скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Риторический вопрос в печатных средствах массовой информации скачать рефераты

p align="left">* Выдвижение значимого, с точки зрения адресанта отрезка текста

« А знаешь, в чем преимущество кредита?»

(Комок, октябрь, № 41)

« Как в этом может ходить нормальный человек?»

(Конкурент, октябрь, № 42)

В обоих случаях риторический вопрос подготавливает читателя к наиболее важному в повествовании.

* Изобразительная функция

Обрисовка ситуации

«Наступила ночь. Весь город уснул. А вашему ребенку не до сна? Что же делать? Биологически активный фитокомплекс «Баю - бай»

(Конкурент, октябрь, № 42)

«Она не могла и коромысла с полными ведрами поднять, так в фильме пустые и носила, что это за Аксинья из француженки?!»

(Телевизор, ноябрь, № 46)

« А если именно в этот важный для тебя день ни муж, ни сват, ни все остальные не горят желанием бросать все свои важные дела и мчаться к тебе на встречу?»

(Комок, октябрь, № 41)

На данном примере мы наблюдаем конвергенцию риторического вопроса и перечисленного ряда, что позволяет читателю явно представить себе ситуацию.

* Выражение иронии, сарказма

« Как в этом может ходить нормальный человек?»

(Конкурент, октябрь, №42)

« А ты что, решила, что все произойдет само собой»

(Телевизор, сентябрь, №40)

* Характерологическая функция:

«И почему я такие таланты до сих пор не снимаю?»

(Телевизор, ноябрь, № 46)

« Как можно отказать такому хорошему специалисту?»

(Телевизор, ноябрь, № 46)

«Стоит ли удивляться затворническому образу жизни Киану Ривса?»

(Телевизор, ноябрь, №46)

Характеристика персонажа дается при помощи риторического вопроса и распространенным определениям.

* Эмотивная функция

«Что вы тут вообще себе позволяете? Неужели вы думаете, что я поддамся на ваши провокации, или чего доброго, позволю нарушить свои права?»

(Конкурент, октябрь, № 42)

В данном примере играют роль эмонационально-отрицательные риторические вопросы

* Экспрессивная функция

«Зачем так часто, буквально в каждом рекламном блоке, показывать рекламу фильма «остаться в живых»? Это же надоедает! Неужели от этого рейтинг сериала возрастет?»

(Комок, октябрь, №41)

Заставляет адресата задуматься.

*Усилительная функция, в большинстве случаев зависит от контекста.

«Зачем в Красноярске рекламировать средство от накипи? У нас вода - одна из лучших в стране, и призыв покупать такое средство - абсурд!»

(Телесемь, октябрь, №47)

«Обещали, что с первого июля рекламы станет меньше, а у меня ощущение, что ее, наоборот, больше стало. Как это понимать?»

(Телесемь, октябрь, №47)

«Этот ролик целыми днями крутят что ли? Само шоу смотрю с удовольствием, но анонсы раздражают»

(Телесемь, октябрь, № 47)

Во всех случаях риторические вопросы эмонационально окрашены.

* Выражение внутреннего состояния адресата

«И кому, какое дело, в каком состоянии я сегодня?!»

(Телевизор, ноябрь, №46)

Вопрос выражает эмоции адресата с помощью эмонационально - отрицательной конструкции, а так же сочетанием вопросительного и восклицательного знаков.

Практически все риторические вопросы эмоционально окрашены, что выделяет их из общего потока речи.

Риторический вопрос часто применяется в рекламных текстах. Читатель должен запомнить содержание рекламного текста. И здесь вступает в действие память - форма психологического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Значит, в рекламном тексте должны быть какие- то словесные и логические стимулы, которые позволили бы прочно запомнить текст рекламы, чтобы в нужный момент вспомнить его и воспользоваться его предложением. Легко запомнить, например, такой текст:

« Весь город уснул. А вашему ребенку не до сна? Что же делать? Биологически активный фитокомплекс «Баю - бай»

Выделяются четыре функции воздействия рекламы: привлечь внимание потребителя, убедить его в необходимости воспользоваться призывом рекламы, заставить его запомнить основную мысль рекламы и прибегнуть к ее рекомендациям. Композиция рекламы, слово в рекламе, аргументы в пользу рекламируемого объекта, а так же некоторые другие вспомогательные элементы, например, рисунок или изображение товарного знака. Большую роль в восприятии и воздействии играет композиция рекламного текста. Можно установить некоторые общие закономерности построения рекламы. Это заголовок, вступление, содержание, заключение. Заголовок (рекламный лозунг) должен привлечь внимание к рекламе. Рекламный лозунг - ударная строка в композиции. Это не просто первая и тщательно отработанная фраза, а выражение, способное мгновенно восприниматься и запоминаться на долгое время без всякого усилия со стороны читателя. Рекламный лозунг выражает основную идею рекламы:

“У вас проблемы? У нас решение! Адрес…телефон…”, “ Наверное, вы не против сэкономить 10-15 % топлива? Телефон…”, “10-15 кг за один месяц. Хотите похудеть? Телефон…”

Практика выработала определенные требования к рекламному лозунгу: он должен привлечь внимание к рекламе; быть лаконичным; содержать мысль, связанную с темой рекламы, и сообщать, таким образом, минимальную информацию; содержать ударные слова, стимулирующие энергичные действия. Рекламное вступление поддерживает заголовок: он помогает понять выгоду, пользу, приемлемость предложения, обещает что- либо, сообщает нечто важное читателю. В содержании - основной части - говорится о достоинствах рекламируемого объекта, приводятся аргументы в его пользу. Заключение должно закрепить основную мысль, рассеять сомнения, которые могут возникнуть у читателя. В нем даются так же адреса и телефоны. Такова развернутая композиция рекламного текста. < Кохтев Н. Н. «Стилистика рекламы», 1991>

В выше изложенных примерах композиция состоит из двух частей: рекламного лозунга, который выражает весь смысл, и заключения, в котором назван телефон или адрес.

Итак, из этой главы следует, что риторический вопрос может выполнять совершенно разнообразные функции: монипулятивную; функцию создания комического эффекта; создание драматического эффект. выдвижение значимого, с точки зрения адресанта, отрезка текста; изобразительная функция; выражение иронии, сарказма; характерологическая функция; эмотивная функция; экспрессивная функция; усилительная функция; выражение внутреннего состояния адресанта. Риторические вопросы очень часто встречаются в газетных заголовках и рекламных лозунгах, там они выполняют кроме выше указанных функций, функцию определения темы для статьи или рекламы.

Глава 3. Конвергенция и контаминация

Эта глава посвящена конвергенции и контаминации в риторических вопросах, поэтому сначала дадим определения этим терминам.

Конвергенция (от лат. Convergo- приближаюсь, схожусь )- сближение или совпадение двух или более лингвистических сущностей. Понятие “конвергенция” имеет два аспекта - глоттогонический и структурно- диахронический. Глоттогоническая К. - возникновение у нескольких языков (как родственных, так и не родственных) общих структурных свойств вследствие достаточно длительных и интенсивных языковых контактов, а так же на базе общего для конвергирующих языков субстрата , в связи с чем различается контактная конвергенция и субстратная, причем оба вида могут совмещаться. Конвергенция охватывает либо отдельные фрагменты языковой системы (фонологическую систему или лексику), либо язык в целом.

Структурно- диахроническая К.- исторический процесс, приводящий к уменьшению разнообразия в системе языка вследствие исчезновения некоторых вариантных различий, например совпадение двух или более фонем: индоевр. *а, о, е> индоиран. а. Это понятие в этом смысле было разработано в теории диахронической фонологии Е. Д. Поливановым (1928) и в иных терминах - Р. О. Якобсоном (1930). Существо фонологич. К. состоит в дефонологизации некоторого фонемного различия, т.е. в утрате тем или иным различительным признаком его дифференцирующей функции и превращении его в избыточный для данных конвергирующих фонем. («Энциклопедия стилистических терминов» ).

В данном случае нам интересна конвергенция как - способ взаимодействия стилистических фигур, при которых стилистические фигуры следуют друг за другом в узком контексте, при этом одно языковое средство усиливает действие другого.

Контаминация (от лат. Contaminatio- смешение) - объединение в речевом потоке структурных элементов двух языковых единиц на базе их структурного подобия или тождества, функциональной или семантической близости. В результате происходит «обмен» компонентами таких единиц. Обычно контаминация наблюдается в сфере разговорной речи и является отступлением от литературной нормы. Наблюдается главным образом в сфере фразеологии. Обычно К. связана с так называемым смещением конструкции, характерным для разговорной речи, например «Последнее, на чем я остановлюсь, это на вопросе..» (норма: «это вопрос» ). Случаи, когда результаты К. приобретают нормативный характер, сравнительно редки в развитых литературных языках: напр., «смириться с чем»- результат смешения предложного управления в сочетаниях «смириться перед чем» и «примириться с чем». К. используется так же для образования нормативных композитов, образованных объединением разных частей двух слов: «бестер» < «белуга»+ «стерлядь».Но нам важно, что Контаминация- это способ взаимодействия стилистических фигур, когда одна фигура накладывается на другую возникает одна гибридная стилистическая фигура, или гибридный троп, в одной языковой единице совмещаются черты двух явлений.

Примеры Контаминации (на материале печатных СМИ):

* градация с амфиболией« Ну, хорошо, пусть это будет принц на белом коне. Или даже не принц … Но вдруг он станет для тебя тем самым преданным другом? Да пусть он будет и без коня.… И вообще, сколько можно быть одной?»

( Телесемь, ноябрь, № 48)

* антифразис и обманутое ожидание

« и этот герой бросил свою жену? Так ей и надо..»

( телевизор, ноябрь, №46)

* смешение стилей, градация и трансформация фразеологизма.

« господа, и что этот мрак с налогами, безработицей и высоченными ценами, называется пречастливейшим будущим? При таком раскладе я вынужден воздержаться»

(комок, ноябрь, №42)

* ирония и антитеза

« Можно ли в хх веке так же хорошо заморозить продукты, как 100.000.000 лет назад?»

( Телесемь, декабрь, №49)

* смешение стилей, порцеляция, эпитеты.

« кто на свете всех милее, всех прекрасней и умнее? Риторический вопрос, если дуло смотрит в нос»

( Конкурент, октябрь, № 42)

* градация, метафора

«Наступила ночь. Весь город уснул. А вашему ребенку не до сна? Что же делать? Биологически активный фитокомплекс «Баю - бай»

(Конкурент, октябрь, № 42)

Примеры конвергенции:

* градация с иронией

«Вы помните себя в шестнадцать? Правда, прекрасная пора? А помните свои тридцать? А шестьдесят? Что, уже не помните?»

( Телесемь, ноябрь, №48)

* катахреза

« почему молочные реки в кисельных берегах?»

( комок, ноябрь, №42)

* смешение стилей и ирония

« зададимся же вопросом, почему бог сначала создал мужчину, а потом женщину? Потому что и у бога должен быть черновик»

(Комок, ноябрь, № 42)

* катахреза, перечислительный ряд и фразеологизм.

« что ждет его за порогом детства? Кто, как не вы - любящие бабушки и дедушки, мамы и папы, позаботится о его счастливом будущем»

(телевизор, ноябрь, №46)

* фразеологизм, градация

«Личная жизнь ни к черту, на работе - враги и завистники, подруга - предательница! Как так можно жить?»

(Телевизор, октябрь, №45)

«Нет детей? Нет мужа? Так вот почему она с головой ушла в работу! А что ей еще остается?»

(Комок, октябрь, №41)

* градация, фразеологизм

« А если именно в этот важный для тебя день ни муж, ни сват, ни все остальные не горят желанием бросать все свои важные дела и мчаться к тебе на встречу?»

(Комок, октябрь, № 41)

Можно подвести итог вышеизложенному, в риторическом вопросе часто совмещаются такие различные худ. средства, как: эпитеты, метафора, фразеологизмы, амфиболия, порцеляция, трансформация фразеологизмов, антифразис, смешение стилей и наиболее часто употребляемы: градация, ирония, обманутое ожидание. В контаминации (способ взаимодействия) наиболее часто встречается сочетание градация с иронией и эпитетами. В конвергенции- смешение стилей, градация и фразеологизмы. Редко наблюдаем наличие катахрезы, порцеляции, амфиболии и антифразиса.

Заключение

В своем научном исследовании мы установили следующее:

* В лингвистической литературе риторический вопрос обычно рассматривается или как скрытое утверждение (отрицание), не требующее ответа, или как вопрос; некоторые исследователи видят в нем “внутренний” вопрос, часть логического вопроса. Изучив научные концепции, мы пришли к выводу, что более убедительным представляется рассмотрение риторического вопроса как утверждения (отрицания), отличающегося различными эмоционально- экспрессивными оттенками.

* конструкции риторического вопроса обладают разной степенью зависимости от макроконтекста (в основном предшествующего). В некоторых случаях это полная зависимость. В других случаях, кроме широкого контекста, играет значительную роль микроконтекст - лексическое наполнение самого вопросительного предложения: характерные для риторического вопроса вопросительные частицы ( разве, неужели и др.), вопросительные местоимения и местоименно - наречные слова (как, какой, где, когда), эмоционально- оценочная лексика.

* особенность риторического вопроса является то, что предложения, не имеющие в своем составе отрицательной частицы «не» , воспринимаются как отрицательные, и наоборот, предложения, имеющие в своем составе частицу «не», осознаются, как утвердительные.

* функциями, в которых риторический вопрос употреблялся в использованных нами для работы газетах, являются: монипулятивная, изобразительная, характерологическая, эмотивная, экспрессивная, усилительная функция, а так же функция создания комического, трагического эффектов, функция выдвижения значимого, с точки зрения адресата, отрезка текста и выражения его внутреннего состояния.

Таким образом, мы делали лингво-стилистическое описание риторического вопроса и характеристику его структурных типов, а также изучили его экспрессивные возможности на материале статей печатных СМИ.

Библиографический список

1. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка/ Н. С. Валгина, издание 2- е. учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1978.- 439 с.

2. Солганик Г. Я. Стилистика текста: Учебное пособие / Г. Я. Солганик. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 254с.

3. Кохтев Н. Н. Стилистика рекламы: учебн - метод пособие для студентов фак. и отд - ний журналистики гос. ун-тов/ Н. Н. Кохтев.- М.: изд-во М. ун-та., 1991 - 92 с.

4. Стешов А. В. Как победить в споре: о культуре Полемики/ А. В. Стешов. - Л.: Лениздат, 1991 - 191 с.

5. Стернин Н. А. Практическая риторика: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. - М.: Академия, 2003 - 272 с.

6. Кожина М. Н. Стилистика русского языка : учебник для студентов пед. ин - тов по специальности “Русский язык и литература”.-2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1983 - 223с.

7. Хазагеров Г. Г. Риторика / Г. Г, Хазагеров. - Ростов н/Д : Феникс, 2004 - 254с.

8. Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж. - М. и др. Общая риторика / Ж. Дюбуа, Ф. Эделин, Ж.-М. Клинкенберг. Пер. с фр. Е. Э. Разлоговой, Б. П. Нарумова; общ. ред. и вступ. ст. А. К. Авелигева - М. : Прогресс, 1986 - 391с.

9. Боровой Л. Я. Диалог, или “ Размена чувств и мыслей” /Л. Я. Боровой. - М.: Сов. Писатель, 1969 - 267с.

10. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студентов вузов / Г. В. Лазутина. - М.: Аспект Пресс, 2001 - 238с.

11. Основные понятия теории журналистики. Под ред. Засурского Я. Н. - м.: 1993 - 205с.

12. Смелкова З. С., Сальникова О. А., Савова М. Р., Ассуирова Л. В. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: Учебное пособие / З. С. Смелкова, О. А. Сальникова, М. Р. Савова, Л. В. Ассуирова. - М.: Флинта: Наука, 2002 - 318с.

13. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебник для студентов вузов, обуч - ся по направлению журналистика / С. Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2001 - 284с.

14. Калинин. Лексические единицы и организация структуры литературного текста / Калинин. Гос. ун-т: КГУ, 1983 - 182с.

15. Михальская А. К. Основы риторики : Мысль и слово : Учебное пособие для учащихся 10-11 кл / А. К. Михальская. - М.: Просвещение,1996 - 416с.

16. Береговская Э. М. Занятная риторика / Э. М. Береговская , Ж.-М. Верже - М.: Языки русской культуры, 2000 - 152с.

17. Риторика и стиль : сб. ст. / МГУ им. М. В. Ломоносова. Филол. Фак; под ред. Ю. В. Рождественского .- М. : из - во МГУ, 1984 - 136с.

18. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика./ Аристотель - М.: Лабиринт,!998 - 567с.

19. Сковородников А. П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литер. Языка/ А. П. Сковородников. - Томск: изд - во Томского ун-та, !981

20. Сковородников А. П. , Копнина Г. А. Об определении понятия «риторический прием» / А. П. Сковородников, Г. А. Копнина // Филологические науки, 2000, №2, с.75-80

21. Солганик Г. Я. Публицистика как искусство слова. Поэтика публицистики/ Г. Я. Солганик. - М.:МГУ,1990

22. Калинина А. А. Риторический вопрос среди различных типов предложений // Русский язык в школе. 1986. №4. -с.97-101.

23. Бердник Л. Ф. Риторический вопрос как экспрессивное средство / Л. Ф. Бердник// Риторика и синтаксические структуры. Тезисы Краевой научно - практич. Конференции 1-3 февр. 1988г.- Красноярск,1989,с.96-98

24. Шердакова Л. Н. Риторический вопрос в языке произведений Ленина/ Л. Н. Шердакова// Русский язык в Школе. №2. - Сю 83-86.

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ

25. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь - справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. - М.: Просвещение, 1985 - 399с

26. Хазагеров Т. Г. , Ширина Л. С. Общая риторика: Курс лекций; Словарь риторических приемов / Т. Г. Хазагеров, Л. С. Ширина. - Ростов н/Д., 1999 - 320с.

27. Краткий словарь литературоведческих терминов, под ред. Л. Н. Тимофеева, С. В. Тураева. - М.: Просвещение, 1978.

28. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов
О. С. Ахманова. - М.: Советская энциклопедия, 1969 - 608с.

29. Краткий словарь лингвистических терминов/ред. Л. И. Тимофеев,С. В. Тураев. - М.: Просвещение, 1978.

30. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Наука, 1972.

Страницы: 1, 2