скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Анализ эволюции политико-религиозных отношений в Турции скачать рефераты

онцепция умеренного ислама встретила ожидаемый протест "западников" - части интеллигенции и армии. В начале июля 2008 г. сорвался очередной и первый в XXI в. военный переворот, в числе участников которого был бывший главный редактор газеты оппозиционной ПСР газеты Джумхуриет, а также ряд отставных военных и двое генералов в отставке. Спустя месяц начался судебный процесс против Белой партии, но в отличие от своих предшественниц, она сумела избежать закрытия, отделавшись штрафом. Представленный прокурором документ был изложен на 162 страницах. "Это длинный список фактов, которые, по мнению чиновника, свидетельствуют о том, что Партия справедливости и развития осуществляет происламскую политику". Попытки легальной борьбы против ПСР на этом не закончились: 19 мая 2009 г. было объявлено о том, что турецкий суд "призвал к ответу действующего президента страны Абдуллу Гюля по делу о растрате более трех миллионов долларов…Эпизод, по которому глава государства проходит как подозреваемый, произошел в конце 90-х годов". Желание суда расходится с конституцией - по которой судить президента можно только за измену родине [статья 105 конституции 1982 г.]

Скандалами же отмечены и последние президентские выборы 2007 г., когда в течение месяца меджлису надлежало избрать нового президента страны. Оппозицию ПСР, как отмечает специальный корреспондент журнала "Азия и Африка сегодня" А. Корицкий, составили армия, профсоюзы, общественные организации, ряд ректоров, ряд политических организаций и партий [ПО, НРП, ПВП], а также известные представители бизнес-элиты. Кандидатом от светской оппозиции был действующий президент страны А.Н. Сезер. Несмотря на протесты и митинги, принимавшие лозунг "шариат в Чанкаю [президентский дворец] не пройдёт", несмотря на усилия оппозиционных СМИ и заявления военных, на досрочных выборах в меджлис 22 июля 2007 г. победила Белая партия, набравшая 46,7 % голосов и получившая 341 место из 550.

Как отмечает А. Корицкий, главной причиной поражения оппозиции стало отсутствие "конкретной программы, альтернативной правительственной…прежде всего, в сфере социальной политики", так как оппозиционеры в своей риторике стремились лишь указать на нарушения со стороны ПСР. Оппозиция пошла дорогой двойных стандартов, осуждая использование ислама в политических целях, и используя критику действий партии и её лидеров вместо формулировки чёткой программы решения насущных проблем. Директор израильского центра глобальных исследований международных отношений Барри Рубин заявил по поводу победы Белой партии, что "ПСР впервые сделала попытку повести за собой страну не с помощью политических лозунгов, а реализацией конкретной социальной политики в обществе…это был верный шаг, и если новое правительство Эрдоана не совершит политических ошибок, ПСР обеспечит себе активную политическую жизнь ещё как минимум на 20 лет".

Слова Рубина имеют под собой прочную экономическую основу: темпы роста экономики Турции за время пребывания ПСР у власти составили 7,8% [за предыдущий период - 2,6%], ВВП увеличилось почти на три тысячи долларов на душу населения, а иностранные инвестиции с 1 до 20,2 млрд. $. Спустя месяц после выборов в меджлис новым президентом стал, как и ожидалось, соратник Эрдоана по Белой партии, Абдулла Гюль, ставший одиннадцатым президентом Турецкой республики. Лидер партии, Эрдоан, 31 августа 2007 г. раскрыл общественности новую программу правительства, где провозглашал, что главные усилия государства "будут направлены на соблюдения прав человека, экономический рост и подготовку новой конституции". Несмотря на все заявления, проект новой конституции так и не был представлен даже спустя 7 лет, после прихода Белой партии к власти.

Заключение

Таким образом можно сделать ряд выводов:

(1) Турция - особое государство, "оторванное" от своей цивилизации, что обусловлено комплексом причин, прежде всего геополитического характера.

(2) Попытки разорвать традиционное мусульманское понимание о государстве обречены на провал; тем не менее стремление к созданию умеренного типа исламизма свидетельствует [помимо тренда временных уступок] о реформистских тенденциях в нём.

(3) Попытки заменить ислам этатизмом обречены на провал, о чём свидетельствует то, что подъёмы исламизма характерны для экономических, политических и социальных кризисов.

(4) Противостояние двух "полюсов" - светско-военного и исламистского продолжится в дальнейшем, однако, теперь стоит говорить о том, что второй "полюс" постепенно начинает преобладать над первым.

(5) Между светским истеблишментом и исламистской оппозицией на данном этапе установлен компромисс; равновесие обусловлено особенностями цивилизационного развития Турции, а также демократической дилеммой, стоящей перед западниками.

(6) Разнородность, партийность и классовость, а как следствие и неоднородность и разрозненность турецкого общества, как и столетие назад не преодолены, а даже, пожалуй, больше усугублены.

(7) Несмотря на всё Турция является наиболее спокойным регионом мусульманской цивилизации в плане исламского фундаментализма.

Первый период, период традиционного исламского государства характеризуется следующим:

· Оттоманская империя - военно-теократическо-аристократическая деспотия

· Господствующее течение - суннизм ханифитского толка

· Ислам - господствующая идеология

· Верховный муфтий Порты - шейх-уль-ислам - занимает место наравне с великим везиром, а духовенство - наравне с военной аристократией

· Шариат - основа права

Системный кризис Османской империи, начавшийся, как считается, ещё после смерти Сулеймана Кануни [конец XVI в.], привёл к изменению роли религии в государстве. С одной стороны, она оставалась источником социальной и индивидуальной психологии населения, с другой стала фактором консервативным. В 70-х гг. реформаторский потенциал "сверху" был исчерпан, и ислам руками Абдул Хамида II стал одной из основ зулюма.

Второй период, период панисламизма, характеризуется следующим:

· Сохраняется идеологическое влияние ислама, его внутриполитическая роль

· Акцент с относительной веротерпимости прошлых веков смещается на религиозный фанатизм

· Панисламизм направлен прежде всего на стабилизацию внутриполитической ситуации, нежели на желание создать исламское государство с центром в Стамбуле

· Существование двух разновидностей панисламизма: абдулхамидовского и младотурецкого, на который повлиял один из основоположников панисламистского мировоззрения - Аль-Афгани

· Появление первых идей о секуляризации

При этом важно отметить, что среди младотурок и, тем более, их предшественников - новых османов, не было единства по вопросу об исламе. Намык Кемаль, Ахмед Риза и другие рассматривали ислам прежде всего как реформирующий фактор, постоянно утверждая, что европейцы ошибаются в вопросе о консерватизме ислама. Итогом этого периода стала жёсткая реакция духовенства руками младотурок, которые после переворота 1908 г. уже через год начали панисламистскую, а перед первой мировой войной ещё и пантюркистскую реакцию.

После поражения в первой мировой войне в Турции началась гражданская война, а империя распалась. К власти приходит военная верхушка во главе с Мустафой Кемалем.

В первой половине 20-х гг. XX в. происходит смена цивилизационной парадигмы Турецкого государства: из типично мусульманской цивилизации Турция превращается в цивилизацию евроазиатскую, или евромусульманскую. Кемаль упраздняет сначала султанат, а затем и халифат. Более того, религия конституционно отделяется от государства, а с 1928 г. ислам теряет и своё положение как государственной религии. Тем не менее, ислам не теряет своего общественного значения, особенно в небольших городах и в сельской местности.

Со смертью Ататюрка темпы вестернизации снижаются, а после второй мировой войны начинается постепенный отход от одного из 6 главных принципов [республиканизм, национализм, народность, этатизм, лаицизм и революционность] Ататюрка - лаицизма. С 1950 г. и вплоть до настоящего времени политико-религиозные отношения развиваются по волновому принципу:

1950 - 27 мая 1960 гг.: Появление первых происламских партий, рост количества духовных школ имамов-хатибов, период завершается майским военным переворотом под руководством Джемаля Гюрселя. Период реакции фактически завершается в 1962 г. с принятием третьей конституции Турции и возобновлением парламентаризма.

1962 - 12 марта 1971 гг.: Новый подъём исламизма, завершается мягким мартовским военным переворотом. Вновь кратковременный период реакции, который сменяет новый рост исламизма

1971 - 12 сентября 1980 гг.: Начало исламского ренессанса в мусульманской цивилизации. Очередной системный кризис - как политический, так и экономический. Сентябрьский военный переворот 1980 г. под руководством Ахмета Кенана Эврена.

Как образно выразился российский исследователь Данилов, сентябрьский военный переворот "продемонстрировал желание военного руководства в очередной раз спасти "свихнувшуюся" турецкую демократию от гибели"

В 1982 г. принимается ныне действующая конституция Турции, в которой стабильности ради в жертву приносилась демократия участия и парламентарный плюрализм, однако на протяжении 80-х гг. происходит отход от этих принципов, естественно встречаемый ростом исламизма.

Завершением этого макропериода становится микропериод 1995 - 2001 гг., когда у власти постоянно находятся исламисты: Рефах [Партия Благополучия 1995-1998] и Фазилет [Партия Добродетели 1998 - 2001]. Обе эти партии были запрещены Конституционным судом, однако их электорат и партийная верхушка неизменно составляли основу нового партийного исламистского объединения. Растёт и роль террористической ветви исламизма. Свои отделения в Турции имеют Аль-Каида и Хезболлах, не говоря уже о собственно турецких организациях. Существуют данные о планировавшемся уничтожении 11 сентября 2001 г. мавзолея Ататюрка под руководством Метина Каплана, главного, пожалуй, экстремиста из всех турецких исламистов.

Члены запрещённой Фазилет создали в 2001 г. две партии - Саадет [Счастье, лидер - Кутан] и Адалет ве Калкынма [Справедливость и Развитие, лидер - Реджип Эрдоан]. Последняя партия, иначе называемая АК Парти, пришла к власти в 2002 г. и несмотря на противодействие со стороны военных [неудавшийся военный переворот 2008 г.] и конституционного суда [процесс против ПСР] продолжает у неё находиться до настоящего времени, создав успешный образ исламской демократии, который на данном этапе удовлетворяет большинство населения Турции, часть исламистов и - в особенности - США.

Список основных сокращений

АД - Адиль дюзен [см. СЭП]

ВНСТ - Великое национальное собрание Турции

Д-8 - Исламская "восьмёрка" - Исламская организация Сотрудничество и Развитие

ДЛП - Демократическая левая партия

ДП - Демократическая партия

ЕЭС - Европейское экономическое сообщество [прообраз ЕС]

КД - Кёлеси дюзен [см. РЭП]

КК - Копенгагенские критерии; или Копенгагенская конституция [сделанная на основе Копенгагенских критериев]

КНЕ - Комитет национального единства

КС - Конституционный суд

МЮСИАД - Общество независимых предпринимателей

НРП - Народная республиканская партия

ОИК - Организация исламская конференция

ПБ - Партия благополучия [Рефах]

ПВП - Партия верного пути

ПД - Партия добродетели [Фазилет]

ПНДв-I, ПНДв-II - Партия Националистического движения

ПНП - Партия национального порядка

ПНС - Партия национального спасения

ПО - Партия отечества

ПСР - Партия справедливости и развития

РЭП - Рабский экономический порядок

СДНП - Социал-демократическая народная партия

СНБ - Совет национальной безопасности

СЭП - Справедливый экономический порядок

ТЮСИАД - Общество турецких промышленников и деловых людей

Список использованных источников и литературы

Источники:

(1) В Турции арестованы бывшие генералы [Электрон. ресурс] URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_7486000/7486073.stm

(2) В Турции судят подозреваемых в попытке переворота [Электрон. ресурс] URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_7679000/7679956.stm

(3) Конституция Турции 1982 г. [Электрон. ресурс] URL: http://www.constitution.garant.ru/DOC_3864905.htm

(4) Независимая газета. 17.06.1997.

(5) Отложенный переворот [Электрон. ресурс] URL: http://www.i-r-p.ru/page/stream-event/index-21093.html

(6) По подозрению в подготовке переворота в Турции арестованы 24 человека [Электрон. ресурс] URL: http://www.i-r-p.ru/page/stream-event/index-20572.html

(7) Правящая партия Турции отделалась штрафом [Электрон. ресурс] URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_7533000/7533713.stm

(8) Программа ПСР [Электрон. ресурс] URL: http://web.akparti.org.tr

(9) Хрестоматия по новой истории. Второй период. М., 1993

(10) Хрестоматия по новейшей истории. Т. 3. 1945-1961. Ч. 1. М., 1961

(11) Хрестоматия по новой истории. Т. 2. 1815-1870. М., 1965

Литература:

(12) Алиев С.М. Современное исламское возрождение и его особенности на примере Ирана и Турции // Ислам и политика. М., 2001. С. 21-45.

(13) Арабаджян А.З. Относительно т.н. неотделимости ислама от политики // Ислам и политика. М., 2001. С. 143-154.

(14) Бадерхан Ф. Суфийские ордена в Турции // Ислам и политика. М., 2001. С. 135-143.

(15) Баширова А.Г. Исламский фактор в процессе интеграции Турции в ЕС // Ислам на современном Востоке. М., 2004. С. 303-312.

(16) Белокреницкий В. Исламский мир и Россия // Азия и Африка сегодня. 2007. № 5. С. 33-35.

(17) Вертяев К.В. Исламский фактор в политической жизни Турции // Ислам на современном Востоке. М., 2004. С. 81-88.

(18) Весела З. Ислам в Турции в конце 70-х - начале 80-х гг. // Мусульманские страны. Религия и политика (70-90-е гг.) М., 1991. С. 137-158.

(19) Гасратян М.А., С.Ф. Орешкова, Ю.А. Петросян. Очерки истории Турции. М., 1983.

(20) Данилов В.И. Религия и политика в мусульманском обществе. Опыт Турции // Ислам и политика. М., 2001. С. 166-173

(21) Данилов В.И. Турция после Второй мировой войны: демократический эксперимент продолжается // Восток. 1998. №4. С. 52-68.

(22) Дружиловский С.Б. О теории и практике исламского правления в странах Среднего Востока (Иран, Афганистан, Турция) // Ислам и политика. М., 2001. С. 60-70.

(23) Дулина Н.А. Реформы танзимата и шариат // Ислам в истории народов Востока. М., 1981. С. 177-181.

(24) Иванова И.И. "Исламский фактор" в политике турецкого руководства после военного переворота 1980 г. // Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1986. С. 127-139.

(25) Иванова И.И. Ислам в политической жизни Турции (1950-1980) // Зарубежный Восток: Религиозная традиция и современность. М., 1983. С. 130-139.

(26) Игнатенко А.А. Самоопределение исламского мира // Ислам и политика. М., 2001. С. 7-21.

(27) Источниковедение. М., 2004.

(28) Каддафи М. Турция, Европа и бен Ладены // Азия и Африка сегодня. №4. 2003. С. 33.

(29) Кардини Ф. Европа и ислам. История непонимания. СПб, 2007.

(30) Касаткин Д. Ислам в современном мире // Азия и Африка сегодня. 2006. № 5. С. 76-77.

(31) Кондакчян Р.П. Усиление исламского фактора и политика военных властей Турции в вопросах религии после военного переворота 1980 г. // Ислам в политической жизни стран современного Ближнего и Среднего Востока. Ереван, 1986. С. 177-209

(32) Киреев Н.Г. К оценке религиозной ситуации в Турции в 90-е гг. // Ислам и политика. М., 2001. С. 154-166.

(33) Киреев Н.Г. Метаморфозы политического ислама // Азия и Африка сегодня. 2003. №6. С.17-23.

(34) Киреев Н.Г. Новая глава в истории Турции: "Мягкий ислам" у власти. // Ислам на современном Востоке. М., 2004 г. С. 38-56.

(35) Киреев Н.Г. Что в багаже у партии власти "умеренного ислама" // Азия и Африка сегодня. 2004. №4. С. 12-19.

(36) Кондакчян Р.П. Усиление исламского фактора и политика военных властей Турции в вопросах религии после военного переворота 1980 г. // Ислам в политической жизни стран современного Ближнего и Среднего Востока. Ереван, 1986. С. 177-209

(37) Корицкий А. Турция: новый президент, новый парламент, новое правительство // Азия и Африка сегодня. 2007. №11. С. 3-10.

(38) Кудряшова И.В. Исламская цивилизационная доминанта и современное развитие мусульманских политий // Политическая наука. 2003. №2. С. 87-117.

(39) Кудряшова И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира // Полис. 2002. №1. С. 66-77.

(40) Куртынова Л.Г. Исламистские и националистические элементы в идеологии и деятельности Партии Националистического Движения Турции // Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1986. С. 115-126

(41) Лаптева М.П. Теория и методология истории. Пермь, 2006.

(42) Ли Ю.А. Государственная политика Турции в сфере религиозного образования // Ислам и политика. М., 2001. С. 340-351.

(43) Луис Б. Ислам и Запад. М., 2003.

(44) Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. М., 2006.

(45) Миллер А.Ф. Краткая история Турции. М., 1948.

(46) Миллер А.Ф. 50-летие младотурецкой революции. М., 1958.

(47) Миллер А.Ф. Турция: актуальные проблемы новой и новейшей истории. М., 1983.

(48) Мирский Г.И. "Политический ислам" и западное общество // Полис. 2002. №1. С. 78-86.

(49) Оган С. Правящая партия и турецко-российские отношения // Азия и Африка сегодня. 2008. № 12. С. 44-49.

(50) Парфёнов И.Д. Методология исторической науки. Саратов, 2001.

(51) Петросян Ю.А. Младотурецкое движение. М., 1971.

(52) Петросян Ю.А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. М., 1990.

(53) Поцхверия Б.М. Эволюция исламизма в республиканской Турции // Ислам на современном Востоке. М., 2004. С. 56-71.

(54) Розалиев Ю.Н. Мустафа Кемаль Ататюрк // Вопросы истории. 1995. №8. С. 57-77.

(55) Рустамов Ю.И. Ислам и общественная мысль современной Турции. Баку, 1980.

(56) Старченков Г. Турция: 200 лет модернизации // Азия и Африка сегодня. 2000. №6. С. 25-31.

(57) Ульченко Н.Ю. Ислам, современное государство и современная цивилизация // Восток. 2003. №3. С. 145-151.

(58) Ульченко Н.Ю. МЮСИАД и ТЮСИАД. "Мусульманский" и "светский" варианты развития экономики: Чья возьмёт? // Азия и Африка сегодня. 2006. №9. С. 23-28.

(59) Уразова Е.И. Экономические взгляды и практика исламистов в Турции // Ислам и политика. М., 2001. С. 372-385.

(60) Фадеева И.Л. Ислам в общественно-политической жизни современной Турции // Турция: история, экономика, политика. М., 1984. С. 63-77.

(61) Фадеева И.Л. Ислам и тенденции национализма в идеологии османского общества второй половины XIX в. // Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1986. С. 127-139.

(62) Фадеева И.Л. Оппозиция в странах Ближнего и Среднего Востока. Статус и цели // Ислам и политика. М., 2001. С. 45-60

(63) Фадеева И.Л. Официальные доктрины в идеологии и политике Османской империи (Османизм-панисламизм). XIX - нач. XX вв. М., 1980.

(64) Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2006.

(65) Ягудин Б.Б. Ислам в политических процессах и правовых актах Турции XX в. // Ислам на современном Востоке. М., 2004. С. 71-81.

Приложения

Приложение 1

Реформы Мустафы Кемаля Ататюрка, связанные с разрушением цивилизационной парадигмы Турецкого государства. По данным Ягудин Б.М. Ислам в политическом процессе и правительственных актах Турции XX в. // Ислам на современном Востоке. М., 2004. С. 74-75; кроме отмеченных особо.

1 ноября 1922 - Упразднение монархии

29 октября 1923 - Учреждение республики

3 марта 1923 - Упразднение халифата, шейх-уль-ислама и вакуфов.

3 марта 1923 - Закон об образовании [против влияния мусульманского духовенства в образовательной сфере]. Все органы образования объединялись под единым руководством.

8 апреля 1924 - Упразднение судов, основанных на шариате

20 апреля 1924 - Закон об основах организации [новая Конституция]. В статье 2 ислам объявлялся государственной религией.

25 ноября 1925 - Закон о запрещении ношения фески и об обязательном ношении европейских головных уборов.

30 ноября 1925 - Закон о ликвидации дервишских орденов.

26 декабря 1925 - Закон о введении европейских лето- и времяисчислений.

1925 - Закрытие завийе [религиозных обителей] и тюрбе [усыпальницы султанов и шейх-уль-исламов]. Запрещение тарикатов [мистических орденов] и наиболее влиятельных сект.

1926 - Эмансипация женщин [в соответствии с ГК].

9 апреля 1928 - Поправки в конституции, связанные с исключением статьи об исламе как о государственной религии и религиозных формул присяги.

1 ноября 1928 - Реформа алфавита [перевод с арабского на латиницу].

Также введены в эксплуатацию ряд европеизированных кодексов [уголовный, уголовно-процессуальный, гражданский, гражданско-процессуальный, торговый и морской]

21 июня 1934 года - Закон о фамилиях [Турки-османы не имели фамилий]

26 ноября 1934 года - Закон об отмене приставок к именам в виде прозвищ и званий.

Приложение 2

Динамика увеличения числа религиозных организаций в период после Второй мировой войны и правления Демократической партии [1950-1960]. По данным Поцхверия Б.М. Эволюция исламизма в республиканской Турции // Ислам на современном Востоке. М., 2004. С. 58.

Год

Количество

Увеличение, % от предыдущего значения

1946

11

-

1951

251

2282

1960

5104

2033

Приложение 3

Динамика роста ассигнаций управлению по делам религии при совете министров в период после Второй мировой войны и правления Демократической партии [1950-1960]. По данным Кондакчян Р.П. Усиление исламского фактора и политика военных властей Турции в вопросах религии после военного переворота 1980 г.// Ислам в политической жизни стран современного Ближнего и Среднего Востока. Ереван, 1986. С. 182-183.

Год

Млн. турецких лир

Увеличение, % от предыдущего значения

1946

1,5

-

1949

2,8

19

1951

7,8

28

1959

39,3

504

Приложение 4

Динамика роста количества религиозных школ и численности студентов и преподавателей в период с 1963 до 1978 гг. По данным Весела З.. Ислам в Турции в конце 70-х-начале 80-х гг. // Мусульманские страны. Религия и политика (70-80-е гг.). М., 1991. С. 144.

Год

Количество школ

Увеличение, % от предыдущего значения

Численность студентов

Увеличение, % от предыдущего значения

Численность преподавательского состава

Увеличение, % от предыдущего значения

1963

45

-

9284

-

484

-

1973

143

318

36378

392

1564

323

1975

173

121

48900

134

2152

138

1977

320

185

111741

229

3852

179

1978

437

137

134486

120

4922

128

Приложение 5

Численность уволенных офицером в период с августа 1996 по декабрь 1997. По данным Киреев Н.Г.. К оценке религиозной ситуации в Турции в 90-е годы // Ислам и политика. М., 2001. С. 155-156/

Год, месяц

Уволено офицеров, чел.

По обвинению в исламизме, чел.

1996, август

29

13

1996, декабрь

69

59

1997, май

171

150

1997, декабрь

62

6655

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5