скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Московский кремль и Красная площадь скачать рефераты

XV-XIX столетий, восточной работы изделия из хрусталя, яшмы, слоновой

кости. Выст влено придворное облачение различных эпох, светская одежда XVI-

XVII веков, парадные воинские доспехи, русские дореволюционные ордена и

ордена иностранных государств, гобелены, шпалеры. Демонстрируется так

называемая конюшенная казна - парадное конское убранство работы русских и

иностранных мастеров, уникальная коллекция экипажей, где каждый -

произведение искусства. Оружейная палата - одна из богатейших мировых

сокровищниц - продолжает расти и в наше время: коллекция постоянно

пополняется редкими изделиями, передаваемыми в музей различными

государственными учреждениями, а также частными лицами.

Грановитая палата.

Грановитая палата - одна из немногих сохранившихся частей царского

дворца, построенного в конце XV века Иваном III, его парадный тронный зал.

Это самое древнее из к менных гражданских зданий Москвы. Она построена

в 1487-1491 годах русскими м стерами под руководством итальянских

архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Здание палаты с четким

силуэтом простого прямоугольного объема отлич ется необычным убранством

главного фасада. Он облицован четырехгранным белым известняком (отсюда и

название), начинающимся от подклетного этажа и заканчив ющимся ниже

карниза. Сама Палата представляет собой огромный квадратный зал с

крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. Величественный и

просторный зал высотой 9 метров освещается 18 окнами, расположенными с трех

сторон, а вечером - 4 круглыми массивными люстрами. Они сделаны в XIX веке

из бронзы по образцу древних новгородских паникадил. Площадь пола

Грановитой пал ты равна 495 квадратных метров. Во второй половине XVI века

Грановитая палата была украшена стенописью на церковно-библейские темы. В

1668 году художник Симон Ушаков возобновил стенопись и сделал ее

подробную опись. После пожара 1682 года палату восстановили и великолепно

отделали. Окна были растесаны и украшены снаружи белокаменными резными

наличниками. Кровлю покрыли позолоченными листами и сверху прописали

цветным орнаментом. В пожаре 1696 года эта кровля сгорела. Во время

нашествия наполеоновских войск палата пострадала от пожара, но вскоре ее

восстановили. В 80х годах XIX века художники из Палеха братья Белоусовы

расписали стены заново - по описи Симона Ушакова. В Грановитой палате на

протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского

госуд рства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались

иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола,

заседали Земские соборы, на одном из которых более 300 лет назад был

решен вопрос о воссоединении Украины с Россией. Здесь отмечались

победы русских войск. Так, Ив н IV праздновал здесь взятие Казани в 1552

году, а Петр I отмечал в 1709 году Полтавскую победу, а в 1721 году -

заключение Нишбадтского мира, завершившего Северную войну.

Большой Кpемлевский Двоpец.

На высоком Боpовицком холме pасположен Большой Кpемлевский Двоpец. Его

фасад обpащен в стоpону Москвы-pеки и пpотянулся с запада на восток на

125 метpов. Двоpец постоен в 1838-1849 годах гpуппой pусских аpхитектоpов

- Д.Н.Чичаловым, П.А.Геpасимовым, А.Н.Бакаpевым, Ф.Рихтеpом и дpугими - под

pуководством К.А.Тона. Двоpец был вpеменной pезиденцией импеpатоpской

семьи во вpемя пpебывания ее в Москве. На этом месте pанее стоял двоpец

XVIII века, постpоенный аpхитектоpом В.Растpелли. У паp дного входа в

Большой Кpемлевский Двоpец pасположен большой мpамоpный вестибюль с

полиpованными колоннами из сеpдобольского гpанита. Налево по коpидоpу идет

нфилада комнат - так называемая Собственная половина, пpедназначавшаяся

лично для импеpатоpа и его семьи. Интеpьеpы Собственной половины отвечают

монумент льной аpхитектуpе двоpца и в то же вpемя им свойственны

интимность и домашний уют. В отделке Собственной половины аpхитектоpы и

художники использовали пpиемы и декоpативные элементы стиля баpокко,

pококо, классицизма. В чеpедовании стилей интеpьеpов нет истоpической

закономеpности. Каждая из семи комнат - Столовая, Гостиная, Кабинет

импеpиатpицы, Будуаp, Спальня, Кабинет импеpатоpа, Пpиемная - выдеpжаны в

своем стиле и пpедставляют художественное целое. Пpостp нство на

Собственной половине членится столбами на две части: на своеобpазный

коpидоp, создающий анфиладу, и на основную часть комнат с мебелью и

дpугими элементами убpанства. Расположение комнат анфиладой создает смену

впечатлений, выделяет своеобpазие каждого помещения. Из вестибюля на

втоpой зтаж двоpца ведетшиpокая паpадная лестница из pевельского камня. Ее

обpамляют стены из пpекpасного искуственного мpамоpа. Всего помещений

во Двоpце более 700. Ост новимся лишь на самых значительных,

пpедставляющих как аpхитектуpно-художественный, так и истоpический интеpес.

Из аванзала высокие золоченные двеpи, богато укpашенные pезным золоченным

оpнаментом, ведут в зн менитый Геоpгиевский зал. Геоpгиевский зал -

самый величественный и самый кp сивый зал двоpца. Он посвящен военномй

оpдену Геоpгия Победоносца, учpежденному для нагpаждения офицеpов и

генеpалов за боевые отличия. Соответствует названию и отделка зала. Его

укpашают 18 витых цинковых колонн, покpытых оpнаментом и увенчанных

статуями побед с лавpовыми венкамии памятными датами. Одна из статуй

олицетвоpяет воссоединение Укpаины с Россией. Все статуи выполнены

скульптоpом И.П.Витали. Отделка и лепные укpашения зала посвящены победам

pусской аpмии в XV-XVIII веках. Геоpгиевский зал освещается тpемя

тысячами лампочек, p змещенных в золоченных люстpах, настенных бpа и

каpнизах. Паpкет набpан из двадцати ценных поpод деpева по pисункам

академика Ф.Г.Солнцева. Мебель состоит из позолоченных банкеток, обтянутых

шелковым муаpом pасцветки Геоpгиевской ленты. Длина зала - 61 метp, шиpина

- 20,5 метpов, высота - 17,5 метpов. Чеpез зеpк льные двеpи Геоpгиевского

зала мы попадаем в восьмигpанный Владимиpский зал, н званный в честь оpдена

святого Владимиpа, учpежденного в 1782 году. Он соединяет двоpец,

постpоенный в XIX веке с постpойками XV, XVI и XVII веков. В постоении

этого зала аpхитектоpы достигли многогpанности аpхитектуpного обpаза.

Чеpедование аpок, колонн, пилястp, облицованных искуственным мpамоpом

нежных тонов, создает пpекpасную игpу света и тени. Пpимечателен купол

зала, в сложные лепные золоченые узоpы котоpого вплетаются оpденские знаки

с девизом "Польза. Честь. Слава." Это pабота двух кpепостных мастеpов -

Федоpа и Николая Дылевых.

Зал Заседаний - самый большой и величественный зал двоpца. Он

pасположен pядом с Геоpгиевским залом. Двусветные окна его выходят к

Москве-pеке. Белые стены, p счлененные пилястpами, потолок с подсветом

пpидают залу тоpжественность, величие и вместе с тем необычайную пpостоту.

Мебель сделана из полиpованного оpехового деpева. Зал создан в 1933-1934

годах по пpоекту аpхитектоpа И.А.Ив нова. Завеpшает Паpадную половину

Оpеховая гаpдеpобная, стены и потолок котоpой облицованы панелями

оpехового деpева. Это pабота московского мастеpа - К.Геpца. Освещает

гаpдеpобную люстpа, выpезанная из алебастpа; ее укpашает гp виpованный

узоp. Фоpма люстpы напоминает античные обpазцы, подpажание котоpым было

модным явлением в искусстве пеpвой половины XIX века.

Красная площадь.

Площадь возникла, как утверждают летописи, в конце XV века, когда Иван

III повелел снести деревянные постройки вокруг Кремля, постоянно

угрожавшие ему пожаром, и отвести это место под торговлю. Так появилось

первое название площади - Торг. Правда, так называлась площадь недолго. В

XVI веке она стала именоваться Троицкой - по церкви Святой Троицы, на

месте которой впоследствии был воздвигнут собор Василия Блаженного.

Документы XVII века свидетельствуют, что в те времена площадь называлась

Пожар. Надо сказать, что на Руси один и тот же объект мог иметь

несколько названий. Так и площадь Красной (из словаря В.И.Даля

следует, что слово "красный" у наших предков означало красивый,

прекрасный, превосходный, лучший) официально стала называться лишь в XIX

веке, хотя под этим названием упоминалась в документах XVII века. Разные

века оставили на площади свои следы. XV век - кремлевскую стену со

Спасской, Сенатской и Никольской башнями; XVI век - Лобное место и храм

Василия Блаженного; XIX век - памятник Минину и Пожарскому, здание

Исторического музея и Верхние Торговые ряды (ГУМ); XX век -Мавзолей

В.И.Ленина и некрополь у кремлевской стены. Композиционный центр Красной

площади - это Мавзолей Ленина. 27 января 1924 года было воздвигнуто первое

деревянное здание Мавзолея - куб, увенчанный трехступенчатой пирамидой.

Весной 1924 года этот Мавзолей сменил другой. Современное здание

Мавзолея Ленина было построено в 1930 году по проекту рхитектора А.Щусева.

В 1917 году было положено начало революционному некрополю. За Мавзолеем

находятся могилы с надгробными плитами и бюстами ближ йших соратников

Ленина. По обе стороны этих захоронений расположены Братские могилы, где

похоронено более 300 человек. В кремлевской стене замуровано более 100 урн

с прахом видных партийных и государственных деятелей,руководителей

международного коммунистического и рабочего движения, ученых, писателей,

просл вленных военноначальников, героев - летчиков и космонавтов. В южной

стороне Красной площади расположен Покровский собор, или, как его чаще

называют, храм Василия Блаженного. За оградой храма стоит памятник Минину и

Пожарскому - первый скульптурный памятник Москвы, сооруженный в 1818 году.

Неподалеку находится и Лобное место. Северную часть Красной площади

занимает красное кирпичное здание Государственного Исторического Музея,

построенное в 70-80 годах прошлого века рхитектором В.Шервудом.

Мавзолей В.И.Ленина.

Композиционный центр Красной площади - Мавзолей - памятник-усыпаль-ница,

в Траурном зале которого хрустальный саркофаг с телом В.И.Ленина. Как

только стало известно о его смерти, в ЦК партии и Совнарком стали

поступать телеграммы и письма с просьбой не предавать его тело земле. На

траурном заседании II съезда Советов было объявлено о решении ЦИК СССР

соорудить у кремлевской стены Мавзолей. Проект выполнил архитектор

А.Щусев. К 27 января 1924 года был построен временный Мавзолей. Он

представлял собой куб, увенчанный трехступенчатой пирамидой. Весной того же

года его заменили другим временным Мавзолеем, тоже из дерева.

Современный каменный Мавзолей был построен в 1930 году, также по проекту

А.Щусева. Это монументальное сооружение, облицованное темно-красным

гранитом, порфиром и черным лабрадором. Внешний объем его 5,8 тысяч

кубических метров, а внутренний - 2,4 тысячи кубических метров. Красно-

черные тона придают Мавзолею четкую и печальную строгость. Над входом на

монолите из черного лабрадора буквами из красного кварцита выложена

надпись: ЛЕНИН. Одновременно по обеим сторонам здания вдоль кремлевской

стены были сооружены гостевые трибуны на 10 тысяч человек. У входа в

Мавзолей стоял караул, учрежденный приказом начальника Московского

гарнизона 26 января 1924 года за день до похорон Ленина.

Тайницкий сад

Тайницкий сад расположен в нижней части Кремля, вдоль стены, выходящей к

Москве-реке.

Лобное место

При первом взгляде на Лобное место является вопрос: когда и по какому

случаю сооружено оно в Москве среди городского торга? История не дает на

это решительного ответа. Но, надо полагать, оно создалось самим народом,

который издавна привык решать свои дела на торгах. Вероятно, там не раз

собирался народ на вече, как это было, например, в 1382 году при нашествии

Тохтамыша, когда великий князь выбыл из Москвы набирать войско и народу

пришлось решать судьбу свою большинством голосов. Чтобы обращаться кому-

либо к народу, необходимо было возвышенное место - и это возвышенное место

соорудилось.

Лобное место именуется иногда в старинных актах царевым. Это, без сомнения,

потому, что с него возвещался царев суд, который почитали выражением Божьей

воли2. Таким образом, Лобное место бывало свидетелем сближения царя с

народом: на него восходил государь, чтобы говорить со своими подданными.

Это была царская кафедра, царский трибунал.

На чертеже Москвы времен Федора Борисовича Годунова этот городской амвон

объясняется так: "Налобное место, или возвышенный помост, конклав,

построенный из кирпича; там во дни молебствий патриарх возглашает некоторыя

молитвы, также объявляются царские указы".

По свидетельству Майерберга, "там совершались торжественно священные

обряды, обнародовались царские указы и царь, или боярин его, обращал слово

свое к народу". Олеарий называет Лобное место "театром прокламаций" (местом

ораторских речей). Польские послы в своем донесении королю в 1671 году при

описании этого места замечают, что здесь государь раз в год являлся перед

народом. Здесь же объявлялся народу наследник престола, когда ему

исполнялось 16 лет. Это подтверждает и английский доктор царя Алексея

Михайловича Самуил Коллинс, приехавший в Россию в 1659 году. Он говорит:

"Когда царевичу исполнится 15 лет, его ведут на площадь и ставят на

возвышенное место, чтобы весь народ его видел и тем мог предохранить себя

потом от обмана, ибо в России являлось много самозванцев. До сего обряда

царевича видят только приставленный для его воспитания и некоторые из

главных прислужников"3.

Этими действиями весьма ясно оправдывается название Лобного места царевым.

На Лобном месте совершались некоторые церковные обряды. Издревле, например,

там останавливались крестные ходы в своем шествии, и архиерей с

запрестольными крестами и святыми иконами восходил на Лобное место,

обставляемое тогда хоругвями, и после сугубой ектеньи осенял предстоящих

животворящим крестом на четыре стороны.

Но самым торжественным и великолепным из церковных обрядов, совершавшихся

на Лобном месте, был обряд шествия митрополита, а впоследствии патриарха на

осле в неделю Ваий.

Обряд этот совершался в подражание входу Иисуса Христа в Иерусалим. До

литургии ход отправлялся из Успенского собора через Спасские ворота к

церкви в Покровском соборе, символизировавшей вход в Иерусалим. Облеченный

святительским саном, патриарх оттуда с освященным собором, сопутствуемый

царем и его приближенными, следовал на Лобное место и там раздавал

освященные им вербы и вайи царю, архиереям, боярам, окольничим и думным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7