скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Теоретические основы исследования способов и приемов убеждения в судебной речи скачать рефераты

p align="left">Успешность высказывания в конкретной ситуации, направленного на конкретного получателя, служит критерием оценки прагмалингвистического аспекта языка (Матвеева 1993: 26). В конкретной ситуации уголовного или гражданского процесса центральным субъектом является обвиняемый. Обвиняемый имеет право на защиту (Конституция РФ, 2001: 19), но он также может отказаться от профессионального адвоката и защищать себя сам. Последнее слово подсудимого считается существенной частью права человека на защиту в целом (Львова 2000: 259) и это обращение к суду также приравнивается к защитительной речи (Кобликов 2000: 365). Таким образом, человек, произносящий речь в свою защиту или выступающий по просьбе кого-либо, временно становиться адвокатом.

Защитительная речь - это публичная речь в защиту обвиняемого, обращенная к суду, ко всем участвующим и присутствующим при рассмотрении уголовного или гражданского дела (Стояренко 2000). Защитительная речь - вид официальной речи, произносимой в суде. Выступление перед разнородной аудиторией требует от адвоката максимальной концентрации и мобилизации интеллектуальных и духовных сил, чтобы выполнить главную цель - добиться оправдательного вердикта или смягчения приговора для подзащитного. Среди особенностей защитительной речи необходимо отметить наличие четырех адресатов: суда присяжных заседателей, судьи, прокурора и публики. Для воздействия на суд присяжных заседателей, от которых зависит принятие решения (Божьев 2002: 486), адвокат применяет свое знание о людях. Определение прогноза их поведения помогает говорящему воздействовать на слушающего (Еремеев 2000: 255). От того в какой форме и объеме отправитель подаст информацию, зависит вероятность достижения им своих целей (Моисеенко 2000: 20). Пытаясь изменить мнение суда в пользу своего подзащитного, адвокат на неосознаваемом уровне выражает собственное отношение к предмету речи. Значит, по речи можно исследовать не только эффективность ее воздействия, но и диагностировать личность автора (Богомолова 2000: 261). Для анализа речевого поведения адвокатов с целью диагностировать их личностные и профессиональные качества были взяты судебные тексты разных временных отрезов.

1.3.2 Проблема воздействия в риторике и прагмалингвистике

Риторика (греч. rhetorike - ораторское искусство) - зародилась и древней Греции в V в. до н.э. Расцвет риторики объясняется становлением афинской рабовладельческой демократии, при шторой ведущая роль в государстве была отведена трем утверждениям: народному собранию, совету пятисот, народному суду, Во всех трек учреждениях искусство живого слова играло существенную роль. В суде от красноречия зависело успешное завершение судебного разбирательства. А от того, насколько убедительно прозвучит выступление оратора на совете или собрании, зависел исход государственного дела (Михайличенко 1994: 18-19).

Мастерами красноречия в Древней Греции были софисты, Горгий (ок. 483-375 гг. до н.э.), Лисий (459 - 380 гг. до н.э.) Протагор (ок. 480 - 410 гг. и. э.) и другие заложили основы теории красноречия. Для софистов характерно перемещение интересов от поиска абстрактных истин к выработке прагматических рецептов поведения человека в обществе. Греческие философы Платон (427 - 347 гг. до н, э.) и Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) внесли вклад в развитие риторики. В центре внимания классической риторики всегда находилось умение убеждать, склонять к своей точке зрения. В своем труде, описывая составные элементы речи, Аристотель на первое место ставил оратора (Аристотель 197В: 24). Всеобщий характер риторики, по мнению ученого, проявляется в ее необходимости для достижения успеха, как в повседневных делах простого человека, так и в делах государственной важности.

Развитию риторики как особой области научных знаний способствовала деятельность римских ораторов и теоретиков риторики М Т. Цицерона (106-гг. до н.э.) и МФ. Квинтилиана (36 - 96 гг. до н.э.). Интенсивная общественная жизнь в Риме времен республики способствовала развитию ораторского искусства. Античная риторика состояла из нескольких разделов, Главным был раздел clocutio или словесное выражение. Эта часть риторики обучала критериям красноречия: правильности, ясности, упорядоченности (уместности) и красоте (украшенности). Соответственно этим критериям предлагались средства достижения необходимого результата - отбор средств, их сочетание, фигуры речи (Топоров 1998:417).

Продолжая мысль Аристотеля о воздействии, в трактате «Брут» Цицерон говорит о главных достоинствах оратора - умении убеждать слушателей точными доводами и, что важнее, способности волновать души действенной речью. В книге «Об ораторе» он отмечает, что люди в своих поступках чаще руководствуясь чувствами, чем правилами и законами. Поэтому умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение к риторике (Кузнецова, Стрельникова 1976:35).

Традиции античной риторики были продолжены в средневековье. Наряду избранными науками риторика положена а основу университетского образования во многих европейских государствах, особенно во Франции, Италии, Германии, В средневековой Византии ученые Пселл, Георгий Трапезундский и другие развивают идеи античных авторов Гермотна, Мендра Лаодикийского, Афтония. Совершенствуя учение о тронах и фигурах речи, риторика византийского периода ориентируется на говорящего в отличие от филологии, направленной на воспринимающего субъекта (Сусов 1999:68).

Гибель Римской империи ознаменовала смену социально-экономического формации и обусловила существенные изменения в духовной жизни, Церковная проповедь становятся распространенной формой устного массового общения. На основе проповеди развивается средневековое ораторское искусство. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы Знаменитый Иоанн Златоуст (ум. в 407 г.) считался идеальным византийским проповедником.

1.4 Риторический подход в прагмалингвистике

Западноевропейское Возрождение положило конец средневековью и к началу XVI в. ознаменовало новую эпоху в истории. Бурный рост культуры, развитие светского мировоззрения привело к началу эпохи Просвещения. Заметный вклад в развитие риторики этого периода внесли европейские писатели и мыслители: Б. Паскаль, М. Монтень, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон, И. Гете, Г. Лихтенберг и др. На первый план выдвигается действенность речи, способность оратора увлечь аудиторию, мобилизовать ее на конкретное действие (Толмачев 1973: 49 - 50).

В 17 в. идеи риторики проникают в Россию и отражаются в трудах Феофана Прокоповского, М.В. Ломоносова, Н.Ф. Кошанского и др. Учебник М.В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию» положил начало русской риторике. Ученый дает советы оратору, предвосхитив закономерности, которые будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками (Толмачев 1973: 91).

Во второй половине 19 в. достигло высокого совершенства русское судебное красноречие. Его расцвет связан с судебной реформой 60-х годов и введением суда присяжных. Производство в суде присяжных основывается на принципе состязательности. Этот принцип предусматривает обязательное участие в суде обвинителя и защитника (Громов 2001: 487). Прения сторон в открытых судебных процессах обязывали к тому, чтобы и прокурор и адвокат и представитель суда выступали убедительно, доходчиво, ярко. Судебные ораторы осваивали и развивали речевую культуру, стремились говорить красочно и остроумно. Выдающимися ораторами были Н.П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, С.А. Андреевский, В.Д. Спасович и др.

В 60-х годах 20 в. начинается расцвет риторики нового типа. Она становится одной из наиболее быстро и продуктивно развивающихся дисциплин филологического цикла. Риторика передает некоторые свои функции (например, нормативную функцию) новой дисциплине - лингвистке текста. В то же время лингвистические факторы такие, как лингвистическая связанность (единство) текста, грамматическая структура предложения, выделение сверхфразовых единств, предполагают зависимость риторических структур от языковых структур (Топоров 1998: 417).

Передача отдельных функций другим дисциплинам привела риторику к потере ее универсального характера и ограничила ее интересы изучением речи, созданной с определенной целью и адресованной конкретной аудитории. Цель риторической деятельности - создание публичного высказывания, призванного воздействовать на аудиторию (Анисимова, Гимпельсон 2002:7). Назначение защитительной речи - переквалифицировать преступление после речи обвинителя и обосновать аргументы об изменении меры наказания (Ивакина 1999). Следовательно, основная функция судебной защитительной речи - воздействие на аудиторию.

Реализуя открытые намерения, судебный оратор опирается на правила риторики. В юридической практике применяются следующие правила: правило ясности и точности, правило полноты высказывания и правило фактологической обоснованности (Франк 1986: 371). Каждому правилу риторики соответствует одна из четырех категорий основного принципа речевой коммуникации в прагмалингвистике: Количества, Качества, Отношения и Способа (Грайс 1985). Правилу ясности и точности употребляемых слов и рассуждений соответствуют категории Способа (Выражайся ясно) и Отношения (Не отклоняйся от темы). Правило обоснованной полноты высказывания связывают с категорией Количества (Говори не больше и не меньше, чем требуется). Правило фактологической обоснованности совпадает с категорией Качества (Старайся, чтобы высказывание было истинным).

Риторика признается предтечей прагматики (Булыгина 1981: 333; Варзонин 1998: @; Степанов 1981: 325). Под прагматикой в широком смысле понимается направление исследования языка, выделяющее и изучающее его единицы в их отношениях к тому лицу или лицам, которые пользуются языком (Ахманова 1996: 344). Одно из направлений прагматики - прагмалингвистика. В центре внимания лингвистической прагматики находится широкий круг вопросов, связанных с пониманием речевого общения и верной оценкой его целевой направленности. Эти вопросы фокусируются на говорящем субъекте, адресате, их взаимодействии и ситуации общения.

Изучая языковую личность, прагмалингвистика взаимодействует с другими дисциплинами: стилистикой, социолингвистикой, психолингвистикой и т.д. Языковая личность - есть личность, выраженная в языке (текстах и через язык). Она несет в своих проявлениях опыт развития поколений, в том числе и опыт мастеров слова, опыт страны, среды и свой собственный (Демьянков 2003: @). Представляется существенным отметить два наиболее интересных направления прагмалингвистики: функциональную прагмалингвистику и скрытую прагмалингвистику.

Функциональная прагмалингвистика исследует функционирование языка в дискурсе, вплетенном в совместную практическую деятельность людей в процессе межличностного взаимодействия людей. При этом под дискурсом понимают речь как компонент взаимодействия людей, влияющий на когнитивные процессы (Арутюнова 1998: 136).

Скрытая прагмалингвистика изучает речь говорящего субъекта с целью диагностирования личностных черт по его речи (Матвеева 1993: 4). Проведение такой диагностики возможно благодаря наличию индивидуальных авторских речевых особенностей, актуализируемых в виде тонких нюансов смысла (Матвеева 1998: 28).

Нюансы смысла можно определить как различные содержания речевых стратегий скрытого воздействия отправителя текста на его получателя. В конкретном речевом акте эти нюансы представляют собой актуализацию одного из вариантов каждой речевой стратегии. Актуализируясь говорящим мгновенно и неосознанно, эти многочисленные и разнообразные сигналы смысла так же неосознанно воспринимаются и накапливаются слушающим. Нюансы смысла - это дополнительные содержательные элементы, которые добавляет говорящий к уже имеющимся грамматическим и лексическим значениям, используемым в конкретной типичной речевой ситуации общения. Такой типичной речевой ситуацией является любая совокупность элементов высказывания (Матвеева 2001: 91).

Для непосредственного анализа и в риторике и в прагмалингвистике используют один и тот же материал - речь. Основной объект исследований обеих наук - выбор языковых средств для наилучшего воздействия на слушающего или читающего. Экстралингвистический контекст, под которым понимают объемное сочетание таких факторов как место, время речевого взаимодействия, настроение коммуникантов, степень их знакомства и т.д., является объектом пристального внимания прагмалингвистики (Солнцев 1971: 143). В риторике учет экстралингвистического контекста позволяет добиться максимально эффективного воздействия (Danes 1999: 4-5).

Риторический подход в прагмалингвистике предпочитает изучение эффективного использования языка в повседневном общении и в социально значимых ситуациях. Прагматика, как и риторика, изучает значение в его отношении к речевой ситуации. Кроме коммуникантов, высказывания, времени и места, в понятие речевой ситуации включается цель речи и иллокутивный акт как один из этапов речевого акта (Leech 1983: 123).

Принципы прагматики не конвенционны, а мотивированы целями коммуникации; прагматика оперирует межличностными отношениями и текстом, вводит шкалу градуированных и неопределенных оценок (Безменова 1991: 60). Набор признаков, характеризующих прагмалингвистику, может быть отнесен к риторике. Сходство риторики и прагмалингвистики выражается в факте существования риторических и прагматических фигур. Классические риторические фигуры - анафора, удвоение, повтор, подтверждение и другие речевые приемы могут быть соотнесены с прагматическими фигурами - встряхиванием, сокращением, уступкой, призывом и др. В этом случае подразумевается владение говорящим коммуникативной ситуацией. Прагматическая тактика состоит в том, чтобы, пользуясь прагматическими фигурами, произвести хорошее впечатление на собеседника (Haft 1999: 119).

Изучение сходства прагмалингвистики и риторики, основанное на внимании этих двух наук к речи, дает возможность выделить различия, которые располагаются на глубинном уровне. Принципиальная разница между прагмалингвистикой и риторикой заключается в том, что для прагмалингвистики важен результат, для риторики - его предвосхищение (Варзонин 1998: @). Предметом риторики является прозаическая «украшенная» речь и правила ее построения. Предмет прагмалингвистики - это вопросы выбора «языковых средств из наличного репертуара для наилучшего воздействия» (Степанов 1981: 325).

Описывая и предписывая процедуры конструирования коммуникативных форм и ситуаций, риторика накладывает на автора обязательство строить высказывание эффективно (Лахманн 2001: 20-21). Это требование тесно связано с вопросом расположения материала, или композицией судебной речи.

Для судебного выступления характерно трехчастное деление: вступление, основная часть, заключение. Большое значение имеет подбор и распределение аргументов, использование изобразительных средств, логики изложения (Хазагеров, Ширина 1994: 123). Осознавая свою задачу, оратор строит свою речь в соответствии с этими требованиями. Придавая своему высказыванию ясность, логичность и употребляя риторические фигуры говорящий оказывает прямое воздействие на слушающего (Матвеева, Варнавских 2002).

Под прямым воздействием в прагмалингвистике понимают осознанное преднамеренное речевое действие отправителя. Прямое воздействие эксплицировано на уровне семантики коммуникативного высказывания. Вместе с тем, в речи отправителя накапливаются скрытые лингвистические сигналы, актуализируемые им на неосознаваемом уровне. Эти речевые сигналы также оказывают на получателя воздействие, которое является скрытым (Горло 2004: 116).

2. Способы и приёмы убеждения в судебной речи по А.Ф. Кони

Введение, или вступление - необходимость этой части диктуется соображениями здравого смысла. Действительно, прежде чем начать что-то объяснять или доказывать, необходимо сказать, почему мы начинаем говорить, привлечь к себе внимание слушателей, заинтересовать тем, что будет произнесено. Если оратор уверен в благосклонности и внимании слушателей, он может обойтись и без этой части речи. Назначение введения в том, чтобы привлечь внимание слушателей и расположить их в свою пользу. Если же вам известно, что слушатели имеют предубеждение против того, что вы собираетесь сказать, то именно в этой части речи оратор должен постараться рассеять такое предубеждение, иначе все, что он скажет потом, не будет услышано или истолкуется совсем не так, как хотел оратор.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5