скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Пасхальные яйца скачать рефераты

императора Александра III и императора Николая II. Александр III в 1885-

1894 годах преподнес своей жене 1С пасхальных яиц. Николай II в 1894-1917

годах заказал 46 пасхальных яиц для подарков своей матери, вдовствующей

императрице Марии Федоровне, и жене Александре Федоровне.

Двенадцать пасхальных яиц было создано для Л. Ф. Келча, владельца

нескольких золотых рудников в Сибири, для князя Ф. Ф. Юсупова и герцогини

Мальборо, также выполнялись изящные и дорогие пасхальные подарки, часто

содержащие различные сюрпризы. Это были пасхальные яйца со сложными

заводными механизмами, представляющие собой чудеса ювелирного искусства,

создание каждого из которых обходилось очень дорого. Образцы хранились в

специальных футлярах или сейфах и извлекались оттуда для показа только во

время Пасхи. В настоящее время известно местонахождение некоторых

раритетных пасхальных яиц Фаберже: двенадцать экземпляров хранится у

английской королевы, одиннадцатью владеет американский журнал «Форбс» и

десять находится в Оружейной палате Московского Кремля.

Первое пасхальное яйцо 1885 года с полосками из синей эмали было

выполнено мастером Михаилом Перхиным. Двадцатишестилетний петрозаводчанин,

он в 1886 году становится главным мастером фирмы Фаберже. До 1903 года -

года смерти Перхина - его инициалы ставились на всех яйцах-сюрпризах фирмы

Фаберже, сделанных для императоров Александра III и Николая II. Яйцо,

выполненное Перхиным, состояло из оболочки-скорлупы» из слоновой кости. В

скорлупе - покрытая эмалью курица из золота с рубиновыми глазами. Внутри

нее - золотая корона, унизанная жемчугом. Л в короне - золотое кольцо.

Именно с 1885 года началась традиция ежегодного дарения пасхальных яиц-

сувениров фирмы Фаберже. «Ваше Величество будет довольно» - такой ответ

обычно давал знаменитый мастер на вопрос о сюжете очередного яйца.

Изготовление ювелирно украшенных пасхальных яиц имело давнюю традицию

в России. Например, посеребренное яйцо-сюрприз было сделано мастером

Нордбергом для Александра II. Но именно фирме Фаберже удалось довести

искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня

мастерства, изящества и творческой фантазии. Фаберже никогда не делал

точных копий. На всех его работах лежит печать неповторимого

индивидуального почерка, навечно оставшегося в истории мирового искусства.

Русская императорская династия и ее многочисленные королевские и

княжеские родственники в Англии, Дании, Греции, Болгарии, Гессене,

Ганновере получали яйца Фаберже в подарок из России, высоко ценили эти

драгоценные вещицы и передавали их следующим поколениям. После первой

мировой войны, падения монархии в Европе и обеднения аристократии многие

изделия Фаберже были проданы и перешли к другим владельцам. В 1920-е годы

для пополнения казны валютой советское правительство продало ряд

произведений искусства из государственных коллекций. Из императорской

коллекции, конфискованной после 1917 года, была продана большая

часть, видимо, «абсолютно бесполезных» для советского государства

уникальных пасхальных яиц.

Вопреки воинствующему атеизму послереволюционных десятилетий обычай

празднования Пасхи передавался из поколения в поколение: слишком важна эта

традиция для православного человека по всей России. Когда изготовление

художественных подарочных пасхальных яиц прекратилось, Пасху продолжали

праздновать с «крашенками» (теми самыми разукрашенными в один или несколько

цветов яйцами, которые известны едва ли не всем в нашем обиходе) и

«писанками» (расписанными орнаментом). Традиция изготовления «писанок» была

сильна в западных районах Украины. Тамошние «писанки» напоминают о

дохристианском характере рисунка, уходящем во времена, когда русские,

украинцы, белорусы были единым народом, об истоках общеславянских традиций.

Орнамент «писанок" делится на геометрический, растительный и зооморфный. У

западноукраинских «писанок» много символических обозначений, характерных

для древних славян языческого периода - треугольники, звезды, кресты,

точки, спирали, кружки, стилизованные растения, петушки, коньки и т. д.

«Писанки", как правило, делают в сельских местностях. В каждом селе

имеется две-три расписчицы. Орнаментируют яйца следующим образом: яйцо

покрывают воском при помощи тонкой металлической трубочки, закрепленной на

деревянной ручке. Трубочкой наносят основные линии рисунка. А когда воск

остынет, яйцо опускают в краску. Таким образом оно окрашивается целиком,

кроме контурных линий рисунка, остающихся белыми, за тем части яйца,

которые хотят сохранить окрашенными в эту первоначальную краску, покрывают

воском, а яйцо опускают в краску другого цвета. И так несколько раз. После

этого нагревают яйцо, растапливают воск - и «писанка» готова. Применяются

обычно растительные краски. «Писанки» имеют два или более цвета. Существует

особая техника орнаментирования яиц: узор выцарапывается тем или иным

острым «инструментом". Такие яйца называются «скробанками».

«В городе Горьком, - писал историк искусства М. Л. Ильин, - на

воскресном базаре (лучше всего в так называемое «Вербное воскресенье', за

неделю до Пасхи) на колхозных рынках вы обнаружите подлинные россыпи, иначе

не назовешь, замечательного народного искусства. То будут деревянные

расписные яйца, коробочки-грибки, детские игрушки и многое другое, покрытое

поразительно яркой «химически-анилиновой» росписью. Это роспись сёл Майдана

и Крутца. Она давно перешагнула границы города... Она подлинное современное

детище искусства нашего народа, живое, красивое, яркое». Правда, долгое

время это не поощрялось официальными властями, поэтому живое искусство

деревянного пасхального яйца сосредоточилось в глухих селах заволжского

края - Полховском Майдане и Крутце.

Производство полховско-майданских токарных расписных изделий возникло

в начале XX века. В 1914-1916 годах местные кустари начали украшать

«тарарушки» (токарные изделия: пеналы, коробочки и игрушки) по примеру

Сергиевских мастеров с помощью выжигания и последующей раскраски. Только в

20-е годы нашего столетия складывается специфический стиль полховско-

майданской росписи - она выполняется локально нанесенными красками: алой,

желтой, синей. При наложении возникают красные и зеленые тона в пределах

четко очерченного тушью контура. Растительный орнамент сочетается с

изобразительными элементами росписи: деревьями, рекой, солнцем, домами,

птицами. Обычно размер образцов не превышает размера настоящего куриного

яйца. Иногда, как исключение, вытачиваются яйца размером побольше. Чаще

других мотивов и сюжетов встречаются изображения петушка или курочки,

солнца, храма или церкви и др. Именно мастерицы Крутца не боялись в

советское время писать на яйцах «XВ», изображать церкви и всячески

обозначать, что яйцо является пасхальным.

Есть предположение, что стиль полховско-майданской и крутецкой росписи

занесли в эти края в начале 20-х годов XX века переселенцы с Украины.

Наивная крестьянская роспись этих яиц свидетельствует о близости к росписи

и орнаментации украинских «писанок». Та же языческая символика на яйце -

петух, курица, солнце, что является символом возрождения. Размер - близкий

к естественному размеру куриного; те же принципы «оформления». Таким

образом, мы видим, что в изделиях новых художественных центров народного

искусства, возникших в XX веке, тесно переплелись христианская и языческая

традиции.

В Бабенской артели, расположенной в деревне Бабенки Подольского уезда,

вытачивались полированные токарные изделия из дерева и кости, в том числе и

яйца. Именно отсюда черпали высококвалифицированные кадры токарей как

московские мастерские Кустарного музея, так и кустарные артели Сергиева

Посада. Традиции высокого токарного мастерства продолжает сергиево-

посадское предприятие «Сувенир», которое на протяжении всего советского

периода выпускало яйца-сувениры, декорированные росписью с выжиганием. Чаще

всего на этих одно-, двух- и трехместных яйцах-сувенирах изображаются

памятные архитектурные места, связанные с Троице-Сергиевой лаврой.

Недалеко от Сергиева Посада находится еще один центр народного

искусства - город Хотьково, знаменитый своими резчиками по дереву и кости.

Именно отсюда пошла самобытная, возникшая на рубеже XIX-XX веков

абрамцевско-кудринская резьба, создателем которой был талантливый

крестьянин из села Кудрино В. П. Ворносков. Абрамцевско-кудринская

рельефная резьба с заоваленным контуром и немного углубленным фоном

органично сочетает традиционные народные приемы с новыми способами

обработки дерева. Часто мастера пользуются протравкой-морилкой для создания

различных цветовых оттенков - от золотистых до темно-коричневых. После

морения изделие иногда полируется до блеска. Для этой резьбы характерны

растительные орнаменты, которые полностью покрывают то или иное изделие, в

том числе и поверхность яйца.

Наряду с Подмосковьем, известным высоким техническим и художественным

качеством изделий из дерева на токарной основе, славен также Нижегородский

край, где одно из первых мест принадлежит легендарной Хохломе. Для

хохломской росписи характерны две разновидности орнамента: роспись

«верховая» и «под фон». «Верховой» рисунок наносится мазками кисти на

поверхность фона, образуя легкий ажурный узор. Сквозь растительный орнамент

с цветами, травами и ягодами просвечивает золотистый фон. Роспись «под фон»

имеет золотистый силуэтный рисунок, окруженный черным или цветным фоном.

Этот старинный промысел существует с XVI века, поэтому в рисунках

хохломского орнамента присутствуют многие элементы, восходящие к орнаменту

Древней Руси. Пасхальное хохломское яйцо, созданное главным художником

производственно-художественного объединения - Хохломская роспись» Е.

Доспаловой, отличается таким совершенством, что вспоминается легенда о

золотом яичке. Именно золотое яйцо многие народы преподносили в качестве

подарка и в языческие, и в христианские времена.

Если в народных художественных центрах по обработке дерева искусство

токарного орнаментированного яйца не было утеряно в советский период, то в

традиционных центрах лаковой миниатюрной живописи на папье-маше оно

возникло только В постсоветское время после длительного перерыва и

забвения. Одними из первых к росписи пасхальных яиц обратились миниатюристы

Мстеры. Имея великолепную традицию росписи пасхальных яиц, воплотившуюся в

работах братьев Тюлиных, О. Чирикова, современные мстерские мастера

достойно ее продолжили. Бо время празднования 1000-летия христианства на

Руси религиозные деятели отмечали, что из старинных центров темперной

миниатюрной живописи на папье-маше Мстера наиболее полно сохранила традиции

древнерусской живописи.

Как и до революции, пасхальные яйца с лаковой миниатюрной живописью

Федоскина, Палеха, Мстеры и Холуя являются заказными и стоят довольно

дорого. Обычно за роспись пасхальных яиц в этих центрах берутся только

опытные высококвалифицированные мастера. Роспись пасхального яйца требует

хорошего знания иконографии. Эти центры имели не только иконописные

мастерские. Древнерусское искусство было искусством синтеза, объединяющим

иконописцев, чеканщиков окладов, мастеров по эмали и филиграни, вышивальщиц

болотного шитья и др. Сегодня роспись пасхальных яиц возрождается не только

в Центре мстерской лаковой миниатюрной живописи, но и на предприятии

«Мстерский ювелир». Здесь производят яйца с ажурной сканью, выполненной на

основе геометризованного растительного орнамента.

Искусство холмогорских мастеров известно давно. Алексей Михайлович в

XVII веке приглашал их ко двору для выполнения изделий из кости, в XVIII

веке они были привезены в новую столицу - Петербург, где создали не

превзойденные по мастерству произведения искусства. Творениям холмогорских

резчиков присущи особая нарядность и торжественность, их отличает высокое

мастерство, свидетельствующее о своеобразных художественных традициях этого

центра в селе Ломоносове Холмогорского района. В настоящее время

холмогорские мастера создают уникальные по методу изготовления пасхальные

яйца. Работа холмогорского мастера С. Минина представляет собой выточенный

из цельного куска мамонтовой кости ажурный футляр, основанием которого

является позолоченное разъемное серебряное яйцо. По желанию оно может быть

превращено в две одинаковые по размеру рюмочки. На эту кропотливую

ювелирную работу ушло более полугода, одно неверное движение - и ажурный

футляр, выбранный из кости мамонта, мог рассыпаться на глазах.

Может быть, наиболее древние из всех существующих пасхальных яиц -

яйца из поделочных, драгоценных и полудрагоценных камней и минералов.

Поделочные камни делятся на твердые, средние и мягкие. К твердым камням

относятся яшма, родонит, агат, малахит, нефрит, лазурит, жадеит и др. В

группу камней средней твердости входят мрамор, порфир, оникс и др. К мягким

породам камней относятся селенит, кальцит, змеевик и др. Пасхальные яйца

делали и делают из поделочных камней различных групп твердости.

Керамические производства, выпускающие изделия из фарфора, фаянса,

майолики, стремятся к массовому выпуску яиц. Подход к декорированию

пасхальных яиц на этих художественных предприятиях достаточно традиционен.

Гжельские пасхальные яйца Товарищества «Гжель» - фарфоровые с кобальтом и

майоликовые с многоцветной росписью - широко известны с дореволюционных

времен. Они продолжают классическую линию росписи пасхальных яиц на

фарфоровых заводах Кузнецова. Цветочные и сюжетные композиции с

изображением православных храмов являются наиболее распространенными.

Гжельские пасхальные яйца имеют различные

размеры. Недавно начал выпускать пасхальные яйца с цветочной росписью

Речицкий фарфоровый завод, расположенный неподалеку от Гжели. В последнее

время в Москве стали появляться художественные предприятия, выпускающие

изделия из керамики малыми партиями. Это - «Никанд», с образцами из фарфора

с кобальтовой росписью. Большинство фарфоровых яиц «Никанда» являют собой

авторские экземпляры. Так, пасхальные яйца расписывает художник С. Р. Керн.

В основном это христианские мотивы, а также архитектурные пейзажи.

Высокая профессиональная подготовка художников и мастеров характерна и

для московского фарфорового предприятия «Даки», возникшего в 1992 году.

Вместе с росписью фарфоровых изделий кобальтом здесь было налажено

производство бисквита - фарфора, не покрытого глазурью, декорированного

лепниной и росписью. Пасхальные яйца, как правило, выпускаются в единичных

экземплярах и являются заказными.

Известны яйца из фарфора с лепниной кисловодского «Феникса» и

фаянсовые яйца с росписью семикаракорского предприятия «Аксинья».

Оформление пасхальных яиц на этих фарфоровых производствах идет в рамках

собственного художественного стиля. В последнее время известные центры

народного искусства проходят процесс разукрупнения. От них отделяются

небольшие мастерские, которые более мобильно реагируют на запросы

современного общества. Такова фирма «Саква», возникшая в поселке Мстера

Владимирской области, здесь можно заказать пасхальное яйцо в авторском

исполнении.

Своеобразная тематика представлена в росписи яиц народного

художественного промысла - Товарищества «Вятский сувенир». Наряду с

традиционным для этого центра инкрустированием соломкой есть и яйца,

расписанные на религиозные сюжеты, в частности на сюжет «Рождество

Христово».

Подобная тенденция в оформлении образцов, в которых используется

рождественская тематика, наблюдается и в изделиях Ассоциации художественных

промыслов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Видимо, в этих случаях

проявилось влияние западноевропейской цивилизации, для которой наиболее

значимым религиозным праздником является Рождество Христово. На этот счет

существует немецкая пословица: «Нет гнезда выше орлиного, нет праздника

выше Рождества».

С художественными традициями дореволюционного Санкт-Петербурга связано

еще одно явление в современном искусстве оформления пасхального яйца -

создание санкт-петербургскими мастерами пасхальных яиц по образцам Фаберже.

Среди них выделяются миниатюрные кулоны с использованием христианской и

языческой символики. Ажурные кулоны один к одному повторяют ажурные бусины

барм из Рязанского клада, относящегося к памятникам ювелирного искусства

домонгольской Руси. Первые попытки создания изделий в стиле Фаберже были

предприняты в начале 80-х годов нынешнего столетия. Одним из инициаторов

обращения к традициям знаменитой ювелирной фирмы был Андрей Ананов. После

того как Ананов подарил медальон в виде пасхального яйца представителю

фирмы Фаберже, из компании «Cartier» пришло заключение о его высоком

качестве. С Анановым заключили контракт, и вместе с тем была выработана

специальная форма клейма «Фаберже от Ананова» (просто ставить клеймо

Фаберже на этих изделиях он отказался). Яйца фирмы Андрея Ананова имеются у

выдающихся певцов Монтсеррат Кабалье и Пласидо Доминго, у Нэнси Рейган и

Барбары Буш. Современные пасхальные яйца в авторском исполнении

представляют собой оригинальное явление в русской художественной культуре

конца XX столетия. Они - знак живого свободного художественного поиска.

Нынешние пасхальные яйца в авторском исполнении можно разделить на

несколько тематических групп: религиозные, пейзажные с архитектурой, просто

пейзажные, литературные (по мотивам былин, русских народных сказок,

произведений русских писателей), с языческими мотивами...

Интересно отметить тот факт, что некоторые художники-профессионалы,

обратившиеся к росписи матрешек, через три-четыре года занялись пасхальными

яйцами, а позже иконописанием. Таким образом, повторился эволюционный путь,

который, по мнению русского богослова, философа, ученого о. Павла

Флоренского, от расписного египетского саркофага через фаюмский портрет

привел к иконе. Марина Цветаева говорила, что все дары даются неведающим и

неблагодарным, кроме дара души, которая не что иное, как совесть и память.

В лучших своих проявлениях пасхальные яйца с религиозными изображениями

обладают такой энергетикой, такой силой воздействия, что действительно

способны пробудить историческую память и осветить наши души.

Искусство традиционного и современного оформления пасхальных яиц - это

целый мир, яркие штрихи к живому образу России.

Литература

1. Соловьева Л.Н. Пасхальные яйца. Интербук-бизнес, 1997, - 95 с.

2. Касперавичюс М.М. Функции религиозной и светской символики. – Л.:

Знание, 1990, - 32 с.

Страницы: 1, 2, 3