скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Искусство и культура Византии скачать рефераты

Искусство и культура Византии

Византийская культура, как культура других средневековых государств,

представляет собой весьма сложную, но все же единую систему культурных

ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер культуры,

незамедлительно сказывается и на другой. Тесная связь, взаимное влияние

всех видов культуры - закон их развития. Хотя, конечно, общее явления -

борьба старого с новым, зарождение новых тенденций - протекали в разных

отраслях культуры по-разному. Сопоставление их, типологизация помогут

выявлению главных направлений эволюции византийской культуры.

Можно, в частности, наметить основные пути развития византийского

изобразительного искусства в эпоху классического средневековья. С X-XI вв.

в искусстве господствует пышная декоративность. Торжественный мунамунтализм

все чаще соединяется с усложненной символикой. Победа обобщенно-

спиритуалистичекого принципа в эстетике приводит к растворению многообразия

реального мира в символах, художник стремится освободиться от излишних,

докучливых деталей, не раскрывающих, по его мнению, основной идеи

произведения. В живописи и архитектуре начинает господствовать строгая,

рассудочная симметрия, спокойная, торжественная уравновешенность линий и

движений человеческих фигур на фресках и мозаиках храмов. Изобразительное

искусство приобретает вневременный и вне пространственный характер;

абстрактный золотой фон, столь любимыми византийскими мастерскими, заменяет

реальное трехмерное пространство, выполняя важную эстетическую функцию: он

призван как бы отгородить отвлеченное изображение. того или иного явления

от живой деятельности окружающего мира. Стилизованные архитектурные

ассамблеи, фантастические пейзажи фона делают все более абстрактными и

зачастую заменяются золотыми или пурпурными плоскостями. Творчество

художника приобретает отныне безликий характер, оно скованно традицией и

церковным авторитетом, а порывы индивидуальных творческих исканий мастера

подчинены нивелирующему действию канона.

В церковной архитектуре к тому времени базилика как форма культурного

здания в виде удлиненной трехнефной постройки отживала свой век. Ее место

стал занимать крестово-купольный храм, имевший в плане форму креста с

равными ветвями и куполом в центре. Становление крестово-куполной

архитектуры было подлинным и сложным процессом. Его начало может быть

отнесено еще к VI в., когда был создан шедевр купольной архитектуры - София

Константинопольская, а завершение в основном X столетию. В X-XII вв.

крестово-куполное зодчество стало подниматься как в самой Византии, так и в

сопредельных с ней странах, но этот вид культурного зодчества был лишь

общей канвой, на основе которой развивались его различные варианты.

Появление крестово-купольной архитектуры было связано с изменением

общественных отношений и эстетических представлений в империи.

Новые тенденции появились и в изменении социального содержания

архитектуры. Прежде всего происходит сокращение масштабов храма.

Грандиозные храмы для народа уходят в прошлое. Распространение получают

сравнительно небольшие церкви, предназначенные для городского квартала,

сельского прихода, монастыря или замка. Одновременно храм растет в высоту:

изменяются пропорции здания, вертикаль становится преобладающей идеей,

устремление в высь дает новое эмоциональное и эстетическое наполнение

культовому зодчеству. Если раньше главную роль в культовом зодчестве играла

внутренне пространство, купол смотрелся изнутри и символизировал Вселенную,

то в XI-XII вв. все большее значение приобретает значение внешний вид

храма. Украшение фасада здания теперь входило в общий архитектурный

замысел, в единую композицию. Вместо замкнутых, с широкими песчаными

гладкими плоскостями закрытых фасадов и стен теперь появляются новые

архитектурные формы экстерьера: фасады членятся, украшаются легкими

колоннами и полуколоннами, растет число узких и длинных оконных проемов,

впервые появляется асимметрия. Вешний декор здания становится самодовлеющем

элементом архитектуры, увеличивает его художественную выразительность.

В архитектуру экстерьера смело и с большим вкусом ввели цвет и

декоративные разные украшения. Широко начали применять облицовки фасадов

разноцветными камнями, кирпичным узорочьем, декоративное чередование слоев

красного кирпича (плинфы) и белого раствора, яркие изразцы в виде фризов.

Цвет создавал совершенно новый художественный облик храмов. Окончательно

этот новый стиль сложился в XI в., но достиг своего апогея в XII в. В

течение двух столетий происходит детальнейшее развитие основных черт нового

стиля. Ощутимее становится связь внешнего и внутреннего облика храма,

усиливается воздушность, легкость, элегантность архитектурных пропорций,

колонны в храме делаются тоньше, удлинятся барабан купола - он становится

легким, стройным, со множеством вертикальных членений, с окнами,

усиливающими эффект освещения. Во внутреннем пространстве храма зодчие

стремятся к достижению большого единства. Наблюдается строгая центричность

и повышение подкупольного пространства, красота храма ныне во многом

определяется его устремленностью ввысь, в небеса. Во внешнем оформлении

храма порой появляются пирамидальный ритм, ажурность и красочность фасадов,

светотеневые контрасты. Архитектурные формы храмов второй половины XI-XII

в. становится утонченнее, совершеннее, жизнерадостнее, их красочная

ажурность и легкость резко контрастируют с глухим, суровым, аксетичным

наружным обликом зданий предшествующего времени.

Прежняя замкнутость и отрешенность уходили в прошлое, храм теперь

следовало созерцать не только внутри но и снаружи.

Однако на большой территории империи старые и новые формы культового

зодчества долгое время сосуществовали. В отдельных областях преобладание

получали те или иные архитектурные тенденции. В Греции с особой силой

проявлялись традиции античного и ранневизантийского зодчества. В XI в.

здесь строятся монументальные храмы, сохранявшие многое от более ранней

архитектуры, но и несущие уже элементы нового стиля. К их числу принадлежат

прославленные памятники архитектуры и живописи: католикон монастыря Хосиос-

Лукас в Фокиде и монастырь Дафнии близ Афин. Собор монастыря Хосиос-Лукас

был воздвигнут императором Василием II в прославление своих военных побед и

неоднократно достраивался. Это огромный пятинефный храм, над котором

возвысился купол, покоящийся на низком барабане. Благодаря обширному

нарфику храм имеет форму, удлиненную с запада на восток. Большое число

оконных проемов создает при солнечном освещении контрастную игру света и

тени. Византийские зодчие достигли в этом соборе гармонии внешнего вида и

внутреннего убранства. Строгость архитектурных форм, сохранявших античную

монументальность, в соединении с чертами нового стиля, нарядность карнизов

и резных капителей, применение облицовки мраморами пастельных тонов - все

это создает впечатление простоты и торжественности.

Храм монастыря Дафеи близ Афин (конец XI) меньше, чем собор Хосиос-

Лукас, но, быть может, именно это придает ему особую цельность и гармонию.

Он значительно более, чем его предшественник, устремлен ввысь, менее

монументален и громоздок. Пропорции храма Дафни отличаются стойкостью и

пластичностью. Наружный вид здания строг в выразителен. Его декор не

перегружен деталями, но одновременно и достаточно наряден. Широко

применяется украшение купола, оконных проемов, апсиды маленькими

полуколоннами, полукруглыми арками, к узорчатой кладкой. Сохраняя античные

архитектурные основы, этот храм показывает в то же время усиление влияние

нового стиля в византийском зодчестве.

Особенно ярко эти новые черты архитектурного стиля проявились в

небольшом храме Неа-Мони на Хиосе (середина XII в.). Этот храм. необычайно

красиво вписанный в окружающую природу, отличается строгой центричностью в

соединении с подчеркнутой вертикальностью, устремленностью ввысь, единством

архитектурных форм. Все эти памятники по ясности и выразительности

композиции, новизне архитектурной концепции, совершенству ее претворения в

жизнь представляют собой выдающиеся явления в византийской, а может, и во

всей средневековой архитектуре.

О светской архитектуре X-XII вв. мы узнаем преимущественно из

литературных памятников и описаний современников. В этот период непрерывно

шло строительство и украшение императорских дворцов в Константинополе.

Комплекс Большого дворца, раскинувшийся на берегу Мраморного моря,

постоянно разрастался, отделывался цветными мраморами и мозаиками, что

придавало ему все большую парадность и праздничность. В X в. в этом

комплексе был заново отстроен дворец Вуколеон, получивший название от

украшавшей его скульптурной группы быка и льва. Все торжественные приемы и

церемонии X - первой половины XI в. проходили в комплексе зданий Большого

дворца. При Комнинах императорский двор покинул Большой дворец, старый

центр византийской державы, символ ее власти и могущества. По политическим

причинам резиденция василевсов была перенесена во вновь отстроенный

Влахенский дворец, расположенный на северо-западной окраине столицы.

Алексей I Комнин воздвиг здесь Дворец рядом с храмом Влахернской Божий

Матери. Именно здесь он принимал крестоносных вождей и показывал Боэмунду

сокровища имперской казны. Император Мануил I Комнин в 1156 г. расширил

этот дворец, построив роскошный зал, украшенный мозаиками, на которых были

изображены его походы и упомянуты названия 300 завоеванных им гордов.

Крестоносцы, захватив в 1204 г. Влахенсткий дворец, удивлялись его

роскошному убранству и красоте парадных зал.

Дворцы аристократов и богатые дома горожан и провинциальной знати

возводились по всей империи. Представление о дворце провинциального

владетеля дает нам описание имения Дигениса Аркита в поэме о его подвигах.

Дворец представлял собой прямоугольное строение из тесаного камня и был

украшен колоннами, кровля сверкала мозаикой, а полы выложены полированным

камнем. Описания светской архитектуры встречаются и в византийских романах

XII в., и в исторической эпистолярной литературе. До XIII в. византийскою

архитектуру можно считать одной из самых развитых и совершенных в

средневековом мире. Она оказала влияние на широкий ареал стран - Болгарию,

Сербию, Русь и даже в какой-то мере на романский Запад. Древнерусское

государство обязано Византии первыми выдающимися архитектурными

достижениями.

К X в. в византийском изобразительном искусстве, в частности в

живописи, окончательно складывается иконографический канон- строгие правила

изображения всех сцен религиозного содержания и образов святых, а также

устойчивый канон в изображении человека. Эстетика созерцательного покоя,

торжественной умиротворенности, неземной упорядоченности влекла за собой

создание устойчивой и неизменной иконографии. Иконографические типы и

сюжеты почти не изменялись в течение столетий. Глубокий спиритуализм

эстетических воззрений византийского аристократического общества не увел,

однако, искусство Византии окончательно в мир голой абстракции. В отличие

от мусульманского Востока, где примат духовного начала над плотским привел

к господству в изобразительном искусстве геометризма и орнаментальных форм,

вытеснивший изображение человека, в искусстве Византии человек все же

остался в центре художественного творчества. После победы над иконоборцами

в Византии вновь утвердились идеи антропоморфенизма. В искусстве опять

обратились к эллинизму, но при глубокой переработке его традиций с целью

повышения духовности художественного творчества. Если языческий мир

воспевал в человеке телесную красоту, то византийское искусство прославляло

его духовное величие и аскетическую чистоту.

В стенных росписях, в мозаиках и иконах и даже в книжной миниатюре

голова как средоточение духовной жизни становится доминантой человеческой

фигуры, тело же стыдливо скрывается под струящимися складками одеяний,

линейная ритмика сменяет чувственную экспрессию. В изображение

человеческого лица на первый план художник его одухотворенность,

самоуглубленную созерцательность, внутреннее величие, глубину душевных

переживаний. Огромные глаза с экстатически расширенными зрачками,

пристальный взор которых как бы завораживает зрителя, высокий лоб, тонкие,

лишенные чувствительности губы - вот характерные черты портрета в

византийском искусстве классического средневековья. Из культового

художественного творчества почти совсем исчезает скульптура как искусство,

прославляющее телесную, а не духовную красоту. Ее сменяет плоский рельеф и

живопись (мозаика, фреска, икона). Отныне художник должен изображать не

только тело, но и душу, не только внешний облик, но и внутреннею духовную

жизнь своего героя. В этом, кстати сказать, важное отличие византийского

искусства от западноевропейского, где скульптурные изображения Христа,

мадонн, святых приобрели широчайшее распространение.

Впечатление пассивной созерцательности, замкнутости художественных

образов достигается к тому же и византийскими мастерами строгой

фронтальности изображений и сбой колористической гаммы. Вместо античного

импрессионизма с его тончайшей нюансировкой нежных полутонов в Византии с Х

в. господствуют плотные локальные краски, наложенные декоративными

плоскостями, с преобладание пурпурных, лиловых, синих, оливково-зеленыхи

белых тонов. С этой поры цвет мыслился как уплотненный цвет и задача

художника - не воспроизведение реальных тонов, а создание отвлеченной

колористической гаммы. Образ человека как бы окончательно застывает в

величественном бесстрастии, лишается динамизма, олицетворяет состояние

созерцательного покоя. Непревзойденным образцом монументального искусства

Византии середины IX в. являются мозаики Софии Константинопольской. Этот

шедевр искусства неоклассического стиля был восстановлен в апсиде собора на

месте уничтоженных иконобразцами мозаик, о чем свидетельствует

сохранившееся надпись. Величественная, сидящая в спокойной статуарной позе

огромна фигура Марии с младенцем на руках - воплощение возвышенной

одухотворенности в сочетании с чувственной прелестью. Прекрасное лицо Марии

дышит мягкой женственностью и мудрым спокойствием. Стоящий рядом архангел

Гавриил поражает сходством с никейскими ангелами, он - воплощение земной и

одновременно небесной красоты, эллинистического сенсуализма в соединении с

византийским спиритуализмом. Мозаики выполнены талантливым мастерами,

отличаются утонченным артистизмом в соединении с аристократической манерой

выполнения. По словам лучшего знатока византийской живописи советского

ученого В. Н. Лазарева, в них есть нечто "врубелевское". По его мнению,

мозаики Софии Константинопольской - высшее воплощение византийского гения.

Другие мозаики Софии (IX - начало XI в.) несколько уступают по

художественному мастерству этому шедевру, но интересны по своему сюжету.

Страницы: 1, 2