовку, на создание общественных и политических организаций разной направленности. Национальным меньшинствам предоставлялись довольно широкие права. Все они практически пользовались культурной автономией. А там, где нацменьшинства составляли 20% населения, делопроизводство велось на двух языках. Появился более демократичный, по сравнению с австрийским, закон о выборах в органы местного самоуправления. Произошла общая демократизация всех сфер общественной жизни. В стране вводился 8-часовой рабочий день, устанавливалась система пособий по безработице, был повышен уровень зарплаты, снижены цены на товары первой необходимости. Достижению внутриполитической стабильности во многом способствовала аграрная реформа.

Идею парцелляции земельных владений особенно поддерживала аграрная партия, она же возглавила ее проведение. Социал-демократы, выступавшие за создание госхозов и кооперативов, скорее отпугнули от себя крестьянство. Достаточно последовательное проведение реформы привело к тому, что аграрии являлись ведущей партией ЧСР на протяжении всего межвоенного двадцатилетия.

ЧСР превращалась в наиболее демократичную страну региона. Хотя по уровню социальной напряженности ее порой сравнивали в послевоенные годы с вулканом, правящим кругам все же удалось избежать сползания в крайности. Прежняя система национального угнетения была ликвидирована, но причины национальных противоречий не только сохранились, но и пополнились новыми в связи с изменением статуса немцев и венгров - превращением их в национальные меньшинства. При этом концепция единой "чехословацкой" нации не обеспечила прочной основы для интеграции чехов и словаков и не была реализована.

Политические партии, которых насчитывалось более двух десятков, создавались исходя из социальных, политических, конфессиональных, национальных и др. принципов. По результатам общих парламентских выборов формировалась, как правило, правящая коалиция из нескольких партий, согласовывались кандидатуры в правительство и его программа деятельности. Можно выделить три главных течения в политическом спектре - республиканское, национальное ( а то и националистическое) и коммунистическое.

Первое, стоявшее на платформе парламентской демократии в духе Масарика, включало как чешские, чешско-словацкие, так и немецкие партии. К нему можно отнести социал-демократов, национальных социалистов, аграриев и партии католической ориентации. Несмотря на ряд противоречий, в том числе и на национальной почве, они сотрудничали в правящей коалиции и парламенте на компромиссной основе.

Два других течения были по-своему непримиримыми к существующему режиму и, как правило, действовали в оппозиции в системе парламентской демократии. Партии крайне выраженного национального толка добивались переустройства ЧСР с учетом многонационального характера населения. Одни из них, подобно Словацкой народной партии во главе со священником А. Глинкой, приветствовали создание независимого государства, другие же - партии немецких и польских националистов - не признавали его.

Революционное течение руководимое известным деятелем Б.Шмералем(1880-1941), до 1921 г. развивалось в рамках социал-демократии. Радикализм в течение привносили те, кто прошел горнило первой мировой войны и плена, а также революций в России, и вернулся в конце концов на Родину.

Вся политическая система функционировала в рамках предоставленных конституционных свобод. Деятели националистической и коммунистической ориентации стремились к дестабилизации ЧСР. Важным испытанием существующего строя на прочность стали события декабря 1920 г. В это время произошел раскол в рабочем и социалистическом движении на правое и многочисленное левое, марксистское, крыло. Поводом для конфронтации правящих кругов с левым течением, в тот момент доминировавшим в социал-демократии, послужила тяжба в партии за здание Народного дома и партийную кассу. Судебные органы вступились за правоцентристов и, согласно их решению, левые должны были передать имущество своим оппонентам. Власти с помощью полиции помогли отбить у левых Народный дом. Произошла стычка, были раненные. В знак протеста против подобных действий началась демонстрация, переросшая 10 декабря в генеральную забастовку. В ряде мест было введено чрезвычайное положение. Декабрьские события не стали переломными на пути коммунистической трансформации существующего строя, чего добивалась марксистская левая. Но они ускорили организационное оформление многочисленных коммунистических групп. В мае 1921 г. была создана Коммунистическая партия Чехословакии (КПЧ), которая стала секцией Коммунистического Интернационала. Она добивалась установления диктатуры пролетариата и построения социализма по советскому образцу. КПЧ долгое время - до 1935 г. - отвергала буржуазную государственность.

Первые после обретения независимости парламентские выборы состоялись в апреле 1920 г. Наибольшего числа депутатских мандатов добилась Словацкая народная партия Глинки, второе место заняли аграрии. Значительный успех выпал на долю социал-демократов и национальных социалистов. На основе партий социалистической ориентации и аграриев была сформирована правящая коалиция, получившая определение "красно-зеленой". Правительство первоначально возглавил социал-демократ В.Тусар, а бурной осенью 1920 г. его сменил назначенный специально президентом ЧСР "независимый" специалист Я. Черны. В результате подавления декабрьской забастовки в политической жизни страны усилилось республиканское течение. Дополнительной стабилизации режима служил принятый в 1923 г. после бурного обсуждения закон в защиту республики.

В 1922 г. произошла перегруппировка политических сил и сформировалась так называемая "общенациональная" коалиция. Ее основными структурными компонентами была пятерка наиболее влиятельных чешско-словацких партий республиканской ориентации - аграрии, национальные демократы, социал-демократы, национальные социалисты, клерикальная народная партия, объединявшая католиков. С момента ее оформления и до начала 1926 г. правительство этой коалиции возглавлял председатель партии аграриев А.Швегла, большой мастер политического компромисса.

Деятельность коалиции "национального единения" свидетельствовала об окончательном отходе от прежней довольно популярной идеи "социализации" общества, за которую ратовали социалисты, особенно левые. Лидеры "пятерки" становились носителями реальной политической власти и своеобразной кузницей государственных компромиссов. Коалиция развивала линию на последовательное отстаивание интересов основных группировок правящего класса, не останавливаясь даже в условиях экономического спада начала 1920-х гг. перед снижением уровня жизни широких трудовых слоев. В целом же группировка "Града" (от названия президентской резиденции в Праге), это своеобразное объединение видных представителей политических и деловых кругов вокруг Т.Масарика, а затем его преемника на посту президента ЧСР Э.Бенеша, придерживалась реформистского курса во внутренней политике. Она исходила из того, что возможности парламента как высшего законодательного органа и важнейшего инструмента политической жизни достаточно велики, нужно только настойчиво искать пути их эффективного использования.

"Общенациональная" коалиция в 1925 г. распалась, осенью состоялись досрочные выборы в парламент. Они показали некоторое ослабление позиций социалистов, а также крупной буржуазной партии национальных демократов. Победу на выборах одержали аграрии, получив 13,5% голосов. Большого успеха добилась КПЧ, занявшая второе место. В Словакии наибольшее число мандатов завоевала народная партия Глинки, которая, в отличие от действовавших там и достаточно влиятельных унитаристских партий, настойчиво добивалась обещанной словакам автономии.

Была предпринята попытка сохранить прежнюю правящую коалицию за счет включения в нее небольшой партии ремесленников, но она не спасла ситуацию. В марте 1926 г. президентом было назначено внепарламентское "правительство специалистов". Распад коалиции "национального единения", державшейся на сотрудничестве наиболее влиятельных чехословацких политических партий, привел к временным трудностям в функционировании парламентской системы.

Выходом из правительственного кризиса явилось привлечение к коалиционному сотрудничеству партнеров из политических партий чешских немцев, а также Словацкой народной партии. Этот по тем временам достаточно смелый шаг группировки "Града" свидетельствовал о ее желании и готовности к стабилизации политической системы парламентскими средствами путем частичного урегулирования немецкого и словацкого вопросов и налаживания межнационального сотрудничества в сфере власти. Осенью 1926 г. в правительство А.Швеглы были включены представители немецких аграрной и христианско-социальной партий, которые взяли на себя обязательство отстаивать интересы венгерского меньшинства.

Деятельность буржуазной, или как ее тогда называли "панской" коалиции, находившейся у власти до конца 20-х гг. получила противоречивые оценки. Вместе с тем ее создание следует считать крупным политическим успехом президента, смотревшего на внутреннюю политику прежде всего через призму немецкого вопроса. Повторное переизбрание Масарика президентом ЧСР в мае 1927 г. показало поддержку большинством политических сил избранного им пути в развитии демократии и разрешении национальных противоречий. В условиях экономической стабильности второй половины 20-х гг. социалисты с готовностью шли на конструктивное сотрудничество с буржуазными партиями, мотивируя это общностью интересов всех классов в поддержании уровня жизни общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4