Речевой этикет в деловом общении
p align="left">Широко известны слова Сервантеса: "ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость". В них подчеркивается весомость результата, достигаемого путем "простой" вежливости.Этикетная модуляция речи Этикетная информация поступает с обеих сторон в диалогическом общении не только в начале или в конце общения. (этикетные формулы, обрамляющие коммуникативный акт, называются этикетной рамкой.) Этикетная информация передается обеими сторонами в процессе всего общения. Это не только выражение просьб, благодарностей, извинений за вольное или невольное нарушение интересов партнера. Эти этикетные ритуалы составляют лишь некоторую часть общения. "Если изобразить общение в виде разворачивающейся во времени ленты и заштриховать на ней участки совершенно этикетного общения, то получится примерно следующее". Темные участки -- время этикетного общения. Но этикетное общение не ограничивается использованием этикетных формул. Информация об отношении друг к другу коммуникантам нужна постоянно. В.Е. Гольдин справедливо пишет в упомянутой книге: "человек не может действовать в обществе, не имея постоянных сведений о том, совпадают ли его представления о распределении ролей между членами коллектива с соответствующими представлениями других участников общения. Как шофер, ведущий машину по оживленным улицам города, должен одновременно следить за состоянием дорог и светофорами, за действиями пешеходов, положением и сигналами других машин, за показаниями непрерывно работающих приборов панели управления и одновременно должен сам сигнализировать о предстоящих маневрах, так и каждый член коллектива в процессе общения должен одновременно получать и передавать разнообразнейшую информацию". Иными словами, общение представляет собой сложную информационную структуру, состоящую из обмена информацией объективного характера, из обмена информацией субъективного характера (отношение к предмету сообщения) и из обмена информацией о человеческих отношениях. Последняя может быть выражена посредством этикетных средств, прямо или косвенно посредством физического или словесного жеста. Вас попросили присесть на самый дальний из стульев от стола начальника. Вы поздоровались с начальником стоя, он же вам еле кивнул, произнося "здравствуйте!" и продолжая говорить по телефону. Начальник поздоровался с вами, не отрываясь от разбора бумаг на своем столе. Использование жестикуляции в этих случаях направлено на то, чтобы подчеркнуть незначительность посетителя в глазах чиновника. Жесты передают приблизительно следующую информацию: "я очень занят, у меня важные дела, а ваши мелкие проблемы меня не интересуют". К сожалению, подобная позиция чиновника и сегодня не исключение. Она рассчитана на то, что человек может потеряться, прийти в замешательство от такого приема и уйти. Контрприемом в этом случае было бы вежливое: вы, Иван Иванович, я вижу, сейчас очень заняты, когда я смогу прийти снова, чтобы, не отвлекая вас, поговорить о своей проблеме? Словесный жест используется также с целью приблизить к себе собеседника или отдалить его, выразить отношение почтения, признать равным или выразить пренебрежение. Когда преподаватель входит в аудиторию, студенты встают, тем самым выражая приветствие и готовность принять на себя роль учащихся. Преподаватель в свою очередь здоровается со студентами и предлагает сесть, принимая роль обучающего. Без этой этикетной процедуры взаимного приветствия вряд ли занятие пройдет хорошо, потому что нет в информации о взаимоотношениях главного -- нет желания принять на себя коммуникативные роли "преподавателя" и "учащихся", нет взаимной ориентации в третьем информативном поле. Точно так же важна эта взаимная ориентация партнеров во время ведения деловых переговоров. А. -- здравствуйте. Б. -- здравствуйте / я хотел бы предложить вам свои выступления на вашей презентации // я вам звонил. А. -- насчет чего? Б. -- я предлагал вам наши выступления // вы сказали / что нужно встретиться. А. -- я говорила? Б. -- да // вы хотите устроить презентацию / с концертной частью /для этого я предложил вам участие нашей группы эксцентрики -- клоуны "скоморохи" // я вам представлялся // мы находимся при региональном фонде реабилитации молодежи. А. -- вы представлялись? Б. - да. (пауза) А. -- так / а можно посмотреть? Б. -- конечно. (пауза) А. - угу. Б. -- группа уже хорошо известна в городе / и за город мы выезжаем. А. -- но я вас еще ни разу не видела ... Б. -- да / вы не видели // но / может вам это будет / как бы... // может это для вас будет значимо ... // я только что был у директора торгового центра "Русь" // он приглашает нас в конце декабря для проведения концертной программы // то есть нас знают / приглашают... А. -- ну да / понятно ... Б. -- у нас есть лицензия на проведение концертной деятельности / кроме того мы можем взаимозачетом / рекламный плакатик где-нибудь повесить... А. -- да? Ну что же / вы оставьте программку / вообще это интересно / наверное... Б. -- угу / ну мы можем написать письмо?.. А. - давайте так // я вас на следующей неделе посмотрю…// а вы пока заготовьте письмо со всеми реквизитами и занесите секретарю // мы подумаем / и наверное решим ... Б. -- до свидания // спасибо. А. -- всего доброго. В данном диалоге видно, как меняется позиция одной из сторон. Вначале позиция предлагающего, менеджера концертной группы, подвергается сомнению, что выражается в переспросах (я говорила? Вы представлялись?), свидетельствующих о неприятии информации. Интересы и позиции дистанцированы. Паузы размышления и первый конструктивный вопрос (так / а можно посмотреть?) Свидетельствуют о возможности смены позиции и признания в предлагающей стороне партнера. Смена позиций не происходит просто и легко. Реплика (но я вас еще ни разу не видела ...) Свидетельствует о еще существующем недоверии. Первая реплика согласия (ну да, понятно...) Свидетельствует о том, что позиция предлагающего уже не ставится под сомнение, хотя интересы по-прежнему дистанцированы. Об этом говорит вопросительное "да?" в начале следующей реплики. И только в финале диалога сформулированная в форме встречного предложения позитивная позиция намечает пути сближения интересов и закрепляет за предлагающей стороной коммуникативную роль партнера. Отношения между договаривающимися сторонами в процессе диалога меняются. А из собственно этикетных средств в нем представлена только этикетная рамка (-- здравствуйте! -- здравствуйте. -- до свидания / спасибо. -- всего доброго). Таким образом, специальное этикетное общение совершается лишь время от времени, а видоизменения речевого и неречевого поведения под влиянием человеческих отношений происходят всегда. Эти изменения, происходящие в соответствии с условиями общения, и рассматриваются как этикетная модуляция речи (термин В.Е. Гольдина). В деловом общении этикетная модуляция речи связана с выбором конструктивного-деструктивного тона общения. Установка на конструктивный тон делового общения выражается в готовности признать позицию собеседника, само право на существование такой позиции, в отсутствии категоричных суждений; этого не может быть! Не хочу даже и слушать! Никогда мы на это не пойдем! и т.п. Вежливая форма отрицания включает сомнение: мне кажется это не вполне убедительным; боюсь, что не могу согласиться с вами; едва ли это так. Отрицательный ответ, отказ с позиции требований этикета -- это сложное речевое действие. Прежде всего нужно позаботиться о том, чтобы собеседник не был обижен. Смягчает отказ позиция сочувствия, сопереживания вынужденному его принять: К сожалению, мы не можем сегодня принять ваше предложение. Может быть, это будет возможно в будущем. Для делового общения очень важна именно эта перспектива. Если ее не предлагает отказывающая сторона, она должна присутствовать в реплике того, кому отказывают: Будем надеяться, что ситуация изменится к лучшему, и мы сможем вернуться к этому вопросу. Тема обсуждения в деловой устной речи, как правило, задана целевой установкой (решить проблему сбыта товаров, услуг; найти партнеров в решении финансовых вопросов; наладить эффективно "работающие" связи с поставщиками; решить организационные вопросы). Однако в условиях неофициального общения обсуждение деловых вопросов может перемежаться с обсуждением самых различных сторон человеческой жизни. При этом важно помнить, что согласно нормам западноевропейского этикета в число нежелательных тем входят: политика, религия, секс, здоровье, финансовые проблемы. К числу наиболее обсуждаемых тем относятся: спорт, культура, гастрономия (за столом), погода, виды на урожай и т.п., т.е. Темы, которые нельзя отнести к числу "конфликтных". Светская беседа, и отличие от деловой, не направлена на решение обсуждаемых вопросов. Она как бы скользит по поверхности обсуждаемых предметов, не проникая глубоко в их суть. Целью светского общения является не передача информации, не решение каких-либо проблем, а поддержание доброжелательных отношений с людьми, получение удовольствия от общения. Отсюда широкое использование иронии, юмора в самых различных языковых формах -- шутка, анекдот, шутливый намек, занимательный рассказ и т.п. Понятие светской беседы тесно связано с особыми речевыми ситуациями праздничного общения (посещение театра, вернисажа, бала, званого вечера и т.д.), которые определяют табуирование "предметных" тем, в том числе и отказ от обсуждения деловых вопросов. Умение уходить от споров, от обсуждения острых проблем, расположить к себе собеседников не приходит само собой. Очень часто высококультурные люди хорошо владеющие жанрами устного делового общения, стесненно чувствуют себя в обстановке светского общения, которое требует изощренности речи, быстрой речевой реакции. Легкость и изящество светской беседы -- это своего рода искусство. Оно достигается постоянной практикой (в дворянских семьях этому учили с детства). Светская беседа не накладывает таких строгих требований, как официальное этикетное общение. При этом истинно светский человек может и пренебречь правилами этикета, чтобы соблюсти хороший тон. Пытаясь определить, что есть истинная воспитанность, Честерфильд сравнивал ее с некой невидимой линией, переступая которую человек делается нестерпимо церемонным, а не достигав ее -- развязным или неловким. О том, что иногда правилами этикета можно пренебречь из вежливости, свидетельствует факт, который лев толстой любил рассказывать своим детям. Людовик XIV, желая испытать одного вельможу, славившегося своей учтивостью, попросил войти в карету первым. Этикет строго обязывал пропустить короля вперед, но вельможа, не колеблясь, первым сел в карету. "вот истинно благовоспитанный человек!" -- сказал король. Смысл этого эпизода заключается в том, что хорошее воспитание призвано упрощать, а не усложнять отношения между людьми. (Примеры приведены из книги Муравьевой о.с. "как воспитывали дворянина". М., 1995.) Этикет делового письма В письменной речи, в отличие от устной, необходимость использования этикетных средств остается неизменной. В значительной степени оно определяется жанром послания (письма-приглашения, письма-поздравления, письма-соболезнования), социальным статусом адресата, о котором уже шла речь. Этикетные формулы в значительной мере носят условный характер. Так, англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: "дорогой сэр, вы мошенник!" без "дорогого сэра" он не может начать письмо. И в русском этикете фразы типа: буду рад вас видеть; искренне ваш -- это не выражение экспрессии, а, скорее, дань ритуалу. Еще А.С. Пушкин заметил в "путешествии из Москвы в Петербург": "мы всякий день подписываемся покорнейшими слугами, и, кажется, никто из этого еще не заключал, чтобы мы просились в камердинеры". Деловые письма-приглашения и поздравления включают много этикетных фраз. Вместо этикетной рамки (слов приветствия и прощания) в деловых письмах используются обращения: уважаемый Николай Иванович! Уважаемый г-н Бобылев! В конце письма перед подписью помещают заключительную формулу вежливости: искренне ваш!, с уважением; с искренним почтением!; с наилучшими пожеланиями!; заранее благодарны за ответ! и т.п. За этими заключительными репликами вежливости следует самоименование должностного лица, подписывающего документ, и его подпись. В самоименование включаются указание на занимаемую должность и название организации, если письмо направляется не на бланке учреждения, в противном случае -- только должность. |
Начальник главного Управления образования | (подпись) | Е.Я.Коган | | Директор Воскресенского Патп | (подпись) | В.В.Сиволобов | | И.о. Начальника главного Управления образования Самарской области | (подпись) | В.А.Прудникова | | Генеральный директор | (подпись) | С.А.Прохоров | | Главный бухгалтер | (подпись) | М.И.Притула | | |
Если письмо направляется от имени ученого совета какого-либо научного заведения, самоименование представляет собой указание на ту роль, которую то или иное лицо выполняет в данном органе: |
Председатель ученого совета института | (подпись) | П.н. Сергеев | | Секретарь ученого совета | (подпись) | Л. Д. Сухов | | |
Этикетные ритуалы, выраженные глаголами-перформативами, включены, как правило, в устойчивые выражения, как и остальные формулы речевого этикета: Я (с удовольствием) приглашаю вас принять участие в... Благодарю вас за участие... Искренне благодарю вас за... Сердечно благодарю вас за ... Прошу вас направить в наш адрес ... Заверяю вас в том, что мы приложим все усилия ... Желаем вам успехов и надеемся на будущее взаимовыгодное сотрудничество ... С благодарностью подтверждаю получение от вас ...
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|