скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Работа со схемами при обучении грамоте скачать рефераты

p align="left">Вывод:

В ходе проведения эксперимента было установлено:

Уровень знаний учащихся находится:

а) приблизительно на одном уровне;

1) % качества - 60%;

2) % успеваемости 100%;

б) средний балл равен - 3,7.

Анализ ученических работ показал, что следует поработать над следующими подтемами:

- родственные (однокоренные) слова;

- лексическое значение слов;

- морфемный анализ слова;

- словообразование.

2.2 Формирующий эксперимент

Цель: 1) закрепить знание понятий «Состав слова», «Корень», «Приставка», «Суффикс», «Окончание», «Однокоренные слова»;

2) сформировать умение разбирать слово по составу;

3) развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок, суффиксов;

4) правильно писать корни и приставки;

5) используя элементы словообразования, уточнять лексические значения слов, при этом расширяя и обогащая активный словарный запас ребенка.

Содержание эксперимента:

В ходе данного эксперимента в протестированном классе нами целенаправленно и систематически применялись индивидуальные занятия с различными видами упражнений, занимательного, обучающего, аналитического характера, объяснение материала.

Занятия наши начались со сказки про части слова, которая заинтересовала учащихся и дала стимул детям для дальнейшей работы по теме «Состав слова».

На последующих уроках мною были подготовлены разноуровневые упражнения по данной теме.

2.3 Контрольный эксперимент

Цель: сравнить результаты среза с результатами, полученными в ходе констатирующего эксперимента.

Содержание эксперимента:

Контрольный срез проводился в виде тестирования с аналогичными заданиями констатирующего эксперимента.

Форма и требования к проведению контрольного тестирования совпадают с указанными для констатирующего эксперимента.

Результаты тестового обследования приведены в таблице 2 и на диаграмме 2.

Таблица 2

Кол-во уч-ся

«5»

«4»

«3»

«2»

% кач-ва

% усп.

ср.балл

25

6

16

3

-

88

100

4,1

Диаграмма 2

% учащихся получивших отметку

60

50

40

30

20

10

0

5 4 3

Сопоставим результаты полученные в результате проведенных экспериментов: констатирующего и контрольного.

Таблица 3

Кол-во уч-ся

«5»

«4»

«3»

«2»

% кач-ва

% усп.

ср.б.

25

3

6

12

16

10

3

-

-

100

100

60

88

3,7

4,1

Диаграмма 1

% учащихся получивших отметку

60

50

40

30

20

10

0

5 4 3

Результаты

Анализируя практический эксперимент с использованием индивидуальных занятий, разнообразных заданий, было установлено:

В 4 классе уровень знаний учащихся повысился, благодаря систематической индивидуальной работе учителя и учащихся.

- Средний балл по результатам контрольного эксперимента увеличился на 0,4 по сравнению с результатами констатирующего эксперимента.

- Процент качества увеличился на 28 по сравнению с показателями процента качества констатирующего эксперимента.

- Успеваемость составляет 100% в обоих случаях.

Сравнительный анализ полученных результатов показывает, что учащиеся успешно усваивают и применяют на практике.

Заключение

Анализируя материал данной дипломной работы могу делать некоторые выводы.

В условиях развивающего обучения формирование познавательной деятельности и овладение предметными знаниями сливаются в единый процесс. Одним из условий, способствующих осознанию учащимися системы понятий и своей мыслительной деятельности, является использование систематизирующей наглядности.

Одна из целей применения наглядности на уроках русского языка -- формирование грамматических понятий. В преподавании языка наглядностью служит сам язык, а грамматические термины, лингвистические определения выступают как обобщения. В графической форме возможно отражение только обобщений, общих закономерностей языка, отвлечение от несущественных признаков, конкретных значений, поэтому графичность (изобразительность) можно считать отличительным признаком обобщающей и систематизирующей языковые связи наглядности.

Таким образом, графические средства соответствуют словесным формулировкам языковых обобщений и обобщенность графической наглядности именно при изучении языка является ее существенным признаком.

Как было указано выше к графической наглядности традиционно относят таблицы, схемы, условные рисунки, использование цвета, особого шрифта, сочетание названных средств. Все перечисленные наглядные средства (и их элементы) могут быть объединены в одну группу, что следует из определений этих пособий, принятых в дидактике.

Большей степенью абстракции, символизма и обобщенности характеризуются схемы. «Схема -- это условное обозначение какого-либо предмета или явления, передающее только основные, наиболее существенные его признаки, исключающее все внешнее и второстепенное... При помощи схемы в условной графической форме могут быть показаны и отвлеченные категории». Именно на этой особенности схем основывается их всестороннее и частое использование при изучении теории языка

Элементы таблиц и схем могут находиться в разных отношениях. Схемы могут включаться в таблицы или, напротив, их включать. Одно и то же явление может быть изображено в виде схемы и в виде таблицы. Дополнительное перекодирование понятия способствует дополнительному переосмыслению его признаков и операций, направленных на усвоение его признаков и способов оперирования ими.

Кроме схем и таблиц к графической наглядности относят использование схематических рисунков, которые передают не столько чувственный образ, сколько определенный сигнал, знак, выражающий обобщенное значение, использование цвета, необычного шрифта как сигналов особого рода.

И в заключении хотелось бы отметить тот факт, что умелое и методически оправданное применение схем и других видов наглядности на уроках обучения грамоте приведет к положительным результатам.

Список литературы

1. Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка. - М., 1990.

2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., 1991.

3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М. - 1988.

4. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе.//Литература в школе. - 1996. - № 5.

5. Васильева Р.А., Суворова Г.Ф. Методическое руководство к картинам по развитию речи. 3 класс. - М., 1984.

6. Глинская Е.А. , Титова В.В. Межпредметные связи в обучении. - Тула. - 1980.

7. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - М., 1988.

8. Грищенко Н.В. Интегрированный урок русского языка и природоведения. // Начальная школа. - 1995.

9. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в связи в современной школе. - М.: Педагогика. - 1981.

10. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. //Начальная школа. - 1989. - №9.

11. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2000.

12. Матюхина М.В. Мотивация учения младшего школьника. -
М.: Просвещение. - 1984.

13. Методика развития речи / Под ред. Ладыженской Т.А. - М., 1991.

14. Полякова А.В. Русский язык. Методические указания. -М., 1996.

15. Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа, №5, 1999.

16. Рализаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1989.

17. Рамзаева Т.Г Русский язык III класс -- М.: Просвещение, 1989.

18. Рамзаева Т.Г Языковое образование и его реализация в программе по русскому языку. СПб., 1997.

19. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1979.

20. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. С-Пб, 1998.

21. Розенберг Л.А, Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников // Начальная школа. - № 2 - 1995. - с. 25-28.

22. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении её возможностях в начальном обучении. // Начальная школа. - 1990. - №5.

23. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. -М., 1993.

24. Торецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. -- Азбука. -- М., 1995.

25. Шабалина З.Л. На пути обновления начальной школы. Нужны ли интегрированные уроки? // Начальная школа. - 1983. -№ 7.

Приложение 1

Тестирование учащихся по теме «Состав слова»

Задание 1

Найдите родственные слова, выделите в них корень.

1. На опушке леса рос раскидистый дуб. Дубовая кора крепкая и прочная.

2. У школы посадили большой фруктовый сад. Садовник переходил от яблони к яблоне.

3. Мой отец рабочий. Он работает на заводе.

Задание 2

Подберите однокоренные слова к слову:

Зима

Задание 3

Замените одним словом выделенные сочетания слов. Полученные слова разобрать по составу.

Участок при школе - ….

Экскурсия за город - ….

Календарь, который висит на стене - ….

Лодка, которая может плавать под водой - ….

Задание 4

От данных глаголов образовать существительные мужского рода.

Строить - ….

Учить - ….

Писать - ….

Читать - ….

Водить - ….

Задание 5

Образуйте новые слова, используя приставки.

Ходить вы-, в-, под, от-, об-, за-, пере-.

Возит за-, у-, при-, пере-, до-, от-.

Задание 6

Разделите слова для переноса.

Приморский, подписка, ноги, лесник, летать, прочитал, сахарница, солдатский.

Задание 7

К данным словам припиши противоположные по значению с тем же корнем. Выдели приставку.

Развязать - …. Раздвинуть - …. Разлепить - …. Разложить - ….

Вбежать - …. Внести - …. Вползти - …. Вскочить - ….

Задание 8

Составь и напиши словосочетания, изменяя слова в скобках по смыслу.

Выдели окончания.

Ценить что? (книга, забота)

Дорожить чем? (коллектив, честь)

Радоваться чему? (праздник, подарок)

Интересоваться чем? (работа, дело)

Удивляться чему? (природа, талант)

Приложение 2

План-конспект урока в III классе

Тема: «Обобщение знаний о предложении»

Цели:

Обучающие: 1) обобщить знания о предложении (о видах предложений по цели высказывания и по интонации, о роли предложения в речи); 2) провести контрольный срез знаний по теме;

Развивающие: развивать речь учащихся (развивать умение правильно употреблять предложения в речи).

Воспитывающие, формировать интерес к русскому языку.

Оборудование. Изображения тучки, солнышка, речки и горы; наборы для составления схем предложения (классный и индивидуальные); кружочки с номерами для каждого ученика; изображение бревна с наборами слов и предложений; таблица «Предложение»; карточки с заданиями трех уровней для каждого ученика.

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение целей урока

-- Здравствуйте -- (говорит учитель)

-- Я очень рада снова встретиться с вами. Сегодня мы отправимся в путешествие, во время которого повторим все, что изучали о предложении и напишем небольшую контрольную работу. А теперь... Представьте себе, что вы вышли на улицу, посмотрели на небо и увидели… тучку. Какая неприятность. Но это не простая тучка, из нее падают не капли, а слова. Давайте прочитаем их.

На доске:

Что вы можете сказать об этих словах?

-- Это слова разных частей речи: на -- предлог, солнце и небе -- существительные, ласковое -- прилагательное, а сияет -- глагол.

-- В некоторых словах есть орфограммы (солнце -- непроизносимая согласная, сияет -- не проверяемая гласная в корне).

-- Из этих слов можно составить предложение

На небе сияет ласковое солнце.

Предложение записывается с комментированием.

На доске вместо тучки появляется солнышко.

II. Повторение о предложении

-- Что вы записали? (Предложение.) Докажите, что это предложение. (Предложение состоит из нескольких слов, связанных по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.)

Правильно, ребята. А на нашем пути снова препятствие -- бревно. Чтобы убрать его с дороги, мы должны найти записанные на нем предложения.

-- Предложения под номерами 2 и 4, так как в них выражается законченная мысль. (Предложения прочитываются.)

А почему вы решили, что записанное под номерами 1 и 3 не является предложением? (Там мысль не завершена. Они требуют продолжения.)

Так давайте же продолжим их так, чтобы получились предложения. (Там дует ветер. Самолёт летит очень высоко.)

Запишите предложение под номером 2 с комментированием.

Прежде чем дать характеристику этого предложения, давайте вспомним, какие бывают предложения по цели высказывания? (По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.)

С какой целью мы пользуемся повествовательными предложениями? Приведите примеры таких предложений. (Чтобы просто о чем-то сообщить. Предложения: Светит солнце. Идёт урок.)

С какой целью мы пользуемся вопросительными предложениями? Приведите примеры таких предложений. (Чтобы о чем-то спросить. Например: Ты пойдёшь в лес?)

С какой целью мы пользуемся побудительными предложениями? Приведите примеры. (Чтобы побудить к действию. Например: Встаньте!.)

Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные.)

А чем отличаются восклицательные предложения от невосклицательных? (Восклицательные предложения произносятся с сильным чувством. В конце такого предложения ставится восклицательный знак.)

Может ли побудительное предложение быть восклицательным? (Да. Например: Умойся сейчас же!)

А восклицательным побудительное предложение может быть? (Да. Например: Иди спать.)

Вы совершенно правы. И эта таблица этому подтверждение.

Вывешивается таблица, которой дети уже пользовались раньше.

Предложение.

По цели высказывания:

* повествовательное

* вопросительное

* побудительное

По интонации:

* восклицательное

* невосклицательное

-- А теперь дайте характеристику записанного вами предложения. (Оно повествовательное, невосклицательное.)

Эти данные указываются в тетради.

В любом предложении есть его основа. Это главные члены предложения. Что вы о них знаете? (Подлежащее -- это главный член, который говорит, о ком или о чем предложение. Сказуемое -- это главный член предложения, который показывает, что говорится о подлежащем.)

Найдите в предложении, над которым мы работаем, подлежащее и сказуемое. (Это предложение о ветре. Что? Ветер. Это подлежащее. Ветер что делал? Дул. Это сказуемое. Подлежащее и сказуемое выделяются.)

Давайте вспомним, как обозначаются на схеме подлежащее и сказуемое. (Подлежащее обозначается красным прямоугольником, а сказуемое -- синим.)

Найдите среди этих схем ту, которая соответствует предложению, записанному в тетради.

Учащимся предлагаются следующие схемы, которые записаны на другой стороне бревна.

-- Предложению Вчера дул сильный ветер соответствует вторая схема.

-- Правильно. А почему первая схема не соответствует предложению? (Потому что в предложении сначала идет сказуемое, а потом -- подлежащее. В схеме 1 наоборот.)

А в третьей схеме что не соответствует предложению? (В предложении слово сильный, поясняющее подлежащее, идет до него. В схеме 3 стрелка от подлежащего направлена вниз. Это неправильно.)

Совершенно верно. Вы преодолели это препятствие.

Ш. Составление предложения по схеме

-- Перед нами новое препятствие -- река. По обоим берегам этой реки находятся предложения. Чтобы перебраться с одного берега на другой, нужно построить мост, т.е. составить предложение по схеме, которое соединит два берега (связать по смыслу эти предложения.) Таким образом должен получиться небольшой связный текст.

Выслушиваются предположения детей о том, какую информацию должно содержать предложение, чтобы связать по смыслу данные. Учащиеся приходят к выводу, что оно должно быть о мальчиках (потому что второе предложение начинается со слов: А девочки...)

Далее дети подбирают сказуемое и второстепенный член, поясняющий этот главный член (ловили рыбу). Теперь остается добыть еще одно слово, которое будет в предложении первым (а значит, оно должно будет связывать по смыслу два предложения) и будет пояснять сказуемое. Учащиеся предложили следующий вариант: Там мальчики ловили рыбу.

-- А что связывает по смыслу второе и третье предложения? (Союз а.)

IV. Физкультминутка

V. Контрольная работа (с поуровневой дифференциацией)

-- А сейчас перед нами последнее, но самое трудное испытание -- гора. Сможет преодолеть ее только тот, кто справится со всеми заданиями в карточке.

На доске наборное полотно в виде горы.

Дети делают задания в карточке. Сделав первое задание, ученики выходят к доске, ставят кружки со своими номерами у цифры 1 на горке; сделав второе задание -- переносят свои кружки к цифре 2; сделав третье задание -- к цифре 3. Учитель по ходу работы проверяет правильность выполненных заданий: К концу урока в зависимости от того, до какого уровня дошел ученик, выставляются соответствующие оценки.

Карточка 1

* Спиши предложение. Выдели подлежащее и сказуемое. Составь схему предложения

Птицы летели над морем.

* Спиши предложение. Выдели подлежащее и сказуемое. Найди схему, которая подходит к предложению

На дорожке прыгали молодые воробышки.

* Составь предложение по схеме. Запиши его.

Карточка 2

* Спиши предложение. Найди подлежащее и сказуемое. Составь схему предложения

На полях лежит снег.

* Спиши предложение. Выдели подлежащее и сказуемое. Найди схему, которая подходит к предложению

Скоро наступят зимние холода.

Составь предложение по схеме. Запиши его.

VI. Подведение итогов урока

Приложение 3.

Таблицы по обучению грамоте

Страницы: 1, 2, 3