Употребление числительных в рекламном блоке
p align="left">«минут»- нарицательное отвлеченное существительное в Р. п., мн.ч.· 212 страниц лучших идей в новом практичном и стильном журнале (см. Приложение 1) «212» (двести двенадцать)- составное определенно-количественное числительное в И. п. «страниц»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п., мн.ч. · 73 новинки для вашего дома (см. Приложение 1) «73» (семьдесят три) - составное определенно-количественное числительное в И. п. «новинки»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п., мн.ч. Чаще всего в этих конструкциях употребляются простые определенно-количественные числительные в И.п. в сочетании с нарицательными отвлеченными существительными в Р. п. во мн.ч. Конструкция типа «Предлог + количественное числительное + существительное» · Распродажа от 30 рублей (см. Приложение 2) «от»- непроизводные предлог «30» (тридцати)- простое определенно-количественное числительное в Р.п. «рублей»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п., мн.ч. · с 9 до 23 ч. (см. Приложение 2) «с»- непроизводный предлог «9» (девяти)- простое определенно-количественное числительное в р.п. «часов»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п. · с 9 до 23 ч. (см. Приложение 2) до 23 часов «до»- непроизводный предлог «23» (двадцати трех)- составное определенно-количественное числительное в Р.п. «часов»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п. · Стальные двери от 6 700 рублей (см. Приложение 2) «от» - непроизводный предлог «6 700» (шести тысяч семисот)- составное определенно-количественное числительное в Р.п. «рублей»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п. В этих конструкциях чаще всего употребляется непроизводные предлоги «от» и «до» в сочетании с простыми и составными определенно-количественными числительными в Р.п. Конструкция типа «Существительное +количественное числительное + %» · Обои скидка 30 % (см. Приложение 3) «скидка»- отвлеченное нарицательное существительное в И.п. ед.ч. «30» (тридцать)- определенно-количественное простое числительное в И.п. В таких случаях нарицательное отвлеченное существительное в И.п. сочетается с определенно-количественным числительным в И.п. и %. Конструкция типа «Существительное + количественное числительное + существительное» · Гарантия 5 лет (см. Приложение 4) «гарантия»- отвлеченное нарицательное существительное И.п., ед.ч. «5»(пять)- определенно-количественое числительное в И.п. «лет»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п., мн.ч. · Срок изготовления 3-5 дней (см. Приложение 4) «изготовление»- нарицательное отвлеченное существительное И.п., ед.ч. «5»(пять)- простое определенно-количественое числительное в И.п. «3»- простое определенно-количественое числительное в И.п. «дней»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п., мн.ч. · ставка 12 % годовых (см. Приложение 4) «ставка»- нарицательное отвлеченное существительное в И.п., ед.ч. «12» (двенадцать)- простое определенно-количественное числительное в И.п. В этой конструкции существительное чаще всего является нарицательным, выражающим отвлеченные понятия. Конструкция типа «Количественное числительное + предлог + существительное + количественное числительное» · два по цене одного (см. Приложение 5;) «два»- простое определенно-количественное числительное в И.п. «по»- непроизводный предлог «цене»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п. «одного»- простое определенно-количественное числительное в Р.п. Конструкция типа «Существительное + предлог + количественное числительное + существительное» · Суперцена за 1 книгу (см. Приложение 6) «цена»- нарицательное отвлеченное существительное в И.п. «за»- непроизводный предлог. «одну»- определенно-количественное числительное в В.п. «книгу»- конкретное предметное существительное в В.п. Определенно-количественные числительные - самая употребляемая в рекламных текстах группа числительных. Чаще всего в рекламном блоке используется конструкция типа «Количественное числительное + существительное». Менее распространенные конструкции - это более сложные словосочетания, состоящие из 4 и более компонентов. В рекламных текстах нам не встретилось ни одной конструкции с неопределенно-количественными числительными. 2.2 Порядковые и дробные числительные в рекламных текстах Порядковое имя числительное - числительное со счетно-порядковым значением: пятый, шестой, двадцатый, семьдесят пятое, тридцать вторая. Этот разряд числительных достаточно часто можно увидеть в рекламных объявлениях. У порядкового числительного есть своя особенность- только этот разряд имен числительных может иметь однобуквенное или двухбуквенное падежное окончание. Мы попытались выделить основные конструкции сочетания порядковых числительных с различными частями речи, используя выбранные нами печатные издания: Конструкция типа «Порядковое числительное + существительное» · 23 февраля и 8 марта вы полностью предоставлены друг другу (см. Приложение 7) «23»(двадцать третьего)- составное порядковое числительное в Р.п. «февраля»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п. ед.ч. «8» (восьмого)- порядковое числительное в Р.п. «марта»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п. ед.ч. · 3-й квартал (см. Приложение 7) «3-й»(третий) - простое порядковое числительное в И.п. с однобуквенным наращением «квартал»- нарицательное отвлеченное существительное в И.п. ед.ч. · 1-й этаж (см. Приложение 7) «1-й» (первый)- простое порядковое числительное в И.п. с однобуквенным наращением «этаж»- нарицательное отвлеченное существительное в И.п. ед.ч. · Началось строительство 5-го дома! (см. Приложение 7) «5-го» (пятого)- простое порядковое числительное в Р.п. с двухбуквенным наращением. «дома»- конкретное предметное существительное в Р.п., ед.ч. Конструкция типа «Предлог + порядковое числительное + существительное» · До 30 апреля (см. Приложение 8) «до»- непроизводный предлог «тридцатого»- простое порядковое числительное в Р.п. «апреля»- нарицательное отвлеченное существительное в Р.п. ед.ч. · В продаже с 26 сентября (см. Приложение 8) «с»- непроизводный предлог «26» (двадцать шестого)- составное порядковое числительное в Р.п. «сентября» - нарицательное отвлеченное существительное в Р.п. ед.ч. В этой конструкции предлог чаще всего является непроизводным, например, «с», обычно простое порядковое числительное стоит в родительном падеже, а следующее за ним существительное, как правило, является нарицательным отвлеченным и стоит в родительном падеже. Порядковое числительное в рекламных текстах встречается не особо часто, поэтому нам удалось выделить всего 2 варианта конструкций. Чаще всего встречается первый вариант конструкции: порядковое числительное + существительное. В этих двух конструкциях встречаются порядковые числительные с наращением. Обычно - это однобуквенное наращение. Дробное числительное в рекламных текстах Дробные числительные очень редко употребляются в рекламном блоке. Если порядковые или количественные числительные могут быть записаны буквами, то дробные числительные всегда пишутся цифрами. Есть 2 варианта записи дробных числительных: в виде десятичной дроби и в виде неправильной дроби. Рассмотрим варианты конструкций с дробными числительными. Конструкция типа «Существительное + дробное числительное + существительное» · Срочно продается склад - 435, 6 кв.м. (см. Приложение 9) «склад»- нарицательное отвлеченное существительное в И.п. ед.ч. «435, 6» (четыреста тридцать пять и шесть десятых) - составное дробное числительное в И.п. «Кв.м.» (квадратных метров)- прилагательное с отвлеченным нарицательным существительным. В этом случае дробное числительное имеет вид десятичной дроби. Конструкция типа «Дробное числительное + существительное» · ? финала чемпионата Европы (см. Приложение 10) «1/4 » (одна четвертая)- составное дробное числительное в И.п. «финала»- отвлеченное нарицательное существительное в Р.п. ед.ч. В данной конструкции дробное числительное представлено как неправильная дробь. Обычно дробные числительные можно увидеть в виде десятичной дроби. Этот вид легче и быстрее воспринимается при чтении. Дробные числительные чаще всего встречаются в объявлениях, связанных с недвижимостью и банковскими кредитами. 2.3 Запись телефонных номеров в рекламных текстах Телефонный номер - очень важная информация в рекламном блоке. Существуют определенные правила написания телефонных номеров (12). В России все телефонные номера записываются согласно правилу: дефисом или пробелом отделяются пары цифр справа налево. Если вначале остались три цифры, разрешается записать их слитно. Формат записи телефонного номера для России такой: 123-45-67. в телефонных справочниках дефисы могут заменяться на пробелы (для экономии времени наборщиков). Кроме отдельных случаев с удачным сочетанием цифр (222-3-222) сегодня в России телефон должен писаться так: · Обычный городской номер: 123-45-67 12-34-56 1-23-45 12-34 · Телефонный номер с кодом города: (123) 123-45-67 (1234) 12-34-56 (12345) 1-23-45 (123456) 12-34 · Стандарт написания телефонного номера для мобильных телефонов: 8 123 123-45-67 · Телефонный номер России в международном формате: +7 123 123-45-67 +7 1234 12-34-56 +7 12345 1-23-45 +7 123456 12-34 В рекламных текстах рассматриваемых нами печатных изданий мы выделили определенные виды группировки цифр в записи телефонных номеров, а именно: · Конструкция типа «12 - 34 - 56» (см. Приложение 11) · Конструкция типа «12 34 56» (см. Приложение 12) · Конструкция типа «555-666 » (см. Приложение 13) · Конструкция типа « (8482)12-34-56» (см. Приложение 7) · Конструкция типа «8 9123 45 67 89» (см. Приложение 4) Рассматривая рекламные объявления выбранных нами газет, мы пришли к выводу, что большинство записей телефонных номеров не противоречат правилам. Выводы по второй главе В рассматриваемых нами печатных изданиях можно выделить определенные конструкции употребления числительных с различными частями речи. Мы выделили 6 конструкций. Самой распространенной конструкцией оказалась конструкция вида «Количественное числительное + существительное». Реже всего нам встречались конструкции, состоящие из более сложных словосочетаний, состоящие из 4 и более компонентов. Порядковое числительное может иметь наращение, но оно редко используется в рекламе, т.к. не экономит место в рекламном блоке. Обычно используется однобуквенное наращение, но двухбуквенное - тоже не редкость. В рекламе можно встретить дробные числительные. Их можно увидеть в двух вариантах записи: в виде неправильной дроби и в виде десятичной дроби. Чаще всего встречаются дробные числительные в виде десятичной дроби. Этот вид легче и быстрее воспринимается при чтении. Также существуют правила написания телефонных номеров. Выделенные нами конструкции группировки цифр в написании телефонных номеров в большинстве случаев не противоречат этим правилам. Заключение Реклама представляет собой мощное информационное средство, которое способствует формированию осведомленности, предпочтительности к товару или услуге, стимулированию пробной покупки, которая должна заинтересовать, запомниться, вызвать желание и, конечно, побудить к действию. В наше время, рекламные блоки перенасыщены числительными. Цифрами записывается телефон, цифры присутствуют в информации об адресе, скидки тоже зачастую обозначаются цифрами. Числительное - это часть речи, выражающая значение количества (числа). Числительное может изменяться по падежам, родам. Числительные можно разделить на разряды. Числительное - сложная часть речи. Трудности возникают при склонении числительного и раскодировки его в буквенную форму. Числительные могут иметь однобуквенное или двухбуквенное падежное окончание, но оно достаточно редко встречается в рекламных объявлениях, хотя и упрощает восприятие информации и облегчает раскодировку из численной формы числительного в буквенную. Существуют разные мнения о том, из каких элементов состоит текст рекламного объявления. Мы попытались выделить на наш взгляд основные структурные части рекламного блока: заголовок, подзаголовок, основной текст, указание цены, фраза, побуждающая к действию, юридический адрес и телефон. Числительное может употребляться в любой структурной части рекламного блока, но чаще всего мы видим числительные в части с адресами и телефонами, там, где указывается цена. Мы заметили различные варианты написания телефонных номеров и попытались разделить их на конструкции. В итоге получилось 6 видов записи. Сопоставив выделенные нами конструкции с правилами, мы пришли к выводу, что ни одна из конструкций не противоречат нормам. Имя числительное может сочетаться с различными частями речи. На основе этого, мы попытались выделить основные конструкции употребления числительных с различными частями речи. Самой распространенной конструкцией оказалась конструкция вида «количественное числительное + существительное». Реже всего нам встречались конструкции, состоящие из более сложных словосочетаний, состоящие из 4 и более компонентов. В рекламе можно встретить дробные числительные. Их можно увидеть в двух вариантах записи: в виде неправильной дроби и в виде десятичной дроби. Чаще всего встречаются дробные числительные в виде десятичной дроби. Этот вид легче и быстрее воспринимается при чтении. В конструкциях очень активно используются числительные. Наиболее востребованы порядковые имена числительные, а наименее - дробные. Список литературы 1. Баранов М.Т., Т.А. Костяева, А.В. Прудникова Русский язык: Справ. материалы : Учеб. пособие для учащихся; Под ред. Н. М. Шанского.- 5-е зд., испр.- М.: Просвещение, 2000.- С. 79-82. 2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия с изменениями и дополнениями, поисковая система. - 2003 - CD 1 - 4. 3. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно?: (Опыт словаря-справочника).- 4-е изд.,- М.: Рус. яз., 1989.- С. 879. 4. «Курьер» информационно-рекламная газета № 1(227)- 062 (288) 5. Лекант П.А., Гольцова Н.Г., Жуков В.П. Современный русский литературный язык: учебник для филологических специальностей пед. институтов; Под ред. Леканта П.А. - М.: Дрофа, 2001. - С. 278 - 281 6. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой.- 23-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 2003. - С. 885. 7. Попов Р.Н., Валькова Д.П., Маловицкий Л.Я., Федоров А.К. Современный русский язык. - М.: Просвещение, 2001. - C. 311. 8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М.: ДатаСторм, 2002. - C. 329 - 334. 9. Розенталь Д.Э. практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы.- М.: Просвещение, 1999.- С. 78-79. 10. «Present» информационно-рекламная газета № 7(2508)- 124 (2625) 11. www.black.pr-online.ru 12. www.dist-cons.ru 13. www.newslab.ru 14. www.pr-cy.ru 15. www.prguru.ru 16. www.pr-info.ru 17. www.pr-line.ru 18. www.prnews.ru
Страницы: 1, 2
|