скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Башкирский Костюм скачать рефераты

некоторых халатов угадывается покрой кимоно, мало характерный для

традиционной одежды башкир.

О тканевых халатах бишмэт, елэн, сыба дают представление описания

музейных экспонатов, схемы покроев. Домотканые сыба могли украшаться

узорной строчкой на вороте, вдоль пол и вокруг карманов. На праздничные

женские бешметы нашивали только позумент. Очень декоративно выглядели

женские еляны. Именно эти халаты имели в виду посетившие башкирский край

ученые и путешественники, когда писали об украшении верхней одежды

вышивкой, кораллами, бисером, монетами. В изданиях, посвященных

декоративному творчеству башкирского народа, немало иллюстраций с

изображением этой уникальной одежды, запечатлевшей наиболее древние

традиции башкирского художественного творчества, зародившиеся под влиянием

центрально-азиатских и древне-сибирских культур. Манера оформления тканевых

халатов близка той, что была принята в праздничных чекменях. Красочность

одежде придавали полосы зеленого, красного, синего сукна, золотого или

серебряного позумента. Распространенными орнаментальными мотивами в вышивке

на халатах являлись солнце и звезды. Солнце изображалось концентрическими

кругами с разноцветными лучами; в середине нашивали кружок из цветного

сукна или перламутровую пуговицу. Иногда солнце изображалось коралловыми

нитями. Из кораллов и монет выкладывались треугольники, ромбы. В вышивку и

обшивку пол вводился белый бисер, стеклярус, слюдяные блестки. Из позумента

с бахромой делали нашивки в верхней части спинки и у талии. Встречаются на

праздничной одежде гусиные и лебединые пушки, разноцветные кисточки,

раковины, цветные пуговицы, стекла, сердолик. В некоторых юго-восточных

халатах присутствует такая декоративная деталь, как наплечники-эполеты.

Из всех видов верхней одежды, принятой у башкир, наиболее древними

надо признать суконные халаты (сэкмэн) и шубы (тун). Характеризуя одежду

тюрок, составители китайских летописей говорят о меховом и шерстяном

одеянии, полы которого при надевании закладывались одна на другую. Подобная

распашная одежда, подпоясанная широким ремнем, изображена на намогильных

изваяниях Южной Сибири и восточно-европейских степей. Обшивку сукном,

цветную аппликацию и вышивку на башкирских праздничных чекменях

исследователи относят к наиболее раннему декоративному пласту в искусстве

тюрок и монголов. Башкирская суконная одежда, украшенная шерстяными

кисточками, перламутровыми пластинами и пуговицами, цветными кружками,

треугольниками, звездами, роговидными узорами, донесла до нас особенности

одежды древнего населения Южной Сибири.

Одежда из меха у башкир считалась обязательной в мужском гардеробе.

Женщины имели ее не всегда, обходясь стеганым пальто или шалью и тканевым

халатом. Случалось, что они надевали шубу мужа. В то же время существовали

специально женские шубы, занявшие прочное место в обрядах.

Старый покрой шуб был прямым, цельнокроеным, расширенным книзу в

боковых швах. Длинные, закрывающие кисти рук рукава вшивались в округлые

проймы. По свидетельству С.И.Руденко, прежде форма шуб и тулупов в основном

совпадала, и главное различие было в отсутствии у шубы воротника. Ворот и

борта шуб оторачивались пушистым мехом. Тулуп, имевший назначение дорожной

одежды, был более широк; его огромный шалевый воротник защищал голову при

сильном ветре. Приталенный покрой в ХIХ в. встречался главным образом в

праздничной меховой одежде.

Широкое использование в костюме металлических пластин и монет,

кораллов - характерная особенность народной художественной культуры

последнего тысячелетия. Она была свойственна в первую очередь населению

Южной Башкирии, оренбургских и приволжских степей, челябинского и

курганского Зауралья. Серебро и кораллы, иногда в сочетании с вышивкой,

применялись не только в оформлении верхней одежды, но и головных уборов,

обуви. Они использовались для создания самостоятельных украшений:

нагрудников, наспинников, перевязей, ожерелий и др.

Все это в совокупности отличало башкирский костюм от одежды

окружающих народов.

2. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.

Являясь логическим завершением костюма, головной убор нес на себе

особую смысловую нагрузку. Он информировал об имущественном, семейном и

возрастном положении человека. За головным убором закреплялась охранная

функция: роль оберега играли нашитые на убор монеты, определенной формы

ювелирные поделки, сердолик, раковины, перламутр, кораллы, плоды

экзотических растений, птичьи пушки, когти и другие необычные предметы.

Этническая и художественная специфика костюма наиболее выразительно

проявлялась в женских головных уборах.

Чаще других в литературе упоминаются кашмау («кашбов», «кашпау») и

кэлэпyш («калябаш»). В деревнях Башкирии в ХIХ в. кашмау встречался

относительно часто, особенно в южных районах; о другом уборе помнили только

в восточном Зауралье.

В оформлении кашмау первенствующую роль играли кораллы; они

сочетались с серебряными нашивками. Круги из кораллов, мелких, затем

крупных монет, нашивались на шлем вокруг отверстия. Основная часть шапочки

покрывалась низками кораллов, прикрепленными одним концом у края, другим –

у отверстия убора. Кроме длинных околоушных подвесок сулпы, кашмау сугы

имелась спускающаяся на лоб теменная подвеска манлай сук. От массивной

подбородочной пряжки каптырма на грудь свешивались длинные цепочки с

ювелирными медальонами. Между шлемом и наспинной полосой располагалась

треугольная или круглая бляха, игравшая роль не только затылочного

украшения, но и оберега.

Таким образом, с кашмау был связан целый набор головных, шейно-

нагрудных и наспинных украшений. Особо следует сказать об оформлении

наспинной ленты; ее называли койрок – «хвост», реже олон, озон – букв.

«нечто длинное». Эта полоса обычно доходила до края одежды; в большинстве

случаев она располагалась поверх праздничного халата, дополняя его

декоративное убранство. На кумачовой основе наспинника выкладывался бисером

мозаичный узор из квадратиков, ромбов, треугольников и других фигур. По

краю ленты прикреплялись раковинки кортбаш, кортмош; по поверьям, они

оберегали от сглаза. Заканчивался наспинник бахромой.

В начале ХХ в., по свидетельству С.И.Руденко, на юге Башкирии женщины

средних лет надевали кашмау на платок, пожилые - на полотенцеобразное

покрывало тастар. Имелись кашмау лишь в состоятельных семьях. В последние

десятилетия, в связи с возрождением фольклорных традиций, коралловые уборы

приобрели большую популярность. В башкирском Зауралье появились кашмау,

реставрированные или изготовленные из современных материалов. Новые уборы,

созданные на старой основе, так часто включаются в сценический костюм, что

начинают восприниматься населением как символ национальной одежды.

Вместе с тем в прошлом кашмау знали не везде. Территория, где его

носили, охватывала южные и юго-западные районы Башкирии и Оренбургскую

область. В начале ХХ в. кашмау входил в праздничный костюм у башкир –

бурзян, тангауров, усерган, тамьянцев, юрматынцев. У демских минцев

головной убор распространился, видимо, под влиянием появившихся здесь в

последние века переселенцев с Южного Урала. В северной и в центральной

Башкирии (на Инзере) такого убора не было. Не носили его челябинские и

курганские башкиры.

В восточном Зауралье существовал другой убор из кораллов и серебра –

с высокой тульей и широкой наспинной полостью. Именно он упоминается в

некоторых дореволюционных работах под названием «калябаш». Люди старшего

поколения в башкирских деревнях Челябинской области вспоминали его в 1950-

60-е годы, называя башкейем.

Величественный башкейем (он же кэлэпуш) представляет собой

возвышающуюся над головой округлую шапочку и прикрепленную к ней полость,

закрывающую не только затылок и уши, но и верх спины. Тулья высотой 15 см

покрыта чешуеобразно монетами, донышко – концентрическими рядами кораллов.

Спереди имеется ниспадающая на глаза сеточка-налобник. Верхняя часть

полости покрыта рядами монет, ниже группы монет обрамлены кораллами;

заканчивается композиция сеткой из кораллов и бахромой. На затылке среди

монет выделяется крупная бляха со вставками из сердолика и бирюзы.

Башкейем, как и кашмау, был готовым убором замужних женщин. Ближайшие

аналогии этому убору обнаруживаются в каракалпакском и казахском «саукеле»

– богатом свадебном уборе, своим происхождением связанным с культурой

древних сакских племен, некогда населявших степные просторы Казахстана и

Средней Азии.

В прошлом столетии в северных деревнях можно было встретить

полусферические шапочки такыя, украшенные монетами и бляхами, с бахромой

понизу из мелких бус и бисера. Наверху в центре прикреплялся металлический

куполок.

Девушки в башкирских деревнях до вступления в брачный возраст, лет до

10-11, ходили с непокрытой головой. Позже на манер взрослых женщин

закрывали волосы платком или надевали шапочку вроде тюбетейки, украшенную

галуном.

Широко принятым убором в северной Башкирии были так называемые

«колпачки». Их носили взрослые девушки и молодые женщины, покрывая

небольшим платком. Существовало несколько разновидностей колпачков.

Небольшая (12-15 см, реже до 20 см в диаметре) плоская шапочка с

твердым околышем-ободком (3-5 см высотой) из бересты, луба, кожи или

картона, обтянутых темной хлопчатобумажной тканью или цветным бархатом,

встречалась в верховьях р. Уфы и по Ику еще в 50-60-е годы двадцатого

столетия. Колпачок (бэлэкэй калпак) закреплялся на темени с помощью

шнурков, его носили чуть набок. Передняя часть ободка и верх донышка

расшивались бисером, металлической нитью, блестками, жемчугом. Основные

части растительного узора (цветы, листья, ягоды), как правило, выпуклые,

соединялись линиями стебельчатого шва или машинной строчкой. Украшением

колпачка могли быть прикрепленные по краю жемчужные подвески, монетки. Узор

выполнялся бисером. У висков помещали шерстяные кисточки, пушки. Похожие

колпачки носили челябинские и курганские башкирки. Однако в восточном

Зауралье это была чаще лишь имитация шапочки: ободок был разъемным, а место

соединения его концов на затылке прикрывала ткань, прикрепленная к околышу.

Характерным убором молодых невесток – килен -- в северо-восточных и

зауральских восточных районах были сдвоенные платки кушъяулык. В

Челябинской и Курганской областях их носили еще в 50-60–е годы в течение

одного-двух лет после свадьбы – пока молодая жена «не привыкнет к родне

мужа». Сохранились эти уборы и кое-где на северо-востоке республики.

Кушъяулык – это большой платок-покрывало, размером 227х114 см. Его

украшением служат позумент и мелкие монеты, пришитые по краю около лица. Он

был приобретен вместе с головной повязкой баш бэйзэмес – маленьким ситцевым

платком, который складывался косынкой и повязывался под кушъяулык на лоб, а

концы завязывались на затылке.

Кушъяулыки носили и с головными повязками, и с плоскими колпачками.

Середина длинной стороны платка, приходящаяся на лоб, украшалась с изнанки

полосой гладкой ткани, вышитой счетной гладью или тамбуром. Среди вышитого

узора помещали бисеринки или мелкие монетки. Край покрывала, надевая,

слегка отгибали. Подбородник обшивали монетками, иногда к нему прикрепляли

короткую коралловую сетку.

Подбородочная тесьма с монетами (сагалдырык, hакалдырык) являлась

наиболее характерной деталью кушъяулыка на всей территории, где был принят

этот убор. На северо-востоке Башкирии и в соседних районах Свердловской и

Челябинской областей подбородник с монетами, закрывавшими шею, вместе с

чешуеобразно зашитым нагрудником представлял собой выразительный

декоративный ансамбль в праздничном костюме.

К разряду головных уборов-покрывал, хотя и несколько другого рода,

относился у башкир тастар. Слово употреблялось в средневековье в Средней

Азии и на Ближнем Востоке в значении «точа ткани» ; позже оно закрепилось

за уборами типа повязки или чалмы. В значении женского убора термин

«тастар» существовал в языке не только башкир, но и казанских и

западносибирских татар, мишарей, кряшен.

В конце ХIХ в. покрывало тастар описано М.Баишевым в составе костюма

пожилых женщин Орского уезда: "Вместо платка употребляют для головы тастар

– ситец аршина в 3 или 4 длины. Им старухи обматывают голову, оставляя

открытым лишь одно лицо. Сверх этого вне дома накидывают на голову халаты".

Сохранились фотографии из башкирского Зауралья и из демских селений с

изображением женщин в тастарах. Восстановить этот убор не представляло

трудности, т.к. для него необходим лишь кусок светлого ситца около 2 м

длиной. Материал накладывали на голову вроде шарфа, при этом нижний конец

оставался на груди, а верхний, проведя под подбородком, прикрепляли

булавкой на голове у левого виска. Головной убор покрывал не только голову,

но и плечи женщины. На юго-востоке Башкирии употребляли иногда ткань

большей длины и тогда конец, закрепленный на голове, ниспадал на спину.

Меховые шапки – головной убор, характерный для скотоводческого быта,

башкирские женщины носили не везде. В ряде деревень южного Кугарчинского

района меховые шапки считались девичьим убором. На большой территории – в

горах и в степях юго-восточной Башкирии – меховые шапки в женском костюме

не были приняты.

Шапки надевали не только на тастар, но и на платок. Сверху

набрасывали шелковую или кашемировую шаль. Девушки носили шапки без

платков. Женские шапки были невысокими, с плоским верхом и меховым

околышем. Ценились кама бурек – шапки, широко отороченные мехом выдры; их

верх обшивали иногда позументом.

Помимо меховых на северо-востоке Башкирии были приняты стеганые

ватные шапки без отворота – тупый. Их надевали пожилые женщины под платок,

как говорят, для тепла. В некоторых случаях спереди надо лбом на них

нашивали монетки. Украшением тупый могла быть и позументная налобная

повязка с бахромой – каш ука.

По мере исчезновения сложных и дорогих головных уборов все более

прочное место в будничном и праздничном костюме стали занимать платки.

Выбирали фабричные платки с каймой и цветистые полушалки. Набросив на

голову и распустив полотнище по спине, закрепляли платок под подбородком,

связав два соседних угла. Молодые в ХIХ веке предпочитали красные,

оранжевые, синие, зеленые цвета. Среди пожилых была заметна приверженность

к светлым платкам. Прежде использовали тонкий некрашеный холст.

Собираясь в гости, поверх платка набрасывали сложенную на угол

шелковую или кашемировую шаль с кистями. Она прикрывала голову и спину,

Страницы: 1, 2, 3