скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Леонардо Да Винчи скачать рефераты

святого ,также как и для да Винчи, самым сильным искушением. Именно борьба

с искушением изображена на картине.

Известна еще одна картина раннего периода творчества Леонардо. В

отличае от остальных ,она сохранилась нетронутой. Но спорным является ее

место написания и время . Вероятнее всего «Мадонна в скалах» относится к

1482 году. Это полотно своего рода мистическое откровение. Окружающая

Мадонну обстановка не земного происхождения – вода, открытая небу пещера,

дающая кров Мадонне ,Ангелу ,младенцам Христу и Иоанну. Все фигуры в высшей

степени грациозны ,жесты их непринужденны, детали пейзажей правдивы на

столько ,как если бы их изобразил самый искусный в живописи геолог или

ботаник.

«Мадонна в скалах» полна символов и намеков ,лежащих за пределами

человеческого разумения. Они являют нам Леонардо с самой загадочной

стороны. Каково значение жеста ангела, указывающего на Христа и Иоанна?

Преднамеренно ли пещера нарисована ввиде подобного утробе пространства

,символизирующего начало жизни? И почему Леонардо изобразил на заднем фоне

изначальные природные элементы – воду ,камни и солнце? Ученые гадают над

ответами на эти вопросы ,сам же Леонардо ,как и множество других художников

не предпринимал усилий для того ,чтобы объяснить в этой картине хоть что –

ни будь. В центре происходит возможно самая удивительная игра рук , которую

когда – либо знала история искусства : защита, поклонение ,благословение ,

указание .Оторвавшись от центра ,становится ясно ,что в этой картине

Леонардо воплотил все свои знания. Композиция картины представляет собой ,

как и во многих других случаях знакомую пирамиду. Как и где бы не была

написана «Мадонна в скалах» ,но становится ясно ,что этим творением да

Винчи ставит точку после искусства Кватроченто. он освоил его до конца и

превзошел искусство Раннего Возрождения. Пройдет много лет , прежде ,чем

Леонардо возьмется за новое произведение не меньшего масштаба.

В

1481 году, когда Леонардо было двадцать девять лет, произошло событие,

которое унизило его. Папа Сикст IV вне всякого сомнения, посовещавшись с

Медичи, пригласил лучших тосканских художников для работы в Ватикане. Среди

приглашенных были Боттичелли, Гириандайо, Синьорелли, Петруджо, Пинтуриккио

о Козимо Россели – но не Леонардо. Почувствовав , что в зависимой от Медичи

Флоренции у него нет будущего , уезжает на север Италии. В 1482 году

начинает новую жизнь в Милане. Этот период длился двадцать лет и именно

здесь, вдали от родины, он получил признание.

Гений Леонардо был великим, поэтому за восемь лет он завоевал доверие

миланского герцога Сфорца. Но при дворе его таланты не использовались на

полную мощь. Да Винчи выступал, как лютнист и певец, декламатор, сочинитель

баллад и сатир. В то время, когда он был увлечен фривольными развлечениями

двора, в заметках появлялась мысль о быстротекущем времени: «Речная волна,

которую ты осязаешь рукой ,является последней ,которая уже утекает и первой

,которая только примчалась : то же происходит и со мгновениями времени».в

1490 году Сфорца отправил да Винчи в Павию ,чтобы последовать его совету о

строении церкви. Леонардо обратился к мыслям, которые больше всего его

занимали. Именно в это время уже в Милане появляются первые пространные

записи ,вместе с живописью составляющие его главное наследие. Он вел свои

записи до конца жизни ,перемежая их с чужими. Страницы записей были

перепутаны ,но Леонардо надеялся привести все в систему , о чем говорит

запись 1508 года.

Свой « Трактат о живописи» да Винчи начал писать по просьбе Сфорца

,который пожелал узнать какое из двух искусств – живопись или скульптура –

более благородно. Но Леонардо ,как это часто бывает не довел своего замысла

до конца ;он все же продолжал исправлять свой трактат даже перед смертью.

Вследствие неумелой политики ,Сфорца был свергнут и взят в плен.

Леонардо еще некоторое время оставался в Милане. Он сделал несколько

бесстрастных записей по поводу обрушившихся на герцога бедствий, завершив

их словами :»Герцог потерял свое положение ,свои владения и свободу и ни

одно из своих начинаний не увидел осуществленным». Затем ,вместе с Лукой

Пачоли и Салаино Леонардо отправился во Флоренцию ,по пути завернув в

Мантую и Венецию для осмотра достопримечательностей.

Кому – то может показаться ,что семнадцать лет ,проведенных Леонардо

при дворе Сфорца были растрачены зря ,если вспомнить о машинах ,которые

никогда не были построены ,идеях ,которые никогда не были воплощены в

жизнь. Однако именно в это время да Винчи создал свою грандиозную «Тайную

вечерю»,рядом с которой обычная жизнь простых людей может показаться

потраченной попусту. Картина была написана мастером быстро ,пред тем ,как

он успел покинуть Милан . Однако его художественный гений и до того не

оставался бездеятельным. Луврский вариант «Мадонны в скалах» видимо был

написан в начале своего пребывания в Милане , а в 1483 году ,когда он

прожил здесь уже около года ,начал воплощать мечту Сфорца – ваять

«Коня»,который в каком то смысле был и его мечтой. Но работа над «Конем»

все время прерывалась – прежде всего из – за неспособности задерживаться

долго на одной и той же работе , а так же из – за постоянных требований

Сфорца обратиться к другим делам. Одно время Леонардо был придворным

портретистом : первая его работа в этом качестве – портрет любовницы

Лодовико Цецилии Галлерани ,написанный , очевидно, в 1484 году.

Цецилии было всего семнадцать лет ,когда ее соблазнил Лодовико . Она

родила ему сына и заняла самое высокое положение при его дворе. Портрет

«Дама с горностаем» превосходно отражает те качества, которым, видимо, была

наделена эта женщина. Выражение ее интеллигентного лица проницательное и

сосредоточенное ,пальцы у нее длинные и чувствительные – такие бывают у

музыкантов или развратников . Задний фон переписан художником Амброджо да

Предисом , с которым Леонардо сотрудничал ;в результате лицо резко

контрастирует с черным фоном безо всякого сфумато или светотени Леонардо.

Однако моделировка лица и горностая выдают авторство: сложный поворот

головы дамы, змеевидная поза зверька могли быть изобретены только Леонардо.

Величина горностая и близость его острой недоброй мордочки к шее вызывают

чувство тревоги. Не вызывает сомнения и то ,почему да Винчи изобразил это

животное на своей картине. В одной старинной книге горностай описан ,как

животное крайне чистоплотное : «Он предпочитает смерть грязной норе».

В последующем Цицилия Галлерани была замещена в сердце Сфорца сперва

женой , а потом и новой любовницей Лукрецией ,чей портрет Леонардо тоже

написал. Местонахождение картины не определено . Некоторые считают ,что это

тот самый портрет ,который хранится в Лувре под названием «Прекрасная

Ферроньера» . Не лучшее произведение Леонардо , в целом выполненное

небрежно ,за исключением тех деталей ,которые вызывали в художнике особый

интерес. С особой тщательностью прорисованы только ленты, спадающие на

плечи дамы.

Остается еще один портрет ,написанный Леонардо в ранние годы

пребывания его в Милане, возможно ,наименее значительный из всех и хуже

всего документированный ,однако ,по иронии судьбы ,лучше всего

сохранившийся . Это «Портрет музыканта» ,хранящийся ныне в миланской

Амброзиане . В портрете закончено только лицо; по типу оно близко лицам

ангелов Леонардо. Правда , это гораздо мужественнее , а световая

моделировка такова , что во многом напоминает лучшие работы Леонардо , если

бы не позднейшая запись и слой лака , из – за которого краски потемнели .

Несколько лет назад живопись была расчищена , и на клочке бумаги в руке

изображенного человека обнаружилось несколько нотных знаков . Исследователи

Леонардо ,знающие его склонность к загадкам и секретам , пока

безрезультатно пытались прочесть это нотное послание .

Загадки , или ,вернее сказать , невероятно запутанные

переплетения рисунков , - характерная черта уникальной работы , которую

Леонардо выполнил в одной из зал Сфорца , называемой Ослиной. Это не

живопись в собственном смысле слова ,но она на столько превосходит обычный

декор , что для нее невозможно подобрать подходящего названия.

На стенах Ослиной залы Леонардо написал зеленые кроны ив : их ветви

и побеги переплелись самым фантастическим образом , к тому же они опутаны

тонкими декоративными ветками , завязанными в бесконечные узлы и петли .

Живопись эта производит впечатление почти звучащей , как будто это

музыкальная фуга . Возможно , Леонардо , который проводил дни и даже недели

за рисованием загадочных узлов на бумаге , намеревался выработать

собственный символ : одно из значений слова «винчи» - ива .

Значительную часть времени в миланский период жизни у Леонардо

отнимала архитектура . Как придворный архитектор и инженер он руководил

завершением и перестройкой многих зданий , давал советы по фортификации.

Даже ,когда он был полностью поглощен работой над «Тайной вечерей» ,его

заботы все равно делились между живописью и архитектурой ,как

свидетельствуют многие эскизы.

В 1488 году вместе с Браманте и другими архитекторами он представил на

конкурс проекта центрального купола Миланского собора планы и деревянную

модель. Трудно было определить , кто на кого влиял больше в области

архитектуры , но скорее всего сильнее был Браманте .Ни один из

архитектурных проектов Леонардо так не был воплощен в жизнь. Как и многие

архитекторы Раннего Возрождения, Браманте и Леонардо были озабочены

соединением в конструкции купола квадрата и круга , считавшихся

совершенными геометрическими фигурами . В эскизах храмов Леонардо доводил

мотивы круга до как бы логического завершения – некоторые из его проектов

так перегружены куполами ,что напоминают памятники многокупольной

византийской или русской базилики.

В области гражданской архитектуры Леонардо был весьма разборчив , и

хотя он не очень интересовался ею как таковой , все же спроектировал одно

мало уважаемое здание – публичный дом . Постоянные поиски красивых или

уродливых лиц , очевидно , привели его однажды в миланский «веселый»

квартал , где он обнаружил , что планировка публичных домов , можно

сказать, оставляет желать лучшего. Он нарисовал дом с прямыми коридорами и

тремя отдельными входами , так , что клиент мог спокойно войти и выйти , не

опасаясь нежелательных встреч .

Последняя архитектурная прихоть Леонардо – мавзолей в египетском

стиле для членов королевской семьи ( вообще Леонардо имел странную

склонность к востоку) . Мавзолей был конической формы , диаметр его

основания составлял около 60 метров , высота – 15 метров . Предполагалось

увенчать его круглым храмом с колоннадой . Не известно , что заставило

Леонардо взяться за этот проект ; сохранилось несколько заметок для него и

один эскиз , после чего идея , очевидно , была оставлена.

В 1495 году по просьбе Лодовико Сфорца Леонардо начал рисовать свою

«Тайную вечерю» на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария

делле Грацие в Милане. Эта картина столь удивительна и сама по себе , и по

тому влиянию , которое она оказала на современников и потомков , столь

знаменитая в западном мире , что обсуждать ее – все равно что в нескольких

словах коснуться темы Атлантического океана. Тем не менее обсуждение

следует начать с указания на один факт , который на столько очевиден , что

как бы выпадает из поля зрения исследователей : в искусстве очень мало

таких композиционных проблем , как проблема размещения тринадцати человек

за одним плоским столом . У Леонардо эта проблема столь блистательно решена

,как будто ее вообще не существует ; каждый любитель искусства ( если он

способен в качестве эксперимента вычеркнуть из памяти « Тайную вечерю»)

может сам попытаться найти независимое решение этой проблемы . Тогда он

поймет , как она чудовищно трудна .

Вторая трудность заключалась в выделении Иуды – так , чтобы зритель

сразу его узнал . С самого начала христианского искусства и до времени

Леонардо эта задача обычно решалась так : Христос и его одиннадцать

учеников размещались с одной стороны , а Иуда - с другой .Даже художники

Раннего Возрождения , уже отошедшие от традиционных трактовок религиозных

тем , как правило , не находили лучшего решения : это хорошо видно на самых

известных «Тайных вечерях»Кватроченто , выполненных Андреа дель Кастаньо и

Доменико Гирландайо ,учителем Микелеанджело .

Леонардо подходил к своей «Тайной вечери» целых пятнадцать лет ; на

одном из набросков «Поклонения волхвов» появляется группа слуг , занятых

оживленной застольной беседой , рядом с ними фигура Христа. А уж перед

решающим моментом ,когда предстояло подойти к стене Санта Мария делле

Грацие ,он наверняка сделал множество предварительных эскизов; среди них

сохранилось много рисунков , относящихся к отдельным образам , и только два

– к композиции в целом . Почти до самого начала работы он плохо представлял

себе выделение Иуды обычным образом ;но в дело вмешался его гений.

Леонардо много размышлял над тем ,как показать в живописи

человеческие эмоции . Одна из ключевых фраз в его «Трактате» такова : «У

художника две цели : человек и проявление его души. Первая проста ,вторая

трудна , потому что он должен раскрыть ее с помощью движения» . Просто

гримасы не представляли для него интереса – за исключением безобразных лиц;

именно движением ,жестом он старался выразить чувства . Это исключительно

итальянское свойство , как писал об этом Гете в своем эссе о «Тайной

вечери»: « У представителей этого народа тело одухотворено , каждая часть

его ,каждый член участвуют в выражении чувств , страсти ,даже мысли .

Изменяя положения тела ,делая жест рукой ,итальянец как бы говорит: « Вот в

чем моя забота! – Входи! – Перед тобой негодяй - будь с ним осторожен! –

Его жизнь продлится не долго ! – Вот критический момент ! – Внемли – и ты

услышишь меня!». Эта национальная особенность могла привлечь только

Леонардо , который находился на высшем уровне восприимчивости ко всему ,что

было характерно , и именно в этом отношении картина перед нами ошеломляюще

необычная , так что , глядя на нее с этой точки зрения , невозможно

вдоволь наглядеться».

В своих заметках Леонардо перечислил несколько жестов , которые

казались ему подходящими для картины – некоторые из этих жестов он сохранил

, другие отбросил . «Тот ,кто только что пил ,поставил стакан на стол и

повернул голову в сторону говорящего (зачеркнуто). Другой сжал пальцы рук и

с нахмуренным видом повернулся к своему соседу (зачеркнуто), Третий

протянул руки и раскрыл ладони ,голова его втянута в плечи , на устах

удивление ( Святой Андрей). Еще один что – то говорит в ухо своему соседу ,

а тот повернулся к нему с живым интересом , в руках у него нож ( святой

Петр) …а еще один , который тоже держит нож , повернулся и ставит на стол

стакан». Последний жест был сохранен , но несколько видоизменен и оттеснен

к Иуде , который сжимает в руке не нож , а кошелек с деньгами и вместо

стакана ставит на стол соль , согласно суевериям ,считавшуюся символом

угрожающего или неизбежного зла.

Лица на картине , за исключением лица самого Христа ,по слухам , были

списаны с обычных людей , которых Леонардо встречал в Милане и окрестностях

. Для Господа он , по видимому, нашел двоих натурщиков , как сказано в его

заметках : «Христос: граф Джовани ,который служит при дворе кардинала де

Страницы: 1, 2, 3, 4