скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Типология и портретирование речевых личностей скачать рефераты

Типология и портретирование речевых личностей

1

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Типология языковых личностей

1.1 Типология по частеречной принадлежности

1.2 Типология по частотности

1.3 Типология по степени проявления творчества

2. Портретирование языковых личностей

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время ученые-лингвисты обратили свое внимание на человека как на языковую личность, в то время как раньше объектом их исследования был язык как структура, система взаимосвязанных элементов: интерес для них представляли различные единицы языка, способы выражения определенного содержания, грамматические категории. В самом содержании термина «языковая личность» содержится идея получения - на основе анализа «языка» - выводного знания о «личности» как индивидууме со своим характером, интересами, социальными и психологическими предпочтениями и установками, как типовом представителе данной языковой общности, как представителе человеческого рода, неотъемлемым свойством которого является использование знаковых систем и прежде всего естественного языка.

Комплексность подхода к изучению языковой личности проявляется в том, что язык предстает как система, как текст, как способность. Понятие «языковая личность» включает в себя, в основном, чисто лингвистические характеристики. Другое понимание языковой личности утвердилось в антропоцентрической лингвистике, которая кроме собственно лингвистических аспектов включает в себя различные коммуникативные характеристики речевого поведения: это «человек в его способности совершать речевые поступки» [Седов К.Ф., 2004, 5].

Понятие «речевая личность» включает в себя речевое поведение, реализуемое в определенной ситуации речевого общения, во взаимодействии с другими объектами, в силу чего личность предстает перед нами в контексте всей коммуникативной ситуации. Речевой портрет индивида по общности процессов овладения системой коммуникации у каждой личности уникален.

Объектом данного исследования является языковая личность, предмет - языковая личность, реконструируемая на основе созданных ею текстов.

Цель исследования - выявление типов языковой личности на основе выбранных ею ключевых слов и создание речевых портретов представителей каждого типа.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

1) разработать методику исследования;

2) типизировать, классифицировать полученный материал;

3) выявить типы языковой личности и описать их;

4) составить речевые портреты конкретных представителей каждого типа.

Основным методом исследования является эксперимент, в ходе которого получен материал, позволяющий выявить закономерности, которыми руководствуется та или иная языковая личность при выборе ключевых слов. В качестве испытуемых выступают учащиеся 11-х классов Губернаторского многопрофильного лицея-интерната г. Кемерово.

В первом эксперименте участвует 10 человек, которым дано задание выписать из текста по 10 ключевых слов или словосочетаний. Во втором эксперименте принимают участие наиболее яркие представители выявленных типов языковых личностей, получившие задание составить небольшие сочинения на предложенные темы: 1) Описание картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка»; 2) Как ты думаешь, стоит ли ругать школьника за двойку?; 3) Самый запомнившийся эпизод из моей школьной жизни. Эти темы ориентированы на разные типы речи: описание, рассуждение и повествование, поэтому созданные тексты помогают выявить особенности языковой личности.

Кроме того, используется метод описания, анализа полученных работ и количественная обработка данных.

Материал исследования - наборы ключевых слов и сочинения-миниатюры, полученные в результате эксперимента (см. Приложения 2, 4, 6).

Источник материала - это тексты различных типов речи (см. Приложения 1, 3): 1) повествования, в котором организующая роль принадлежит глаголам, обозначающим последовательно сменяющие друг друга события, именно они обеспечивают развертывание повествования; 2) описания, в котором представлено словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков: описание предмета, состояния человека, среды. В описании больше, чем в повествовании, слов, обозначающих качества, свойства предмета.

1.ТИПОЛОГИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЛИЧНОСТЕЙ

Языковая личность является объектом изучения одного из современных направлений науки о языке - антрополингвистики, исследующей коммуникативно-деятельностные, когнитивные и другие формы существования языка. По определению Ю.Н. Караулова, языковая личность “есть личность, выраженная в языке (текстах) и через язык, есть личность, реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств” [Караулов, 2004, 38].

Для выделения типов языковой личности и определения их особенностей эффективно обращение к текстологии русского языка, то есть к текстам различных типов речи. Текст, как продукт письменно-речевой деятельности, соединяет обе стороны жизни языка, знаковую, структурно-организованную и смысловую, отражающую эстетическую реальность индивида и социума. Каждый текст оказывает определенное влияние на языковую личность, вызывает какие-то чувства, таким образом, каждый человек - индивид, являющийся той или иной языковой личностью.

Для создания типологии языковой личности было выбрано два типа текста: повествование и описание (Приложения 1, 3) Исходя из полученных в результате эксперимента результатов (списки ключевых слов - Приложения 2, 4), можно выделить следующие параметры выявления типов языковой личности: по частеречной принадлежности, по частотности, по степени проявления творчества.

1.1 Типология по частеречной принадлежности

Полученные результаты прошли количественную обработку и представлены в таблицах: (Приложение 5). Анализируя данные, мы видим, что как из первого, так и из второго текста были выписаны в основном существительные, но в повествовании (Текст № 2) также сравнительно много глаголов, остальные части речи присутствуют в небольших количествах.

В результате анализа мы можем выделить два типа морфологической личности: именную и глагольную, причем прослеживается доминирование именного типа, что говорит нам о статичности, то есть личности такого плана, которая больше заинтересована в описании качеств предмета, его внешности. Возможно, она без труда сможет точно и подробно описать какое-то явление, увидев его только один раз.

Яркими представителями этого типа являются Маша Р. и Надя З. Их списки ключевых слов не содержат глаголов. Причем у Маши Р. происходит преобразование глаголов "спасать" и "благоговел" в существительные "спасение" и "благоговение", что еще раз подтверждает, что это именной тип языковой личности, для которого характерна субъективность действия. Происходит утрата глагольности и действие отодвигается на второй план. Преобразование глаголов в существительные нейтрализует представление о действии как о динамическом процессе.

Для глагольной языковой личности важна динамичность, в центре ее внимания стоит действие. По словам Солганика Г.Я., "глаголы - сущность повествования, а повествование - душа литературы. Повествование можно считать главной, основной частью авторской монологической речи." Следовательно, личность, главными для которой являются глаголы, - неплохой рассказчик, человек, умеющий интересно, захватывающе рассказывать. События, представленные им, наиболее полно отражают суть действия. Примерами глагольной личности являются Полина А. и Света Е.

Но тем не менее выделяется и смешанный тип. Такой человек не заостряет внимания на каком-либо предмете, для него важна картина происходящего в целом, а не какая-то ее часть. Представителями этого типа являются Ксюша О. и Маша Е. Следовательно, можно сделать вывод, что на формирование типа языковой личности оказывает определенное влияние как сам текст, так и предпочтения человека, склонность к употреблению определенных частей речи. Таким образом, текст - языковой знак, который позволяет реконструировать языковую личность через описание продукта ее речевой деятельности.

1.2 Типология по частотности

Представим результаты количественной обработки данных по мере убывания частотности.

Текст 1: тарантас - 9, слуга - 8, цыпленок - 7, кошка, голубь - 6, Николай Петрович - 5, покойница-жена, барским глазом, стук - 4, Аркаша, сизый, ветхие, запачканная, солнце, околыш, безбородый - 3, ступеньки, жеманно, пестрый, дорогое лицо, ямские, чувство приличия - 2, недружелюбно, сын, дворик, беспрестанно, жена, фуражка, щека, крыльцо, хлеб, лужицы, колодца, степенно, приближающихся, лошади, жеманно прикорнув - 1.

Текст 2: воробей - 14, собака - 8, любовь, детище, громадное чудовище - 6, охота - 5, сила, молодой, дичь, черногрудый, желтизна - 4, старый, благоговел, благоговея, пасть, красться, камнем - 3, крылышки, тело, жизнь, спасать, собою, зубастая, жертвовал, раскрытая, аллее, зачуяв, начала, птицей, взъерошенный, искаженный - 2, свое, моя, трепетало, я, приближалась, жалкий, писк, маленькое, беспощадно, ринулся, шел, сада, беспомощно, растопырив, около, клюва, упал, трепетала, героической, страх, смерти, порыв - 1.

При исследовании ключевых слов по частотности в рамках полевой модели описания можно выделить такие типы языковой личности, как ядерная и периферийная. Ядерный тип выявляется на основе того, что из текстов выделяются такие слова, которые встречаются почти у каждого учащегося, то есть это действительно ключевые слова, являющиеся наиболее важными в тексте. Они играют главную роль в нем, и, следовательно, опираясь на данный ряд слов, можно воспроизвести текст повторно.

Представителями ядерного типа являются 7 человек: Полина К., Маша Г., Валя Р., Маша Р., Ксюша Б., Маша Е., Надя З., то есть большая часть учащихся. Для этого типа личности главным является сюжет картины. Возможно, этот человек выделяет главное для того, чтобы передать суть события, логичность развития действия.

Периферийный тип основывается на том, что слова встречаются крайне редко или присутствуют только у одного учащегося. Причина низкой частотности заключается в том, что на выбор таких слов оказывают влияние особенности мышления человека, определенные психологические признаки. Возможно, при виде данного слова в памяти человека оживает эпизод, имеющий важное значение в его жизни. Представителями периферийного типа являются Полина А., Света Е., Ксюша О. Для них характерна выделенность, отличие от других, такие люди не поступают по принципу "как все, так и я", а действуют, руководствуясь своими собственными принципами и убеждениями. Как правило, слова первого типа связаны с отражением сюжетной линии текста, а второго - с его стилем, что позволяет увидеть корреляцию с другой оппозицией и говорить о возможности выделения следующих типов личности - содержательной (тематической) и стилистической.

1.3 Типология по степени проявления творчества

При рассмотрении данного параметра были выделены следующие типы: копиальный и креативный. Слова, выбранные копиальной языковой личностью, точно отображены из текста. Изложения, написанные таким человеком, максимально приближены к тексту-источнику, а, следовательно, и наборы ключевых слов также отображают это. При тождественности текстов трудно судить о том, осмысленно ли воспроизводится содержание текста, которое оформляется способом, присущим первичному тексту, или происходит как бы фотографирование текста.

К копиальному типу относятся 7 человек: Полина А., Маша Г., Валя Р., Ксюша Б., Света Е., Маша Е., Надя З. Такой человек обладает хорошей памятью, высоким уровнем интеллекта. Изложения этого типа личности содержат малое количество замен, а сочинения не содержат эмоционального оттенка, а представляют собой, например, логику развития событий.

Креативный тип языковой личности активен, как правило, не только при развертывании текста, но и при его свертывании. Он проявляет себя уже на уровне создания списка ключевых слов. В полученных нами наборах ключевых слов встречаются такие, которые изменены на уровне формообразования, таких слов большинство в тексте 1: тарантасе - тарантас, барским глазом - барский глаз, дорогого лица - дорогое лицо, дворика - дворик, фуражки - фуражка, щеке - щека, хлеба - хлеб, чувства приличия - чувство приличия. Лужицу - лужицы, ямских - ямские, безбородой - безбородый, ямских лошадей - ямские лошади - и тексте 2: молодого воробья - молодой воробей, жалким писком - жалкий писк, зубастой пасти - зубастая пасть, охоты - охота, героической птицей - героическая птица, порывом - порыв, зубастой раскрытой пасти - зубастая раскрытая пасть, желтизной - желтизна, страха смерти - страх смерти.

Также встречаются слова, измененные на словообразовательном уровне, например, в тексте 1: ветхие ступеньки крыльца - ветхое крыльцо, покойница жена - покойница-женщина; в тексте 2: спасать - спасение, благоговел - благоговение, беспомощно - беспощадно.

Среди них есть слова, появление которых - следствие того, что человек глубоко вдумывался в текст, примером может служить упрощение первого словосочетания ветхие ступеньки крыльца - ветхое крыльцо, ведь выражение ветхое крыльцо предполагает, что крыльцо состоит из ветхих ступенек, но есть и такие слова, появление которых - следствие невнимательности человека, выписывающего ключевые слова. Скорее всего, он не вникал в смысл текста и формально подошел к выполнению задания: покойница жена - покойница-женщина, беспомощно - беспощадно.

А появление существительных спасение, благоговение во втором тексте, представляющем собой повествование, в котором организующая роль принадлежит глаголам, не случайно. С одной стороны, именно на данные лексемы спасать, благоговел падает смысловая нагрузка, поэтому по объективным причинам они должны войти в список, но, с другой стороны, изменение их частеречной принадлежности свидетельствует о том, что данная языковая личность - личность именного типа, поэтому трансформации здесь обусловлены причинами субъективными.

Креативная личность в каждом деле видит какую-то перспективу и вносит свой творческий оттенок. Представители этого типа Полина К., Маша Г., Ксюша О. Возможно, для такого человека не составляет труда написание различного рода сочинений и он четко и ярко высказывает свою точку зрения на рассматриваемую проблему.

2.Портретирование языковых личностей

Понятие «речевой личности» также является одним из составных компонентов антрополингвистики, помогающей нам рассмотреть языковую личность в различных коммуникативных ситуациях. Анализируя речевое поведение, мы можем выявить ряд факторов, влияющих на развитие тех или иных особенностей конкретных носителей языка, которые определяют неповторимость их коммуникативного облика.

В ходе проведенного нами эксперимента было выявлено несколько типов языковых личностей. В частности, по параметру частеречной принадлежности мы выделили такие типы, как именная и глагольная. Целью нашего дальнейшего исследования является составление речевых портретов представителей выявленных типов языковых личностей. В рамках описания мы используем следующую модель: 1) языковая личность в повседневной коммуникации; 2) языковая личность в учебной коммуникации; 3) языковая личность в эстетической коммуникации (на материалах написанных ею творческих работ); 4) языковая личность по результатам эксперимента.

Яркими представителями личности глагольного типа являются Полина А. и Света Е.

Полина А.Полина активна, подвижна, общительна, довольно легко сходится с людьми. В сфере повседневного общения проявляет себя как ярко выраженная глагольная личность. Ее рассказы всегда насыщены действием. Глаголы отражают действие, а это вызывает наибольшую заинтересованность слушателя. Она часто выступает в роли коммуникативного лидера, как человек, с которым всегда есть о чем поговорить. На любую тему у нее своя точка зрения. Как уже было сказано раннее, для периферийной языковой личности характерна некоторая выделенность, отличие от других. На уроках Полина часто дополняет ответы одноклассников информацией, которую никто из класса не слышал. Она рассудительна, склонна к самоанализу и оценке поведения других людей, обладает высоким интеллектуальным уровнем. Полина пишет стихи, в них в основном отражается внутренний мир девушки, чаще всего это связано с личными переживаниями Полины на определенном этапе жизни. В ходе проведенного эксперимента мы заметили, что в написании сочинений Полина проявляет себя не только как глагольная личность. В описании картины мы видим отражение внутреннего состояния людей. Кроме того, присутствует элемент рассуждения, риторический вопрос. Общее впечатление от картины передано через рассмотрение каких то конкретных деталей. Внимание концентрируется на цветовой гамме картины. Полина задается вопросом о ее значении, пытается сама на него ответить, но так и не дав четкого ответа, предлагает сделать это другим. Сочинение-рассуждение носит весьма отвлеченный характер и тоже не содержит четкого ответа на вопрос. В сочинении-повествовании мы снова не находим подтверждения тому, что Полина - глагольная личность, так как оно носит скорее описательный характер, не рассказывает нам о каком-то конкретном событии в деталях, а отражает некоторый результат. Полина говорит нам о своей сбывшейся мечте и выражает чувства, которые она испытывала при осуществлении желания. Проанализировав все три сочинения-миниатюры, мы можем отметить, что Полина не всегда проявляет себя как глагольная личность. Сочинения, написанные ею, носят комбинированный характер, то есть в одной работе присутствует не какой-то один тип речи, а сочетаются сразу несколько, что говорит том, что Полина может рассмотреть проблему с разных сторон.

Страницы: 1, 2