скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Искусство Москвы 17 века скачать рефераты

поэтому здесь было гульбище и миниатюрная «смотрильная» башенка. Интерьер

тоже был особенный - веселый, ярко раскрашенный травный орнамент, резной по

белому камню. Разработал и исполнил интерьер лучший царский изограф Симон

Ушаков.

Гражданское каменное строительство постепенно приобретает большой

размах и ведется в различных городах.

По заказу Льва Кирилловича Нарышкина, дяди будущего императора Петра

I, и членов этого семейства в Москве и округе возводятся здания в стиле

условно именуемом «нарышкинским» или «московским барокко». Исполнитель

заказов Яков Бухвостов, крепостной. Не первое, но одно из самых известных

его сооружений - церковь Покрова в Филях (1690-1695). «Нарышкинский стиль»

или «московское барокко» - результат соприкосновения с искусством Западной

Европы. От барокко здесь лишь некоторые декоративные детали ордера -

верхней части колонны и несомого ею, и большие окна со стеклами. Все

остальное - традиционно. Это -пятиглавый, двухцветный (красный с бельм)

башнеобразный слитый с колокольней храм. Постепенно в светском и культовом

зодчестве основными принципами архитектурной композиции становятся

центричность, ярусность, симметрия.

Еще в 30-40-х годах XVII начинает распространяться тип бесстолпного,

обычно пятиглавого приходского храма с глухими в большинстве случаев

барабанами. Это -московские церкви Рождества Богородицы в Путинках (1649-

1653) и Троицы в Никитниках (1628-1653). В семидесятых годах строятся

подмосковные храмы в боярских усадьбах, автором которых считается Павел

Потехин. Именно он в 1678 году возводит храм в Останкино.

«Обмирщение» архитектуры проявляется и в палатах Ростовского

митрополита Ионы Сысоевича на берегу озера Неро. Это скорее Кремль, чем

резиденция священнослужителя высокого ранга.

Церковные реформы патриарха Никона коснулись и архитектуры. Никон

пытается запретить светские новшества и возведение шатровых храмов. Но

запреты его не всегда исполнялись, и дело закончилось тем, что в 1657-1666

годах он возводит Новоиерусалимский (или Воскресенский) монастырь в

современном нам городе Истра. Собор монастыря должен был стать точной

копией храма «Гроба Господня» Х1-ХП веков в Иерусалиме. Одних только

приделов (церквей) в нем 29, соединенных между собой центральным шатровым

перекрытием.

С собором граничит катакомбная церковь Константина и Елены, при

которых начало распространяться христианство. Центральный храм украшен

многоцветными поливными (глазурью) изразцами. В годы Великой Отечественной

войны собор был превращен в руины. Сейчас этот храм почти полностью

восстановлен.

Дошедшие до нас памятники деревянного зодчества в большинстве

относятся к ХУ1-ХУШ векам. В 1667-1668 годах Семен Петров и Иван Михайлов

возвели, по словам современников, «восьмое чудо света» - Дворец царя

Алексея Михайловича - великолепный образец деревянного хоромного

строительства. Здесь были хоромы царя и царицы, царевича и царевен,

служебные помещения и каменная церковь. Всюду яркая раскраска, золоченая

резьба, детали древнерусских деревянных украшений. В 1681 году дворец

частично перестраивался Саввой Дементьевым. Через сто лет после создания

«восьмое чудо света» было разобрано для реконструкции и вовсе пропало. О

красоте этого сказочного дворца остается судить лишь по рисункам.

Жесткая регламентация в области культовой архитектуры, проводимая

Никоном, способствовала художественным поискам зодчих в возведении зданий

иного, гражданского предназначения. И как результат поиска - строительство

в 1679 году Печатного, а в 1696 году Монетного дворов архитекторами Т.

Шарутиным и И. Невериным. Михаил Чоглоков в 1692-1701 годах возводит

Сухареву башню. Несомненно, во второй половине семнадцатого столетия Москва

явно преображалась и хорошела. Секретарь антиохийского патриарха Макария

Павел Алеппский, побывавший в ту пору в Москве, так описывает здания

русской столицы: «... мы дивились на их красоту, украшение, прочность,

архитектуру, изящество, множество икон и колонн с резьбой, кои по сторонам

окон, на высоту этажей, как будто они крепости, на их огромные башни, на

обильную раскраску разноцветными красками снаружи и внутри...».

Для зодчества характерно то, что при увеличении числа кирпичных

зданий (причем не только церковных, но и жилых и торгово-промышленных)

основным строительным материалом оставалось дерево.

Выдающимся памятником деревянного творчества стал

Царский дворец в Коломенском, разобранный во второй половине XVIII в.

В деревянном культовом творчестве преобладали шатровые храмы, но получили

распространение и ярусные церкви, отличающиеся размещением на четверике

нескольких последовательно уменьшающихся восьмериков (Вознесенская церковь

1653 г. в Торжке).

Архитектура приобрела общероссийский характер: обмирщение, сближение

культового стиля с гражданским, украшение зданий, новые виды строительного

материала (многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали).

Никон после вступления в 1652 г. на патриаршество запретил строительство

шатровых храмов, желая вернуться к суровой монументальности прошлых веков,

взяв за образец Успенский собор в Кремле.

Но ему не удалось полностью возродить традиции XVI в. и устоять перед

новыми влияниями в кирпичной храмовой архитектуре (огромные оконные проемы

и многоцветные изразцы). К выразительным элементам храмового творчества

второй половины XVII в. относятся многоярусные колокольни, например,

шестиярусная башня Новодевичьего монастыря в Москве.

2. 1. Церковь Покрова в Рубцове

Церковь Покрова построена в середине 1620-х годов. Это была первая

крупная храмовая постройка Романовых, возведение которой приблизительно

совпало по времени с первыми серьезными работами по обустройству их

резиденции в Кремле, связанными с деятельностью представителей европейской

традиции, английских мастеров Христофора Галовея и Джона Талера.

Архитектура церкви Покрова, напротив, целиком принадлежит русскому

контексту и тесно связана с принципами построения художественной формы,

сложившимися в конце XVI в., в "годуновский" период.[5]

Победа 1618 года над Владиславом и Сагайдачным, отмеченная

строительством церкви, в 1620-е гг. воспринималось как важнейшая веха,

означавшая конец Смутного времени. Романовы имели основания праздновать

победу над Владиславом и как общегосударственную (конец Смуты), и как

родовую, романовскую (возвращение Филарета Никитича из польского плена и

временное устранение соперника Михаила Федоровича - королевича Владислава).

Это объясняет появление первого репрезентативного памятного храма в царской

усадьбе, которая ко времени избрания Михаила Федоровича на царство была его

единственной наследной родовой вотчиной в московском уезде.

Храм принадлежат к типу бесстолпных церквей с крещатым сводом,

снаружи отраженном в пирамидальной "горке кокошников", который возник и

получил определенное распространение в последней четверти XVI в, в

"годуновский" период. Таких храмов известно немного - это придел Василия

Блаженного собора Покрова на Рву, старый собор Донского монастыря,

надвратная церковь Происхождения Древ Симонова монастыря и церковь Троицы в

Хорошеве. Вероятно, что к их числу принадлежала также церковь Николы

Явленного у Арбатских ворот, данными об устройстве внутреннего пространства

которой мы не располагаем; однако, судя по известным изображениям ее

внешнего вида, этот храм вероятнее всего должен был быть бесстолпным. Итак,

помимо церкви Покрова в Рубцове нам известно только пять бесстолпных храмов

с крещатым сводом и "горкой кокошников". Все они были построены между 1588

и 1600 гг. Первые четыре из названных храмов относятся к еще более краткому

периоду 1588 и 1598 гг. Идентичность их размеров, конструкции сводов и

некоторых приемов декоративного убранства позволяет объединить эти

памятники в компактную группу, связанную, в первую очередь, единством

конструктивного приема, состоящего в использовании ступенчатых распалубок

крещатого свода, позволяющих повысить его щелыгу. Все храмы связаны с

государственным заказом, и возможно, их сходство было следствием

сознательного повторения образца (придела Василия Блаженного).[6]

Итак, в конце XVI в. в архитектуре Москвы и Московского уезда

возникла группа бесстолпных храмов, перекрытых крещатым сводом со

ступенчатыми распалубками, и увенчанных пирамидальной "горкой кокошников".

С этими памятниками связаны наиболее смелые поиски конструктивного и

объемного решения бесстолпных храмов в конце XVI в. В XVII в. описанный тип

бесстолпного храма не получил развития, будучи вытеснен более простым

сомкнутым четырехлотковым сводом. Единственным примером его использования

вне рамок "годуновского периода" является церковь Покрова в Рубцове.

Ее сходство с перечисленными церквями хорошо заметно при первом же

рассмотрении: церковь увенчана "горкой кокошников" из трех поставленных

один над другим рядов, по три кокошника в каждом. Квадратный четверик

перекрыт крещатым сводом, к нему примыкает трехапсидный алтарь.

[pic]

Отметим основные черты, отличающие церковь Покрова: это приземистость

объемов, крупный размер четверика (внутренние размеры 9*9 м) и постановка

на высоком подклете. Кроме того, в церкви Покрова заметно искажение

пропорций - тяжелый объем основания контрастирует с маленькой венчающей

главкой, а "горка кокошников" вместо вертикальных треугольных имеет

приплюснутые одутловатые очертания. Соответственно происходит

перераспределение акцентов как в интерьере, так и в объемно-

пространственном построении храма.

Одно из важных и наиболее заметных отличий церкви Покрова заключено в

лапидарной трактовке ее фасадов, где используется самый простой набор

элементов, основанный почти исключительно на возможностях кирпичной кладки

(в отличие от изысканных "итальянизирующих" деталей Хорошевского храма).

Законченная композиция, в которой угадывается ее образец - декор

годуновских храмов конца XVI в. - достигается при помощи компоновки

простейших элементов, которые, кроме того, выглядят слишком вялыми в

сравнении с массивным объемом церкви.

Несоответствие декора масштабам здания еще раз убеждает нас в том,

что архитектура церкви Покрова была результатом намеренного воспроизведения

образца конца XVI века силами зодчих 1620-х годов. В зодчестве этого

времени, можно найти аналогии не только пропорциональному строю церкви

Покрова, но, и в еще большей мере - характерным особенностям ее

декоративного убранства. Такой близкой аналогией может послужить

архитектура уже упоминавшейся церкви Николы Надеина в Ярославле. На фасадах

этого храма использованы те же простые трехуступчатые карнизы и архивольты,

что и в церкви Покрова; эти элементы в церкви Николы трактованы так же

вяло, они так же инертны по отношению к плоскости стены, как и в церкви

Покрова. Противоречие между тяжелыми крупным объемом четверика и вялой

непластичной декорацией одинаково характерно для ярославского и московского

храма 1620-х годов. Сходство между ними может подтвердить и одинаковая

трактовка элементов "катушечного" пояса. Кроме того, в обоих храмах

излишняя массивность объемов при рассмотрении извне искупается

пространственностью интерьера.

Церковь Покрова в Рубцове - первый каменный обетный храм новой

династии, строительство которого в родовой вотчине имело репрезентативное

значение и было связано с идеей утверждения Романовых на троне, был

построен по образцу годуновской церкви Троицы в Хорошеве мастерами артели

во многом схожей по характеру используемых приемов с артелью, работавшей в

Ярославле в начале 1620 - х годов.

Влияние образца - церкви Троицы - прослеживается в композиции

симметричного двухпридельного плана, использовании крещатого свода со

ступенчатыми распалубками, карнизом на уровне пяты свода и (возможно)

машикулями, завершении четверика "горкой кокошников" с трехчастным

антаблементом в его основании, а также в применении фриза консолей в

карнизе барабана и килевидных кокошников заостренного рисунка в его

основании.

Характерные черты архитектуры 1620- х гг. проявляются в искажении

пропорций, лапидарности декоративных элементов, что определяет излишнюю

массивность и некоторую огрубленность архитектуры церкви Покрова.

Требования заказчика, возможно, проявились в крупных размерах церкви,

постановке ее на подклет и использовании двухярусной крытой галереи.

Если предположение о строительстве церкви Покрова в Рубцове по

образцу церкви Троицы верно, то к ее архитектуру следует рассматривать как

результат уникального сочетания условий заказа и обстоятельств

строительства. Рубцовский храм - единственный известный нам пример церкви

первой трети XVII в., построенной по конкретному образцу конца XVI века,

особенности архитектуры которого поэтому позволяют нам наглядно судить о

том, насколько перерыв в строительстве, вызванный Смутным временем, повлиял

на развитие архитектуры.

Проведенное сравнение не позволяет говорить о значительном забвении

годуновской архитектуры. Напротив, ее приемы и принципы были сохранены, что

позволило добиться достаточно точного повторения не только внешних форм

образца, но и деталей интерьера и конструкции свода. Архитектура церкви

Покрова в Рубцове, связанная с годуновским образцом, сыграла роль одной из

"связующих нитей" между традицией конца XVI в. и зодчеством Романовского

времени.[7]

Однако в 1620-е гг. были потеряны равновесие пропорционального строя

годуновских бесстолпных храмов и цельность системы декора, ориентированной

на итальянские постройки Кремля. Архитектура церкви Покрова демонстрирует

нам утрату актуальности крещатого свода со ступенчатыми распалубками, т.к.

в рубцовском храме не повторена важнейшая черта этой конструкции - ее

вертикализм, а также - исчезновение интереса к "итальянизирующим" элементам

(или утрату способности к их воспроизведению).

Часть 3. Тенденции развития живописи в XVII веке

В живописи того времени все более расширяется тематика, увеличивается

удельный вес светских (исторических) сюжетов, в качестве «образцов»

используются западноевропейские гравюры.

Начало XVII века ознаменовано господством в живописи двух

художественных направлений, унаследованных от предшествующей эпохи.

Названия этих направлений связаны с именами заказчиков и с их

художественными пристрастиями.

Годуновская школа ориентировалась на традиции прошлого, на рублевско-

Страницы: 1, 2, 3, 4