Звуко-слоговая структура и проблемы её коррекции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
p align="left">Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение: отдельных звуков в ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Задание 1. Обращаясь к ребенку, исследователь говорит: «повторяй за мной слова: скакалка, кинотеатр, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, баскетбол, перепорхнуть, аквалангист, термометр». При проведении пробы оценка складывается из двух критериев: 1) оценки слоговой структуры слова - четкое и правильное произношение (5 баллов), замедленное, напряженное или послоговое произношение (4 балла), изменение структуры слогов в слове, например, замена закрытого слога открытым, при сохранении количества слогов (3 балла), нарушение слоговой структуры (замены, вставки, пропуски) или невыполнение (2 балла); 2) оценки звуковой структуры слова - правильное произношение (5 баллов), повторение с искажением, пропуском или вставкой одного звука (4 балла), повторение с искажением, пропуском или вставкой двух звуков (3 балла), повторение с искажением, пропуском или вставкой трех и более звуков (2 балла). Задание 2. Повторение цепочки слогов. Инструкция ребенку: повторяй за мной слоги. а-и-у - у-а-и жа-ща би-ба-бо - бо-ба-би ла-ра ба-па - па-ба ма-на-ма - на-на-ма са-ша - ша-са жа-ша-ша - ша-жа-ша ча-тя - тя-ча ла-ра-ра - ра-ра-ла ма-на ца-са-ца Это комплексное задание - оно позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонетического восприятия. Вначале предъявляется первый член пары (а-и-у), который воспроизводится ребенком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член (у-а-и). В этой серии оцениваются только 10 проб, выделенных жирным шрифтом. Оценка: точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления (5 баллов), напряженное или замедленное воспроизведение (4 балла), уподобление слогов с самокоррецией (3 балла), уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ (2 балла). Таким образом, по данной методике нами было обследовано 10 детей и получены следующие результаты (результаты оцениваются по 5-тибалльной шкале): Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента |
Имя ребенка | Оцениваемый критерий | Среднее | | | 1 | 2 | 3 | | | Иван С. | 3 | 2 | 2 | 2,333333 | | Ира С. | 4 | 3 | 2 | 3 | | Валя Т. | 3 | 3 | 3 | 3 | | Ира К. | 3 | 3 | 1 | 2,333333 | | Сергей С. | 4 | 2 | 2 | 2,666667 | | Коля Г. | 4 | 4 | 4 | 4 | | Оля Ш. | 3 | 3 | 3 | 3 | | Лариса Ш. | 3 | 2 | 3 | 2,666667 | | Олег Б. | 2 | 1 | 2 | 1,666667 | | Иван К | 3 | 2 | 1 | 2 | | Среднее значение по группе | 3.2 | 2.5 | 2.3 | | | |
Результаты проведения проб для наглядности изобразим графически: По полученным результатам мы можем сделать следующие выводы: обследуемые нами дети имеют низкий уровень развития фонематического слуха, плохо различают, сравнивают и узнают как отдельные звуки в ряду, так и слова-паронимы. Навыки фонематического анализа и синтеза также имеют низкий уровень развития. 3.2 Формирующий экспериментКак уже отмечалось, формирующий эксперимент проводился в течение всего учебного года в ходе логопедической работы с детьми. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова проводилась в ходе общей коррекционной работы. Здесь мы приводим программу коррекционно-логопедического обучения, осуществленную в данном случае. Программа коррекционно-логопедического обучения1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи - 2 раза в неделю, индивидуальные занятия - ежедневно. Содержание коррекционного обучения включает в себя:· Развитие понимания устной речи - умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;· Подготовка к овладению диалогической формой общения;· Практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);· Усвоение притяжательных местоимений «мой - моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения, путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия);· Преобразование глаголов повелительного наклонения 2го лица единственного числа в изъявительном наклонении 3го лица единственного числа настоящего времени (спи - спит);· Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:- им.п.сущ. + согласованный глагол + прямое дополнение (мама + пьет + чай);- им.п.сущ. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах (мама режет хлеб ножом).· Усвоение навыка составления короткого рассказа.Индивидуальные занятия по произношению планировались ежедневно. В это время осуществлялось: · Уточнение произношения простых звуков типа а, у, о, э, и, м, м,, н, н,, п, п,, т, т,, ф, ф,, в, в,, б, б,; · Постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков; · Различение на слух гласных и согласных звуков; · Выделение первого ударного слога в слове (Аня, ухо), анализ звуковых сочетаний типа ау, уа; Отработка звуков проводилась таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (2 и 3 периоды) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщался изучаемым звуком. На индивидуальных и подгрупповых занятиях логопед в первом периоде занимается: · отработкой правильной артикуляции, закреплением и автоматизацией навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков: а,о,у,и,э,ы,м,мь,н,нь,п,пь,т,ть,к,кь,ф,фь,в,вь,б,бь,д,дь,г,гь. В речевом потоке у детей с ФФНР эти звуки произносятся смазано из-за нечёткой артикуляции; · постановкой отсутствующих звуков (при возможности - одновременная постановка нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам); выработкой подвижности органов артикуляционного аппарата, используя различные анализаторы; различением звуков на слух; дифференциацией поставленных или сохранных звуков в произношении. На фронтальных логопедических занятиях: изучаются гласные звуки: а, о, у, и, э, ы; согласные звуки: п, пь, т, к, кь, ть, ль. одновременно проводится работа по формированию фонематического восприятия. Дети утрированно произносят названные выше звуки, угадывают их по беззвучной артикуляции, воспринимают на слух и определяют в ряду других звуков, удерживают в памяти звуковой ряд из 3-4 гласных звуков. Отработка артикуляции согласных звуков сочетается с формированием умения слышать, выделять слоги с изучаемыми звуками среди других слогов, определять наличие звука в слове. Ведётся работа по запоминанию слоговых рядов и по выделению ударного слога. Дети учатся отстукивать ритм, угадывать количество слогов. После этого переходят к анализу и синтезу обратных слогов, образованию и преобразованию слогов (изменяя один звук). Так как в первом периоде формировались преимущественно речевые средства, то большее количество занятий выделялось на словарную и грамматическую работу (14 занятий). На формирование первоначальных навыков связной речи было отведено 7 занятий. 2 период обучения (декабрь, январь, февраль) Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка - 3 раза в неделю, по формированию звукопроизношения - 1 раз в неделю, индивидуальная работа - ежедневно. Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка: · Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями; · Практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания (лимонный), растениям (дубовый), различным материалам (кирпичный); · Различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросы «какой? Какая? Какое?». Формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе; · Упражнения в составлении сначала 2х, а затем 3х форм одних и тех же глаголов (лежи - лежит - лежу), изменение формы глаголов 3го лица единственного числа на форму 1го лица единственного числа (и множественного числа) - идет - иду - идешь - идем; · Употребление предлогов на, под, в, из, обозначающих пространственное расположение предметов в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; · Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога; · Закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов, первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; · Составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, перессказов. Было проведено 14 занятий по формированию словаря и грамматического строя и 12 занятий по развитию связной речи. Содержание фронтальных занятий по формированию звуковой стороны речи: · Закрепление правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях 1 периода; · Постановка и автоматизация отсутствующих звуков и коррекция искаженно произносимых звуков; · Дальнейшее освоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава; · Формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам глухость -звонкость, твердость-мягкость; · Воспитание готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза. На индивидуальных занятиях уточнялось произношение поставленных ранее звуков в речевом потоке. Осуществлялась работа по выделению звука из ряда звуков, слога с заданным звуком из ряда других слогов, определению наличия звука в слове, ударного гласного в слове и начального сочетания, выделению гласного звука в прямом слоге и односложных словах. Последовательность и сроки изучения определялись индивидуальными особенностями звуковой стороны речи детей. На индивидуальных занятиях ведётся постановка отсутствующих звуков и их автоматизация. На фронтальных логопедических занятиях акцентируется внимание: · дифференциацию на слух и в произношении звуков по твёрдости-мягкости, глухости звонкости; закрепляются и дифференцируются звуки: ль-ы,с,с-сь,з-зь,с-з,сь-зь,ц,б-п,ш-ж,з-ш,з-ж,с-ш; · на грамматических категориях: рода, числа, падежа, времени; · на синтаксической работе по составлению предложений, их распространению; · на развитии связной монологической речи: составлении короткого рассказа с опорой на наглядность; · на закреплении навыков звукового анализа и синтеза: определении позиции звука в слове; определении ударного гласного в положении после согласного; анализе прямых и обратных слогов, их преобразовании; · на формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, гласные, согласные, глухие, звонкие, мягкие и твёрдые звуки. 3 период (март, апрель, май) Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи - 4 раза в неделю. Содержание этих занятий: · Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал - подъехал - въехал - съехал); · Закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов ов, ин, ев, ян, ан; · Образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных (волчий); · Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение с использованием суффиксов -еньк, -оньк; · Усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами (добрый - злой); · Уточнение значений обобщающих слов; · Формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; · Расширение значения предлогов; · Отработка словосочетаний с предлогами в соответствующих падежах; · Составление разных типов предложений: - простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний); - предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте (сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить), с противительным союзом или; - сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы); · преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога (встретил брата - встретился с братом), изменением вида (мальчик писал письмо - мальчик написал письмо); · умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи; · умение выделять предлог как отдельное служебное слово; · развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых действий; · закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа); · составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. Было проведено 17 занятий по формированию словаря и грамматического строя, 36 занятий - по развитию связной речи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|