скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культура эпохи античности скачать рефераты

Культура эпохи античности

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus -

древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и

Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным

влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого

культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако

они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных

государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в

Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Общими для античных государств были пути социального развития и

особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на

ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-

культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных

обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в

античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних

греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была

неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно

было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой

мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве

стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При

изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего

сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.

Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской

цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные,

духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё

развитие почти у всех европейских народов.

Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые

являются одновременно и культурными эпохами:

- эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.),

- гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),

- архаический (VIII - VI вв. до н.э.),

- классический (V - IV вв. до н.э.),

- эллинистический ( вторая половина IV - середина I вв. до

н.э.).

Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический

период.

Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и несомненно

испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у

всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-

покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в

глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими

богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное

завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного,

политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в

гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась,

что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении

общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды. В

этом смысле старое изречение, что "Гомер создал богов Греции", отражает

какую-то историческую реальность.

Вопрос о происхождении великих богов олимпийского пантеона

чрезвычайно труден. Образы этих богов очень сложны, и каждый из них

пережил длительную эволюцию. Основными богами греческого пантеона

являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис,

Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой

древнегреческой религии был антропоморфизм - обожествление человека,

представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны

и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе

Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.

Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной

частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были

возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение,

торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда

религиозные пляски. Отправление общественного культа рассматривалось как

дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и

частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались

главами семей и родов. Жречество в Греции не составляло особой корпорации

или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах; в

некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием.

Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти,

так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные

лица. Греческие полисы в этом отношении сильно отличались от восточных

деспотических государств с их засильем жречества.

Следующая доминанта греческой культуры - мифология. Греческая

мифология - это не только и не столько мир религиозных представлений, это

мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с

собственно мифами также и исторические легенды и предания, сказочные

сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы.

Но так как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга,

следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.

В числе мифов обнаруживается глубоко архаический пласт

тотемистических мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне и др. Весьма

характерными являются земледельческие мифы о Деметре и Персефоне, о

Триптолеме и Якхе, о Дионисе - они олицетворяли посев и прорастание

зерна и обрядовую практику землевладельцев.Важное значение принадлежало

мифологическим олицетворениям элементов земной природы.

Греки населили всю природу божественными существами: в рощах жили

дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море - наяды и сирены ( птицы с

головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену

культов: о борьбе между поколениями богов. о низвержении Кроносом своего

отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним

сына его Зевса.

Антропологический мотив почти отсутствует в греческой мифологии.

Она не даёт ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному мифу

создателем человека был титан Прометей. Во всяком случае характерно то, что

в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека.

Но если идея бога - творца была чужда мифологии греков, то образы

культурных героев занимали в ней видное место. В качестве культурных

героев выступают боги, титаны и полубоги-герои, происходившие, по мнению

греков, от браков богов с людьми. Особенно известен и почитался Геракл,

совершивший 12 подвигов. Это образ благородного героя, борющегося со злом

и побеждающего его. Титан Прометей принёс людям благодатный огонь, дал

им разум, знания, чем навлёк на себя гнев Зевса и подвергся страшной

тысячелетней казни, от которой много лет спустя освободил его Геракл.

Богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева; Деметре

- хлебных злаков; Дионису - виноградарства и виноделия; Гермесу -

изобретение мер и весов, чисел и письма; Апполону - обучение людей поэзии и

музыке и другим искусствам.

К образам культурных героев близки и иногда от них неотличимы

полулегендарные - полуисторические фигуры законодателей и устроителей

городов, великих певцов, поэтов и художников. Таковым является образ

Гомера - легендарного автора "Иллиады" и "Одиссеи". По гомеровскому

вопросу существует огромная литература, которую можно разделить на три

основные группы:

- теория индивидуального творчества (авторство Гомера);

- теории народного эпоса;

- синтетические теории (один человек лишь собрал, обработал

народный эпос).

Итак, греческая мифология при всей сложности и разнообразии

входящих в неё элементов имеет одну особенность и доныне производящую

столь сильное впечатление на слушателя и читателя - высокая

художественность и гуманизм образов.

В вопросе об античном рабовладении важную роль играют работы

таких античных авторитетов, как Аристотель и Платон, а также рассуждения о

всеобщем рабстве людей и богов ритора Либания, жившего в VI в.н.э. Наличие

и естественность рабства в жизни античности привели к представлению о

космическом рабстве, поскольку всё в космосе устроено так, что одно,

безусловно, подчиняется другому.

Во времена общинно-родового строя родственные отношения возникали

сами собой естественным путём и на них зижделись экономические

отношения. Переход к рабовладению дал мощное разделение труда;

умственного и физического. Это привело к необходимости умственно

регулировать физический труд, то есть управлять рабами. Одновременно

появилась потребность более глубокого, чем мифология, осмысления мира и его

законов. Это уже был не простой перенос родственных отношений на всю

природу и на весь мир, но и его сложная трактовка, то есть философия.

Одним из самых замечательных явлений древнегреческой культуры

является театр. Он возник на основе народных песен и плясок во время

праздников в честь бога Диониса. Из обрядовых песен, которые пели,

облачаясь в козлиные шкуры, родилась трагедия (трагос - козёл, ода -

песня); из озорных и весёлых песен родилась комедия.

Театральные представления считались школой воспитания, и

государство уделяло им большое внимание. Представления шли несколько раз в

год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Ставились 3

трагедии и 2 комедии. Смотрели с утра до вечера, а чтобы все жители

смогли посетить театр, выдавались из казны специальные театральные

деньги.

В период расцвета греческой культуры (VI - V вв. до н.э.) в

Афинах жили и творили самые выдающиеся греческие трагические поэты,

классики не только греческой, но и мировой литературы: Эсхил, которого по

праву называют отцом трагедии за его бессмертные произведения

("Прикованный Прометей", "Персы"); Софокл, создавший трагедии "Царь

Эдип", "Электра", и др.; Еврипд - автор "Медеи", "Ипполита", "Ифигении в

Авлиде". Классиком в греческой комедии является Аристофан, написавший

комедии: "Мир", "Женщины в народном собрании", "Всадники" и др.

Древнегреческое изобразительное искусство прочно вошло в

художественное развитие последующих времён. Его элементы живут в настоящее

время. Ведущими архитектурными сооружениями классической Греции были

храмы, театры, общественные здания. Основным архитектурным сооружением

является храм. Самые знаменитые образцы греческой архитектуры -

сохранившиеся до нашего времени в афинском акрополе храмы Парфенон и

Эрехтейон. В древнегреческой архитектуре последовательно сменились три

архитектурных стиля: дорический, ионический и коринфский. Отличительной

особенностью названных стилей является форма колонн - непременного атрибута

древнегреческих сооружений.

Греческая скульптура первоначально уступала скульптуре древнего

Востока. Но с V в. до н.э. достигла небывалого расцвета. Передаётся не

только фигура и лицо, но и движение и даже чувства изображаемых людей.

Особой известностью и славой пользовались скульпторы: Мирон, Поликлет,

Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп.

Живопись была широко распространена в древней Греции в виде

фресок и мозаик, которыми украшают храмы и здания, но они почти не

сохранились до нашего времени. К образцам сохранившейся живописи относятся

знаменитые греческие чернофигурные и краснофигурные вазы.

Эллинизм (эллинистическая эпоха III - II вв. до н.э.) принято

рассматривать прежде всего как культурное явление, как распространение

греческой культуры в завоёванных Македонией странах. Культура

эллинистического мира была сложна и многообразна. Она была синтезом и

разными сочетаниями греческой культуры и культуры стран Ближнего и

Среднего Востока. Для эллинистической культуры характерно её греческое

оформление и глубокие местные традиции. В этот период получил широкое

распространение в эллиническом мире общегреческий язык - койне, ставший

средством межнационального общения. Греки - воины, чиновники,

ремесленники, торговцы, рассеянные на обширных территориях эллинистического

мира, преодолевали полисную ограниченность своих взглядов. В их среде

получило широкое распространение новое мировоззрение - космополитизм (от

греческого слова "космополитес" - "гражданин мира").

Знания, накопленные в Греции и на древнем Востоке, в сочетании с

успехами и практическим освоением обширных пространств способствовали

быстрому развитию наук. В эпоху эллинизма углублялась дифференциация и

происходила систематизация наук. Благодаря исследованиям Стратона (III в.

до н.э.) появилась наука физика. Выдающийся вклад в развитие

математических наук внесли Евклид и Архимед; в развитие астрономии -

Аристарх; в создание географии - Эрастофен. Сочетание греческой

медицинской теории и практики с древневосточным опытом дало расцвет

медицинских знаний в александрийской школе. Её основатель Герофил создал

описательную анатомию человека. Из всех эллинистических обществ наиболее

известна история Египта благодаря сохранившимся на египетской почве

папирусам. В Александрии была собрана огромная для того времени библиотека

(до 700 тыс. папирусных свитков). При дворе царей Египта Птоломеев был

организован Мусейон - научное учреждение с общежитием для

учёных, которых Птоломеи приглашали сюда со всего эллинистического мира.

Здесь им были созданы условия для занятий наукой, философией, литературой.

Призванным главой александрийских поэтов был Каллимах, большой

популярностью пользовался Феокрит. Александрийские учёные прославились

также достижениями в области математики, естественных и технических

наук. Но Александрия была не единственным центром науки и искусства. В

Афинах продолжались традиции греческой философии. В период эллинизма

возникли и развивались две новые философские системы - стоиков и

эпикурейцев. Традиции Аристофана продолжил автор множества комедий

Менандр. Крупнейшим греческим государством и центром эллинистической

культуры были Сиракузы на острове Сицилия.

Имело свои выдающиеся достижения изобразительное искусство

эпохи эллинизма. Были созданы значительные памятники архитектуры,

сочетавшие греческие и восточные традиции, для которых характерно

стремление к грандиозности и великолепию. Характерна натуралистичность в

Страницы: 1, 2