скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Русский язык и культура речи скачать рефераты

итель - кителя

Клевер - клевера

Контейнер - контейнеры

Корм - корма

Лагерь - лагеря

Крем - кремы

Образ - образы

Ордер - ордера

Округ - округа

Порт - порты

Пудель - пуделя

Рапорт - рапорты

Слог - слоги

Снайпер - снайперы

Столяр - столяры

Тормоз - тормоза

Фининспектор - фининспекторы

Якорь - якоря

Соболь - соболя

Тон - тона

Пропуск - пропуски

Счет - счета

Кондуктор - кондукторы

Тормоз - тормоза

Пояс - пояса

Корпус - корпуса

Провод - провода

Хлеб - хлебы

Счет - счёты

Оратор - ораторы

Редактор - редакторы

Как вы скажете: стакан чая или стакан чаю, бутылка лимонада или бутылка лимонаду? Трудно с уверенностью ответить на этот вопрос, потому что в речи употребляются обе формы. Другая "горячая точка" в формах родительного падежа - это множественное число. Ведь разные окончания имеют иногда семантически близкие существительные. Так, мы говорим пара чулок и пара носков. А почему? Вы не задумывались над этим?

Для верного решения этих трудных вопросов существуют правила:

При употреблении вещественных существительных типа чай, сахар в родительном единственного числа наряду с основным окончанием -а возможно и вариантное -у, которое осознается как разговорное.

Не рекомендуется заменять вариантное окончание основным лишь в устойчивых словосочетаниях: без году неделя, с глазу на глаз, ни слуху ни духу, не был ни разу и др.

При образовании родительного падежа у парных существительных добавление к ним окончания -ов придает им просторечную окраску: неправ. ботинков, прав. ботинок, бот, валенок, шаровар и др.

Употребление существительных грамм и килограмм требует добавление к основе в родительном множественного окончания -ов.

В названиях некоторых национальностей образование родительного множественного двояко: без окончания -ов и с ним: несколько башкир, киргизов.

Некоторые существительные вообще не имеют формы родительного падежа множественного числа. Отсутствие той или иной падежной формы называется явлением недостаточного склонения: мечта в именительном множественного мечты, а родительного нет.

Поставьте существительные в нужный падеж.

Я не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила два (килограммы) (помидоры) и (килограмм) (яблоки).2. В саду много (вишни), (яблони), (смородина).3. Сколько же (платья) тебе нужно? 4. После (заморозки) яблоки становятся сладкими.5. Осенью всегда бывает много (свадьбы).6. На Черном море много песчаных (побережье).7. Я оставался в лесу долго: от синих (сумерки) до полных (потемки).8. На болоте кружила пара (цапли).

9. Сколько (доли) от наследства ты получил?

Я не нашла в магазинах ни апельсинов, ни мандаринов, ни баклажанов, зато купила два килограмма помидоров и (килограмм) яблоки.2. В саду много вишен, яблонь, смородины.3. Сколько же платьев тебе нужно? 4. После заморозков яблоки становятся сладкими.5. Осенью всегда бывает много свадеб.6. На Черном море много песчаных побережий.7. Я оставался в лесу долго: от синих сумерек до полных потемок.8. На болоте кружила пара цапель.9. Сколько долей от наследства ты получил?

Образуйте форму Р.П. МН.Ч. от данных существительных. Запишите слова парами, расставляя ударение.

Абрикос - абрикосов.

Дно - доньев.

Блюдце - блюдец.

Бойня - боен.

Вишня - вишен.

Гостья - гостей.

Готовальни - готовален.

Джинсы - джинсов.

Заморозки - заморозков.

Запястье - запястьев.

Камень - камней.

Кишка - кишок.

Клешня - клешней.

Клубень - клубней.

Колено - колен.

Кружева - кружев.

Ладья - ладий.

Макароны - макарон.

Патрон - патронов.

Цыган - цыганов.

Обои - обоев.

Лампасы - лампасов.

Полотенце - полотенец.

Тройня - троен.

Гранат - гранатов.

Узбек - узбеков.

Якут - якутов.

Бедуин - бедуинов.

Калмык - калмыков.

Гусар - гусаров.

Драгун - драгунов.

Улан - уланов.

Грабли - грабель.

Цапля - цапель.

Сотня - сотен.

Потемки - потёмок.

Когда существительные не хотят склоняться?

Правила определения рода несклоняемых имен сущ.:

Род сложносокращенных слов (аббревиатуры) определяется по главному слову или по смыслу: США (Соединенные Штаты Америки - они; ФТЮЗ - театр, был во ФТЮЗе).

Слова иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду. Но: кофе - м. р.

Существительные, обозначающие лиц мужского пола, относятся к мужскому полу, женского - к женскому, сущ. общего рода являются двуродовыми: контральто известная; кули присел; он и она - кривляка.

Сущ. имеют двоякие формы рода: скирд - скирда, ставень - ставня.

У сущ. одна из форм устарела: санаторий - санатория, браслет - браслета, лебедь белая - белый.

Род указывает на стилистические отличия: плацкарта - плацкарт; ведерко - ведерко, коленка - коленко, мочало - мочала.

Дайте стилистическую оценку согласованию в формах определений и сказуемых с существительными, обозначьте их род.

Усталый кули присело отдохнуть (м. р.). 2. Импресарио опоздали на представление (м. р.). 3. Мой визави всю дорогу спало (м. р.). 4. Мне нравится твоя протеже, на экзамене Вера получила пятерку! (ж. р). 5. Этот светило провел блестящую хирургическую операцию (м. р.). 6. Владимир Красное Солнышко пировал в своем тереме (м. р.). 7. Ваня - неисправимый кокетка и кривляка (общий род). 8. На этот раз Виктор, всегда такой скромненький тихоня, возмутился и закричал (общ. род). 9. Кюре старался всех утешить после похорон бедного фермера (м. р.). 10. Известный всему миру контральто сегодня вечером был не в голосе (м. р.). 11. Солнечный Сочи принимает туристов (м. р.). 12. Далекий Капри манит путешественников (м. р.). 13. Па-де-де - трудное дело для всех танцующих. 14. Вскоре Гну скрылся (м. р.). 15. Пенальти не был забит в ворота (м. р.). 16. "Дженерал электрик" заключил многомиллионный контракт. 17. Турандот принялась плакать (ж. р.).

Определите род существительных и придумайте с ними предложения: СНГ, США, РФ, ФСБ, ЛДПР, БТР, ОМОН, ЧП, ГКЧП, АО, МИД, ВАК.

СНГ - ср.р. СНГ провело совещание министров

США - ср.р. США провело первую атомную бомбардировку.

РФ - ж. р. РФ пригласила на Олимпийские игры.

ФСБ - ж. р. ФСБ провела учения.

ЛДПР - ж. р. ЛДПР выступила с новой программой.

БТР - м. р. В войска введён новый тип БТР.

ОМОН - м. р. В захвате преступника участвовал ОМОН.

ЧП - ср.р. На заводе произошло ЧП.

ГКЧП - м. р. ГКЧП принял решение о проведении профилактических учений.

АО - ср.р. АО пригласило на работу поваров.

МИД - ср.р. МИД провело важное собрание.

ВАК - ж. р. ВАК продолжает набор сотрудников.

Род названий лиц по профессии или должности сопоставим с полом обозначаемого лица: инженер Иванова отдыхала за городом. Ненормативными считаются употребления типа профессорша, врачиха, генеральша. В случае, если используются наименования профессии мужского рода, то женский род определяется в контексте: Мы были в гостях у композитора Пахмутовой; эта работница наш диспетчер.

Подберите к существительным существительные мужского рода или женского рода. Составьте с ними словосочетания.

Продавец, аквалангист, товаровед, зануда, бухгалтер, сирота, дипломат, врач, журналист, филолог, летчик, президент, посол, юрист, декан, доктор наук, ректор, доцент, кондуктор, слесарь, таксист, шофер, искусствовед, экскурсовод, репортер, министр, невежда, сирота, ханжа, староста, коллега, глава, судья.

Продавец Иванова.

Опытный аквалангист Петров.

Усердная товаровед Сидорова.

Страшная зануда Катя.

Внимательная бухгалтер Неля.

Бедный сирота Петя.

Тактичный дипломат Иванов.

Опытный врач Жуков.

Журналистка Иванова.

Талантливый филолог Корчагина.

Летчик - испытатель Сидоров.

Президент В.В. Путин.

Дипломатичный посол Петров.

Приём у юристки Огурцовой.

Декан факультета Ефремов.

Лекция доктора наук Васильевой.

Ректор университета Гершгорин.

Семинар у доцента Сидоровой.

Тактичная кондуктор Ларина.

Умелый слесарь Вася.

Известный таксист Бондарчук.

Шофер беллаза Петров.

Известный искусствовед Вульф.

Рассказ экскурсовода Рожковой.

Знаменитый репортер Васечкин.

Министр Сергей Шойгу.

Полный невежда Ваня.

Круглая сирота Женя.

Старая ханжа Клавдия Васильевна.

Уважаемый староста Саша.

Приятная коллега Аня.

Глава города Гаранин.

Народная судья Подмиглазова.

Грамматические нормы (продолжение).

Употребление имени прилагательного

Задание 1. Объясните различие (стилистическое и смысловое) краткой и полной формы прилагательного:

Улица узка - улица узкая. Человек больной - человек болен. Комната низкая - комната низка. Она добрая - она добра. Родина прекрасная - Родина прекрасна.

Улица узка - литературная норма.

Улица узкая - разговорный стиль.

Человек больной - значение продолжительности болезни.

Человек болен - значение начала заболевания.

Комната низкая - характеристика помещения.

Комната низка - оценка помещения.

Она добрая - характеристика человека.

Она добра - оценка человека.

Родина прекрасная - характеристика.

Родина прекрасна - оценка.

Задание 2. От указанных прилагательных образуйте краткую форму мужского рода:

Свойственный, бездейственный, ветреный, священный, невежественный, тождественный, соответственный, безнравственный, искусственный, медленный, явственный.

Свойственный - свойственен и свойствен.

Бездейственный - бездейственен.

Ветреный - ветрен.

Священный - священен.

Невежественный - невежественен и невежествен.

Тождественный - тождественен и тождествен.

Соответственный - соответственен и соответствен.

Безнравственный - безнравственен и безнравствен.

Искусственный - искусственен и искусствен.

Медленный - медлен.

Явственный - явственен.

Задание 3. Поставьте нужный суффикс:

1) Приход врача к заболевшему ребенку был весьма своеврем…2) Каждый объект частной собственности неприкоснов…3) Кто ответств… за проведение вечера? 4) Тон речи оратора был приподнят и торжеств…5) Доклад был безукоризн…6) Выход из создавшегося положения естеств…

1) Приход врача к заболевшему ребенку был весьма своевременен. 2) Каждый объект частной собственности неприкосновенен. 3) Кто ответственен за проведение вечера? 4) Тон речи оратора был приподнят и торжествен. 5) Доклад был безукоризнен. 6) Выход из создавшегося положения естествен.

Задание 4. Образуйте простую сравнительную степень прилагательных:

Бойкий, вязкий, горький, жалкий, жаркий, звонкий, плохой, робкий, хлесткий, хрупкий, узкий.

Бойкий - бойче.

Вязкий - вязче.

Горький - горче.

Жалкий - жальче.

Жаркий - жарче.

Звонкий - звонче.

Плохой - хуже.

Робкий - робче.

Хлесткий - хлеще.

Хрупкий - хрупче.

Узкий - уже.

Задание 5. Образуйте простую и сложную сравнительную и простую и сложную превосходную степень от указанных прилагательных. Поставьте ударение. Отметьте стилистическую окраску:

Образец: известный - известнее - более известный; известнейший, самый известный.

Красивый, талантливый, высокий, низкий, сладкий, вкусный, популярный, образованный, дорогой, сухой.

Красивый - красивее - более красивый; красивейший, самый красивый.

Талантливый - талантливее - более талантливый; талантливейший, самый талантливый.

Высокий - выше - более высокий; высочайший, самый высокий.

Низкий - ниже - более низкий; нижайший, самый низкий.

Сладкий - слаще - более сладкий; сладчайший, самый сладкий.

Вкусный - вкуснее - более вкусный; вкуснейший, самый вкусный.

Популярный - популярнее - более популярный, популярнейший, самый популярный.

Образованный - образованнее - более образованный; образованнейший, самый образованный.

Дорогой - дороже - более дорогой; дражайший, самый дорогой.

Сухой - суше - более сухой; самый сухой.

Задание 6. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения прилагательных:

1) Мой друг самый честнейший человек. 2) На следующем фестивале все должны быть веселее и более раскованнее. 3) Эта оправа для очков более женская, чем мужская. 4) Такой вариант для исправления текста еще более худший. 5) Сейчас наиболее интенсивнее развивается информатика. 6) Новая кофточка еще коричневее старой.

1) Мой друг самый честный человек. 2) На следующем фестивале все должны быть веселее и раскованнее. 3) Эта оправа для очков больше женская, чем мужская. 4) Такой вариант для исправления текста еще более худший. 5) Сейчас наиболее интенсивно развивается информатика. 6) Новая кофточка еще коричневей старой.

Особенности употребления числительных

Задание 1. Дайте оценку употреблению в речи собирательных числительных; в случае необходимости замените их количественными. Исправьте ошибки при употреблении числительных.

1. Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд. 2. Пока бригада укомплектована полностью, но в ближайшее время трое уходят в декрет, и работать станет труднее. 3. Так мы и живем: семь в одной комнате. 4. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят. 5. Мы без доказательств приняли, что в обоих системах отсчета размер световых часов одинаков. 6. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 7. Благодаря рационализации на новой линии сейчас занято вместо семерых только пять человек. 8. Время существования в космосе второго спутника - 92 суток.

1. Четырём молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд. 2. Пока бригада укомплектована полностью, но в ближайшее время три работницы уходят в декрет, и работать станет труднее. 3. Так мы и живем: семеро в одной комнате. 4. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе, к этим троим студентам и послушаем, что они говорят. 5. Мы без доказательств приняли, что в обеих системах отсчета размер световых часов одинаков. 6. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 7. Благодаря рационализации на новой линии сейчас занято вместо семи только пять человек. 8. Время существования в космосе второго спутника - 92 дня.

Задание 2. Раскройте скобки, выбрав нужную форму. Со всеми ли существительными употребляются числительные?

Два (большой) дома, две (огромный) тучи, три (новый) книги, четыре (неразлучный) друга, три (интересный) фильма, три (санкт-петербургский) журнала.

Два больших дома,

Две огромные тучи,

Три новые книги,

Четыре неразлучных друга,

Три интересных фильма,

Три санкт-петербургских журнала.

Особенности употребления местоимений

Задание 1. Запишите предложения, заменяя цифры словами:

1) Более 2500 карет, колясок, телег.2) За время экспедиции студенты прошли около 134 километров.3) В издательстве вышла книга с 397 иллюстрациями.4) Стипендию назначили 483 студентам.5) Содержание диссертации было изложено на 628 страницах.

1) Более двух с половиной тысяч карет, колясок, телег.2) За время экспедиции студенты прошли около ста тридцати четырёх километров.3) В издательстве вышла книга с тремястами девяноста семью иллюстрациями.4) Стипендию назначили четырёмстам восьмидесяти трём студентам.5) Содержание диссертации было изложено на шестистах двадцати восьми страницах.

Задание 2. Поставьте местоимения в нужную форму:

У (он, она, они). Навстречу (я, он, она, они). Благодаря (он, она, они, мы, вы). Вслед за (он, она, они, я, вы). Из-за (он, она, мы, вы). За (он, она, они, ты, вы).

У него, у неё, у них.

Навстречу мне, ему, ей, им.

Благодаря ему, ей, им, нам, вам.

Вслед за ним, ней, ними, мной, вами.

Из-за него, неё, нас, вас.

За него, неё, них, тобой, вами.

Задание 3. Раскройте скобки, выбрав нужную форму местоимения:

1) Собака побежала к (ему, нему).2) Благодаря (его, него) советам мы не заблудились.3) Навстречу (ней, него) шла машина.4) Моя мама моложе (нее, ее).5) Я (их, ихние) порядки знаю.6) Друзья пригласили нас к (себе, ним, им) в гости.7) Я хочу представить вас (своим, моим) друзьям.8) Поезд останавливался на (каждой, всякой, любой) станции.9) Из философии и риторики (кое-что, что-то, что-нибудь) еще помню.10) Подруга попросила Машу принести (ей, себе) пирожное.

1) Собака побежала к нему.2) Благодаря его советам мы не заблудились.3) Навстречу ней шла машина.4) Моя мама моложе нее.5) Я их порядки знаю.6) Друзья пригласили нас к себе в гости.7) Я хочу представить вас моим друзьям.8) Поезд останавливался на каждой станции.9) Из философии и риторики кое-что еще помню.10) Подруга попросила Машу принести ей пирожное.

Задание 4. Найдите и исправьте ошибки, связанные с образованием и употреблением местоимением.

1) Воспитатель обращает внимание ребят на то, что у кроликов длинные уши и короткий хвост, он прыгает. 2) В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы. 3) В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбежек. 4) Тайна строения поверхности Венеры, казалось, надолго скрыта от науки: ее не видно. 5) Сможете ли вы что-то посоветовать мне в этом случае? 6) Труппа артистов, предварительно поискав друг друга в толпе вокзала, наконец собралась и отправилась в Рузу. 7) Он не разрешает мне производить опыты над собой. 8) Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы можно было их собрать и напечатать в газете. 9) Собакевич сказал Чичикову, что я готов продать мертвых душ. 10) Люди ликовали: везде звучала музыка, раздавалась дробь каблуков. Мы говорили со многими из них прямо на площадях. 11) Если после трехдневного содержания этих собак в специальном месте за ними не явятся владельцы, они подлежат уничтожению. 12) По окончании своей школы я обязательно останусь работать в родном для меня селе.

1) Воспитатель обращает внимание ребят на то, что у кролика длинные уши и короткий хвост, он прыгает. 2) В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без всякой пользы. 3) В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые погибли от бомбежек. 4) Тайна строения поверхности Венеры, казалось, надолго скрыта от науки: ее не видно. 5) Сможете ли вы что-нибудь посоветовать мне в этом случае? 6) Труппа артистов, поискав друг друга в толпе вокзала, наконец, собралась и отправилась в Рузу. 7) Он не разрешает мне производить над ним опыты. 8) Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил записывать, чтобы можно было их собрать и напечатать в газете. 9) Собакевич сказал Чичикову, что он готов продать мертвых душ. 10) Люди ликовали: везде звучала музыка, раздавалась дробь каблуков. Мы говорили со многими из ликующих прямо на площадях. 11) Если после трехдневного содержания этих собак в специальном месте за ними не явятся владельцы, животные подлежат уничтожению. 12) По окончании школы я обязательно останусь работать в родном для меня селе.

Стилистическое использование глаголов

Задние 1. Выберите правильную глагольную форму:

1) Каждое утро ты (полощи, полоскай) рот. - А я и (полоскаю, полощу). 2) Идет седая чародейка, мохнатым (машет, махает) хвостом (о зиме). 3) Лошадь стоит и (машет, махает) хвостом. 4) Пружина (двигает, движет) механизм. 5) В этом деле мною (двигает, движет) чувство сострадания. 6) С крыши (капает, каплет), и ночью образуются сосульки. 7) Мать (капает, каплет) валерьянку в стакан.

1) Каждое утро ты полоскай рот. - А я и полощу. 2) Идет седая чародейка, мохнатым махает хвостом (о зиме). 3) Лошадь стоит и машет хвостом. 4) Пружина двигает механизм. 5) В этом деле мною движет чувство сострадания. 6) С крыши каплет, и ночью образуются сосульки. 7) Мать каплет валерьянку в стакан.

Задание 2. Устраните ошибки в употреблении видов глагола.

1. Чтобы сокращать сроки освоения новой техники, руководители лаборатории призваны взять под неослабный контроль решение всех вопросов. 2. Надо помогать молодежи расти и проявлять свои способности. 3. Мы своевременно закупали билеты, а вечером 15 участников агитбригады выехали с Московского вокзала в Колпино. 4. Эти предложения будут внедрены, чтобы облегчить труд, повышать его производительность и культуру производства. 5. Надо не только извещать о выполнении и перевыполнении норм выработки, но и вскрыть секреты успехов рабочих, рассказать, как они организуют свой труд.

1. Чтобы сократить сроки освоения новой техники, руководители лаборатории призваны взять под неослабный контроль решение всех вопросов. 2. Надо помогать молодежи расти и проявлять свои способности. 3. Мы своевременно купили билеты, а вечером 15 участников агитбригады выехали с Московского вокзала в Колпино. 4. Эти предложения будут внедрены, чтобы облегчить труд, повысить его производительность и культуру производства. 5. Надо не только извещать о выполнении и перевыполнении норм выработки, но и вскрывать секреты успехов рабочих, рассказать, как они организуют свой труд.

Синтаксические нормы (правила согласования подлежащего и сказуемого).

Задание: Раскройте скобки и выберите нужную форму сказуемого. Мотивируйте свой выбор.

1) Ровно в полдень (прозвучали, прозвучало) несколько выстрелов. 2) Ряд учителей уже (используют, использует) новую методику. 3) Большинство российских спортсменов (выступили, выступило) на международных соревнованиях. 4) Примерно пятая часть жителей деревни (мечтает, мечтают) получить свою землю. 5) В нынешнем году в городе (построено, построены) двенадцать новых зданий.

1) Ровно в полдень прозвучало несколько выстрелов. 2) Ряд учителей уже использует новую методику. 3) Большинство российских спортсменов выступило на международных соревнованиях. 4) Примерно пятая часть жителей деревни мечтает получить свою землю. 5) В нынешнем году в городе построено двенадцать новых зданий.

Страницы: 1, 2