скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культура Древней Греции скачать рефераты

Эфесский, Анаксагор и Эмпедокл. Подобно натурфилософам прошлого, философы

V в. основное внимание уделяли поискам первичного элемента. Гераклит,

например, видел его в огне. Согласно Анаксагору мир первоначально

представлял собой неподвижную смесь, состоявшую из мельчайших частиц

("семян"), которой придал движение ум (нус). Анаксагорова концепция ума

означала радикальное противопоставление источника движения инертной

материи; она оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие

философской мысли (идеи "первичного толчка" в философии нового времени).

Эмпедокл видел четыре первичных элемента (он их называл "корнями всех

вещей"): огонь, воздух, землю и воду. Все материальные вещи, по Эмпедоклу,

состоят из этих четырех элементов, количественно и качественно не

изменяемых, соединенных в различных пропорциях. Движение материи (как и у

Анаксагора) определяется находящимся вне ее разумом - организующим

принципом космоса, преодолевшим начальный хаос. Теория четырех элементов

благодаря ее восприятию Аристотелем оставалась фундаментом европейской

физики до XVII в.

Наивысшего расцвета древнегреческий материализм достиг в учении Левкиппа

из Милета и Демокрита из Абдер. Левкипп заложил основы атомистической

философии. Его ученик Демокрит не только принял космологическую теорию

своего учителя, но расширил и уточнил ее, создав универсальную философскую

систему.

Демокрит бросил миру великое слово - атом. Он бросил его в качестве

гипотезы. Но поскольку эта гипотеза лучше всякой другой отвечала на

вопросы, поставленные его предшественниками и его временем, этому

брошенному им

слову предстояло перейти в века. [N.1, кн.2, с.97]

Впервые в истории философии Демокрит создал развернутую теорию познания,

исходный пункт которой - чувственный опыт. Но истинная "природа" вещей

(атомы), по Демокриту, недоступна чувству и постигается лишь с помощью

мышления. Как и Эмпедокл, Демокрит объяснил чувственное восприятие

истечениями (потоки атомов, отделяющихся от воспринимаемого тела). Большое

место в учении Демокрита занимали социальные и этические проблемы.

Наилучшей формой государственного устройства он считал демократию,

наивысшей добродетелью - безмятежную мудрость. Материалистическая философия

Демокрита оказала огромное влияние на развитие европейской философии и

естественных наук.

В V в. продолжалось традиционное противостояние натурфилософии,

материалистической в своей основе, и пифагореизма. Пифагорейское учение по-

прежнему пользовалось большей популярностью в Великой Греции, чем в

собственно Элладе.

Все философские школы начала V в. объединяло стремление создать единую

универсальную космологическую и онтологическую концепцию, объяснить

единство и разнообразие мира. И в этом они явились бесспорными

продолжателями дела философов архаической эпохи. Однако примерно с середины

V в. в духовной жизни Греции происходит решительный поворот: отныне в

центре философии оказывается не мир, а человек. В этом духовном перевороте

немалую роль сыграли софисты (от греч. слова "софос" - "мудрый").

Возникновение софистического движения, как уже отмечалось, связано с общим

усложнением структуры общества, что нашло свое выражение как в увеличении

числа социопрофессиональных групп, появлении прослойки профессиональных

политических деятелей, так и в возрастании объема конкретных знаний,

необходимых для успешной политической деятельности. Софист, странствующий и

обучающий за плату учитель мудрости и красноречия, -

естественный результат процесса профессионализации знаний. Другая причина

рождения софистического движения - логика внутреннего развития самого

знания. Всеобъемлющие космологические учения натурфилософов покоились, в

сущности, на очень шатких основаниях, будучи в основе своей умозрительными.

Чем далее, тем труднее стало согласовывать в рамках единых концепций

множество отдельных эмпирических наблюдений и выводов частных наук с такими

генеральными схемами космоса. Чем сильнее обозначился разрыв между

натурфилософией и реальными знаниями, тем большим становился общественный

скептицизм в отношении натурфилософии. Выразителями этого скептицизма и

стали софисты.

Непримиримым врагом софистов в Афинах выступил Сократ, хотя с точки

зрения обыденного сознания (как, например, оно отражено у Аристофана) сам

Сократ - не только софист, но даже и глава их.

Сократ был для своих современников и все еще остается для нас загадкой,

ключ к которой, должно быть, никогда не будет найден. [N.1, кн.2, с.291]

Сократ был, скорее всего, не философом, а народным мудрецом,

противостоящим софистам, но воспринявшим все то позитивное, что содержало

их учение. Сократ не создал своей школы, хотя и был постоянно окружен

учениками. Во взглядах Сократа отразились некоторые новые явления жизни

греческого общества, в первую очередь афинского. Он подчеркивал

необходимость профессиональных знаний для успешной деятельности в любой

сфере жизни,

"Всякий человек, даровитый или бездарный, должен по Сократу, учиться и

упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо

воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых", [N.2,

c.44] -

откуда делались и политические выводы: руководство государством - это

тоже профессия, и необходимо, чтобы ею занимались тоже профессионалы. Эта

концепция была абсолютно противоположна основополагающим принципам

афинской демократии, согласно которой управление полисом - дело каждого

гражданина. Тем самым учение Сократа создавало теоретическую базу для

олигархов, что и привело его в конце концов к непримиримому конфликту с

демосом, закончившемуся осуждением и смертью Сократа.

ОБОСОБЛЕНИЕ НАУК

V век можно считать временем рождения науки как специальной сферы

деятельности. Натурфилософия архаической эпохи и первой половины V в. в

сущности представляла своего рода синтетическую науку, в которой сливались

и общекосмогонические построения, и наблюдения и выводы более частного

характера, принадлежащие отдельным научным дисциплинам. Однако такой

характер древнегреческая наука могла сохранить только до определенного

уровня. Расширение сферы знания, увеличение его суммы приводили не только к

отпочковывнию от натурфилософии отдельных наук, но и (иногда) к конфликту

между ними.

А) Медицина.

Особенно показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с

деятельностью Гиппократа.

Было бы большой ошибкой считать, как это иногда делают в наши дни, что

греческая медицина возникла в святилищах. В Греции в эпоху рационализма

существовали две медицинские традиции: медицина заклинаний, сновидеий,

знамений и чудес в орбите святилищ и медицинское искусство независимое и

целиком светское, к которому и относился Гиппократ. Они были параллельны,

но совершенно отличны друг от друга.

В "Гиппократовом сборнике" можно различить трактаты трех больших групп

врачей. Имеются врачи-теоретики, философы-любители умозрительных

спекуляций. Им

противостоят врачи Книдской школы, у которых уважение к фактам настолько

велико, что они оказываются не в состоянии шагнуть дальше их. Наконец, в

третьей группе - и к ней принадлежит Гиппократ со своими учениками, то есть

Косска школа, - имеются врачи, которые, основываясь на наблюдении, исходя

из него и только из него, настойчиво стремятся его истолковать и понять. У

этих врачей позитивное мышление: они отказываются от произвольных

предложений и постоянной константой считают разум.

Эти три школы в равной мере противостоят медицине святилищ. Но только

Косская школа основала медицину как науку. [N.6]

Б) Математика.

В течение V в. в самостоятельную научную дисциплину превращается

математика, освобождаясь от влияния пифагорейцев и становясь предметом

профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому

философскому направлению. Важным для развития математики было создание

дедуктивного метода (логический вывод следствий из небольшого числа

исходных посылок). Прогресс математического знания особенно заметен в

арифметике, геометрии, стереометрии. К этому времени относятся также

значительные успехи в астрономии. Анаксагор был первым ученым, давшим

правильное объяснение солнечным и лунным затмениям.

С) Историография.

Лишь применительно к V в. можно говорить и о рождении историографии: на

смену ионийским логографам приходят историки. Современные исследователи

ставят рождение истории как науки в связь с оформлением демократии и

соответственно углублением политического сознания гражданства. Гражданин,

создающий своей

политической деятельностью современную историю, хотел знать и историю,

которую творили его предки. Именно поэтому вершиной греческой историографии

стал строго рациональный труд Фукидида. Переходным звеном от логографов к

Фукидиду можно считать Геродота, которого Цицерон назвал "отцом истории".

Основная тема "Истории" Геродота - греко-персидские войны.

Темой труда Фукидида стала история Пелопонесской войны. Коренной

афинянин, связанный родством с семьей Кимона, блестящий ученик софистов,

Фукидид был видным представителем верхушки афинского полиса. Однако его

карьера внезапно оборвалась в 424г., когда он, будучи стратегом, потерпел

поражение у Амфиполя и был изгнан из Афин. Труд Фукидида - это современная

ему история. Только в самом начале он дает в очень краткой форме общий

очерк истории Эллады с древнейших времен, все остальное содержание строго

ограничено поставленной задачей. Фукидид сознательно противопоставлял свой

метод методу своих предшественников - логографов и Геродота. Его можно

считать родоначальником исторической критики. Фукидид свою задачу видит в

том, чтобы создать правдивую историю Пелопонесской войны. Отбрасывая все

чудесное (занимавшее столь значительное место в труде Геродота), Фукидид

пытается объяснить происходившее только "природой человека". Тем самым

естественнонаучный метод переносится в сферу политической истории. История,

с точки зрения Фукидида, не является механистическим процессом, познаваемым

на основе логического анализа, ибо действуют и слепые силы (стихийные

события, непредвиденное стечение обстоятельств - словом, все то, что

обнимается понятием "слепой случай"). Взаимодействие рационального и

иррационального и образует реальный исторический процесс. Значительную роль

отводит Фукидид и выдающимся политическим деятелям, особо выделяя их

способность осознать направление исторического процесса и действовать в

соответствии с ним.

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА V ВЕКА

Значительные перемены, происходившие в греческой культуре на протяжении

V в., отчетливо сказываются в литературе. Начало века видит закат хоровой

лирики - того жанра литературы, который господствовал в архаическую эпоху;

тогда же рождается греческая трагедия - наиболее полно отвечающий духу

классического полиса жанр литературы.

Эта ранняя аттическая трагедия конца VI начала V вв. еще не была драмой в

полном смысле слова. Она являлась одним из ответвлений хоровой лирики, но

отличалась двумя существенными особенностями: 1) кроме хора, выступал

актер, который делал сообщение хору, обменивался репликами с хором или с

его предводителем (корифеем); в то время как хор не покидал места действия,

актер уходил, возвращался, делал новые сообщения хору о происходящем за

сценой и при надобности мог менять обличие, исполняя в свои различные

приходы роли разных лиц; 2) хор принимал участие в игре, изображая группу

лиц, поставленных в сюжетную связь с теми, кого представлял актер.

Количественные партии актера были еще очень незначительны, и он, тем не

менее, был носителем динамики игры, так как в зависимости от его сообщений

менялись лирические настроения хора. [N.4,с.108]

Аристократическая по происхождению, идеям, способу выражения хоровая

лирика переходит в V в. из предыдущего в лице таких признанных мастеров,

как Симонид Кеосский и Пиндар из Фив - последний и наиболее яркий певец

греческой аристократии (он сам происходил из фиванского аристократического

рода). Стиль Пиндара отличается торжественностью, пышностью, богатством

изысканных образов и эпитетов, зачастую сохраняющих еще связь с образной

системой фольклора.

Большинство дошедших до нас стихотворений соперника Пиндара Вакхилида

также относится к жанру эпиникиев. В творчестве Вакхилида отчетливо заметно

стремление

приспособить традиционный жанр к новым задачам, новым условиям жизни. Ему

чужд строгий аристократизм Пиндара. Хотя и у Вакхилида главная тема -

доблесть, но понимается она уже по-иному, не как совокупность традиционных

качеств аристократа, а как способность быть всегда на высоте,

соответствовать любой задаче. Более интересны его дифирамбы, в которых

лирически разрабатываются отдельные эпизоды мифов. Характерно, что среди

дифирамбов Вакхилида видное место занимают те, в которых излагаются

афинские предания, особенно о Тесее.

ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Однако новые общественные условия делали лирическую поэзию несовременным

жанром, она уходила с авансцены вместе с породившей ее аристократией. На

смену ей приходит театр - трагедия и комедия. Театр занимал особое место в

жизни греков и во многом не был похож на современный. В Афинах театральные

представления происходили первоначально раз в год (затем - дважды), во

время праздника бога Диониса (Великие Дионисии - праздник начала весны,

знаменовавший вместе с тем открытие навигации после зимних ветров

[N.4,с.111]), когда в течение трех дней с утра до вечера шли спектакли, о

которых затем говорили в течение всего года. Театр в отличие от хоровой

лирики обращен ко всему демосу, он более демократичен, он служит трибуной,

с которой обращаются к демосу те, кто стремится убедить его в правильности

собственных идей и мыслей. Не случайно своего наивысшего расцвета театр в

V в. достиг в Афинах, наиболее демократическом из полисов Эллады. Театр

стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения

свободных граждан Эллады. Театр был общественным институтом, включенным в

систему полисных праздников. Театральное зрелище было массовым, зрителями

являлась большая часть граждан,

организация представлений - одна из самых важных и почетных литургий; со

времени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньги для оплаты

билетов. Театральные представления носили состязательный характер,

ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из граждан,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7