скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Музейная педагогика скачать рефераты

коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам,

связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно

осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и

консультация. Однако, современный уровень развития информационных

технологий предполагает их внедрение и активное использование в музее,

например, в форме специального информационного центра. Информационное

обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления

информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от качества

указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, и

заканчивая использованием информационных киосков, установленных в холле или

залах музея с подключением к Internet. Информационные системы содержат

качественные изображения экспонатов с указанием их местоположения,

сопроводительную и разъяснительную информацию.

2) Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на

качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а

также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации.

Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных

знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других

образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно -

педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов -

подлинников.

Отличительные черты обучения в музее - неформальность и

добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность

максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно

стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных

предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных

уроков, занятий в кружке. Музейный урок (занятие) преимущественно

используется как форма работы музея с учащимися школ, гимназий, лицеев,

колледжей. Кружок при музее - объединение людей по интересам с целью

углубления, расширения и приобретения умений, связанных с профилем музея.

3) Развитие творческих начал - третья, высшая ступень постижения

музейной информации. Развитие творчества предполагает использование

потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной

культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей

личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого

процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему

лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Это направление

может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории или

фестиваля, викторины, исторической игры и др. Студия ставит целью раскрыть

творческие способности участников на основе изучения музейных собраний.

Творческая лаборатория - объединение заинтересованных лиц, ведущих в музее

под руководством научного сотрудника экспериментальную научную деятельность

в сочетании с творческой практикой. Фестиваль - действие с широким кругом

участников, сопровождающееся показом и смотром различных видов искусства

или работ, выполненных участниками студий, кружков, иных творческих групп.

4) Общение - установление взаимных деловых или дружеских контактов

на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его

коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с

музейной информацией, так и для содержательного, интересного и

неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме

встречи, клуба, олимпиады, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме.

Встреча - собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интересными

людьми на тему, связанную с профилем музея. Клуб - общественная

регламентированная организация, предоставляющая возможность свободного

общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, связанных

с музеем и его содержанием. Посиделки - театрализованная форма, участники

которой собираются в музее для общения, развлечения в сочетании с какой-

либо совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плетение

кружев, ткачество, лепка и т.д.).

5) Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями

и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в

музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на

разновозрастную аудиторию (ярмарка, карнавал, День открытых дверей,

музейный праздник, концерт, КВН и т.д.), но существуют и специально

разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий

посетителей (игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших

школьников, чаепитие ля людей пожилого возраста, выпускной бал в музее,

свадьба и пр.).

Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Как и

направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Они

складывались десятилетиями и изменялись с течением времени под влиянием

исторических обстоятельств, научных поисков и разработок, запросов социума.

Основной принцип любой формы культурно - образовательной деятельности -

предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует,

создание условий для самореализации. При этом важно учитывать

психологические особенности различных типов и категорий музейных

посетителей. Эффективность этой работы зависит и от взаимодействия музея со

школой, интеграции школьной и музейной педагогики.

В настоящее время культурно - образовательная деятельность - одно из

ведущих направлений музейной работы, прежде всего, с детской и подростковой

аудиторией. В музеях разрабатываются адресные программы, ориентированные

как на детскую, так и взрослую аудиторию, создаются отделы образования с

новой структурой, организовываются детские центры, экспозиции, выставки для

детей и семей. Процессы интеграции способствуют выявлению новой

проблематики, методик, что находит преломление в культурно-образовательных

программах, проектах.

4. Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина.

Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем,

что она дает тот методологический инструментарий, который позволяет

осмыслить все виды музейной деятельности в педагогическом аспекте и тем

самым повысить уровень общения музея с аудиторией, его социальный статус.

Музейно-специфический образовательно-воспитательный процесс как

существенная составная часть музейной деятельности является предметом

исследования музейной педагогики. Элементы музейной педагогики действенны

не только в музейном процессе организации экспозиции или других форм

коммуникации, они пронизывают также все сферы музейной деятельности.

Аспекты музейной педагогики необходимо учитывать и в процессе отбора,

комплектования, изучения и хранения музейных предметов в целях их

возможного включения в экспозицию или использования в других видах

образовательно-воспитательной деятельности музея. Музейно-педагогическое

исследование ставит задачу разработки теоретических и методических основ

образовательно-воспитательного процесса в музее, а также изучения

возможностей применения результатов этого исследования в подготовке

экспозиций и в работе с посетителями на экспозиции и в учебных кабинетах.

Музейная педагогика анализирует потребности различных социальных и

возрастных групп посетителей, изучает особенности их восприятия экспозиции

и вырабатывает дифференцированные методики по работе с ними. В определенных

случаях она вносит необходимые коррективы в содержание самой экспозиции.

Основные направления исследований в сфере музейной педагогики можно

структурировать следующим образом:

1. Проблема изучения образовательной специфики музея. Решить ее -

это, значит, ответить на вопрос, зачем люди ходят в музей, в чем они видят

смысл музейного просвещения. Только последовательное выявление специфики,

уважительное отношение самого музея к своим возможностям определяет, в

конечном итоге, роль музея в общественном сознании.

2. Эффективность музейной коммуникации.

Не ответив на вопрос «что» и «как» воспринимают посетители, музею никогда

не удастся преодолеть существующую диспропорцию между усилиями добиться

того или иного эффекта и реальными результатами его воздействия на

человека.

3. Изучение музейной аудитории.

Вопрос о том, «что» воспринимается, неотделим от вопроса «кто»

воспринимает. Едва ли возможно грамотно осуществлять свою деятельность без

четкого представления о том, к кому обращаешься, каковы особенности,

ожидания, интересы тех людей, которые приходят в музей или игнорируют его.

4. Создание и апробация новых методик и программ для различных категорий

посетителей.

Это направление имеет наибольшее практическое значение и развивается,

учитывая знания о реальной или потенциальной аудиториях музея.

5. Установление оптимальных форм взаимодействия с партнерами по

культурно- образовательной деятельности. Музей вступает в контакт не только

с посетителями. Он связан с самыми различными институтами культуры и

образования. Центральным здесь является вопрос о взаимодействии с учебными

учреждениями, прежде всего со школами и детскими садами, а также

учреждениями дополнительного образования, психолого-педагогическими

центрами.

6. Изучение истории музейно- педагогической мысли и культурно-

образовательной деятельности музеев.

Достижения современной отечественной музейной педагогики невозможны без

знания идей и наработок наших предшественников. Решение столь сложных задач

возможно лишь посредством исследований на базе общей педагогики, социологии

и психологии. Таким образом, музейно- педагогические исследования носят

интердисциплинарный характер, а результаты этих исследований обогащают как

музееведение, так и педагогику.

5. Перспективы развития.

В 1984 году при НИИ культуры был создан постоянно действующий

Всероссийский семинар под руководством Е.Г. Вансловой – «Музей и

подрастающее поколение». На этот семинар, ставший хорошей школой по обмену

уникальным опытом, собирались музейные работники из России, бывших союзных

республик. От других семинаров он отличается, прежде всего тем, что на ряду

с обсуждением взаимосвязей музея и школы, методов их работы, велась

деятельность по созданию системы занятий. В результате был разработан

системный подход, получивший широкое распространение и вошедший в историю

музейно -педагогической мысли России как «музейный всеобуч», включающий

циклы занятий с применением новых методик, приемов, активизирующих

творческий потенциал ребенка. При ежегодных встречах в Москве (в апреле

2001 года состоялся уже XXV семинар) участники знакомились, делились друг с

другом опытом, имели возможность сравнить свою работу с работой коллег,

выслушать рекомендации специалистов.

Один из ведущих научно - практических центров по музейной педагогике

возник в Москве в 1990 году на базе кафедры музейного дела Института (в

настоящее время Академии) переподготовки работников искусства, культуры и

туризма (ИПРИКТ) и получил название творческая лаборатория «Музейная

педагогика».

Ее целью явилось:

· Изучение и обобщение лучшего опыта музеев, как отечественных, так и

зарубежных;

· Популяризация культурного наследия, выявление новых тенденций в культурно-

образовательной деятельности музеев, изучение и разработка новых методов,

форм, приемов, направлений работы с конкретными категориями музейной

аудитории, а так же новых организационных структур, программ, проектов в

области музейно- педагогической деятельности.

В составе творческой лаборатории - ведущие специалисты музейно-

педагогической деятельности как теоретики, так и практики, представляющие

исследовательские и музейные организации разных территорий России,

руководит лабораторией Коссова И.М..

В задачи лаборатории входят:

· Теоретические обобщения практической работы музеев с посетителями;

· Использование материалов лаборатории в подготовке музейных специалистов

на кафедре музейного дела;

· Выявление новых перспективных тенденций в работе с музейной аудиторией и

анализ их в условиях конкретной историко-социальной среды;

· Разработка новых образовательных моделей отечественных музеев с

ориентацией на российские особенности и зарубежный опыт;

· Издание работ участников лаборатории и материалов конференций с целью

популяризации актуальных и перспективных программ, проектов, а также новых

организационных структур, аккумулирующих процессы интеграции,

способствующих решению культурных, образовательных задач социума,

использование их в учебных курсах дисциплин по проблемам культурологи,

музееведения, музейной педагогики на кафедре музейного дела;

· Профессиональное общение специалистов этого направления, способствующее

его динамическому развитию.

Постоянной формой работы творческой лаборатории являются ежегодно

проводимые научно-практические конференции в разных регионах России на базе

музеев, имеющих высокий культурный потенциал, творческий опыт работы с

аудиторией, «открытых» к новым поискам. В настоящее время накоплен опыт

проведения 12 конференций (Курск, Москва, Шушенское, Заславль, Пенза,

Ярославль, Калуга, Каргополь, Петрозаводск, Владимир, Санкт-Петербург,

Пушкинские горы). Они вызвали значительный резонанс в музейной среде, что

объясняется дефицитом профессионального общения, резким сокращением в

последние годы встреч музейных работников, возрастающей ролью музеев как

хранителей культурного наследия, малым количеством публикаций, посвященных

проблемам музейной педагогики, методам, приемам работы с публикой, новым

культурным проектам. На каждой конференции рассматривается спектр проблем

культурно-образовательной деятельности научного, методического,

содержательного характера. Постановка теоретических проблем логично

сочетается с практическими занятиями на базе музеев, проводимых

сотрудниками этих музеев, а в ряде случаев и специалистами из музеев других

городов.

Другой крупный центр, созданный в Государственном Русском музее в

Петербурге в 1990 году - Российский научно-практический центр по проблемам

музейной педагогики (возглавляет Б.А. Столяров), взял на себя руководство

ее развитием в художественных музеях. Для работы петербургских музейных

педагогов характерен комплексный междисциплинарный подход, направленный на

создание системы работы с детьми и подростками в тесном взаимодействии с

педагогами детских садов, школ, учреждений среднего специального и высшего

образования, а также разработку теоретических проблем музейной педагогики.

Большую роль в этом играет музейная гимназия Государственного Русского

музея, созданная в 1989 году и являющаяся экспериментальной базой

разработки и апробирования музейно-педагогических программ.

Большой опыт музейно-педагогических исследований накоплен и

Лабораторией музейного проектирования Российского Института культурологии,

Лабораторией изобразительного искусства Исследовательского центра

эстетического воспитания РАО, Лабораторией эстетического образования

Московского института развития образовательных систем. Основание российских

научно- практических центров, занимающихся проблемами музейной педагогики,

в настоящее время является организационной базой для ее дальнейшего

развития, профессиональным объединением специалистов различных профилей,

возможностью для обмена опыта с зарубежными коллегами.

III. Заключение.

Из вышесказанного видно, что теоретическая база музейной педагогики

находится в настоящее время в стадии формирования, причем не только в

отечественном музееведении, которое относительно недавно оперирует ее

категориями, но и Германии. Процесс становления музейной педагогики в

качестве научной дисциплины далек от завершения, формулировка основных

вопросов теории оказалась на уровне эмпирических рассуждений, должного

внимания не уделялось понятийному аппарату. Практической потребностью

остается объективное познание закономерностей ее развития,

интердисциплинарных связей, формирование научного аппарата. Очевидно,

решать эти проблемы в нашей стране предстоит созданным в начале 1990-х

годов научно- практическим центрам музейной педагогики

Тенденция последних лет - внимание к культурно- образовательной

деятельности музеев, которая становится одним из приоритетных направлений

музейной работы. Музеи становятся центрами как формального, так и

неформального образования для всех категорий населения. Создаются новые

организационные структуры - музейные культурные центры на базе музеев,

ориентированные на взаимодействие с органами образования, социальной

защиты, учреждениями культуры, науки, искусства. Они имеют много

модификаций, определяемых спецификой территорий, особенностями музеев и

музейной сети, культурным потенциалом регионов, а главная их цель -

образование человека культурой.

IV. Список литературы.

1. Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического

профиля. М.,1988.

2. Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.

4. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая

научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев.

М.,1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.

5. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М.,1999 г.

ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.

Ресурсы Internet.

1. http://www.abcvolga.ru/muz/kb/experts_m

Страницы: 1, 2