Иверский монастырь
лить». В документах 1667 года находим сведения о выдаче жалованья стрельцам-
каменщикам, сделавшим печь колокольную.
В первоначальный период своей истории монастырь был своеобразным центром
просвещения. В 1656 году на монастырском подворье в Валдае монахи выстроили
два дома для школы. В стенах монастыря несколько лет действовала
типография, привезенная монахами Кутеинского братства. Это была первая в
России провинциальная типография. В 1657—1658 годах в ней печатались
часословы и «Рай мысленный» (сочинение инока Стефана Святогорца и Никона).
В последующие годы из типографии выходили не только книги духовного
содержания. В описи книг за 1665 год значилось 118 лексиконов и 290 «азбук
с вопросы и ответы».
В ноябре 1665 года по распоряжению Никона типографский станок со всеми
принадлежностями был отправлен в Воскресенский монастырь, откуда его так и
не вернули.
В монастыре делали переводы с иностранных языков, переписывали ноты
(«концерты»), переплетали книги. В монастырской библиотеке имелось
множество «певчих книг».
Иверский монастырь был крупнейшим землевладельцем Новгородской земли,
нещадно эксплуатировавшим своих крепостных. В апреле 1655 года царь
пожаловал обители Коломенский, Черенчицкий и Рамушевский погосты со всеми
угодьями и крестьянами. К концу XVII века в распоряжении Иверского
монастыря находились Никольский-Лятский, Никольский, Понедельский,
Кречевский и Сергеевский монастыри. Ему же принадлежали крупные селения —
Валдай, Зимогорье, Едрово, Яжелбицы, Потерпелиц-кий, Великопорожский,
Березовский и Вышневолоцкий рядки. Пространная царская грамота от 26
октября 1668 года утвердила Иверский монастырь как «правильно созданный» и
перечислила все его владения. К тому времени монастырь имел более 1,5
тысячи крестьянских дворов, в к6-торых проживало около 5,5 тысячи человек.
В его распоряжении было около 24,5 тысячи четвертей земли, не считая лесных
угодий и озер. С лугов монастырские крестьяне получали свыше 70 тысяч копен
сена. В Москве монастырь имел два своих двора, еще два двора были в
Новгороде и по одному в Торжке и Твери. В Старой Руссе за ним числилось
одиннадцать соляных варниц.
Еще в 1654 году по ходатайству Никона царь разрешил Иверскому монастырю
принять по вкладу купца Парфения Веневитова шесть соляных варниц в Старой
Руссе. В конце 1650-х годов монастырь самостоятельно развернул
строительство варниц. Монахи, захватив ближайшие к варницам лесные угодья,
лишили посадских солеваров возможности заготавливать дрова, старались
прибрать к рукам и удобные сплавные реки. В одной из челобитных царю
солевары жаловались, что монахи «дрова по Порусье секут и гонят... а нас,
холопей и сирот ваших, по той Порусье реки дров сечь и гонять мочью своей
не пущают». Дрова монастырь покупал и в собственных вотчинах, у крестьян,
по ценам, вдвое меньшим существовавших.
Крестьянские выступления в начале XVII века, специальное уложение,
окончательно закрепостившее крестьян, обострили и без того напряженную
обстановку в стране. Новые волнения — «чумной бунт», «медный бунт»,
волнения в Сольвычегодске, Новгороде и Пскове, восстание в Поволжье,
«соловецкое возмущение», крестьянская война под водительством Степана
Разина — сотрясали Русь.
В то неспокойное время Никон стремился иметь в своей вотчине внушительную
крепость. Вокруг монастыря сооружались крепостные стены с башнями. Высокие
бревенчатые стены (срубы) имели с наружной стороны обламы (выступы с
бойницами), сплошной по верху настил (мост) для обороняющихся и тесовое
покрытие. По стенам было соору-.
21
жепо десять башен с шатровыми крышами, четыре из них были проездные.
В 1655 году гарнизон монастыря состоял из двадцати стрельцов. Скудного
жалованья не хватало на содержание семей, и стрельцы слали челобитные
монастырским властям, в которых просили увеличения оплаты своего труда. Но
Никон не терпел «нахлебников». Стрельцов заставляли выполнять различные
строительные работы. В 1660-е годы монастырь наладил собственное
производство оружия.
В 1665 году, когда в Порховском и Старорусском уездах появились отряды
польско-литовских захватчиков, встревоженный Никон наказывал иверским
властям готовиться к осаде. Гарнизон стрельцов был в то время увеличен до
пятидесяти человек.
С 1664 года монастырь стал местом заточения неугодных патриарху людей. В
1697 году в монастыре под неусыпной стражей держали закованными 110
мятежных стрельцов.
Строительство в монастыре возобновилось в конце 60-х— начале 70-х годов
XVII столетия. Мнение некоторых исследователей о том, что каменные
постройки — трапезная, колокольня и отдельные корпуса — возникли в период
деятельности Никона, основано, вероятно, на позднейших устных легендах и
противоречит документам. Но возможно, что многие из них строились по
заранее разработанному плану и «чертежам», составленным под наблюдением
Никона.
Для нового этапа создания монастырских построек определяющим стало
каменное строительство, замена деревянных зданий каменными.
Первая каменная постройка в монастыре после Успенского собора — трапезная
с церковью Богоявления. Строительство грандиозной трапезной потребовало
большого напряжения сил, изрядных средств. Все с огромным трудом
заготовленные и доставленные на остров запасы строительных материалов,
особенно кирпича и извести, ушли па ее сооружение.
Трапезная с церковью Богоявления — одно из самых крупных и интересных
сооружений архитектурного комплекса Иверского монастыря. Она построена в
1666— 1669 годах. Строительство трапезной связано с именем «подмастерья
каменных дел» Афанасия Фомина.
Грандиозно здание трапезной. Оно представляет собой двухэтажное
сооружение, в котором первый, полуподвальный этаж был отведен под различные
хранилища, а второй занимали столовый зал и кухня с подсобными помещениями.
Главный зал—обширная одностолпная палата (16,75 X Х 25,35 м), перекрытая
сводом с распалубками над оконными и дверными проемами— расположен в юго-
восточной части трапезной. Вход в него устроен через южное крыльцо и
просторную прихожую у западной стороны зала. Одностолпная палата соединена
арками с церковью Богоявления и до крупных перестроек сообщалась со вторым
большим залом на северной стороне. Кухонные и подсобные помещения были
размещены в западной и северо-западной частях.
Значительная часть помещений с севера позднее была разобрана. От них
остались западное крыльцо, подвал, где в XIX веке была кузница, и узкий
коридор на втором этаже, через который осуществлялась связь с кухонными
помещениями.
Фасады трапезной были просты и лаконичны, особенно северный, где ничто,
кроме окон, не нарушало широкой глади стен. Западный и южный фасады,
наиболее обозримые и выходящие на монастырскую площадь, лишь слегка оживлял
скупой и строгий декор в наличниках окон. Четкий ритм слабо выступающих из
плоскости стен лопаток делил фасады на равные прясла. В каждом прясле
находилось по окну, с боков окон — тонкий профиль обрамления и вертикальные
колонки-валики, над просветом — горизонтальный карнизик и полукруглый
кокошник...
проемов. Картину дополняли ажурные ограждения — парапеты и колокола. Этот
ярус был самым нарядным. В настоящее время декоративные элементы пятого и
шестого ярусов почти полностью утрачены.
Построенная на обрыве засыпанного оврага, колокольня постепенно
наклонялась к югу и юго-западу, поэтому с ее южной стороны был возведен
новый мощный контрфорс. Такие же подпоры появились и внутри колокольни, в
ее первом ярусе. Все основание было укреплено сплошной булыжной вымосткой,
образовавшей почти монолитный фундамент под всем «телом» колокольни.
В 1842 году колокольня была перестроена по проекту архитектора Александра
Харулина. Причиной перестройки были деформации в стенах и пожар 1825 года,
нанесший постройке значительный ущерб. Строители разобрали тяжеловесный
шатер и вместо него соорудили новый, седьмой ярус колокольни с арочными
пролетами для колоколов. Этот ярус увенчали восьмигранным куполом и высоким
шпилем с крестом. Судя по такой солидной надстройке, вес которой оказался
почти равным весу шатра, заказчики и исполнители проекта стремились
переделать памятник в соответствии с новыми веяниями в архитектуре. С
фасадов и колокольни срубили почти весь декор, а оставшийся заложили и
оштукатурили.
После надстройки седьмого яруса все колокола были подняты туда. К
середине XIX столетия (около 1844 года) их было тринадцать, а к концу века
— уже семнадцать. Самый большой колокол весил почти 425 пудов. Он был отлит
в 1883 году на колокольном заводе Смирновых в Валдае. Еще один —
«полиелейный», весом 193 пуда, также отлили в Валдае под руководством
мастера Слизова. Самый старый колокол, весивший 35 пудов, называли
«Никоном».
Новые каноны в архитектуре храмов, определенные реформами Никона, главным
образом сводились к запрещению шатровых церквей, как построек светских, в
значительной степени народных, идущих вразрез с древними, освященными
христианской религией традициями. Уже с 50 -x годов XVII века появилось
требование строить храмы «о единой, трех и пяти главах, а шатровые отнюдь
не строити». Зато излюбленная простыми людьми шатровая кровля стала
неотъемлемой частью звонниц и колоколен.
Малопривлекательная сейчас колокольня в ближайшие годы получит свой
первоначальный облик и дополнит архитектурный ансамбль замечательных
памятников.
Корпус наместнических келий расположен к западу от колокольни. Здание
было основательно перестроено в 30-х годах XIX столетия, и о его
первоначальной архитектуре судить пока трудно. Корпус двухэтажный.
Помещения первого этажа перекрыты сводами, над вторым этажом — деревянное
перекрытие. Видимо, от старой постройки сохранились лишь северная и
западная стены и некоторые другие части. Оконные и дверные проемы
прорублены па новых местах, декор сбит.
Вслед за колокольней, к востоку от нее, появился Настоятельский корпус
(1684—1689 гг.). В 1685 году настоятель монастыря Иосиф сообщал
новгородскому митрополиту Корнилию, требовавшему из Валдая каменщиков в
Зеленецкую пустынь: «...свое каменное строение заведено немалое и кельи
каменные заведены строить, да не совершены, чтоб сево лета под кровлю их
привести...» В этом документе речь, безусловно, идет о Настоятельском
корпусе. Следовательно, закладку здания можно отнести к 1683— 1684 годам. В
1686 году в нем велись отделочные работы. Позднее начали делать кровлю, а в
1688—1689 годах устраивали потолки, мостили полы. Работы выполняли плотники
Иван Исаев, Андрей Яковлев, Андрей Стефанов, Остап Кондратьев и Ермолай
Фомин «с товарищи». Строительство всего здания возглавлял Афанасий Фомин.
Длина Настоятельского корпуса вместе с пятигранной пристройкой на востоке
— 38,5 метра, ширина — 12,5 метра. В настоящее время здание имеет два этажа
и подвалы. Поскольку корпус стоит на склоне оврага, с южной стороны стены
подвалов возвышаются над землей и воспринимаются как этаж.
Уцелевшие на восточном фасаде незначительные фрагменты декора и
изразцовое окно напоминают о его прежней архитектуре. Наблюдения при
ремонтных работах и небольшие раскрытия штукатурки на фасадах позволили
определить первоначальный наряд этого здания. В отличие от южного фасада,
обращенного в сторону оврага и решенного в скупых, лаконичных формах, без
какого-либо декора, северный и восточный фасады, развернутые к площади и
Успенскому собору, были богато декорированы различного рода нишками,
вертикальными колонками-валиками, поясками и изразцово-кирпичными
наличниками окон. Весь набор декоративных элементов был собран в широкий
фриз, протянувшийся по всей длине фасадов и занимавший пространство стены
на уровне оконных проемов. Поднимавшиеся на высоту 2,5—3 метров над землей
стены подвалов были лишены каких-либо украшений. Над наличниками окон
начинался развитой, рельефный фриз здания. Разноцветные изразцы трех типов
были вкомпонованы в горизонтальный пояс под подоконниками окон и окаймляли
сами окна в виде прямоугольной рамы. Изразцовые вставки в соседстве и в
сочетании с тонко, по-особому изящно прорисованными деталями на обширной
белой глади стен производили сильный художественный эффект. Сочетание
строгих членений в крупных формах со свободными членениями в малых
придавали всему зданию изысканный, аристократический облик. Это впечатление
подчеркивалось высокой черепичной кровлей, покрывавшей все здание.
Черепичные плитки были закруглены с одной стороны и сверху покрыты зеленой
глазурью.
Весь живописный наряд здания погиб в XVIII—XIX столетиях под топорами и
молотками строителей, прорубавших новые окна и надстраивавших новый этаж.
Почти полностью изменилась и внутренняя планировка здания. Судя по
документам 1688—1689 годов, полы в помещениях были выстланы дубовым
паркетом, вдоль стен шли встроенные лавки (скамьи), имелись крыльца с
перилами.
Меньше других пострадали подвальные помещения, хотя многие из них
полузасыпаны землей и строительным мусором. Расположенные ступенями (из-за
крутого склона оврага), перекрытые коробовыми сводами, они образуют
замысловатый лабиринт.
Пятигранная пристройка на восточной стороне корпуса, напоминающая по
своей форме и местоположению обыкновенную апсиду (алтарь) церкви, вероятно,
появилась позднее самого здания, скорее всего в конце XVII — начале XVIII
века. Она могла быть алтарной частью небольшого храма, для которого
перестроили восточную часть корпуса, или же маленькой церковкой, а может
.быть, летней светелкой настоятеля.
Настоятельский корпус — единственное здание в монастыре, где удалось
обнаружить уцелевшие изразцовые украшения.
Надвратная церковь Михаила Архангела построена в 1683—1685 годах. И
это здание — важнейшую составную часть архитектурного комплекса — строил
Афанасий Фомин. Сохранилась копия подрядной записи, внесенная в приходо-
расходную книгу в апреле 1683 года:
«...подрядены стрельцы Афонька Фомин со товарищи построить в Иверском
монастыре каменные святые ворота в вышину 2 сажени косых, да на тех воротах
церковь каменную о пяти главах каменных в вышину 4-х сажен косых, а внутри
пространства в той церкви 3 сажен аршинных длпннику и поперечнику окромя
алтаря... Денег пятьдесят рублев да 20 пуд соли, дано всякому человеку па
неделю по хлебу, да 20 пуд свиного мяса...»
Воротная часть здания церкви Михаила Архангела — прямоугольное в плане
одноэтажное сооружение (22 Х 18м), прорезанное посередине глубокой сквозной
аркой. С некоторым отступом от наружной стены в арке были сделаны
притолоки, на которых висели двухстворчатые, окованные железом двери. По
Страницы: 1, 2, 3, 4
|