скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Культура барокко скачать рефераты

оратория вытесняет ораторию с латинским текстом. Сольное пение вытесняется

хоровым. Текст оратории сближается оперным либретто. Проявляется стремление

к типизации арий и ансамблей. Достигнув зрелости, итальянская оратория

проникает в другие страны: Англию, Австрию (Гендель, Гайдн).

Кантата в XVIIв. складывалась как жанр по преимуществу светский,

постепенно приближаясь к оперной композиции в камерных масштабах.

Кристаллизация жанра связана с именами Дж. Кариссими, А. Страделла.

Постепенно определяются разновидности кантат: лирическая (камерная),

праздничная (более масштабная).

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ

История инструментальной музыки XVIIв. - это история создания

инструментальных ансамблей с ведущей ролью скрипки. Постепенно

определяются ведущие типы ансамблей (трио), выдвигаются солирующие

инструменты. В середине века образуется соната, как цикл нового типа.

Это породило:

1) поиск нового тематизма, образной определенности, конкретности;

2) расширение рамок композиции, самоопределение частей;

3) контрастность динамики и лирики в макро- и микромасштабах.

Постепенно соната из контрастно-составной формы превращается в цикл.

Развивается и жанр сюиты. Постепенно создается тип концерта - grosso.

Представители: Арканджело Корелли. Характерно: отсутствие тематических

контрастов в пределах частей; сопоставление solo и tutti для активизации

музыкальной ткани; ясный и открытый образный мир.

Антонио Вивальди. Черты: отсутствие в большинстве произведений

программы, но яркий тематизм, конкретность музыкального языка. Мелодии

близки фольклорному песенному, танцевальному пласту, оперным интонациям.

Вырабатывается определенный тип трехчастной композиции:

1ч - быстро; рондо, разработочный характер; 2ч - медленно, лирический

центр; 3ч - быстро.

14

В области органной музыки ведущее место принадлежит Фрескобальди. Основные

черты стиля: смешение полифонических форм, тяготение к “взволнованному

стилю”, жанровое разнообразие, тематическая индивидуализация.

Таким образом, художественная и музыкальная жизнь Италии была

многоплановой и разнообразной.

Музыка Германии

Необычайно насыщенной была музыка Германии, предоставленная

разнообразными жанрами и давшая миру такого гения, как И.С. Бах.

Среди вокальных жанров наиболее крупные произведение - вокальные

оратории Генриха Шюца (пассионы). Происхождение формы связано со

средневековыми традициями прочтения определенных глав Евангелия на

страстной неделе. Постепенно пассионы становятся творениями композитора.

Основные черты:

1) лаконичность и строгость музыкальной драматургии; 2) декламация

зависит от церковной традиции произнесения текста; 3) вводятся элементы

напевности (в кульминациях); 4) обрамление хорами.

Опера наиболее продуктивно развивалась в Гамбурге. Характерно:

1) духовные, мифологические, исторические, бытовые, злободневные

сюжеты; 2) комедийная трактовка; 3) театральные эффекты;

4)натуралистические подробности; 5) сочный, грубый язык, диалект.

Среди представителей: Георг Телеман, Рихард Кайзер.

В инструментальной музыке XVIIв. орган занимал почетное место. В

первых поколения немецких композиторов-органистов наиболее интересными были

фигуры Шайдта (1587-1654) и Иоганна Фробергера (1616-1667). Их значение

велико для истории полифонических форм на пути к фуге и обработок для

хорала. Фробергер сблизил органную и клавесинную музыку

(импровизационность, патетичность, виртуозность, подвижность, тонкая

разработка деталей). Среди непосредственных предшественников Баха можно

назвать Иоганна Адама, Георга Бема, Иоганна Пахельбеля, Дитриха

Букстельхуде. Крупные и оригинальные художники, они представляют как бы

разные стороны предбаховского органного искусства: Пахельбель -

“классическую” линию, Букстельхуде - “барочную”. Для творчества

Букстельхуде характерна раскинутость композиции, свобода фантазии,

склонность к патетике, драматизму, ораторским интонациям.

Иоганн Себастьян Бах.

Особенность исторического положения заключается в том, что он был

самым передовым художником своего времени. Трагическое историческое

15

положение Германии (крестьянская война, тридцатилетняя война, Вестфальский

мир, окончательно закрепивший раздробленность страны) дало Баху наилучшую

возможность почувствовать трагические противоречия своего времени. Бах

поднимается до высокого обобщения духовной жизни, искусства на новом

историческом этапе в концепциях общечеловеческого значения. Социальная

природа его музыки народная, “певец крестьянских и городских низов”

(Розеншильд), церковная. Бах апеллирует не только к эмоциям, но и прежде

всего к разуму, интеллекту. Могучее, кристально ясное интеллектуальное

начало - один из устоев его искусства. Его идеал - мир светлый и разумный.

Для Баха характерна эмоциональность и импровизационность, скорбность,

трагичность, пафос, высшая трагедийная концепция в пассионах, предельная

возможность обобщения в мессе.

Черты стиля:

1) мелодия - опора на риторику, на сложившиеся формы, на схемы и

символы церковной музыки, на народные мелодии; 2) предельная концентрация и

мелодическая нагота тем; 3) ритм разнообразен. Бах непревзойденный

мастер разнородных и в то же время органичных ритмических сплавов и

контрастов, переключений и сопоставлений (“Хроматическая фантазия и фуга”,

“Органная фантазия” g-moll).

Бах работал во всех жанрах (кроме оперы) и везде достиг небывалых

вершин.

Оратории

Ораториальные жанры наиболее значительная область творчества:

пассионы - возвышенно-философское воплощение евангельской темы. Идея

страстей трактована гуманистически - нравственно. Его герой смиренно,

бестрепетно и непреклонно идет на жертвенный подвиг. Следуя традициям, Бах

в рамках цикла свободно объединяет повествовательный речитатив, церковный

хорал четырехголосного склада, хоры, арии, ариозо. Все это синтезировано с

богатой оркестровкой, тонко, изобретательно и поэтически расцвеченной по

тембровому колориту, с развитыми концентирующими соло и органом.

Мессы

Мессы. Бах отходит от обрядовой традиции, развернув освященный

церковью шестичастный цикл в монументальную композицию из двадцати четырех

номеров, объединенных в четыре части. В Мессе не запечатлены картины жизни,

повествования. Сфера Мессы - человеческие идеалы в их эстетически и

этически обобщенном выражении. Впервые идея восхождения от страданий к

радости получила обобщенную форму. Две

16

образные сферы - страдания и действия, радости - в развитии стремятся в

противоположных направлениях, композиция построена как цикл циклов, в

основе которого находится избранный круг музыкальных образов. Это значит,

что содержание глубоко и многообразно, как часть баховской картины мира.

Инструментальная музыка

Большинство инструментальной музыки - произведения чисто светские

(исключение - музыка для органа). В инструментальной музыке протекает

процесс взаимодействия и взаимообогащения различных областей, жанров, типов

изложения. Центральное место занимает музыка для клавира и органа.

Клавир - творческая лаборатория. Бах раздвинул рамки репертуара,

предъявляя предельные требования к инструменту. Клавирный стиль отличается

энергичным и величавым, сдержанным и уравновешенным эмоциональным строем,

богатством и разнообразием фактуры, интонационной насыщенностью. Бах ввел

новые приемы игры. Произведения: пьесы для начинающих (маленькие прелюдии,

фугетты), прелюдии и фуги (ХТК), сюиты, концерты (Итальянский), токкаты,

фантазии (свободная импровизация, патетически приподнятый тон, виртуозная

фактура), “Искусство фуги” (создал классическую фугу).

Великая роль в творчестве Баха принадлежит органу. Органный стиль

наложил отпечаток на все инструментальное мышление композитора. Именно

органу принадлежит жанр, связывающий инструментальную музыку с духовными

кантатами и пассионами - обработки хоралов (более 150). Органные сочинения

тяготели к отстоявшимся формам,

традиционным жанрам, которым Бах дал качественно новую интерпретацию:

прелюдия и фуга (разграничил две композиционные сферы, усовершенствовал их,

воссоединив в новом синтезе).

Писал Бах и для других инструментов: виолончельные сюиты, камерные

ансамбли, сюиты для оркестра, концерты, сыгравшие огромную роль для

дальнейшего музыкального развития.

Огромное наследие Баха оказывает нравственное воздействие. Он шагнул

далеко за рамки одного стиля, одной эпохи.

Музыка Испании

Путь испанской музыки был своеобразен. В XVIIв. не выдвинулась своя

оперная школа, но стремление к театральной определенности проявилось

достаточно рано. Помимо крупных драматических произведений с традиционным

участием музыки, развивались театрализованные песни (tonas, tonadas),

сложилась сарсуэла - музыкально-театральный жанр (от названия королевского

замка). Музыке придавалась ведущая

17

психологическая роль. В XVIIIв. значение жанра заслоняется нахлынувшей

итальянской оперой.

Таким образом, находясь в экономическом и политическом упадке,

Испания переживала свой “золотой век” в художественной культуре.

Музыкальная жизнь Англии

XVIIв оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии.

Творческое наследие английской музыки было богатым и разнообразным:

традиция многоголосья, разработка полифонических форм, расцвет мадригала...

Но непосредственного исторического продолжения многое из ранее достигнутого

не получило. Движение творческой мысли тормозилось и прерывалось в силу

особых исторических обстоятельств. В сложных условиях выдвинулась в Англии

фигура гениального музыканта Генри Персела (1658-1695гг.). Им написаны

произведения в различных жанрах, некоторые его песни стали “народными”, он

развил духовные хоровые песнопения (“антемы”). Но главной областью

творчества была музыка для театра (опера, музыка к 152 спектаклям...).

Явился родоначальником и завершителем национальной оперной школы.

Характерно:

1) опора на глубинные музыкальные традиции Возрождения;

2) соединение национальной почвенности, смелой опоры на народно-

жанровые образцы со свободным проявлением авторской индивидуальности;3)

концентрация музыкальной образности;

4) драматизм и трагизм в мировосприятии; 5) принцип единовременного

контраста в образах, интонациях, гармонии, ритмах; 6) композиция

крупного плана с большой цельностью частей.

В области английской инструментальной музыки происходило складывание

клавирной школы (верждинелисты - по названию инструмента). Представители:

Берд, Булл, Морни, Гиббонс... Наибольший интерес из их творчества

представляют вариации на тему танцев и песен.

Георг Фридрих Гендель

Мастером крупнейшего масштаба эпохи стал Георг Фридрих Гендель -

крупнейший полифонист, тяготеющий к синтетическим вокально-инструментальным

формам. Его творчество - это эпическое величие, воображение,

многоплановость контрастов, направленность вширь и во вне духовного мира,

действенность и картинность творчества. Неоднозначно решается вопрос о

национальной принадлежности искусства Генделя: сложился как музыкант в

Германии, с 1704 по 1740г. писал итальянские оперы, в 1717 переселился в

Лондон. Его творчество стало поистине интернациональным.

18

Инструментальная музыка

Инструментальная музыка - показательная для стиля композитора,

связана с вокальными произведениями, именно образы, картинно-

изобразительные свойства музыки со словом воздействуют на тематизм, общий

облик пьес, отдельных частей. В целом характерны блеск, пафос, густота

звучания, праздничная торжественность, полнозвучность, контрасты светотени,

темперамент, импровизационные разливы.

Наиболее характерен для творческого облика жанр concerto grosso и

концерта вообще (для органа, для оркестра...). Гендель допускал свободный

состав концертного цикла, не придерживался принципа “быстро-медленно”. Его

концерты (в том числе и для органа) - чисто светские произведения, с

включением танцевальных частей. В общем тонусе преобладают праздничность,

энергичность, контрастность, импровизационность.

Работал Гендель и в других жанрах инструментальной музыки: сонатах

(трио-сонатах), фантазиях, каприччо, вариациях, писал развлекательную

музыку (двойные концерты, “Музыка на воде”).

Все же ведущую область творчества занимают синтетические жанры:

опера, оратория.

Оперы

В течение тридцати лет работал Гендель над оперными произведениями,

написанными в стиле итальянской оперы (исключая первые три, написанные для

Гамберга), но не ограничиваясь рамками оперы seria. Его интересуют

разнообразные сюжеты: исторические, мифологические, эпос, сказки. Основным

стержнем становится идеал героического самопожертвования. Конфликт

традиционен. 2 лагеря, 2 нации, конфликт в душе героя (борьба между

чувством и долгом). Вокальные формы близки инструментальному складу.

Гендель объединяет речитатив и арию в сцене

сквозного действия. Часто выделяет инструментальные номера. Его оркестр

выразителен, красочен, блестящ, динамичен. Увертюра французского типа

весьма импозантна, величественна, полна мощи.

3. Оратории

Большое значение имеет Гендель как великий реформатор ораторий,

привнесший новый социально-патриотический пафос. Хоровая полифония Генделя

неизменно выразительна, действенна, контрастна, изобразительно-картинна,

образно-конкретна. Трактует хор как действенную, живописную, драматическую

краску. Основной формой сольного пения остается ария, которая не всегда

персонифицируется. Очень важна партия оркестра, дифференцированная,

детализированная. Герой его ораторий - гиперболический образ, слитый с

народной массой. В результате и библейский сюжет объединяется с народной

трактовкой. Основные типы: героические драмы (“Самсон”, “Саул”),

героические дифирамбы

19

(“Мессия”), оратории-обличения (“Валтасар”), лирические (пасторали, сказки,

идиллии, утопии).

В отличие от Баха, ближайшие поколения не забыли Генделя: его слава

продолжала расти в XVIIIв, его произведения исполнялись в Европе. Его

музыка и поныне не устарела, воспринимается как вечно живое наследие.

Музыка барокко (выводы)

Таким образом, барокко живет в музыкальном обиходе, в интонациях и

ритмах легкой музыки, в пресловутом “под музыку Вивальди”, в школьных

Страницы: 1, 2, 3, 4