скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Цивилизации греческого полиса скачать рефераты

Цивилизации греческого полиса

Реферат

«Цивилизации греческого полиса»

I. Границы цивилизации

Прекрасная природа Эллады, которую много раз воспевали поэты, не была слишком щедрой, особенно для земледельцев.

1. «Вызов суровой страны»

Плодородной земли в Греции немного. Климат здесь засушливый, крупных рек нет, и создать оросительную систему, как в речных цивилизациях Востока, было невозможно. Поэтому земледелие стало основной отраслью хозяйства лишь в некоторых областях страны. Причем по мере развития хлебопашества почва стала быстро истощаться. Хлеба, как правило, не хватало на все население, численность которого со временем возрастала. Более благоприятные условия были для садоводства и скотоводства: греки издавна разводили коз и овец, сажали виноград и оливки. Страна была богата полезными ископаемыми: серебром, медью, свинцом, мрамором и золотом. Но, естественно, этого было недостаточно для того, чтобы обеспечить средства к существованию.

Еще одним богатством Греции было море. Удобные бухты, многочисленные острова, расположенные близко друг от друга, создавали прекрасные условия для мореплавания и торговли. Но для этого нужно было овладеть стихией моря.

Цивилизация сумела дать достойный «ответ» на «вызов» среды. Став искусными мореплавателями, греки постепенно превратили свою страну в сильную морскую державу.

Сами греки хорошо понимали преимущества созданной ими морской державы, ее независимость от изменчивой природы: «Плохие урожаи -- бич самых могущественных держав, тогда как морские державы легко их преодолевают». Борьба за существование шла, прежде всего за счет освоения новых пространств, колонизации и торговли. Греческая цивилизация постоянно расширяла свои границы.

Первый очаг цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III--II тысячелетий до н. э. Около XV в. до н. э. критская культура, яркая и оригинальная, трагически быстро погибает (очевидно, после извержения вулкана).

Ей на смену пришла новая культура -- ахейская. Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря. Пережив в XV-- XIII вв. до н. э. расцвет, уже в XIII--XII вв. до н. э. ахейская культура погибла так же неожиданно и трагично, как и ее предшественница. Возможно, она была уничтожена во время нашествия северных народов, среди которых, очевидно, были и греки-дорийцы.

Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода предварительным этапом, после которого начинается история собственно греческой цивилизации.

С VIII по VI в. до н. э. Греция занимала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Около 500 г. до н. э. в истории Греции происходит важнейший перелом -- начинается великая греческая колонизация (греческие поселения, скажем, в Италии, появлялись и раньше, но колонизация не имела массового характера). Она шла на запад (Сицилия, Южная Италия, Южная Франция, восточное побережье Испании), на север (Фракия, проливы из Средиземного в Черное море), на юго-восток (Северная Африка, Левант).

2. «Вызов новых земель»

Что же дала Греции колонизация? Прежде все она вызвала массовый отток населения, покидавшего родину из-за нехватки земли или частых внутренних усобиц. В результате число недовольных среди свободного населения Греции сокращалось, и это в какой-то степени снимало социальную напряженность.

Колонизация открыла огромные возможности для торговли, которая ускорила развитие судостроения и всех разнообразных ремесел, с ним связанных. В колониях быстро выросли богатые города: Халкида, Коринф, Мегары, Милет, Эретрия и многие другие. Между ними и метрополией устанавливались прочные торговые связи. Из колоний поставлялось то, чем так беден был Балканский полуостров, -- зерно, лес, металлы и продукты. В свою очередь из метрополии везли товары, которыми славилась Греция: изделия ремесленников, вина, оливковое масло.

Метрополия -- в переводе с греческого «мать-город». Город-государство, из которого осуществляется колонизация.

Проблемы, стоявшие перед колонистами, требовали от человека особых качеств. Борьба с морской стихией, трудности освоения новых, неведомых земель -- в этих ситуациях решающую роль играли люди смелые, инициативные, способные, знающие свое дело. Поэтому неудивительно, что в жизни древнегреческого общества на первый план выходил культ личности и принцип соревновательности между людьми. Не случайно именно в Греции впервые появились спортивные соревнования -- Олимпийские игры. Это были грандиозные празднества во славу божественного совершенства человека, прекрасного душой и телом. В честь победителей устанавливались статуи, а в родных городах их почитали как героев. Идеал совершенной личности, обладающей физической силой и благородством, отразился в многочисленных мифах о героях, полубогах-полулюдях (мифы о Геракле, Прометее и др.).

Во второй половине IV в. до н. э. благодаря походам (334--324 гг. до н. э.) Александра Македонского возникла гигантская империя, которая охватывала Малую, Переднюю, частично Среднюю и Центральную Азию до нижнего течения Инда, а также Египет.

Итак, особые географические условия Греции оказали большое влияние на ход исторического развития цивилизации, на формирование своеобразного типа личности.

II. Греческая община Полис

Как и во всех до индустриальных цивилизациях, община в Древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общину. Особенности греческой общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю цивилизации в целом.

Это была община-полис, включающая в себя не только сельское население (как на Востоке), но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности, если он был свободным и владел частной собственностью. Все члены общины -- свободные собственники -- обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной.

Государство в Греции существовало не над общиной (как это было на Востоке), оно вырастало из общины; точнее, сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления. Члены общины, горожане и земледельцы, не знавшие проблемы отчуждения от государства, сплачивались в единый, достаточно замкнутый коллектив, составлявший экономическое, политическое и идейное целое.

Полисом в Древней Греции называли город государство. Оно состояло из самого города и прилегающих к нему территорий.

Система ценностей -- система нравственных норм, идеалов, которые определяют поведение человека, его отношение к себе, окружающему миру.

Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т. е. складывались своды законов, определявшие права и обязанности членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Например, под охраной закона находились земледельцы: в Спарте до IV в. до н. э. было запрещено отчуждать землю у крестьян, в Афинах прославленный законодатель Солон не дозволял, чтобы один человек покупал землю в неограниченных количествах. Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию: граждане полиса вступали в ополчение и на время войн превращались в воинов.

Полис (т. е. коллектив граждан) имел право верховной собственности на землю. Кроме частных участков земли он распоряжался также не поделенной, свободной землей, и это укрепляло позиции полиса как политического образования.

Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии. В полисе создавалась особая система идеалов: свободные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит, прежде всего, от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другой стороны, процветание полиса во многом зависело от его граждан, от того, сколько среди них будет ярких, талантливых и благородных людей. Они почитали древние традиции, осуждали стяжательство и очень высоко ценили крестьянский труд. Но главное -- ощущали себя полноправными и свободными людьми. Это составляло предмет особой гордости. Так, одержав победу над персами, греки объясняли свой успех тем, что они обладали даром свободы, а все подданные персидского царя-деспота были его рабами.

Слово «автаркия» можно перевести как «самообеспеченность», «самодостаточность».

Сила и самостоятельность общин-полисов во многом объяснялись тем, что в Греции не было условий для появления больших царских и храмовых хозяйств, хотя монархическая форма правления внутри полисов какое-то время существовала. В глубокой древности во главе полисов стоял царь -- басилевс и родовая знать, ущемлявшие права демоса (народа), к которому относились все незнатные свободные крестьяне и ремесленники. К VII в. до н. э. конфликты внутри полиса достигли особенного размаха.

Борьбу с аристократией вело мелкое крестьянство, перед которым часто вставала угроза лишиться своей земли и превратиться в арендаторов на собственных участках. У аристократии был и другой противник -- довольно большой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желавших получить привилегии знати.

Во многих полисах эта борьба заканчивалась переворотом, свержением родовой знати и установлением тирании -- единовластия, благодаря которой обуздывался произвол знати.

Потребность в тирании после того, как позиции аристократии были ослаблены, быстро отпала, и стали появляться другие формы правления. В одних полисах правление было олигархическим, в других -- демократическим, но в любом случае большую роль играл о народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов. Высокая роль народного собрания и выборность власти -- два основных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии.

Тиран -- в переводе с греческого «единоличный правитель». Это слово не имело отрицательного смысла. Тираны нередко способствовали процветанию полисов.

Олигархия -- в буквальном переводе с греческого «власть меньшинства».

«У власти там стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении... подобного рода государство неизбежно не будет единым, а в нем как бы будут два государства: одно -- бедняков, другое -- богачей». (Платон Государство).

Таким образом, демократия, эта уникальная черта древнегреческой цивилизации, родилась далеко не сразу и не без борьбы, не во всех полисах она достигла расцвета. Но важно, что сама структура полиса-общины создавала возможности (иногда остававшиеся нереализованными) для утверждения демократических принципов.

Греческие полисы обычно были небольшими. Например, на острове Родос (его площадь составляет около 1404 кв. км) находились три самостоятельных полиса, а на острове Крит (8500 кв. км) -- несколько десятков. Самым большим полисом была Спарта: его территория охватывала 8400 кв. км.

Полисы были очень устойчивой формой государственности, они возникали и в колониях, причем основывались на тех же принципах, что и полисы в Греции. По отношению к метрополии они вели себя как вполне независимые государства могли быть союзниками, а могли и вести войну.

1. Общество в полисах

Среди населения полисов привилегированное положение занимали его граждане. Другие свободные люди, не являвшиеся гражданами полиса, считались неполноправными. К ним относились, прежде всего, зависимые крестьяне, потерявшие право собственности на свои участки земли, и иноземцы (метеки). Число иноземцев росло по мере того, как Греция завоевывала все новые колонии. Многие метеки были богатыми, но, тем не менее, им, как правило, запрещалось покупать землю, а это, естественно, закрывало доступ к управлению полисом.

Демократия -- в буквальном переводе с греческого «власть народа».

«Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах...» (Платон Государство).

На низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. В Греции, как и в Риме, рабство отличалось от домашнего рабства на Востоке особой жесткостью и определенностью. (Исключение составляла Спарта, где рабы-илоты сохраняли некоторую самостоятельность.) Долговое рабство соплеменников было изжито довольно быстро; рабами становились только военнопленные, и, возможно, поэтому, как предполагают историки, граница, отделяющая раба от свободного, была такой отчетливой.

Рабы в Греции не имели никаких прав и действительно приравнивались к «говорящим орудиям»: они были лишены всякой собственности, являлись предметом купли-продажи, не могли заключать брак, дети рабынь именовались приплодом и тоже считались рабами. Даже в тех случаях, когда рабов отпускали на волю, они оставались неполноправными и все равно зависели от прежнего хозяина, который становился их покровителем, патроном.

В лучшем положении были рабы, которых отпускали на оброк (а такое случалось нечасто). В этом случае они могли открыть собственную мастерскую или лавочку и жить более самостоятельно.

После 500 г. до н. э., т. е. в эпоху колонизации, особенно во время войн с Персией (500--449 гг. до н. э.), число рабов начало стремительно расти. Но, как и на Востоке, они не были основными производителями. В сельском хозяйстве труд рабов использовался мало. Земледельцы предпочитали обходиться собственными силами, особенно в тех случаях, когда требовался тщательный уход за культурами. Зато на тяжелых работах в рудниках, в мастерских рабы были основной силой. Кроме того, многие из них трудились как слуги в домах зажиточных людей. Рабство в Древней Греции воспринималось как нечто само собой разумеющееся, свобода считалась даром, доступным далеко не всем людям. Так, великий философ Аристотель (384--322 гг. до н. э.) полагал, что «одни естественно являются свободными, а другие -- естественно рабами, и... по отношению к этим последним рабское положение столь же полезно, как и справедливо».

2. Экономическая жизнь полиса

Некоторые историки считают, что в древних средиземноморских цивилизациях выросли капиталистические отношения; существует даже специальный термин -- «античный капитализм». Правильна ли такая точка зрения? У нее есть свои основания: действительно, Греция была вынуждена довольно рано перейти к экспорту некоторых видов сельскохозяйственных продуктов и изделий ремесла. Только так можно было избавиться от угрозы голода.

Активная торговля означала, что земледельцы и ремесленники работали не только на себя, но и на рынок. Самым крупным торговым центром к V в. до н. э. стали Афины: на городских базарах крестьяне из окрестных селений продавали вино, овощи, растительное масло, древесный уголь и покупали привозной хлеб, рыбу и другие продукты. Возможности более крупных хозяйств были еще шире. В Афинах шла активная торговля с колониями и странами Востока: из Египта привозили зерно, льняные ткани, из Карфагена -- ковры, из Африки -- слоновую кость, из Причерноморья -- зерно, скот, мед, воск и кожи. Эти товары в основном тут же перепродавались в другие города. В V--IV вв. до н. э. общий валовой оборот только в Пирее, главной гавани в Афинах, достигал приблизительно 2 тыс. талантов -- огромной по тем временам суммы (серебряный греческий талант весил примерно 26 кг). Соответственно росло денежное обращение, а вместе с ним и разнообразные кредитные и ростовщические операции. Поскольку каждый город-государство в Греции чеканил свою монету, развивался валютный обмен.

Сухопутная торговля в Греции была развита гораздо хуже по сравнению с морской. Она была невыгодна из-за плохих дорог и гор. Кроме того, трудности возникали из-за войн, которые часто вспыхивали между полисами. Но даже в удаленных от моря греческих городах действовали местные рынки, где торговали в основном ремесленными изделиями, продуктами, домашней утварью.

Страницы: 1, 2