скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Царь Иван Грозный скачать рефераты

p align="left">2 февраля 1565г. Иван Васильевич торжественно въехал в столицу, а на другой день объявил духовенству, боярам и знатнейшим чиновникам об учреждении опричнины.

Что же такое опричнина Ивана Грозного? Термин «опричнина» происходит от старославянского «опричь»- кроме, поэтому опричников называли еще кромешниками. В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества, которую после смерти князя выделяли его вдове «опричь» всех уделов. Царская реформа включала три группы мероприятий:

1. В системе централизованного государства Иван Васильевич выделил «опричь» всей земли значительные территории на западе, севере и юге страны, которые и составили его особое личное владение- государев узел или опричнину. Верховное управление и суд в государевом уделе осуществляла опричная Боярская дума. В опричнину вошли города Можайск, Вязьма, Козельск, Перемышль, Суздаль, Шуя, Галич, Юрьевец, Вологда, Устюг, Cтарая Русса и ряд высокодоходных волостей. К опричнине отошли важные торговые пути на север и восток, основные центры соледобычи и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. Из всех городов, уездов, волостей и с улиц, перешедших в государственный удел, надлежало насильственно выселить всех князей, бояр, дворян и приказных людей, если они добровольно не записывались опричниками.

2. Для своей охраны государь создал из князей, бояр, дворян и детей боярских гвардию телохранителей. Первоначально опричный корпус не превышал 1000 человек, но вскоре особое войско было доведено до 5000 человек. Отбор опричников производил сам Иван Васильевич в торжественной обстановке в Большой палате Кремлевского дворца. Каждый опричник отрекался от своих родных и обязывался служить только царю. За все это государь жаловал всех отобранных имениями и землей в тех городах и волостях, откуда выселялись князья, бояре, дворяне и приказные люди, не пожелавшие вступить в опричнину… Опричники носили черную одежду. К седлу они прикрепляли собачью голову и метлу. Это были знаки их должности, состоявшей в том, чтобы выслеживать, вынюхивать и выметать измену и грызть государевых злодеев -- крамольников. Князь Курбский в своей Истории царя Ивана пишет, что царь со всей Русской земли собрал себе «человеков скверных и всякими злостью исполненных» и обязал их страшными клятвами не знаться не только с друзьями и братьями, но и с родителями, а служить единственно ему и на этом заставлял их целовать крест.

3. Та часть государства, которая осталась за пределами государева удела- опричнины, стала именоваться земщиной. Текущими государственными делами здесь по прежнему занималась земская Боярская дума и приказы, но часть дьяков царь взял в опричнину. Высшей инстанцией и в судебных делах, и в области международных отношений, как и прежде, был царь.

4 февраля 1565г., т. е. на второй день после учреждения опричнины, началась новая полоса жестоких расправ за «великие изменные дела» с теми, кто до сих пор исправно служил государю. Одних бояр и князей казнили, других постригли в монахи и сослали в отдаленные монастыри и т. д. Имущество всех опальных было конфисковано. Опричники громили боярские дома, растаскивали имущество, угоняли крестьян.

Есть все основания думать, что опричники расправлялись с неугодными царю лицами!..

Очевидно, царь видел в своем двоюродном брате Владимире Старицком главного противника. В 1556 г. он отобрал у своего кузена в орпичнину значительную часть его удела. Таким образом Иван Грозный лишил старицкого князя последней опоры -- поддержки старицких феодалов. Итак, главная цель ведения опричнины -- борьба с пережитками политической децентрализации.

Опричный террор наносил безжалостные удары не только по боярской и княженской знати, но и по всему населению тех владений, куда врывались опричники, где они бесчинствовали и грабили «всех и вся» без какого-либо разбора. Опричнина была в руках царя мощной военно-карательной организацией.

Естественно, что опричнина очень скоро вызвала недовольство и озлобление против царя не только среди феодальных верхов, но и в массе простого народа…

… Александрова слобода стала второй столицей Российского государства. В ней Иван 4 прожил семнадцать лет, замаливая с опричниками грехи перед Богом и продолжая чинить суд и расправу над своими противниками. Государь уничтожил много честных, нужных России людей (дело боярина Федорова; убийство митрополита Филиппа; убийство старицкого князя Владимира Андреевича и др.)

На Земском соборе в 1566 году группа князей и бояр обратилась к царю с челобитной, в которой просила отмены опричнины. Грозный ответил на это усилением кровавого террора. Около двухсот челобитчиков было казнено. Против опричнины выступило высшее духовенство. Его недовольство было вызвано стремлением царя полностью подчинить церковь государству и отнять у монастырей часть их земельных владений. Митрополит Филипп открыто осуждал действия опричников. Однажды в Успенском соборе он гневно спросил царя: «До каких пор будешь ты без вины проливать кровь верных людей?!» По распоряжению Грозного Филиппа сослали в монастырь. Через некоторое время он был задушен в келье главарем опричников Малютой Скуратовым.

Братоубийство вызвало смутные толки в народе, и тогда очень кстати появился безымянный донос о том, что новгородцы замышляют измену и намереваются «отдасться под власть Литовского княжества».

В конце 1568г. Иван Грозный с сыном Иваном возглавил карательную экспедицию в Новгород. Втайне подготовленный поход 15 -- тысячного опричного войска по родной земле был отмечен проявлением крайней жестокости царя и бессмысленным кровавым и разбойным разгулом его слуг- опричников. Были разграблены Клин, Тверь и Торжок. В самом Новгороде безудержная расправа над горожанами продолжалась 40 дней. За это время из церквей и монастырей были изъяты все ценности, опричники избивали и грабили всех подряд, не разбирая правых и виноватых. Потом царь направился в Псков. Псковичам посчастливилось избежать погрома, но не казней. Царь ушел из Пскова, прихватив церковную казну. Новгородско-псковский поход Грозного нанес большой урон наиболее развитым районам России и этим ухудшил ее экономическое и военное положение. Самые скромные подсчеты числа казненых в Новгороде говорят о 2-х -- 3-х тысячах жертв.

Многие знатные новгородцы были под стражей отправлены в Александрову слободу. 5 месяцев велось следствие, результаты которого стали известны летом 1570г., и неожиданно в число обвиняемых по делу о «новгородской измене» попали многие из руководителей самих опричников. Жестокой казни подверглись фактически глава опричнины Алексей Данилович Басманов и его сын Федор, любимец царя и др. Тогда в течение нескольких дней было казнено свыше 100 человек.

В годы опричнины и Ливонской войны положение главных производителей страны крестьян -- еще больше ухудшилось: возросла не только барщина, но наряду с ней увеличился и оброк. Иначе и быть не могло! Опричная дубина, ударяя одним концом по вельможной знати, еще сильнее ударила по крестьянину и посадскому человеку, причинив им неисчислимые беды.

В конечном счете, опричнина ликвидировала политическую раздробленность, но вызвала в стране еще большее обострение противоречий. В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и даже запретил под страхом наказания кнутом упоминать это ненавистное в народе слово. Опричные и земские территории, опричные и земские войска, опричные и земские служилые люди были объединены, восстановилось единство Боярской думы. Некоторые земские получили назад свои конфискованные вотчины. Но казни продолжались и после опричнины.

Целая эпоха кровавых казней, которым русское общество подвергалось в период опричнины, является карой несоответственно тяжкой. Ведь умели же дед и отец Иоанна IV управлять державой без всяких массовых репрессий. А их внук и сын использовал опричные порядки в качестве боевого топора, обрушившегося на головы виновных и невинных порой без суда и следствия.

Опричнина оказалась страшной аномалией в жизни страны, зловеща переплетя новое со старым. Политика укрепления центральной власти проводилась в весьма архаичной форме, и нередко под лозунгом возврата к старине: ликвидация последних удельных владений сопровождалась созданием нового, государева удела -- опричнины и системы дублирующих друг друга приказов и дум, что повлекло за собой обособление земщины. Безудержное стремление Грозного к усилению личной власти и его варварские методы борьбы с политическими противниками накладывали на все мероприятия опричных лет ужасающий отпечаток деспотизма.

ПРОТИВОРЕЧИЕ В СТРОЕ ГОСУДАРСТВА.

Опричнина не отвечала на политический вопрос, стоявший тогда на очереди, не устраняла затруднения, которым была вызвана. Затруднение создавалось столкновениями, какие возникали между государем и боярством. Источником этих столкновений были не противоречивые политические стремления обеих государственных сил, а одно противоречие в самом политическом строе Московского государства. Государь и боярство не расходились друг с другом непримиримо в своих политических идеалах, в планах государственного порядка, а только натолкнулись на одну несообразность в установившемся уже государственном порядке, с которой не знали, что делать. Московское государство в 16 веке было абсолютная монархия, но с аристократическим управлением, т. е. правительственным персоналом. Не было политического законодательства, которое определяло бы границы церковной власти, но был правительственный класс с аристократической организацией, которую признавала сама власть. Эта власть росла вместе, одновременно и даже об руку с другой политической силой, ее стеснявшей. Таким образом, характер этой власти не соответствовал свойству правительственных орудий, посредством которых она должна была действовать. Бояре возомнили себя властными советниками государя Всея Руси в то самое время, когда этот государь, оставаясь верным воззрению удельного вотчинника пожаловал их как дворовых слуг своих в звание холопов государевых. Обе стороны очутились в таком неестественном отношении друг к другу, которого они кажется не замечали, пока оно не складывалось, и с которым не знали что делать, когда его заметили. Ни боярство не умело устроиться и устроить государственный порядок без государевой власти, к какой оно привыкло, ни государь не знал, как без боярского содействия управиться со своим царством в его новых пределах. Обе стороны не могли ужиться одна с другой, ни обойтись друг без друга. Не умея ни поладить, ни расстаться, они пытались разделиться -- жить рядом, но не вместе. Таким выходом из ситуации и была опричнина.

ВЫВОД

· Опричнина была заключительным актом длительной борьбы за объединение русских земель вокруг Москвы.

· Она нанесла окончательный удар по остаткам феодальной раздробленности.

· В результате опричнины исчез последний оплот боярского сепаратизма -- удел Владимира Старицкого.

· Новгород лишился своих привилегий, стерлись границы бывших удельных княжеств, на местах прежних боярских вотчин возникли дворянские поместья.

· Укрепилась роль дворян в управлении государством. Государство окончательно стало централизованным.

· Но с другой стороны, опричнина истощила страну и тяжело отразилась на положении народных масс. Кровавый разгул опричников принес гибель тысячам крестьян и ремесленников, разорение многим городам и селам.

· В стране усилился феодальный гнет, обострились противоречия между феодалами и трудящимисяч.

· Дворяне, получив поместья, увеличили крестьянский оброк и установили непосильную для земледельцев барщину.

Взятие Казани.

Одновременно с внутренними реформами правительство Ивана 4-го вело энергичную и успешную внешнюю политику. Первым его великим успехом было завоевание татарского Казанского царства.

На Востоке рядом с Русским государством по берегам Волги находились татарские ханства -- Казанское и Астраханское.

Отношения Российского государства с его восточным соседом -- Казанским ханством оставалось сложным, неустойчивыми и противоречивыми до середины 16-го века. Казанское ханство выделилось из состава Золотой Орды в 30-40-х годах 15-го века и располагалось на территории Среднего Поволжья и Приуралья. Среди казанских феодалов не утихала борьба между сторонниками русской и крымско-османской ориентации.

Русско-казанские отношения резко обострились в 1521 году, когда власть в Казани перешла от золотоордынской династии к крымской и на казанском престоле оказались противники Москвы. Татарские ханы держали в повиновении народы Поволжья -- марийцев, чувашей, мордву. Они брали с них большую дань. Вооруженные отряды татар часто совершали набеги на русские земли, разоряли их, угоняли и продавали людей в рабство. В результате восточные и северо-восточные окраины Российского государства были совсем разорены и обезлюдели. В Казани же скапливались десятки тысяч русских рабов. Русские пленные продавались в Османскую империю и страны Средиземноморья. Вопрос о выкупе пленных решался на Стоглавом соборе. Казань и Астрахань препятствовали проезду русских купцов по Волге в восточные страны.

У Москвы было два пути решения казанской проблемы: либо дипломатическим путем добиться от казанского хана вассальной зависимости, либо военным путем ликвидировать очаг агрессии в Казанском ханстве и посадить на Казанский престол своего ставленника

По сравнению с дипломатией военное решение проблемы давало России два важных преимущества: открывало возможность «испоместить» дворян за счет плодородных и неосвоенных земель ханства и поставить под свой контроль волжский путь торговли со странами Востока.

Московское правительство предприняло два похода на Казань, но оба раза неудачно. Походы не дали положительных результатов, так как распутица не позволила русским воинам пройти дальше реки Свияги. К третьему походу Иван Грозный решил тщательно подготовиться. В 1551 году на правом берегу Волги по его приказу заложили крепость. Строительством руководил талантливый мастер Иван Выродков. За 4 недели напротив Казани на высоком берегу Волги выросла русская крепость -- город Свияжск. Иван 4-й собрал стопятидесятитысячное войско. Оно состояло из боярских и дворянских конных отрядов, стрелецких полков и артиллерии, насчитывающей около 150 пушек.

В июне 1552 года Иван Грозный с армией выступил в поход. Союзник Казанского ханства- крымский хан Гирей пытался помешать этому. Он организовал вторжение татар в центральные области России. Русские предвидели опасность и расположили свои войска в районе Каширы-Коломны. 22 июня 1552 года крымцы начали штурм Тулы, но 24 июня тулякам на помощь пришли наши войска. Девлет-Гирей не рискнул начать сражение, снял осаду с Тулы и ушел обратно в Крым.

В августе русские войска собрались у Свияжска. Казанскому хану послали предложение о сдаче, но он отказался. Тогда русские войска переправились через Волгу и подступили к Казани. Во главе войска стояли сам царь Иван Васильевич, князья А. М. Курбский, М. И. Воротынский и другие воеводы. В городе находилось около 30 тысяч войска. Кроме того, многотысячный отряд татарских всадников скрывался в лесу.

Казань находилась на высоком холме, защищенном со всех сторон реками и болотами. Русские войска окружили войска со всех сторон. Русская артиллерия вела обстрел по городу. Осада Казани продолжалась полтора месяца.

Попытки русских взять Казань штурмом были отбиты. Татары стреляли из пушек, обрушивали на русских стрельцов град стрел, камни, бревна, обливали кипящей водой и смолой. Татарские всадники из леса нападали на русские войска с тыла. Одновременно с ними из ворот Казани выскакивали отряды татар и тоже устремлялись на русских. Русские отбивали вылазки татар, но прорваться в крепость так и не смогли.

Русские мастера прорыли два подземных хода под городские стены и вкатили туда 48 бочек с порохом. На бочках зажгли свечи. Одновременно зажгли свечу около шатра Ивана 4-го. Свечка у шатра сгорела, но взрыва не последовало. Царь пришел в ярость и приказал рубить головы мастерам подкопа. Но в это время земля вздрогнула от страшного взрыва. В двух местах крепостная стена взлетела в воздух. Русские войска устремились в образовавшиеся проломы и ворвались в город. Татары прдолжали сопротивляться. Более 4-х часов шел бой на улицах Казани. Татарские всадники из леса пыталичсь помочь защитникам крепости, но были уничтожены.

Казанское ханство перестало существовать.

В 1556 году русские войска взяли Астрахань. Пало еще одно дочернее государство Золотой Орды -- Астраханское ханство. Через год русскому государю добровольно присягнул правитель Большой Ногайской Орды мурза Исмаил. Таким образом, река Волга на всем своем протяжении стала теперь русской.

· Россия приобрела удобный волжский путь для торговли с восточными странами.

· Дворяне получили новые поместья в плодородных землях Поволжья. В завоеванных землях были построены города -- Чебоксары, Уфа, Самара, Саратов, Царицын. В них развивались ремесла, торговля.

За год до похода на Казань, летом 1551 года, в Москву приезжали чувашские послы с просьбой принять в подданство России Чувашию, которая тогда уже не подчинялась казанскому хану. Население Чувашии было «приведено к правде» -- чуваши, мари и мордва дали клятву служить государю и исправно платить дань. Иван Васильевич очень радовался по поводу добровольного вхождения Чувашии в состав России. Он радушно принимал и с небывалой щедростью одаривал большие делегации новых подданных. Также к царю приезжали с челобитьями о подданстве (уже после взятия Астрахани и Казани) башкирские посольства. Вступавшие под власть Ивана 4-го башкиры облагались легким ясаком , а к 1557 году и вся Башкирия вошла в состав России. Есть сведения о вступлении в подданство России в то время и Удмуртии.

Марийцы, чуваши, мордва, башкиры, татары, удмурты стали подданными московского царя Россия становилась большим многонациональным государством.

Иван Грозный решил ознаменовать победу над Казанью постройкой Покровского собора на Красной площади. За строительство собора взялись талантливые русские зодчие Барма и Постник. В 1560 году собор был построен. Он представляет собой гармоническое соединение девяти церквей, расположенных на одном основании. Ввысь устремляется шатровый верх центрального собора. Его окружают восемь куполов небольших храмов. Все купола отделаны яркими, красочными, неповторяющимися узорами. Вокруг храмов идет галерея, с которой спускаются лестницы с площадками. Во время строительства Покровского собора в нем поселился юродивый человек Василий Блаженный. Там он спал и укрывался от непогоды, там и умер. По имени этого юродивого и стали называть Покровский собор храмом Василия Блаженного.

… Некоторые родовитые советники Ивана 4-го настойчиво рекомендовали ему завоевать для России Крым и тем самым навсегда покончить с опасностью, грозившей оттуда. Но завоевать в то время Крым, находившийся в союзе с одной из самых сильных военных держав мира, Османской империей, и к тому же отрезанный от русских земель безжизненными степными просторами, было практически невозможно.

Заключение

Присоединение Сибири к России было последней светлой радостью Ивана Грозного. Зимой 1584 года Иван Васильевич заболел. В феврале он еще занимался делами, но уже в первой половине марта собрал бояр и продиктовал им свое завещание. Этот последний акт государя оказался своевременным -- 18 марта на 54-м году жизни Иван 4-й умер.

Полувековое царствование Ивана Грозного оставило глубокий и мрачный след в истории России. Насыщенная драматическими событиями жизнь первого носителя титула русского царя интересовала многих историков и писателей. Как человек и как государственный деятель Иван 4-й был личностью сложной и противоречивой. Высокообразованный покровитель книгопечатания и сам писатель, государь, сделавший много для укрепления и расширения Российского государства, он своими руками разрушал то, что им было создано, и при этом жестоко преследовал тех, кому был обязан успехами внутренней политики и внешнеполитическими победами.

Карл Маркс отмечал два периода в правлении Ивана 4-го:

1. период успехов в области внешней политики и законодательства (он совпадает по времени с деятельностью Избранной рады);

2. «период сумасбродства» (он начинается со времени падения Сильвестра и Адашева).

Оригинальные мысли о Грозном высказал в свое время Р. Ю. Виппер: «Если бы Иван Грозный умер в 1566 году в момент своих величайших успехов на западном фронте, своего приготовления к окончательному завоеванию Ливонии, историческая память присвоила бы ему имя великого завоевателя, создателя крупнейшей в мире державы, подобного Александру Македонскому. Вина утраты покоренного им Прибалтийского края легла бы тогда на его преемников: ведь и Александра только преждевременная смерть избавила от прямой встречи с распадом созданной им империи. В случае такого раннего конца, на 36-м году жизни, Иван 4-й остался бы в исторической традиции окруженный славой замечательного реформатора, организатора военно-служилого класса, основателя административной централизации Московской державы. Его пороки, его казни были бы прощены ему так же, как потомство простило Александру Македонскому его развращенность и злодеяния».

Список литературы:

1. И. А. Заичкин, И. Н. Почкаев «РУССКАЯ ИСТОРИЯ (популярный очерк). 9 -- середина 18 вв.» (Москва «Мысль» 1992)

2. C. Н. Сыров «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ» (Москва <Русский язык> 1986)

3. С. М. Соловьев «СОЧИНЕНИЯ. ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН.« Книга 3. Том 6.(Москва «Мысль» 1989)

4. В. О. Ключевский « СОЧИНЕНИЯ В ДЕВЯТИ ТОМАХ (Курс русской истории, часть 2) -- (Москва «Мысль» 1988).

Страницы: 1, 2, 3