скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Искусство Древней Руси скачать рефераты

убранства Дмитриевского собора является сопоставление сказочных и

христианских образов. Только в скульптуру колончатого пояса был вло-

жен христианский смысл (изображения святых, среди которых были

Борис и Глеб в русских княжеских одеждах). Система декоративного

убранства этого храма не имела аналогий в искусстве средних веков.

Рельефы собора выполнены с различным мастерством и в различной

технике. Часть изображений сделана высоким округлым рельефом.

Большинство рельефов выполнено в плоскостной, орнаментальной ма-

нере, напоминающей резьбу по дереву. Особенно характерна моделиров-

ка, выполненная на ногтеобразным или «ногтевидными» врезами (ле-

вое деление южного фасада). Мотивы деревянной резьбы можно наблю-

дать и в орнаментации колонок пояса, напоминающих столбики дере-

вянных прялок. Ковровый орнамент покрывает архивольтов порталов,

широкий барабан главы и простенки между колонок пояса.

При всем значении скульптурной декорации конструктивная яс-

ность и строгость здания не утеряны: пилястры четко прорезают рез-

ной наряд Дмитриевского собора. Этот собор был центром ансамбля княжеского

двора, две лестничные башни с западной стороны соединя-

лись с хорами собора посредством переходов. Башни, по – видимому, бы-

ли также украшены белокаменной резьбой (плоскими рельефами) и ар-

катурно - колончатым поясом. К северу и югу от собора были располо-

жены дворцовые здания из белого камня и кирпича.

Замечательным сооружением времени Андрея Боголюбского была

небольшая церковь на Нерли 1165 г. Церковь, стоящая на берегу реки, среди

заливных лугов, окаймленных лесами, является замечательным па-

мятником мирового зодчества. План ее типичен для второй половины

XII в. (храм – четырехстолпный, однокупольный, с тремя апсидами, по-

крыт по закомарам). Однако зодчие Андрея Боголюбского слегка вытя-

нули план церкви Покрова с востока на запад и тем самым лишили его

кубической массивности. А алтарные апсиды получили более облегчен-

ный характер. Вертикальные членения преобладают над горизонталь-

ными; узкие щелевидные окна с дробной профилировкой откосов и деко-

ративная обработка стен почти уничтожают ощущение материаль-

ной весомости камня.

Особенностью этого сооружения является необычная легкость и

стройность пропорций, устремленность вверх, классическое чувство меры и

ясность. Аркатурно – колончатый пояс проходит выше уровня

хор. Тонкие полуколонки с изящными резными капителями украшают апсиды,

сложные пилястры с приставными колонками образуют мощ-

ные пучки вертикали. Центральные закомары северной, южной и запад-

ной сторон украшены белокаменными рельефами, изображающими бла-

гославляющего Давида с гуслями, львов и птиц; в боковых закомарах изо-

бражены грифоны, терзающие ягненка. Вокруг храма с трех сторон

проходит фриз из женских масок, по сторонам окон лежат львы.

Мастера церкви Покрова на Нерли широко использовали темыпсал-

тыри (прославление красоты вселенной), а также приемы народного

творчиства, существовавшие еще в резьбе по дереву древних славян.

Внутри храм производит впечатление изумительной легкости и вы-

соты, благодаря низко опущенным хорам, обилию вертикальных линий

и т.д.

Эта гармоничная легкая и стройная церковь в древности была

частью монастыря и с южной стороны имела двухэтажную башню с

лестницей, от резного убранства которой сохранились изображения

барсов и грифов.

Раскопки последних лет дали возможность Н. Н. Воронину восста-

новить первоначальный облик церкви. Она стаяла на глубоком белока-

менном фундаменте, представляющий своеобразный постамент. С

трех сторон ее окружала открытая галерея, придававшая композиции

храма торжественность и величавость.

Монументальная живопись владимиро-суздальских храмов сохрани-

лись очень плохо. В Успенском соборе найдены не значительные фра-

гменты фресок (изображения святых времен Андрея Боголюбского и

Всеволода). Наиболее значительные фрагменты сохранились в Дмитри-

евском соборе. Они представляют части композиции «Страшного су-

да»: 1)12 апостолов, восседающих на тронах, и сонмы ангелов за ними;

2) изображение рая; 3) шествие праведных в рай, и т.д.

Апостолы исполнены с большим мастерством. Их позы величавы и свободны;

движения сдержанны и ритмичны; одухотворенные лица вы-

разительны и жизненны. Живописная моделировка лиц выполнена широ-кими

мазками и тончайшими бликами. Рисунок превосходно передает

конструкцию формы. Мощные и стройные фигуры отличаются стро-

гой соразмерностью пропорций; одежды, падающие свободными склад-

ками, напоминают античные драпировки. Из отдельных типов особенно

запоминаются характеристики апостола Павла и апостола Матвея. Эта

монументальная, торжественная композиция свидетельствует о

связях владимиро-суздальской живописи с киевскими художественными

традициями.

Новые черты следует отметить в изображении ангелов. Их строй-

ные, грациозные фигуры со склоненными головами даны в легком движе-

нии. Продолговатые лица с тонким овалом и глубокими глазами с удле-

ненными зрачками и густыми ресницами отличаются мягкостью и за-

душевностью. В некоторых случаях лица ангелов (на северном своде)

имеют уже славянские черты. Изображение рая в виде чудесного сада, где

пребывают праведные души, и «ведение праведных жен в рай», вы-

полненные, по-видимому, одним мастером, носят своеобразные черты,

как в типе лиц, так и в трактовке композиции. Колорит дмитриевских

фресок, построенных на легких и нежных сочетаниях светло-зеленых, зеленых,

желто-зеленых, светло-синий, сине-стальных, голубых, лило-вых, фиолетовых,

светло-коричневых, коричнево-красных и белых то-нов, чрезвычайно

гармоничен.

Вопрос об авторстве этих фресок не разрешен окончательно. Есть

предположение об участии в росписи собора двух мастеров: грека (юж-

ный свод и трубящие ангелы) и русского (северный свод и шествие пра-

ведных жен в рай). По своим высоким художественным достоинствам

фрески не имеют аналогий в византийском искусстве XII в.

Из фресок XIII в. сохранились только отдельные фрагменты фрес-

ковой живописи Суздальского собора, относящиеся к 1233 г. Из них осо-

бый интерес представляет фигура старца со строгим, выразительным

русского типа, выполненная рукой хорошего мастера.

ИКОНОПИСЬ.

Иконы владимиро-суздальских мастеров XII в. стали известны в по-

следние годы после расчистки их Центральными государственными ре-

ставрационными мастерскими. Некоторые иконы еще очень близки по

стилю к киевским памятникам XI в. К числу таких икон относится вы-

тянутая по горизонтали икона с плечевым изображением «Деисуса» из

московского Успенского собора (Христос, богоматерь и Иоанн Предте-

ча).

С киевскими художественными традициями связана и знаменитая

Ярославская оранта, попавшая в Ярославль из Ростова. Монументаль-

ная величественная фигура оранты близка по пропорциям к фигурам ки-

евских мозаик.

Монументальная, торжественная икона Дмитрия Солунского, (к.

XII в.) привезенная из города Дмитрова, идеальной правильностью, сим-

метричностью и «скульптурной» лепкой очень светлого лица напомина-

ет ярославскую оранту.

К владимиро-суздальской школе относится, по-видимому, и икона Георгия

конца XII в.– начала XIV в. Художник создал и здесь образ воина,

но более юного, с красивым выразительным лицом.

Для более полной характеристики домонгольской владимиро-суз-

дальской живописи необходимо остановиться на одной иконе конца XII

в., резко отличающийся от всех предыдущих. Это икона Белозерской бо-

гоматери, являющаяся своеобразной переработкой типа Владимирской

богоматери. Икона, созданная на северной окраине Владимиро-Суздаль-

ской земли народным мастером, отличается монументальностью и глу-

боко эмоциональной трактовкой образа скорбной матери. Особенно вы-

разителен взгляд громадных глаз, устремленных на зрителя, и страдаль-

чески искривленной рот. В изображении Христа – отрока, с некрасивым

лицом, большим лбом, худой шеей и длинными, обнаженными по колено,

ногами, есть черты жизненного наблюдения, остро схваченные детали.

Все изображение в целом отличается плоскостностью и угловатостью

рисунка. Икона выполнена на серебряном фоне в сдержанной и сумрач-

ной гамме. На ее синих полях размещены медальоны с погрудными

изображениями святых с русскими типами лиц, написанных в более

широкой живописной манере на розовых и голубых фонах.

В связи с дроблением Владимиро-Суздальского княжества на ряд

мелких княжеств в главных городах этих княжеств стали складывать-

ся местные школы, частично продолжающие традиции владимиро-суз-

дальской живописи (Ярославская, Костромская, Московская, Ростовс-

кая, Суздальская и т.д.).

Феофан Грек – знаменитый византийский художник-эмигрант. Со-

хранившееся письмо известного русского писателя XV в. Епифания к

Кириллу Тверскому (1413 г.) сообщает краткие сведения о Феофане Гре-

ке. Он был выдающимся мастером, расписавшим за свою долгую жизнь

более 40 храмов в Константинополе, Галате, Халкидоне, Каффе, Новго-

роде, Москве и Нижнем Новгороде, Епифаний характеризует Феофана,

как замечательного художника, мудреца и философа. Сохранившиеся фрески

церкви Спаса-Преображения свидетельствуют о свободном об-

ращении Феофана с церковными традициями.

Руке Феофана, несомненно, принадлежат изображения Христа в куполе,

Ноя, Мелхиседека и Авеля в барабане и часть фресок в северо-

западном приделе церкви, среди которых особенно выделяется изобра-жениие

старца Макария Египетского. Для художественной манеры Фе-

офана характерны смелые и свободные композиции и живописные иска-

ния, отточенность обобщенных форм, четкий и острый рисунок, мону-

ментальная широта письма.

Московская живопись XIV в. - XV в. Памятники живописи Москвы XIV в.

Сохранились в небольшом количестве, что крайне затрудняет решение вопроса

о характере и процессе ее развития.

В последней четверти XIV в. летопись отмечает оживление худо-

жественной жизни в Москве. Чрезвычайно интересны сведения о при-

возе в Москву из Владимира и других городов художественных произве-

дений и о присылке в Москву икон из Константинополя.

Наряду с привозными иконами, представляющими иногда большой

Художественный интерес, в Москве существовала и своя местная шко-

ла живописи. Отдельные, к сожалению, плохо сохранившиеся памятни-ки

иконописи 80-90 –х годов XIV в. дают представление о характере мо-сковской

живописи этого времени.

В иконах 90-х годов наблюдаются новые черты, которые в дальней-шем получили

развитие в творчестве Андрея Рублева, в первой половине XV в.

Передовые идеи и настроения этой эпохи нашли свое отражение и в живописи

первой половины XV в.

Наиболее глубоко они отражены в творчестве Андрея Рублева,

представляющем высшую точку развития национальной художествен-ной культуры

периода образования централизованного Русского госу-дарства.

Наиболее известное и достоверное произведение его – «Троица», - написанное

для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря под Москвой. В1904

году иконописец В. И. Гурьянов начал расчистку иконы «Троица». В1919 году

расчистка этой иконы была закончена, но еще до окончания реставрации

«Троица» была единодушно признанна гениаль-ным произведением Андрея

Рублева, сведения о котором сохранились в литературных источниках XVI и

последней четверти XVII вв. Икона бы-ла, по-видимому, написана для

каменного Троицкого собора, законченно-

го в 1423 г.

Сюжет иконы, находящийся сейчас в Государственной Третьяковс-кой галерее,

основан на библейской легенде о явлении Троицы, в виде трех юношей –

ангелов, Аврааму, угощавшему их под тенью Мамврийс-кого дуба. Художник

трактует этот сюжет совершенно по-новому и вкладывает в традиционно

иконописную схему своеобразное глубокое

содержание. Рублев создал лаконичную композицию, акцентируя внима-ние на

лицах и фигурах трех ангелов и избегая излишних деталей быто-вого

характера. Он внес в это произведение необычайное богатство

внутренней жизни и тонкое понимание красоты. Образы «Троицы» Ру-блева

проникнуты ясной и светлой гармонией. Ангелы – стройные и пре-красные

юноши, склонившиеся друг к другу в тихой беседе, полны глубо-кой

человечности и монументального величия.

Прекрасные лица ангелов с тонкими чертами, полные человеческого чувства и

благородства, свидетельствуют о высоком уровне общест-венной культуры

Москвы XV в., о новом, более глубоком понимании чело-веческой личности. Эти

лица выражают различные оттенки человечес-ких чувств – сердечную мягкость и

внутреннюю силу.

Несмотря на большую акцентировку линий, контура, зритель вос-принимает

в «Троице» не линию, а цвет. Стройные силуэты ангелов, му-зыкальный ритм

плавных и гибких линий, силуэтов и цветных пятен еще более усиливает

художественную выразительность и гармонию этого классического произведения

искусства.

Андрей Рублев отразил в «Троице» идеалы и стремления народа, его

представления о красоте человека и мира. Поэтому его произведения

продолжают жить и в наши дни, воздействуя на современного зрителя не только

красотой художественной формы, но и глубиной заложенной в нем идеи.

«Троица» имеет много утрат, оставленных на ней временем, много-численными

записями и реставрациями, хотя и снятыми в 1904-1919 гг., но сильно

повредившими рисунок и красочный слой иконы. Однако утра-ты не мешают

общему впечатлению от этого замечательного худо- жественного

произведения, характеризующего высокий уровень русской художественной

культуры первой половины XV в.

Искусство периода образования Русского централизованного государства

Вторая половина XV – начало XVI в.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ МОНГОЛЬСКОГО ИГА

Вторая половина ХV и начало ХVI века характеризуются развити-ем

феодального землевладения и укреплением власти помещиков – кре –постников;

идет процесс становления крепостного права. В этот пери-од продолжают

развиваться производительные силы феодальной Руси. Ускоряется процесс

общественного разделения труда, развиваются де-ревенские ремесла и

промыслы. Растет внутренняя торговля , возника-ют ярмарки и торги, на

которые съезжаются крестьяне ремесленники и купцы; зарождаются местные

рынки, которые в ХVII веке сложатся в единый всероссийский рынок.

Одновременно с ростом и укреплением государственности растет политическое и

культурное значение Москвы.

Освобожденные от оков татаро-монгольского ига, творческие си-лы русского

народа проявляют себя в области литературы, архитекту-ры, живописи и

прикладного искусства.

Подъем национального самосознания находит отражение в произве-дениях

литературы конца ХV – начала ХVI века. Литература этого пе-риода полна

оптимизма и веры в могущество Руси, в силы и способнос-ти русского народа.

Она посвящена вопросам государственного строи-тельства и общественной жизни

и лишена развлекательного характе-ра.

Архитектура. Во второй половине ХV века развивается каменное стро-ительство

в Москве. Каменные храмы второй половины ХV века не со-хранились или были

искажены перестройками.

Для всех архитектурных памятников того времени характерно со-четание

московских ,псковских и новгородских особенностей, ярко от-ражающее процесс

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5