скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Светочи России и Чувашии скачать рефераты

официальным направлением, представителем которого было руководство Академии

художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что

искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику

для творчества художников.

9 ноября 1863 г. большая группа выпускников Академии художеств

отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской

мифологии и покинула Академию. Во главе бунтарей стоял Иван Николаевич

Крамской (1837—1887). Они объединились в артель и стали жить коммуной.

Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось «Товарищество

передвижных художественных выставок», профессионально-коммерческое

объединение художников, стоявших на близких идейных позициях.

«Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» с его

мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели

изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые

(бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось

крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В

ту пору — в 60—70-е гг. XIX в.— идейная сторона искусства ценилась выше,

чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о самоценности

живописи.

Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов

(1834—1882). В своих произведениях Перов страстно обличает существующий

строй, с большим мастерством и убедительностью показывает тяжелую долю

народа. В картине «Сельский крестный ход на пасху» художник показал русскую

деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически

изобразил сельское духовенство. Поражает своим драматизмом, безысходной

скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая

рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца. Большой

известностью пользуются его картины «Последний кабак у заставы», «Старики-

родители на могиле сына». Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе

проникнуты картины «Охотники на привале», «Рыболов». Его творчество

пронизано любовью к народу, стремлением осмыслить явления жизни и языком

искусства правдиво рассказать о них. Картины Перова принадлежат к лучшим

образцам русского искусства. Его творчество как бы перекликается с поэзией

Некрасова, с произведениями Островского, Тургенева. Достаточно вспомнить

такие его картины, как «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в

Мытищах». Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка»,

«Старики-родители на могиле сына»). Кисти Перова принадлежит ряд портретов

его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского).

Некоторые полотна «передвижников», писанные с натуры или под

впечатлением от реальных сцен, обогатили наши представления о крестьянской

жизни. В картине С. А. Коровина «На миру» показана стычка на сельском сходе

между богачом и бедняком. Торжественная праздничность крестьянского труда

отражена в картине Г. Г. Мясоедова «Косцы».

Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич

Крамской (1837—1887)—замечательный художник и теоретик искусства. Крамской

боролся против так называемого «чистого искусства». Он призывал художника

быть человеком и гражданином, своим творчеством бороться за высокие

общественные идеалы. В творчестве Крамского главное место занимала

портретная живопись. Крамской создал целую галерею замечательных портретов

русских писателей, художников, общественных деятелей: Толстого, Салтыкова-

Щедрина, Некрасова, Шишкина и других. Ему принадлежит один из лучших

портретов Льва Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя,

с какой бы точки он ни смотрел на полотно. Одно из наиболее сильных

произведений Крамского — картина «Христос в пустыне».

«Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) сумел показать красоту и тонкий

лиризм простого русского пейзажа. В 1871 мастер создает ряд лучших своих

работ («Печерский монастырь под Нижним Новгородом», Нижегородский

художественный музей; «Разлив Волги под Ярославлем», Русский музей), в т.

ч. знаменитую картину «Грачи прилетели» (Третьяковская галерея), ставшую

самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России.

Этюдная работа над «Грачами» шла в марте, в с. Молвитино (ныне Сусанино)

Буйского уезда Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на

березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и древняя церквушка на

фоне стылых дальних лугов, — все сплавилось в образ удивительного

поэтического обаяния. Картине свойственен поистине волшебный эффект

узнаваемости, «уже виденного» (deja-vue, говоря языком психологии) — причем

не только где-то близ Волги, где писались «Грачи», а чуть ли не в любом

уголке страны. Здесь «настроение» — как особое созерцательное пространство,

объединяющее картину со зрителем — окончательно превращается в совершенно

особый компонент образа; это метко фиксирует И. Н. Крамской, когда пишет (в

письме к Ф. А. Васильеву, 1871), касаясь других пейзажей на выставке: «все

это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах». Незримо

зримая «душа», настроение животворит и последующие вещи Саврасова:

замечательные московские пейзажи, органично сочетающие бытовую простоту

переднего плана с величавыми далями («Сухарева башня», 1872, Исторический

музей, Москва; «Вид на Московский Кремль, Весна», 1873, Русский музей),

виртуозный по передаче влаги и светотени «Проселок» (1873, Третьяковская

галерея), сентиментальную «Могилу над Волгой» (1874, Алтайский краевой

музей изобразительных искусств, Барнаул), светозарную «Радугу» (1875,

Русский музей), меланхолическую картину «Зимний пейзаж. Иней» (1876-77,

Воронежский музей изобразительных искусств). В поздний период мастерство

Саврасова резко слабеет. Житейски опустившись, страдая алкоголизмом, он

живет за счет копий со своих лучших работ, прежде всего с «Грачей».

Федор Александрович Васильев (1850—1873) прожил короткую жизнь. Его

творчество, оборвавшееся в самом начале, обогатило отечественную живопись

рядом динамичных, волнующих пейзажей. Художнику особенно удавались

переходные состояния в природе: от солнца к дождю, от затишья к буре.

Выходец из семьи почтового служащего, учился в Рисовальной школе Общества

поощрения художеств, а также в 1871 в Академии художеств; в 1866-67 работал

под руководством И. И. Шишкина. Выдающийся талант Васильева сложился рано и

мощно в картинах, впечатляющих зрителя своим психологическим драматизмом.

Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н.

Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества в

целом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея).

В 1870 путешествовал по Волге вместе с И. Е. Репиным, в результате

появилась картина «Вид на Волге. Баржи» (1870, Русский музей) и другие

работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи

речной и воздушной влаги. Но не во внешних эффектах здесь суть. В

произведениях Васильева природа, словно откликаясь на движения человеческой

души, в полном смысле психологизируется, выражая сложную гамму чувств между

отчаянием, надеждой и тихой грустью. Наиболее известны картины «Оттепель»

(1871) и «Мокрый луг» (1872; обе в Третьяковской галерее), где постоянный

интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры

претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу. Это — своего

рода натурные сны о России, выдерживающие сопоставление с пейзажными

мотивами И. С. Тургенева или А. А. Фета. Художник (судя по его переписке с

Крамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, о

символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество,

отягощенное «преступными замыслами». Но дни его уже сочтены. Заболев

туберкулезом, он переселяется в 1871 в Ялту. Роковая болезнь, сливаясь с

впечатлениями от южной природы, которая предстает у него не праздничной, но

отчужденно-тревожной, придает его живописи еще большую драматическую

напряженность. Тревожно и сумрачно самое значительное его полотно этого

периода — «В Крымских горах» (1873, Третьяковская галерея). Тонущая в

дымке, написанная в мрачных коричневато-серых тонах горная дорога обретает

тут потусторонний оттенок, подобие безысходной дороги в никуда. Влияние

искусства Васильева, усиленное трагизмом его ранней кончины, было весьма

значительным. Романтическая традиция, окончательно отрешаясь от

представлений о пейзаже как декоративном зрелище, достигла в его работах

особой духовной содержательности, предвещающей искусство символизма и

модерна, пейзаж чеховско-левитановской поры.

Творчество Виктора Михайловича Васнецова (1848—1926) тесно связано с

русскими народными сказками, былинами, сюжеты которых он брал за основу

своих картин. Его лучшее произведение — «Три богатыря». Перед зрителем

любимые герои русского былинного эпоса — богатыри, защитники русской земли

и родного народа от многочисленных врагов.

Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван

Иванович Шишкин (1832—1898). Для ранних работ Шишкина («Вид на острове

Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867,

Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь

традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая

планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах,

как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает

уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и

свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы

(последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не

имея себе равных в русском пейзажном искусстве).

В 1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о

которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской

губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея). Обычно

избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший

летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет

яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую

шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно

присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том

проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска

земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин — замечательный

поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы

[в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но

лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес

еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому,

1888)]. С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа

дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе.

Классические произведения Шишкина — такие, как «Рожь» или «Среди долины

ровныя...» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей

русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) —

воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Художнику одинаково

удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем»,

1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе

— там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды,

представляющие собой детализованный дневник природной жизни. Его образы,

несмотря на свою «объективность» и принципиальное отсутствие психологизма,

свойственного «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа, всегда

имели большой поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу

любимейших художников А. А. Блока). В Елабуге открыт дом-музей художника.

К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном

искусстве появились новые направления. Портреты кисти В.А. Серова и пейзажи

И.И. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть

художников сочетала русские художественные традиции с новыми

изобразительными формами (М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, и др.).

Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве

ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана (1860—1900). Левитан — мастер

спокойных, тихих пейзажей. Человек очень робкий, стеснительный и ранимый,

он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением

полюбившегося пейзажа.

Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы.

Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи, не прекращались унылые

дожди. Художник нервничал, пока не втянулся в эту погоду и не обнаружил

особую прелесть сизо-сиреневых красок русского ненастья. С той поры Верхняя

Волга, заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество. В тех краях он

создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным

покоем». Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на

Волге», «Вечер. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель».

В последние годы жизни Левитан обратил внимание на творчество

французских художников-импрессионистов (Э. Мане, К. Моне, и др.). Он понял,

что у него с ними много общего, что их творческие поиски шли в том же

направлении. Как и они, он предпочитал работать не в мастерской, а на

воздухе. Как и они, он высветлил палитру, изгнав темные, землистые краски.

Как и они, он стремился запечатлеть мимолетность бытия, передать движения

света и воздуха. В этом они пошли дальше его, но почти растворили в

световоздушных потоках объемные формы (дома, деревья). Он избежал этого.

«Картины Левитана требуют медленного рассматривания,— писал большой

знаток его творчества К. Г. Паустовский.— Они не ошеломляют глаз. Они

скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в

них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и

проселков».

На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина,

В. И. Сурикова и В. А. Серова.

Василий Иванович Суриков (1848—1916) родился в Красноярске, в

казачьей семье. Расцвет его творчества приходится на 80-е гг., когда он

создал три самые знаменитые свои исторические картины: «Утро стрелецкой

казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Его произведения «Утро

стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение

Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Степан Разин», «Переход Суворова через

Альпы» — вершина русской и мировой исторической живописи. Величие русского

Страницы: 1, 2, 3