скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Социокультурные лакуны скачать рефераты

p align="left">Лакуны, отражающие специфику той или иной лингвокультурной общности, являются, как правило, препятствием для взаимопонимания носителей различных культур. Однако практика межкультурного общения свидетельствует о существовании разнообразных способов преодоления барьеров, создаваемых национально-специфическими различиями контактирующих культур. Г.А. Антипов, О.А. Донских, И.Ю. Марковина, Ю.А. Сорокин выделяют два способа элиминирования социокультурных лакун: заполнение и компенсаци (Антипов и др., 1989, с. 86).

Заполнение лакуны - это процесс раскрытия смысла некоторого понятия (слова), принадлежащего чужой для реципиента культуре. Заполнение (и языковое, и относящееся к сфере культуры в целом) может быть различной глубины, что зависит от характера лакуны, от типа текста, в котором лакуна существует, а также от особенностей реципиента, которому адресован текст. Одним из самых распространенных способов заполнения лакун в публицистическом тексте (газетные, журнальные статьи, очерки), цель которого - продемонстрировать фрагмент незнакомой ему культуры, по мнению указанных выше ученых, является перевод сохраняемого в тексте национально-специфического элемента: «Этот клочок суши… зовется Нуси-Бе, что в переводе с малагасийского означает «большой остров». Сохранение в тексте национально-специфического элемента иной культуры и последующий перевод его, включенный в текст, позволяют решить две задачи:

создание некоторого колорита незнакомой культуры (иноязычное слово или словосочетание переносится в язык реципиента в оригинальном звучании и, по существу, транслитерируется);

обеспечение более глубокого понимания смысла текста путем раскрытия значения специфического элемента чужой культуры с помощью перевода.

Другой способ заполнения лакун, который предлагают авторы работы «Текст как явление культуры» (Антипов и др., 1989), - это включение в текст более или менее подробных комментариев к элементам чужой культуры. Заполнение при этом может быть различной глубины, что обусловливается, с одной стороны, задачами, стоящими перед автором, а с другой - размерами культурологической дистанции между описываемой культурой и культурой реципиента. Комментарий может носить учебный характер, в задачи которого входит не только облегчение восприятия текста, но и развитие навыков чтения, обогащение лексикой, повышение уровня языковой эрудиции.

Ю.В. Скугарова (Скугарова, 2001, с. 16) выделяет два основных способа комментирования:

энциклопедический (когда сообщаются конкретные, точные сведения, заимствованные из справочных источников);

исследовательский; комментарий, составленный таким образом, должен иметь характер лингвострановедческий (т.е. раскрывать национальные особенности восприятия внеязыкового факта).

Об эффективности энциклопедического и социокультурного комментариев можно судить по тому, как происходит заполнение социокультурных лакун. Энциклопедический комментарий лишь предоставляет сведения по определенной теме, при этом не происходит подбора именно той информации, которая в данном контексте необходима. В результате читатель получает какие-то знания, но социокультурная лакуна остается. Для ее заполнения требуется информация, отобранная, исходя из контекста. Другого рода сведения могут добавить знаний, но не заполнить возникшую лакуну. В этом случае комментарий не выполняет своего прямого предназначения - обеспечения преодоления трудностей восприятия. Ориентированный на контекст социокультурный комментарий, по мнению Ю.В. Скугаровой, может практически не содержать сведений энциклопедического характера, зато, сообщая требующуюся информацию, он восполняет пробел в фоновых знаниях читателя, т.е. компенсирует лакуну.

В отечественной практике обучения иностранным языкам выделяется еще один способ заполнения лакун с помощью примечаний в конце книги, которые выборочно поясняют трудные для понимания национально-специфические элементы текста, но эти элементы не маркируются в авторском тексте, по-видимому, для того, чтобы не «зашумливать» поле смыслового восприятия того или иного художественного коммуниканта. В таких случаях может возникать иллюзия понимания, и если читатель не воспользуется комментарием, лакуна в тексте сохранится, а возможно, и будет заполнена неадекватно.

Другой способ элиминирования социокультурных лакун - компенсация. Суть компенсации заключается в следующем: снять национально-специфический (культурологический) барьер. Для этого в тексте в той или иной форме вводится специфический элемент культуры реципиентов, тождественный или квазитождественный элементу исходной культуры. Процесс компенсации лакун приводит к деформации национальной специфики оригинала, ибо в тексте появляются новые элементы, принадлежащие культуре реципиента, одним из простых видов компенсации лакун в тексте, представляющем на языке реципиента некоторый фрагмент чужой культуры (автор текста и реципиент - представители одной и той же культуры), служит использовнне автором текста реалии, помогающей понять чужую реалию или ситуацию.

Опорным элементом компенсации может служить и литературная цитата или ссылка на хорошо знакомое читателю произведение литературы, помогающие точнее понять характер феномена чужой культуры и вызвать нужное к нему отношение. Компенсация происходит и в тех случаях, когда сохранить лакуну нельзя (необходимо сделать текст максимально понятным), а заполнить ее по тем или иным причинам невозможно.

Изучение теоретической литературы по теме исследования позволило прийти к следующим выводам:

1. Современная лингвистика рассматривает лакуны как национально-специфические элементы культуры, нашедшие соответствующее отражение в языке носителей этой культуры, которые либо полностью не понимаются, либо недопонимаются носителями иной культуры и языка в процессе коммуникации.

2. Различия (на любом уровне) между лингвокультурными общностями, по-видимому, можно рассматривать как социокультурные лакуны, свидетельствующие об избыточности или недостаточности опыта одной лингвокультурной общности относительно другой.

3. Современные типологии лакун различны. Отсутствие единого мнения исследователей о типологии лакун свидетельствует о том, что само явление лакуны не является до конца изученным, требует пристального внимания филологов.

4. Выделяют два способа элиминирования социокультурных лакун: заполнение и компенсацию.

2. Социокультурные лакуны в современном публицистическом тексте

2.1 Методика выявления и описания лакун

В данном параграфе представим некоторые исходные положения, связанные с выявлением и анализом социокультурных лакун.

Основным методом выявления лакун является «сопоставление семантически близких лексических единиц разных языковых систем и подсистем для выявления того, существует ли эквивалентный перевод этих единиц на другой язык или нет. При отсутствии в каком-либо языке переводного эквивалента тому или иному слову другого языка в первом языке фиксируется лакуна» (Попова, Стернин, 2007, с. 83).

Лакуны выявляются, прежде всего, по двуязычным переводным словарям.

«Сигналами» возможной лакунарности лексической единицы (слова, устойчивого сочетания, ФЕ) являются:

развернутая объяснительная дефиниция слова в переводном словаре (возможно примечание - «в России», «в США», «в Великобритании» и под.);

объяснение слова в переводном словаре через перечислительный или синонимический ряд.

Лакуны обнаруживаются также в процессе непосредственной межкультурной коммуникации - носитель того или иного языка сталкивается с тем, что в изучаемом языке нет слова для обозначения того или иного явления, обозначенного в его родном языке.

Все методы выявления лакун носят контрастивный характер, основаны на сопоставлении. Наиболее надежный способ обнаружения лакун - именно контрастивное исследование.

При описании лакун встает терминологический вопрос: как описывать содержание лакуны?

Авторы учебного пособия «Когнитивная лингвистика» предлагают следующую форму описания (Попова, Стернин, 2007, с. 168).

Лакуны выявляются через сопоставление с единицами других языков и лексических подсистем. В соответствующем фоновом языке или фоновой подсистеме языка данное слово присутствует в единстве звучания (лексемы) и значения. В описываемом языке данное слово отсутствует как единица лексической системы этого языка. Это означает, что в семантическом пространстве данного языка нет соответствующей семемы, которая, однако, представлена в конкретном семном составе в другой, фоновой лексической системе или подсистеме. Поэтому лакуну в исследуемой лексической системе можно описать следующим образом:

- устанавливается лакуна в одном из языков на фоне другого,

- определяется значение (семный состав) языковой единицы фонового языка (то есть той единицы, на фоне которой выявлена лакуна в исследуемом языке);

- данное значение в семной формулировке (как семная дефиниция значения) используется для описания содержания лакуны в исследуемом языке.

Например, в английском языке выявлена безэквивалентная единица afterthought, для которой нет перевода в русском языке. Далее определяется значение этой единицы: «мысль, пришедшая позднее, после произошедшего события». Данное определение и используется для описания содержания лакуны в русской лексической системе: указывается содержание лакуны и обязательно приводится фоновая единица языка сопоставления, послужившая основой обнаружения лакуны. Кроме того, при описании лакуны должно указываться, на фоне какого языка она выявлена. К примеру, русско-английская лакуна - это лакуна в русском языке, выявленная на фоне английского языка, а англо-русская лакуна, соответственно, это лакуна в английском языке, обнаружившаяся на фоне русского языка. Фоновая единица приводится для сравнения на языке оригинала как доказательство существования данной языковой единицы в одной из языковых систем или подсистем.

Приведем примеры описаний лакун, выполненных по приведенным выше правилам.

Русско-английские лакуны

мысль, пришедшая позднее, после произошедшего события - ср. англ. afterthought.

подойти и заговорить - ср. англ. accost;

спускаться с крутизны на веревке - ср. англ. abseil;

отнестись благосклонно - ср. англ. accept;

бурно аплодировать, шумно приветствовать - ср. англ. acclaim;

выжженный солнцем - ср. англ. adust;

воздействие солнца, ветра, воды - ср. англ. exposure;

силуэт города на фоне неба - ср. англ. skyline.

Англо-русские лакуны:

промежуток времени, включающий день и ночь - ср. рус. сутки;

только что вскипевшая или кипящая в настоящий момент вода - ср. рус. кипяток;

выделяться издали высотой - ср. рус. маячить;

человек, потерявший дом и имущество в результате пожара - ср. рус. погорелец и т.д.

В основу проведенного нами исследования положен описанный контрастивный метод: сопоставление выбранных из конкретного языкового материала семантически близких лексических единиц разных языковых систем и подсистем для выявления того, существует ли эквивалентный перевод этих единиц на другой язык или нет. При отсутствии в каком-либо языке переводного эквивалента тому или иному слову другого языка в первом языке фиксируется лакуна.

Также мы использовали и охарактеризованную выше методику описания выявленных лакун.

2.2 Социокультурные лакуны в публикациях «Moscow News»

Чтобы охарактеризовать лакуны, встречающиеся в публикациях современных журналистов газеты «Moscow News», мы использовали метод сплошной выборки при сборе материала из статей, автор которых - Роберт Бридж (Robert Bridge), метод контрастивного и контекстного анализа при описании лексики, отобранной из публицистических текстов.

Отметим, что в аспекте нашего исследования именно статьи Р. Бриджа представляют особый интерес, так как имеют подзаголовок «Американец в Москве», что указывает на тот факт, что восприятие российской действительности представлено глазами человека иной культуры, иного менталитета.

Результаты сплошной выборки представлены в Приложении.

Анализ социокультурных лакун из статей названного журналиста позволяет заметить, что процент этого пласта лексики в публикациях невелик, но значителен.

Выявленные нами лакуны были распределены по следующим группам:

1) Имена собственные, географические наименования, названия учреждений, организаций, газет, и пр., не имеющие постоянных соответствий в лексике английского языка.

On August 13, the Internet lights up with photos of the Russian president fishing the Yenisei River on the border of Mongolia (2007, №34. Putin-Sarko Showdown).

Moreover, Putin survived the political nightmare of Beslan, Dubrovka and a wave of deadly apartment blasts. His term in office also saw the elimination of child butcher Shamil Basayev (2007, №34. Putin-Sarko Showdown).

On September 10, Russian Defense Minister Anatoly Serdyukov was scheduled to address the State Duma, the lower house of parliament, to inform the deputies about current military development and various problems (2008, №36. Russian Army's weaknesses exposed).

Those, who fought in Georgia this August, know that Russian peace-keepers sustained the greatest casualties during the first hours of the Georgian aggression because Moscow and Vladikavkaz, where the 58th Army's headquarters is located, failed to promptly order troops to repel the attack and to send elements of the 58th Army to South Ossetia (2008, №36. Russian Army's weaknesses exposed).

Moreover, Russian forces did not know the firing positions of Georgia's Grad multiple-launch rocket systems, Gvozdika self-propelled guns and T_72 tank units (2008, №36. Russian Army's weaknesses exposed).

Although Russian and foreign UCAVs are regularly displayed at the annual MAKS international aerospace show in Zhukovsky near Moscow, including at the MAKS_2007 show, the Russian Army still lacks them because the national Defense Ministry decided to stop buying them in 2006 (2008, №36. Russian Army's weaknesses exposed).

Consequently, the Russians had no choice but to send a Tupolev Tu_22M3 Backfire strategic bomber on a reconnaissance mission and to use Sukhoi Su_25 Frogfoot ground-attack jets to hit Georgian MLRS batteries (2008, №36. Russian Army's weaknesses exposed).

The Dzerzhinsky Ural Railroad Car Works (Uralvagonzavod), which has developed all post-Soviet and Russian main battle tanks except the T_80, unveiled its Tank Support Combat Vehicle (TSCV) over 20 years ago (2008, №36. Russian Army's weaknesses exposed).

On Monday morning, during my rush-hour trudge to the metro, I discovered the semi-sensational news that Kseniya Sukhinova, 21, Siberia's native princess, had won the Miss World 2008 competition that was held in Johannesburg over the weekend (18 декабря 2008 г. «American in Moscow» by Robert Bridge. English-language daily snubs Russia Miss World).

They must be referring to those illegal demonstrations that were orchestrated on Triumfalnaya Ploshchad, on busy Tverskaya Ulitsa in which dozens of `Other Russia' protesters were detained because they refused to hold their rally at a special government-sanctioned `safe zone' (as is common practice, by the way, in all Western countries) (18 декабря 2008 г. «American in Moscow» by Robert Bridge. English-language daily snubs Russia Miss World).

Особенные формы русских личных имен, в большом разнообразии присутствующие в текстах, максимально передают русский колорит.

Even that Russian Lolita duet - tAtU - or what have you, had to pretend they were lesbians just to attract ticket sales (2007. №21. Confessions of a Heterosexual).

Masha wasted no time in restoring my healthy cynicism in the general wretchedness of the human race when she chirpily announced: «an iPhone, of course!» And people say there is no more romance left in the world. How are men supposed to be chivalrous in such a vile and vulgar world? Then Masha proceeded to lecture me about the general advantages of car ownership, as opposed to merely Metro card ownership, especially when trying to impress the opposite sex (21 ноября 2008 г. «American in Moscow» by Robert Bridge. Another senseless Neo-Luddite rant).

Presently, there is a comely young girl, let's call her Zina, since that is her name (it really is), who is blowing her nose copiously into an embroidered handkerchief between lustful gulps of cold firewater while cursing some poor brute named `Serozha (11 декабря 2008. «American in Moscow» by Robert Bridge. Russia: a riddle stuck in an apartment surrounded by a dacha).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5