скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

А.Д. Сахаров: человек, ученый, политик скачать рефераты

p align="left"> В 1972 г. Андрей Дмитриевич составил обращения к Верхов-ному Совету СССР об амнистии политзаключенных и об отмене смертной казни. Бабенышев А. и др. Указ. соч. С.253 Затем, вместе с Е.Г.Боннэр, он участво-вал в сборе подписей под этими документами. Тексты обраще-ния были переданы Андреем Дмитриевичем иностранным корреспон-дентам в Москве и сообщения об этом передавались зарубеж-ными радиостанциями. А.Д.Сахаров вспоминал впоследствии, что "обращения явились выражением мнения для многих и, быть может, многих слушателей радио заставили задуматься. Для многих из подписавшихся это было не простое решение, но акт гражданской смелости". Сахаров А.Д. Воспоминания. С.260

В сентябре 1972 г. Андрей Дмитриевич принял участив в демонстрации у Ливанского посольства в знак протеста против убийства израильских спортсменов на Мюнхенской Олимпиаде. Бабенышев А. и др. Указ. соч. С.253 Это показывает, что он принципиально осуждал "терроризм как чрезвычайно жестокое и разрушительное явление, какими бы целями он не оправдывался". Сахаров А.Д. Воспоминания.. С. 263

Высказываясь по палестинской проблеме, А. Д.Сахаров подчеркивал, что "Израиль и палестинцы должны проявить волю к переговорам, соглашению, глубокому компромиссу, признать наличие у противоположной стороны законных прав и интересов, перестать обмениваться оскорблениями... и тем более вооруженными ударами." Там же. С.163 Это его пожелание начало воплощаться в жизнь только в наши дни.

Ведя огромную общественную и правозащитную деятельность, А.Д.Сахаров успешно продолжал и свою работу в области физики. Он участвовал в подготовке сборника "Проблемы теоретической физики", посвященного И.Е.Тамму, работал над статьей Топо-логическая структура элементарных зарядов и СРТ - симметрия. Андрей Сахаров: За и против, 1973 год; документы, факты, события.

§ 2. Мир правозащитников в 70-е годы

В 1973-1974г.г. А.Д.Сахаров продолжал свою общественную деятельность, писал статьи, обращения, давал многочисленные интервью. Так, например, в июле 1973г. он дал интервью корреспонденту шведского радио У.Стенхолъму о политических, экономических и социальных проблемах, стоящих перед нашей страной. Он отметил в этом интервью, что в советском союзе бросается в глаза чрезвычайно большая концентрация экономической, политической и идеологической власти, т.е. отсутствует разделение властей. Наше общество утверждал он самое претенциозное, т.е. претендует на то, что оно гораздо лучше других. Андрей Сахаров: За и против. 1973 год: документы, факты, события. М.,1991.С.58. Таким образом, Андрей Дмитриевич дал в этом интервью четкую и объективную оценку положения в СССР. После передачи интервью зарубежными радиостанциями А.Д.Сахаров был вызван к замести-телю генерального прокурора СССР Малярову, который высказал ему серьезное предупреждение и посоветовал "сделать для себя выводы", Там же. С.81. на что Андрей Дмитриевич ответил, что не может согласиться с тем, что он "нарушал закон". Там же. С. 85.

Против академика Сахарова развернулась злобная кампания в советской прессе. На него коллективно и поодиночке обрушились писатели, композиторы, рабочие, ученые, в част-ности, большая группа академиков. Нападкам в печати и раз-личным преследованиям подверглись также члены его семьи. Его жена Е. Боннэр несколько раз вызывалась на допросы в КГБ. Бабенышев А. и др. Указ. соч. С.254.

В ответ на все это Андрей Дмитриевич дал пресс - конференцию для западных корреспондентов. Однако преследования Андрея Дмитриевича не прекращались, что подт-вердил, в частности в октябре 1973 года визит на квартиру А.Сахарова людей, представившихся членами палестинской тер-рористической организации "Черный сентябрь", угрожавших убить Сахарова и его, близких и требовавших отказа от заявления "Об октябрьской войне в Израиле". Там же. Несколько ранее А.Д. Сахаров сделал ряд заявлений о проблеме Израиля и Палестины, где в жесткой форме осуждались все террористические акты палестинцев. Так же в этих заявлениях звучал призыв к мировой общественности о содействии и помощи в разрешения конфликта противоборствующих сторон.

Но академик Сахаров не отказался от своих взглядов и мужественно продолжал борь-бу. За большие заслуги в области защиты прав человека в декабре 1973г. ему была присуждена премия "Международной лиги прав человека при 00Н". Там же. С.254 .

В заявлении по этому поводу А.Д.Сахаров писал: "Я прини-маю эту премию с глубокой благодарностью и волнением. Я думаю в этот день о сотнях моих друзей и единомышленников, которые находятся в лагерях, тюрьмах и психбольницах и своим мужест-вом и страданием утверждают защиту прав человека как высокую цель общества... Я хотел бы верить, что присуждение советс-кому гражданину международной премии прав человека служит свидетельством того, что международное внимание к обеспечению прав человека в нашей стране будет возрастать и окажет глубокое влияние". Андрей Сахаров: За и против . 1973 год; документы, факты, события. С.272. Таким образом, А.Д.Сахаров надеялся, что изменения к лучшему в СССР все-таки возможны и призывал международное сообщество способствовать этому.

Зимой 1974г. А.Д.Сахаров вместе со своей женой Е.Г.Боннэр познакомился с книгой А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". Это книга для них обоих стала потрясением. Сахаров А.Д. Воспоминания. С. 285. "Уже с первых страниц... судьба многих миллионов наших сограждан, оборотная сторона того бодрого единодушия и трудового подъема, о котором пелись песни и твердили газеты". Там же.

Вскоре Андрей Дмитриевич примкнул к коллективному пись-му, требовавшему оградить Солженицына от нападок и пресле-дований, отдававшего должное "Архипелагу" и трагической судьбе его героев - заключенных. Там же. Он дал также ряд интервью об "Архипелаге" и Солженицыне, где снова высказал положительное мнение как о А.И.Солженицыне, так и о его произведений. Однако, узнав о письме Солженицына "Вождям Советского Союза" Андрей Дмитриевич выступил со статьей, в которой отмечалась опасность идей национализма и изоляцио-низма. Академик подчеркивал в этой статье 3 апреля 1974г.: "Солженицын пишет, что, может быть, наша страна не дозрела до демократического строя и что авторитарный строй в условиях законности и православия был не так уж плох, раз Россия сохранила при этом строе свое национальное здоровье вплоть до XX в. Эти высказывания Солженицына чужды мне. Я считаю единственным благоприятным для любой страны демок-ратический путь развития. Существующий в России веками рабский, холопский дух, сочетающийся с презрением к инозем-цам, инородцам и иноверцам, я считаю величайшей бедой, а не национальным здоровьем. Лишь в демократических условиях может выработаться народный характер, способный к разумному существованию во все усложняющемся мире"/ Сахаров А. О письме А. Солженицына "Вождям Советского Союза." // Бабенышев А и др. Указ. соч. С.23-24. Таким образом у А.Д.Сахарова и А.И.Солженицына были существенные разног-ласия в идеологических проблемах и, хотя Андрей Дмитриевич не раз восхищался талантом Солженицына, он не мог согласить-ся с ним по ряду вопросов и (начиная с 1974г.) неоднократ-но высказывал свое мнение по этому поводу.

В мае 1974г. была опубликована за рубежом статья А.Д.Сахарова "Мир через полвека", которая получила на Западе широкую известность. В этой статье Андрей Дмитриевич писал, что перед человечеством стоит угроза гибели " в огне большой термоя-дерной войны..., но, избегнув большой войны, человечество все же может погибнуть, истощив свои силы в "малых" войнах, в межнациональных и межгосударственных конфликтах, от сопер-ничества и отсутствия согласованности в экономической сфере, в охране среды, в регулировании прироста населения, от политического авантюризма. Человечеству угрожает упадок лич-ной и государственной морали

... Что противостоит (или может противостоять, должно противостоять) разрушительным тенденциям современной жизни? Я считаю особенно важным преодоление распада мира, на антаго-нистические группы государств, процесс сближения (конверген-ции) социалистической и капиталистической систем, сопровож-дающийся демилитаризацией, укреплением международного дове-рия, защитой человеческих прав, закона и свободы, глубоким социальным прогрессом и демократизацией, укреплением нравст-венного, .духовного личного начала в человеке... Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осущест-вления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе". Сахаров А. Мир через полвека.// Досье. Приложение к Литературной газете. 1990.Январь. С. 12

Таким образом в статье "Мир через полвека" А.Д.Сахаров продолжал развивать идею конвергенции двух систем, рассматривая ее как один из возможных способов предотвращения гибели человеческой цивилизации на нашей планете.

В том же, 1974г. А.Д.Сахаров еще более активизировал свои усилия в борьбе за права человека. Так, в июне 1974г. он провел голодовку с требованием освободить политзаключенных, Бабенышев А и др. Указ. соч. С.254 приуроченную к визиту президента США Никсона в СССР, в декабре обратился к конгрессу США. по поводу поправки Джексона- Вэника Там же. и организовал передачу канцлеру ФРГ список 6000 немцев из Казахстана, желающих эмигрировать. Там же.

В конце 1974г. А.Д.Сахарову были присуждены премия Дома Свободы США и премия Чино Дель Дука ("это одна из существующих во Франции премий за заслуги в гуманистической области."). Сахаров А.Д. Воспоминания. С.290 Деньги премии Чино Дель Дука легли в основу... фонда помощи детям политзаключенных, Там же. который основала Е.Г.Боннэр.

Общественная деятельность академика Сахарова все более противоречила взглядам тогдашнего советского руководства, а, следовательно, и его политике. Поэтому в 1974-1975 гг., а также в последующие годы неуклонно усиливались угрозы как самому Андрею Дмитриевичу и его жене Е.Г.Боннэр, так и их родным, многим из которых из-за этих угроз и последовавших за ними репрессий пришлось эмигрировать из Советского Союза. Однако долг ученого, гражданина, высоконравственного человека не позволяли А.Д.Сахарову прекратить свою деятельность в гума-нитарной сфере, в области прав человека, отступить в неравной борьбе с тоталитарной системой в СССР, а также и в др. странах.

В 1975г. А.Д.Сахаров составил следующие обращения об амнистии политзаключенным, о прекращении геноцида в иракском Кур-дистане,... к президенту Индонезии Сухарто с призывом к амнистии политзаключенным..., письмо к Пагаушской конференции о разоружении, мире, международном доверии. Бабенышев А. и др. Указ. соч. С.255 Всю первую половину 1975г. Андрей Дмитриевич работал над книгой "О стране и мире", которая возникла как бы в продол-жение дискуссий Андрея Дмитриевича с американским сенатором Д. Бакли и членами делегации американских ученых во главе с профессором Пановоским. Книга "О стране и мире" во многом примыкает к "Размышлениям о прогрессе...", написанным семью годами ранее, развивает их идеи, в особенности о необходи-мости конвергенции, разоружения, демократизаций, открытости общества, реформ. Но в ней сильней представ-лена тема стратегического равновесия (высказаны критические замечания об ОСВ-I при общей положительной оценке самого факта переговоров, подчеркнута возможная, в определенных условиях, дестабилизирующая роль разделяющихся боеголовок), тема прав человека и открытости общества, в частности, обсуждалась поправка Джексона-Вэника, рассматривалась позиция и способ действий леволиберальной интеллигенции Запада... В вопросе о реформах книга ближе всего примыкает к "Памятной записке" Сахаров А.Д. Воспоминания. С. 303 А.Д.Сахаров пишет в книге "О стране и мире" о необходимости проведения в СССР ряда внутренних реформ. Эти реформы представлялись ему следующими:

1) Углубление экономической реформы 1966г. - полная экономическая, производственная, кадровая и социальная самос-тоятельность предприятий.

2) Частичная денационализация всех видов экономической и социальной деятельности, вероятно, за исключением тяжелой промышленности, тяжелого транспорта и связи.

3) Полная амнистия всех политзаключенных.

4) Закон о свободе забастовок.

5) Серия законодательных актов, обеспечивающих реаль-ную свободу убеждений, свободу совести, свободу распростра-нения информации.

6) Законодательное обеспечение гласности и общественного контроля над принятием важнейших решений.

7) Закон о свободе выбора места проживания и работы в пределах страны.

8) Законодательное обеспечение свобода выезда из страны и возвращения в нее.

9) Запрещение всех форм партийных и служебных приви-легий, не обусловленных непосредственно необходимостью выпол-нения служебных обязанностей. Равноправие всех граждан как основной государственный принцип.

10) Законодательное подтверждение права на отделение союзных республик, права на обсуждение вопроса об отделении.

11) Многопартийная система.

12) Валютная реформа - свободный обмен рубля на иност-ранную валюту. Сахаров А.Д. О стране и мире. // Бабенышев А. и др. Указ. соч. С.24-25.

Теперь, спустя почти 30 лет со времени выхода книги, очень интересно знакомиться с этими предложениями, правильность и необходимость реализации которых нам сейчас так понятны. Многие из них стали реализовываться в годы перестройки, но по-настоящему претворяться в жизнь они начали лишь в самом конце 80-х начале 90-х г.г. 20 века.

Книга "О стране и мире" встретила самые положительные отклики на Западе, однако в СССР она бела встречена злобными нападками прессы, хотя многие из авторов резко критических статей даже не попытались вникнуть в идеи, изложенные авто-ром книги, задуматься над смыслом предлагаемых им преобразо-ваний.

10 октября 1975г. А.Д.Сахарову была присуждена Нобелевс-кая премия Мира. Он говорил, что это явилось для него "огромной честью... признанием заслуг всего правозащитного движения в СССР". Сахаров А.Д. Автобиография. // Бабенышев А. и др. Указ. соч. С.18.

В своей Нобелевской лекции "Мир прогресс, права человека" Андрей Дмитриевич развивал положения "Размышлений"(1968г). Он подчеркнул в этой лекции, что "Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими... Стремясь к защите прав людей, мы должны выступать... в первую очередь как защитники невинных жертв существующих в разных странах режимов, без требований сокрушения и тотального осуждения этих режимов. Нужны реформы, а не революции. Нужно гибкое плюралистическое и терпимое общество, воплощающее в себе дух поиска, обсуждения и свободного, не догматического исполь-зования достижений всех социальных систем. Что это разрядка? конвергенция? - даю не в словах, а в нашей реши-мости создать лучшее, более доброе общество, лучший мировой порядок". Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека. Нобелевская лекция.

// Досье, Приложение к Литературной газете. 1990.Январь. С.5-6. А.Д.Сахарову было отказано в поездке за рубеж, поэтому текст его Нобелевской лекции был прочитан в Шведской академии наук II декабря 1975г. Е.Г.Боннэр. Нобелевское лекция знаменитого ученого и правозащитника произвела огромное впечатление на слушателей и получило широкий резонанс в мире. Оно показало, каких высот достиг А.Д.Сахаров, развивая гуманистическое направление своей деятельности, как далеко вперед шагнуло его мышление, пре-одолев барьер непонимания, ненависти, страха и вражды.

В 1976г. академик Сахаров был избран вице-президентом Международной лиги прав человека. Там же. С.31. В этом же году он обратился (совместно с Ю.Орловым и В. Турчиным) к Совещанию руководителей европейских коммунистических партий с предло-жением включить в программу совещания вопрос о правах челове-ка, (составил) обращение в ООН о трагическом положении в лагере палестинцев Тель-Заатар (совместно с Е.Боннэр). обращение к Комитету защиты польских рабочих. Бабенышев А. и др. Указ. соч. С.255-256. В советской прессе, а тем время неоднократно высказывалась мысль, что академик Сахаров призывает Запад к ухудшению отношений с СССР, к давлению на нашу страну, чем способствует еще большему обострению международной напряженности, разжи-ганию антисоветских настроений за рубежом. Однако сам Андрей Дмитриевич очень четко разъяснил свою позицию в интервью корреспонденту "Ассошиэйтед Пресс" Дж. Кримски 6 декабря 1976г. Он подчеркнул в этом интервью, что считает "необходимым давление на советские власти для обеспечения того минимума гражданских и политических свобод в СССР, без которых не может быть и речи об идеологической разрядке, не может быть международного доверия. В государстве, в котором осуществлена полная партийно-государственная монополия..., невозможны свобода мысли свобода демократических действий. Но положение изменится, если мы представим себе общество с гибридной экономикой, общество плюралистическое по своему экономическому и культурному строю..." Сахаров А.Д. Интервью корреспонденту "Ассошиэйтед Пресс" Дж. Кримски 6 декабря 1978г. // Там же. С.25-26.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11