скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Парламент и монархия - особенности истории (Великобритания) скачать рефераты

Спикер не должен принадлежать к какой-либо партии. Политический

деятель, кандидатура которого предлагается на должность спикера, прерывает

членство в своей партии. Спикер должен быть вне политики и отстранен от

участия в партийных спорах. В случае нарушения им принципа

беспристрастности любой депутат вправе внести в палату предложение с

критикой спикера (хотя вообще критика спикера не допускается).

На имя спикера адресуются все письма, петиции и ходатайства,

направляемые палате.

В случае возникновения вакансии, кандидатура нового спикера

предлагается Правительством (после консультации с оппозицией).

После отставки спикер получает место в Палате лордов.

Председатель Комитета путей и средств - второе должностное лицо Палаты

общин. Он председательствует в палате, когда она преобразуется в Комитет

всей палаты.

Председатель Комитета путей и средств избирается Палатой общин в

начале созыва нового парламента. Его кандидатура выдвигается партией

большинства из числа ее членов. Предложение о назначении вносится Лидером

палаты.

Поскольку Палата общин не может заседать без спикера, то при его

отсутствии функции заместителя спикера исполняются Председателем Комитета

путей и средств. Когда председатель комитета занимает место спикера, он

является окончательным судьей в вопросах процедуры - его распоряжения не

могут быть обжалованы спикеру.

В случае отсутствия Председателя Комитета путей и средств его функции

выполняют Заместители Председателя Комитета путей и средств, включая

полномочия заместителя спикера. Они выдвигаются, как и Председатель

Комитета путей и средств, партией большинства из числа ее сторонников и

избираются палатой в начале нового созыва парламента.

Лидер Палаты общин - лицо, выступающее в палате от имени

Правительства. Он назначается премьер-министром из числа наиболее близких к

нему политических деятелей, входящих в состав кабинета. Он отвечает за

исполнение своих полномочий исключительно перед премьер-министром.

Задача Лидера Палаты общин организовать работу палаты таким образом,

чтобы обеспечить проведение через нее заранее намеченной правительством

программы законодательства и иных мероприятий. Он определяет порядок и

расписание работы Палаты общин, а также порядок рассмотрения ею

законопроектов. В конце каждой недели он сообщает палате о повестке дня на

следующую неделю.

Партийные фракции имеют особых должностных лиц в палате, роль которых

чрезвычайно велика в организации всего хода парламентского производства.

Это парламентские организаторы партий, официально именуемые «кнутами».

Должность «кнута» не предусмотрена правилами парламентской процедуры. Она

появилась в ходе эволюции партийной организации в Палате общин.

Главная обязанность «кнутов» — налаживать сотрудничество фракций так,

чтобы работа палаты шла без эксцессов и неожиданностей, при взаимной

координации деятельности фракций. «Кнуты» правительства и оппозиции

находятся в тесном контакте друг с другом и образуют те обычные каналы,

через которые достигается компромиссное урегулирование спорных вопросов

между правительством и оппозицией.

«Кнутам» предоставлен целый ряд полномочий по отношению к депутатам.

«Кнуты» следят за соблюдением партийной дисциплины. Ни один депутат не

вправе покинуть заседание палаты, не посоветовавшись с «кнутом». Если какой-

либо депутат не может по каким-либо причинам присутствовать на заседании

палаты, он обязан уведомить об этом «кнута» своей партии. Последний, в свою

очередь, договаривается с «кнутом» другой партии так, чтобы не нарушалось

равновесие между партиями в Палате общин и число отсутствующих депутатов в

правительственной партии соответствовало числу отсутствующих депутатов

официальной оппозиции.

Способом согласования деятельности партийных сторонников служит

документ, который также именуется «кнутом». Этот документ посылается членам

соответствующей фракции еженедельно. В нем содержится перечень дел, стоящих

в повестке дня заседания палаты на следующую неделю. Каждый вопрос в

«кнуте» в зависимости от того значения, которое ему придает партийное

руководство, подчеркивается. Если вопрос повестки дня подчеркнут одной

чертой, то это означает, что он не носит спорного характера и по нему не

ожидается голосования; двумя чертами — возможна постановка на голосование;

тремя чертами — вопрос исключительно важен, по нему определенно будет

голосование и потому присутствие члена фракции обязательно.

В Палате общин имеются также постоянные должностные лица, не

являющиеся членами палаты: клерк палаты, два его помощника и пристав,

отвечающий за вопросы безопасности в помещениях палаты.

Клерк - старшее постоянное должностное лицо Палаты общин. Он является

экспертом по вопросам парламентской процедуры и его основная задача -

давать советы спикеру, правительству, оппозиции и рядовым депутатам по

поводу всех вопросов, возникающих в связи с процедурными правилами. Клерк

занимает почетное место. Он сидит за столом палаты (Table of the House),

расположенным сразу же перед спикером. Во время заседания он облачен в

судейскую мантию и парик.

Организация комитетов в Палате общин

В Палате общин действуют постоянные, специальные, сессионные комитеты.

Образуются также объединенные комитеты обеих палат Парламента.

Члены комитетов назначаются не палатой в целом, а Комитетом по отбору

(Committee of Selection).

Комитет по отбору образуется Палатой общин в начале каждой сессии в

составе 11 человек. Фактически члены этого комитета назначаются по

соглашению между лидерами партий в Палате общин.

При формировании комитетов Комитет по отбору исходит из соотношения

двух партий в Палате общин так, чтобы они были представлены в комитете

пропорционально количеству мест в палате. Комитет по отбору руководствуется

также квалификацией кандидатов.

Постоянные комитеты создаются в начале работы парламента нового созыва

на срок его полномочий. Их основное назначение — постатейное рассмотрение

биллей. Не существует каких-либо ограничений числа комитетов. Обычно в

палате функционирует семь-восемь таких комитетов. Комитеты именуются

условно — А, В, С, D и не специализируются по каким-либо вопросам.

Единственные комитеты, которым присуща специализация, но не отраслевая, а

территориальная, — это Большой Шотландский комитет, Большой Уэльсский

комитет, Североирландский комитет. Имеется также комитет по рассмотрению

биллей частных членов.

Большое влияние на организацию и деятельность постоянных комитетов

оказывает спикер. Он решает вопрос, в какой постоянный комитет направить

законопроект. Председатели постоянных комитетов назначаются спикером по его

усмотрению.

Члены комитетов вправе предлагать поправки к любой обсуждаемой статье,

а также предлагать новые статьи к биллю.

В составе постоянного комитета от 15 до 50 депутатов. Во время

заседаний они располагаются, как и в Палате общин, — слева от председателя

сидят члены оппозиции, справа — члены правительства. «Кнуты» наблюдают за

работой комитетов и следят, чтобы во время заседаний имелся кворум

постоянного комитета – 12-15 человек, в зависимости от общего числа членов.

Министры, в обязанности которых включено проведение законопроекта

через постоянные комитеты, выступают в комитете от имени правительства.

Заседания постоянных комитетов открыты для публики. Содержание их

заседаний публикуется в стенографических отчетах.

Специальные комитеты (Select Committees) - второй основной вид

комитетов палаты. Их члены также выбираются Комитетом по отбору.

Специальные комитеты состоят из 10-15 членов палаты.

В отличие от постоянных, специальные комитеты функционируют на

постоянной основе. Некоторое число специальных комитетов учреждается из

года в год в начале каждой сессии. В связи с этим такие комитеты получили

наименование «сессионных» (сессионные комитеты).

Существует 14 специальных комитетов.

Основная задача специальных комитетов - расследование и проверка

деятельности основных министерств. Поэтому система специальных комитетов

привязана к структуре министерств. Это комитеты: по обороне; внутренним

делам; иностранным делам; финансам и гражданской службе; энергетике;

промышленности и торговле; транспорту; сельскому хозяйству; занятости;

окружающей среде; образованию; науке и искусству; социальным делам;

шотландским делам; валлийским делам. Кроме того, имеются специальные

комитеты по европейскому законодательству, по делам парламентского

уполномоченного и пр.

Система специальных комитетов была реорганизована в 1979 году.

Существовавшая до этого система специальных комитетов не давала депутатам

возможностей тщательно исследовать правительственную деятельность. Об

английских парламентариях говорили, что они с завистью смотрят на

американских конгрессменов, проводящих тщательное расследование

правительственной деятельности. Реорганизация системы специальных комитетов

в Англии проводилась с учетом американского опыта.

Комитет свободен в выборе конкретного предмета расследования. Он не

должен получать для этого какого-либо одобрения со стороны правительства.

Комитеты имеют право требовать представления необходимых для проведения

расследования документов, назначать экспертов, вызывать свидетелей.

Свидетель, отказавшийся явиться, виновен в неуважении к Палате общин

(формально палата наделена правом заключить такое лицо в тюрьму).

Правительство практически всегда присылает министра на заседание

специального комитета, но этот вопрос решается не комитетом, а премьер-

министром.

На заседаниях комитета могут присутствовать и посторонние лица, если

палата не примет иного решения. Заседания могут проходить и при закрытых

дверях. В этом случае на них не может присутствовать никто из посторонних

лиц, в том числе и депутаты, не являющиеся членами комитета.

После окончания работы комитет составляет доклад, который

представляется Палате общин.

Существование специальных комитетов по изучению деятельности

министерств несомненно усиливает влияние представительного органа на

правительство, дает ему средства для проведения в действие механизма

подотчетности министерств, возможность влиять на правительственные решения

еще до момента их принятия.

Объединенные комитеты (Joint Committees) являются разновидностью

специальных комитетов. Объединенные комитеты состоят из равного числа

членов каждой палаты. Вопросы, подлежащие обсуждению в объединенных

комитетах, не должны затрагивать спорных политических дел.

Правовой статус члена парламента

В Англии отсутствуют законодательные нормы, устанавливающие

обязанности депутата по отношению к избирателям и его ответственность перед

ними. Здесь провозглашается доктрина независимости депутата от избирателей.

Считается, что депутат представляет всю нацию, а не отдельные группы

избирателей. На выборах избиратели не дают депутатам наказа. На депутате не

лежит юридическая обязанность отчитываться перед избирателями. Нет и

института отзыва депутатов.

И все-таки депутат связан не только со своей партией, но и с

избирательным округом, проводя в нем довольно много времени. Регулярно, раз

в неделю или раз в две недели, как правило, в субботу или в воскресенье,

депутат посещает округ, встречается и беседует с избирателями, принимает

их, выслушивает их жалобы.

Член парламента получает жалованье. Помимо этого, он получает

дополнительные выплаты на содержание офиса, секретаря, помощника-

исследователя (как правило, это высококвалифицированные специалисты,

выпускники университетов). В 1985 году общее число секретарей и помощников-

исследователей составляло 1210 человек. Депутату возмещаются транспортные

расходы, связанные с поездками между Лондоном, местом жительства и

избирательным округом при исполнении парламентских обязанностей (сюда

включаются также поездки супруги и несовершеннолетних детей). До

определенной суммы депутату предоставлено право бесплатной телеграфной,

телефонной и почтовой связи в отношении тех округов, которые находятся за

пределами Большого Лондона. Ему оплачивается также проживание в гостинице.

Некоторые члены Парламента оставляют свою основную работу или

профессиональную деятельность, а многие сохраняют работу по

совместительству. Парламентарии поддерживают тесные отношения с группами

давления и лоббистскими организациями. Правила парламента не исключают

таких связей, но предусматривают необходимость сообщать палате о работе

депутата для этих организаций и об оплате за нее.

В 1975 году Палата общин установила обязательную регистрацию

«интересов» депутатов. В соответствии с этой системой депутат обязан

информировать палату о любом денежном интересе или иных материальных

выгодах, которые он имеет.

Парламентские привилегии составляют так называемое «общее право

Парламента». Парламентские привилегии включают свободу депутатов от ареста,

свободу слова в парламенте, а также право доступа к королеве, которое

принадлежит Палате общин в целом. Право устанавливать привилегии

принадлежит исключительно самим палатам.

Привилегия свободы слова получила законодательное закрепление в Билле

о правах 1689 года. Она защищает выступления депутата, произнесенные в ходе

парламентского делопроизводства. Против члена парламента не может быть

возбуждено судебного преследования за любое слово, произнесенное в

парламенте.

Привилегия свободы от ареста означает, что арест члена Палаты общин не

может быть произведен без разрешения самой палаты. Древняя привилегия

свободы от ареста охраняет депутата в течение парламентской сессии и 40

дней до ее начала и после ее окончания в связи с производством по

гражданскому делу. Однако член парламента не имеет привилегии от ареста в

связи с уголовным производством.

Законодательная деятельность Парламента

В законодательном порядке верховная законодательная власть парламента

была установлена Биллем о правах 1689 года. Он отменил право короля

приостанавливать действие законов и делать из них изъятия, то есть, сделал

незаконным изменение законов монархом без согласия парламента.

Парламент имеет право принимать, отменять и изменять любой закон.

Издание законов - самая значительная, если не самая главная функция

парламента. Около половины всего его времени уходит на законодательную

работу. Число ежегодно принимаемых законов довольно стабильно: 60-70 в год.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7