скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Борьба белорусского народа против полонизции скачать рефераты

p align="left">Официальная историческая концепция советского периода была следующей: возникнув в Средневековье, русское государство было точкой притяжения для окружающих народов. Народы в большинстве своем добровольно присоединялись к России и в последствии собирали плоды вхождения в прогрессивное государство. Сопротивление присоединению народов к России оказывали феодалы, опиравшиеся на иностранную поддержку (Польши, Турции и т.д.), народные же массы не только хотели, но и боролись за присоединение к России. Особенно же это касалось белорусов и украинцев, которые, исходя их общепринятой в советское время концепции, были вместе с русскими потомками единого древнерусского народа, искусственно разделенного монгольским игом на части. Белорусы и украинцы сохраняли откровенные пророссийские симпатии. В случае с украинцами и белорусами речь шла не о присоединении, а о воссоединении. Кроме того, исходя из советских представлений о роли ВКЛ, эти народы находились под жестоким игом литовских феодалов, а с 1569 г. - и польских панов. В советской историографии старательно замалчивалась роль Люблинской унии, которая выставлялась как средство порабощения восточно-славянских народов. В условиях польско-литовского гнета белорусский и украинский народы активно боролись против своих угнетателей и просто-таки мечтали о воссоединении с Россией, что сулило им прогресс и процветание. Именно такая концепция понимания истории Беларуси, достаточно близкая по сути к дооктябрьской, господствовала в советской историографии.

Однако были и существенные различия. Например, исходя из своей марксистской сущности, из классового подхода, обязательного в советский период, советские историки не могли уделять большое внимание религии. История борьбы белорусского народа против полонизации перестала быть клерикальной. Роль церкви все больше и больше становилась экономической. Тут имеет смысл привести в качестве примера книгу Я. Мараша «Из истории борьбы народных масс Белоруссии против экспансии католической церкви» Мараш Я. Н. Из истории борьбы народных масс Белоруссии против экспансии католической церкви. Мн., 1969.. К этой работе вернемся попозже. Гораздо большее внимание советские историки уделяли антифеодальной борьбе Энцыклапедыя гiсторыі Беларусі. Т. 3. Мн., 1996. С. 22. . И самое главное: в отношении ее изменился знак с «минуса» на «плюс». Исходя из представлений марксизма о народной борьбе, советские историки внимательно изучали различные восстания, выступления крестьян, подчеркивая их классовую сущность. В крестьянских выступлениях советские историки просматривали и их антипольскую направленность. Именно в антифеодальных выступлений советские историки видели борьбу белорусского народа (народных масс Беларуси) против польского ига за присоединение к России. Такая двойная (марксистская и националистическая) сущность советской историографии немало повредила ей, подрывая ее авторитет.

Общественно-политическая жизнь Беларуси разрабатывалась многими советскими учеными. Одним из них был Я.Н. Мараш, о котором было уже сказано выше. Многие его работы так или иначе связаны с борьбой белорусского народа против полонизации, ига польских феодалов и их могущественного союзника - католической церкви. Первая его книга - «Из истории борьбы народных масс Белоруссии против экспансии католической церкви» освещает различные формы и проявления протеста городских мещан и крестьянства против наступления католической церкви и насаждения унии в 17 - 18 вв., а также против феодального угнетения во владениях католических церквей и монастырей Копысский З. Н. Чепка В. В. Историография БССР. Эпоха феодализма. С. 147.. Названная работа - первое и в советской историографии исследование о положении крестьян поместий, принадлежавших католическому духовенству в белорусских землях. Автор прослеживает, как неуклонно, на протяжении 16 - 18 вв. проникали в Беларусь и основывали здесь монастыри, приобретали земельные владения и крепостных крестьян различные католические, а затем и униатские монашеские ордена. На основании различных архивных документальных материалов автор доказывает, что барщина на западе Беларуси в монастырских фольварках была выше, чем у светских землевладельцев Мараш Я. Н. Из истории борьбы народных масс Белоруссии против экспансии католической церкви. С. 19 - 20.. В отношении северо-восточных районов Беларуси автор делает неопределенный вывод о том, что тут феодальная эксплуатация была более мягкой, чем в других районах, что объяснялось близостью к России Там же. С. 15 - 16. . Главный вопрос, исследованный в названной работе Мараша, -- борьба народных масс Беларуси против унии и католического наступления. Этот вопрос впервые освещается достаточно обстоятельно и убедительно на основе новых документальных материалов. Большое внимание автор уделяет выяснению сущности борьбы против католической агрессии и унии со стороны плебейских слоев белорусских городов и крестьянства, особенно накануне и во время национально-освободительной борьбы украинского и белорусского народов в середине 17 века и войны между Россией и Речью Посполитой. При этом он исходит их тезиса, что антикатолическая и антиуниатская борьба тесно переплеталась с борьбой против социального и национального угнетения народных масс светскими и духовными феодалами Там же. С. 38..

Длительный период борьбы автор делит на четыре этапа:

1) конец 16 - первая половина 17 века - нарастающее обострение классовой борьбы, католическая реакция, активное наступление унии;

2) 50 - 60-е годы 17 века - развертывание национально-освободительной борьбы украинского и белорусского народов против феодального и иноземного гнета;

3) 70-е годы 17 -- первая четверть 18 вв. - экономический и политический упадок Речи Посполитой, разорение белорусских земель, время быстрого расширения земельной собственности католической церкви, упрочения ее политических позиций, усиление духовного порабощения народных масс Беларуси;

4) 30 - 40-е гг. 18 в. - восстановление хозяйства Беларуси, усиление феодально-крепостнической эксплуатации, освободительное движение, направленное против католической церкви.

Все эти этапы подробно исследуются, освещены важнейшие события борьбы на каждом этапе. Следует отметить, что отдельные народные выступления представлены недостаточно полно (например, Могилевское восстание 1606 - 1609 гг.). В книге освещается и идеологическая борьба, в частности свободомыслие и антиклерикализм.

Другая книга Я. Мараша «Ватикан и католическая церковь в Белоруссии» посвящена вопросу о путях превращения католической церкви в крупнейшего земельного собственника Мараш Я. Н. Ватикан и католическая церковь в Белоруссии. Мн., 1971.. Но основе многочисленных документов показывается, каким образом упрочились экономические позиции католицизма обусловившие осуществление экспансии. Подробно это рассмотрено на примере образования крупной земельной собственности Виленского епископства, основанного в первые же годы после Кревской унии.

Автор впервые исследует такой важный вопрос, как проникновение католической церкви в города Беларуси, упрочение ею своих экономических позиций путем захвата городских юридик, подчинение себе населения как в хозяйственном, так и в идеологическом отношении Мараш Я. Н. Ватикан и католическая церковь в Белоруссии. С. 151 - 166.. На основе исследования документов автор пришел к выводу, что увеличение феодальной собственности католической церкви в городах и местечках Беларуси преследовало две задачи:

1) умножение богатств и доходов церкви с целью укрепления ее экономических позиций в городе;

2) подчинение своей власти, а тем самым и своему идейному влиянию как можно большего количества городского населения, преимущественно православного, с целью насаждения католичества в среде широких народных масс Там же. С. 170..

Книга Я. Мараша «Очерки истории экспансии католической церкви в Белоруссии 18 в.» является углублением проблемы, разработанной в книге «Ватикан и католическая церковь в Белоруссии» Копысский З. Н. Чепка В. В. Историография БССР. Эпоха феодализма. С. 151.. Облик церковных феодалов как хищников и эксплуататоров народных масс Беларуси дополняет изучение деятельности монастырей, выступавших в качестве крупнейших кредиторов-ростовщиков. Самыми значительным из них, как показано в книге, были иезуиты, которым удалось в течение непродолжительного времени составить огромные капиталы, приобретенные в результате ростовщических операций. Показан также источник доходов, связанный с церковными обрядами, причем католическая церковь строго следила за выполнением населением всех обрядов, за которые служители культа брали солидные суммы, ложившиеся тяжелым бременем на крестьян и горожан.

В отдельной главе рассказано о борьбе народных масс Беларуси против экспансии католической церкви: о вооруженных выступлениях крестьян и горожан против насилия церковных иерархов, феодальной эксплуатации, о деятельности выдающихся белорусских мыслителей - борцов против идеологического давления католической церкви, против фанатизма и мракобесия, насаждаемых духовенством, -- Казимира Лыщинского, Валентина Яблонского, Яна Трояновского.

Не менее важным было и изучение белорусско-русских связей. Важнейшим явлением, по мнению советских историков, общественно-политической жизни белорусского народа были взаимоотношения с Россией, национально-освободительная борьба против агрессии польских феодалов и католической церкви. Этой теме посвящено много работ. Первой из них была монография А. Мальцева «Россия и Белоруссия в середине 17 в.» Мальцев А.Н. Россия и Белоруссия в середине 17 в. М., 1974.. В ней освещены ход русско-польской войны 1654 - 1667 гг. и политика русского правительства в Белоруссии. Эта работа обобщает материалы ряда крупных статей того же автора, опубликованных в 50-х годах. Автор показал на большом документальном материале «боевое содружество русского, украинского, белорусского народов» Копысский З. Н. Чепка В. В. Историография БССР. Эпоха феодализма. С. 159.. Используя различные источники (в первую очередь, конечно, русские), А. Мальцев очень подробно описал ход военных действий на территории Беларуси и Украины в 1654 - 56 гг. Во второй части монографии освещается политика русского правительства в Беларуси, его отношения к шляхте, католическому духовенству, горожанам, крестьянам, украинским казакам. Широко освещаются события крестьянского движения и действия украинского казацкого войска на территории Беларуси. Однако А. Мальцев подробно исследует только события 1654 - 1656 гг., а дальнейший ход войны им представлен слабо.

В деятельности советских историков важное значение имела контрпропаганда. Радиостанции «Свободная Европа», «Свобода» и другие центры «под видом новейших исторических открытий протаскивали старые измышления белорусских буржуазных националистов о будто бы извечной вражде и противоположности интересов русского и белорусского народов, о будто бы решающем значении Западной Европы на хозяйственное развитие и культуру Белоруссии» Копысский З. Н. Чепка В. В. Историография БССР. Эпоха феодализма. С. 160.. Естественно, советские историки не могли позволить распространится мнению о том, что белорусы ближе к Европе, чем русские, поэтому на подобные выпады не замедлили появляться ответы советских историков в виде работ, которые на кастрированном документальном материале подчеркивали исконное стремление белорусов к единению с Россией. Одной из таких работ была монография Л. Абецедарского «Белоруссия и Россия: Очерки русско-белорусских связей второй половины 16 - 17 вв.» Абецедарский Л. С. Белоруссия и Россия: Очерки русско-белорусских связей второй половины 16 - 17 вв Мн., 1978.. Исходя из этой книги получалось, что существовало настойчивое стремление белорусского крестьянства и низов городского населения к соединению с русским братским народом в едином государстве, о чем говорится в очерке «Антифеодальная борьба народных масс Белоруссии в конце 16 - первой половине 17 в.». Абецедарский подчеркивает «огромное прогрессивное значение» России в экономике Беларуси Там же. С. 40 - 41.. Подробно автор исследует антифеодальную борьбу белорусского крестьянства. Он отмечает, что белорусские крестьяне часто и охотно бежали в Россию, где феодальное давление было немного меньшим. Автор считает, что вооруженные выступления крестьян в Белоруссии стали принимать массовый характер лишь с 90-х годов 16 века, после восстания Наливайки. Рост стремления белорусского народа к соединению с русскими в едином государстве, по мнению автора обусловил особенное усиление антифеодальной и национально-освободительной войны на Востоке, где феодальная эксплуатация была слабее. Анализирую события в Белоруссии в период русско-польской войны (1654 - 1667), Абецедарский пришел к выводу, что белорусский народ продолжал вести освободительную борьбу, добиваясь соединения с Россией.

Работа Абецедарского не была единственной в данном направлении. Вопрос о вековой дружбе и связях белорусского народа с русским, о борьбе народных масс Беларуси против социального и национального угнетения, за воссоединение с Россией в последующий период - с 70-х годов 17 в. до 70-х годов 18 в. исследован в работе А. П. Игнатенко «Борьба белорусского народа за воссоединение с Россией» Игнатенко А. П. Борьба белорусского народа за воссоединение с Россией. Мн., 1974.. Автор прежде всего определяет причины, вызвавшие усиление борьбы народных масс. Тяжелое положение трудящихся определялось, как показано в первой главе книги, длительным экономическими и политическим кризисом феодально-крепостнической Речи Посполитой, обусловленным длительными разрушительными войнами, сопровождавшимися голодом и эпидемиями Там же. С. 11.. Автор отмечает, что одной из важнейших причин роста борьбы трудящихся масс Беларуси было усиление национально-религиозного гнета польских феодалов и католического духовенства. Борьба белорусского народа против социального и национального гнета показана в разных ее формах. Одна из них - массовый уход крестьян и горожан из восточной части Беларуси в Россию. В книге много место отдано, чтобы отразить восстания белорусских крестьян, которых, по мнению Игнатенко, произошло около 30 только во второй половине 18 века.

Таким образом, борьбе белорусского нарда против полонизации посвящена обширная историография. Она характеризовалась следующими чертами:

1) уделение большого внимания антифеодальной борьбе;

2) совмещение борьбы антифеодальной и национально-освободительной;

3) марксистская фразеология при прорусской ориентации.

Глава 3. Основные тенденции современного периода

Исследование современного периода развития историографии вопроса не входило в планы данной работы. Тем не менее, следует отметить некоторые особенности современного периода развития историографии.

Как уже было сказано выше, историография Российской империи и Советского Союза имели ряд серьезных недостатков, когда освещали вопрос борьбы белорусского народа против полонизации. Российские историки отрицали факт существования белорусской народности, поэтому они видели в борьбе белорусов против полонизации борьбу за присоединение к России. Российским историкам мешал клерикализм и неприятие народной борьбы против феодального угнетения.

Советские же историки, скованные рамками официального марксизма, стоя на открыто пророссийских позициях также видели везде и во всем стремление белорусов объединиться с русскими в одном государстве.

Оба подхода были порочны, так как не отражали объективной истины. Белорусские историки современности не отрицают борьбы белорусского народа против полонизации. Более того, именно в состоянии такой борьбы происходило складывание белоруской идентичности, белорусского самосознания. Но это не была борьба за присоединение к агрессивной российской монархии. Современные белорусские историки не так много находят примеров искреннего стремления белорусов к России. Наоборот, беря, например, период русско-польской войны 1654 - 1667 гг., можно встретить случаи, когда православные белорусы долго и упорно боролись со своими освободителями.

Современные белорусские историки видят комплексный характер борьбы белорусского народа против полонизации Гісторыя Беларусі. Т. 1. Мн., 1997. С. 185. . Большое значение играла идейно-политическая борьба с католицизмом, которую вел белорусский народ в лице лучших своих представителей. Причем не только православных, но и протестантских мыслителей. Именно теперь наследие Симона Будного, Льва Сапеги, Николая Радзивилла Черного, ранее не признаваемых историографией, стало считаться национальным белорусским достоянием.

Не менее важным сейчас считается и парламентская борьба белорусских шляхтичей в местных и государственных сеймах Там жа. С. 198.. Именно в сеймах проходила борьба белорусских депутатов с диктатом российского посла в годы раздела Речи Посполитой. Пусть даже эта борьба и не увенчалась успехом.

Очень важной современные белорусские историки считают борьбу за белорусский язык. Поэтому дата «1696 г.» считается ими не менее важной, чем «1569» или «1596». Ведь именно в этот год произошло запрещение употребления белорусского языка в официальной документации, что свидетельствовало о победе полонизации в одной из сфер общественной жизни.

Таким образом, именно комплексный подход имеет наибольшее значение на данном периоде. Не выделение, выпячивание каких-то моментов борьбы против полонизации, а попытка понимания этого явления в целом - вот задача современных историков и их последователей. Но при этом не следует отвергать достижения и наработки историков предыдущих поколений. Ведь фактический материал, собранный и обработанный ими, не теряет своей научной актуальности и сегодня.

Заключение

Из всего вышесказанного следует сделать следующие выводы.

Российская историография по теме: борьба белорусского народа против полонизации (1569 - 1772) была пронизана духом клерикализма, отрицала существование белорусской народности, всемерно подчеркивала стремление жителей Западной Руси присоединится к России. Антифеодальная борьба белорусских крестьян против польских панов не вызывала у российских историков сочувствия.

Советская историография (марксистская по форме, прорусская по содержанию) признавала существование белорусской народности и не уделяло большого внимания клерикальной истории, преувеличивая роль именно антифеодальной борьба народных масс против «иноземного польского ига».

Наиболее продуктивным представляется комплексный анализ борьбы белорусского народа против полонизации. Первые попытки такого анализа были сделаны в период после распада Советского Союза и формирования демократического общества.

Источники

Абецедарский Л.С. Белоруссия и Россия: Очерки русско-белорусских связей второй половины 16 - 17 вв. Мн., 1978.

Игнатенко А.П. Борьба белорусского народа за воссоединение с Россией. Мн., 1974.

Мальцев А.Н. Россия и Белоруссия в середине 17 в. М., 1974.

Мараш Я.Н. Ватикан и католическая церковь в Белоруссии. Мн., 1971.

Мараш Я.Н. Из истории борьбы народных масс Белоруссии против экспансии католической церкви. Мн., 1969.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по российской истории. СПб., 1997.

Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 г. Петрозаводск, 1997.

8. Гісторыя Беларусі. Т. 1. Мн., 1997.

9. Копысский З.Н. Чепка В.В. Историография БССР. Эпоха феодализма. Мн., 1986.

10. Энцыклапедыя гiсторыі Беларусі. Т. 3. Мн., 1996.

Страницы: 1, 2