скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Древнерусская иконопись – шедевры северного Возрождения скачать рефераты

Со временем искусство всего византийского мира, и искусство Древней

Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоевателей византийская

империя, оказались завоеванными мусульманами некогда христианские страны

Малой Азии и многие славянские государства. В этих бедах, пережив татаро-

монгольское нашествие, посуществу выстояла одна Русь. После падения

Византии она была подлинным центром православной культуру.

Забвение, разорение постигли древнерусскую культуру, в том числе и

иконопись, не в результате покорения иноземцами, а в момент высочайшего

подъема русской государственности при Петре 1. Реформы Петра, повернувшие

Россию на Запад, отринули культурное наследие Древней Руси. Русская

живопись после петровских реформ, в том числе живопись церковная,

строится на этих новых западно-европейских принципах. И хотя чисто

религиозное уважение сохранялось в европезированном просвещенном русском

обществе, но и сами отличия живописи древнерусской от европейской

воспринимались им лишь как доказательства русской отсталости и варварства.

Постепенно вся эта живопись, как и вся допетровская старина,

предавалась забвению. Древняя художественная система в сильно упрощенном

виде сохранялась лишь в крестьянском иконописании, центрами которого

были несколько "иконописных" сел - Палех, Мстера и Холуй.

Но, к счастью, это забвение древних национальных корней не было в

России окончательным. Через сто лет после петровских ре форм к нем

обратилась новая, созданная как раз в результате ре форм русская культура,

русская интеллигенция.

4. Признание художественного значения древнерусской иконы и возрождение

интереса к ней.

Интерес к древнерусской культуре вызвал обращение и к ее живописи.

Уже в "Истории государства российского" Карамзин упоминает о древнерусских

художниках, приводит сведения об их произведениях. Они становятся

предметом изучения для историков, но подлинное открытие иконописных

сокровищ произошло позже. Дело в том, что люди ХIХ столетия древнерусской

иконописи по-настоящему просто не видели. Потемнели, покрылись пылью и

копотью, уцелевшие в древних храмах фрески и мозаики, и в буквальном

смысле стали невидимы иконы - главная, самая многочисленная часть

древнерусского наследия. Ведь фресками и в особенности мозаиками украшали в

древности далеко не каждую церковь, а иконы были обязательно не только в

каждом храме, но и в каждом доме. Причина этой невидимости икон - в

той особой живописной технике в которой они создавались. Доска, на которой

должна быть написана икона покрывалась левкасом или загрунтованной тканью -

паволокой, и само изображение наносилось но грунт темперой, т.е.

минеральными красками. А сверху изображение покрывалось слоем олифы.

Олифа хорошо проявляет цвет и, что еще важнее прекрасно предохраняет

икону от повреждений. Но олифа обладает свойством со временем темнеть,

и за 70-100 лет она темнела на столько, что почти совсем скрывала,

находящуюся под ней живопись. В древности на Руси знали и применяли способы

удаления потемневшей олифы, т.е. способы "расчистки" древней живописи. Но

способы эти были трудоемки и со временем иконы стали не расчищаться, а

"поновляться", т.е. поверх потемневшей олифы писалось новое изображение.

Часто на древних иконах делалось в течение веков несколько таких

подновлений - первоначальная живопись в таком случае закрывалась

несколькими слоями записей, каждый из которых был покрыт олифой. Таким

образом в начале XIX века, к тому моменту, когда возник интерес к

допетровской культуре, потемнели уже и иконы XVII века. На всех древних

иконных досках представали лишь силуэты, контуры изображений,

проступающие сквозь потемневшую, закопченную олифу.

Среди образованных людей находились немногие, особо чуткие к

искусству люди, сумевшие ощутить в этой почерневшей живописи таящуюся в

ней художественную силу. Так в 1840 году историк Иванчин-Писарев,

посетивший Троице-Сергиеву лавру, сумел увидеть в хранящейся там сильно

потемневшей "Троице" Андрея Рублева ценнейший памятник искусств.

До середины XIX века общим оставалось представление, что

"художества водворены у нас в отечестве Петром I". Только во второй

половине столетия такой представление было разрушено. В это важную роль

сыграла русская историческая наука. Особенно значительны были успехи,

сделанные ею в изучении древней словесности, древней литературы. Во многом

именно благодаря этому ученые того времени обратили внимание на древнюю

иконопись, теснейшим образом связанную со словом, с литературой, и сумели

оценить точное и глубокое соответствие икон литературному источнику.

Признание за древней живописью художественного значения, рост интереса к

ней вызвали обращение широких кругов образованных людей к той народной

среде, где эта живопись, как и вся допетровская старина, еще продолжала

жить. Для иконописи прежде всего такой средой была среда старообрядческая,

среда раскольников, т.е. крестьян и купцов, предки которых в середине XVII

века отклонились от православной Церкви, не приняв некоторых предпринятых

в то время нововведений. Старообрядцы берегли древнюю икону, как

свободную от этих нововведений, не испорченную ими, высоко ее чтили и

сохранили своеобразное понимание ее красоты. Общение со старообрядцами

давало поэтому возможность познакомиться с большим числом принадлежащих им,

собранных ими икон, что уже само по себе было важно, так как расширяло

представления о древней иконописи. Но что еще важнее - у старообрядце

учились ценить ту "тонкость древнего письма", которую они сами ценили в

собранных ими иконах. Учились у них видеть и сквозь потемневшую олифу

виртуозную точность рисунка, стройную ясность композиции.

На исходе XIX века в России складываются многочисленные коллекции.

Самые знаменитые из них - коллекции А.В.Морозов и И.С.Остроухова в которых

иконы были собраны уже не как памятники старины, а как произведения

искусства. Как говорилось выше, в конце жизни начинает собирать иконы и

знаменитый Третьяков и, понимая художественное значение собранной им

коллекции икон, он завещает ее своей картиной (Третьяковской) галерее.

Естественно, что и у владельцев иконных собраний, и у людей близких к

ним возникло желание увидеть то, что находится под почерневшей олифой,

увидеть собранную ими древнюю живопись в настоящем виде. В начала XX века

были предприняты расчистки икон. Инициатором этих расчисток являлся

И.С.Остроухов. Благодаря его знаниям, опыту нашлись и исполнители этой

работы. К ней были привлечены мастера-иконописцы, уроженцы старинных

иконописных сел. Хорошо зная технологию иконы, вспомнив дедовские приемы,

они справились с поставленной задачей, убрали с поверхности икон и

потемневшую олифу и поздние записи - открыли первоначальную древнюю

живопись. С этого момента началось настоящее открытие древнерусской

иконописи. В результате расчисток, или реставрации, как мы теперь

говорим, иконы представали так ново и неожиданно, что удивляло даже

специалистов. В прах разлетелся миф о "черных иконах".

Вслед за первыми расчистками последовало множество других: и в

частных собраниях, и музеях, и в храмах, где кроме того, начали расчищать и

раскрывать древние фрески.

Открытие древнерусской живописи в начале XX века, признание ее

художественного значения возрождало и понимание ее подлинного духовного

смысла. Но на дальнейших судьбах и самого древнерусского искусства, и его

постижения сказались великие и грозные исторические события начала XX века,

свершившиеся в стране, преобразования в результате Октябрьских событий 1917

года. Признание атеизма в качестве государственного мировоззрения привело

к гонению на христианское слово, к почти полному изъятию его из народного

обихода, надолго сделала невозможным изучение духовного смысла древней

иконописи. Оно грозило гибелью и самим произведениям древнерусского

искусства. Были закрыты тысячи храмов, многое из принадлежавшего им, в

том числе и древние иконы, было уничтожено.

Однако признание иконописи искусством, составной частью культуры

сыграло свою положительную роль: для икон открыли свои двери музеи, куда

поступали древние иконы, собранные коллекционерами и иконы из закрываемых

храмов. С послевоенных лет, когда начал возрождаться интерес к

национальной культуре, икона как явление этой культуры начала возвращаться

в музейные экспозиции: сначала очень робко, а в 60 - 80-е годы уже

достаточно широко и открыто. Происходящие сейчас в нашем обществе процессы

уже привели к тому, что древняя икона возвращается и в храмы.

5. Сюжеты древнерусской живописи.

В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно

ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. Именно

в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в

том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики,

миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

Красота иконы.… Чтобы полностью оценить ее, нам следует вникнуть в

глубинную сущность, в основное задание иконописи.

Таинственная загадочная красота иконы восхищала и увлекала, ее

художественный язык, столь отличный от языка европейского искусства

становиться предметом изучения и исследования специалистов. Но народ, все

мы, к кому вернулась древняя икона, оказались теперь в двойной изоляции от

своей расчищенной, сохраненной, сияющей красками живописи. Если Людям

начала XX века был нов художественный мир иконы, то лежащее в ее основе

слово, Евангелие, Библия, вся христианская традиция были им хорошо

известны. Мы, также как и они, привыкли с детства к европейской живописи

(потому что европейской по типу является и русская живопись XVIII-XIX

веков), и нам тоже труден и непривычен художественный язык иконописи.

Но, кроме того, нам - нам в широком смысле слова - плохо известно Священное

Писание, неведомы жития святых, церковные песнопения, закрыто и то

"слово", которое лежит в основе древнерусской живописи. Начавшееся

возвращение к нему идет трудно и медленно.

Сюжет иконы – религиозно-христианский, но не всякое живописное

произведение на религиозно-христианскую тему является иконой. В искусство

иконописи органически входили образность и чувственность, в нем отразилось

мироощущение русских мастеров, светлой радостью и жизнелюбием утепливших

музыкальную живописность иконы. И потому русская икона так неотразимо

привлекательна для ценителей искусства, вне зависимости от ее религиозно-

надзирательного содержания.

Человеческие же образы, написанные наподобие живых, являлись

отрицанием самого принципа иконописи, стремящейся через чувственное

восприятие возвысится до некоего блаженного созерцания, при котором, как в

пушкинском «Пророке», открывается мир невидимый, неслышимый и неосязаемый

(«и горний ангелов полет … и дальней лозы прозябанье»).

Ясно, что в идеальные выразители такой созерцательной устремленности

не годился представительный муж или юноша даже с самым благостным взором,

но с лицом, а не ликом, вполне реальным в своем телесном обличии, будь он

«толст учинен» или худощав, «весь яко нелечин» или типичный русак. Тут дело

не в типаже и даже не в степени выразительности определенного образа. В

иконе выразительность полагалась иная, чем в картине, раз к выражаемой идее

художник мог лишь приблизится, а не точно

запечатлеть ее в каком-то единичном образе или явлении.

6. Образы Спаса.

Главный, центральный образ всего древнерусского искусства образ Иисуса

Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) - это слово

абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии. Она

учит, что Иисус Христос - Человек и одновременно Бог и Сын Божий,

принесший спасение человеческому роду.

Традиционно расположены на любом его изображении по обеим сторонам

от головы IC XC - обозначение словом его личности, сокращенное обозначение

его имени - Иисус Христос ("Христос" по-гречески - помазанник,

посланник Божий). Также традиционно окружает головы Спаса нимб - круг,

чаще всего золотой, - символическое изображение исходящего от него света,

света вечного, потому и обретающего круглую безначальную форму. Нимб этот

в намять о принесенной им за людей крестной жертве всегда расчерчен

крестом.

В древности в византийском искусстве сложились чисто художественные,

живописные приемы, позволяющие раскрыть одухотворяющее, божественное начало

в самих чертах, в самом реальном облике Иисуса Христа. Эти приемы на

протяжении времени развивались, что позволило раскрывать в образах Спаса

разные грани его личности. Стремление к разнообразию никогда не было

самоцелью древнерусских художников. Наоборот они стремились как можно

полнее сохранить то, что было сделано их предшественниками. Древние

изображения Спаса повторялись художниками многих последующих поколений.

В этих случаях никогда не возникали копии, так как воспроизводились лишь

главные характерные черты избранного образца.

Нерукотворный образ, или иначе Спас Нерукотворный, - важнейший

образец, которому следовали мастера во все времена, пока существовало

древнерусское искусство. Легенда о Нерукотворном Образе утверждала не

только то, что это изображение было создано по воле самого Иисуса Христа,

но и то, что оно было создано им в помощь страждущему человеку.

Многочисленны были иконы, воспроизводящие Нерукотворный Образ.

Древнейшая из сохранившихся - "Спас Нерукотворный", созданный в Новгороде

в XII веке и принадлежащий сейчас Третьяковской галерее.

Очень важным и распространенным типом изображения Спаса в

древнерусском искусстве был тип, получивший название "Спас Вседержитель".

Понятие "Вседержитель" выражает основное представление христианского

вероучения о Иисусе Христе. "Спас Вседержитель" - это поясное

изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием - знаком принесенного

им в мир учения - и с правой рукой, деснице, поднятой в жесте

обращенного к этому миру благословения. Но не только эти важные смысловые

атрибуты объединяют изображения Спаса Вседержителя. Создавшие их художники

стремились с особой полнотой наделить образ Иисуса Христа божественной

силой и величием.

До нас дошло выполненное мозаикой изображение Спаса Вседержителя в

куполе одного из древнейших храмов - собора Святой Софии в Киеве ( 1043-

1046 гг ).

Многочисленны были и иконописные изображения Спаса Вседержителя. И

Страницы: 1, 2, 3, 4