скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Прецедентные высказывания в публицистике скачать рефераты

рецедентной называется некая "эталонная", "идеальная" ситуация, связанная с определенными коннотациями.

Символ прецедентного феномена - определенным образом оформленное, вербально или невербально выраженное указание на прецедентный феномен: прецедентный текст или прецедентную ситуацию.

Между прецедентными единицами нет жестких границ. Прецедентное высказывание может переходить в разряд прецедентных текстов. Символ прецедентного текста может быть представлен прецедентным высказыванием. Символ прецедентного текста может функционировать как символ прецедентной ситуации.

6. Репертуар прецедентных ситуаций, прецедентных высказываний, прецедентных ситуаций в речи современных старшеклассников

6.1 Характеристика разговорной речи

Разговорная речь - это устная, по преимуществу диалогическая разговорная речь, которой пользуются в бытовой сфере носители литературного языка. Разговорно-бытовой стиль речи противопоставляется книжно-письменным стилям по глубинным характеристикам, связанным с особенностями устной коммуникации [солганик, с.57].

Особое положение разговорной речи связано с экстралингвистическими условиями его функционирования: непринужденное общение образованных людей.

Необходимыми условиями реализации разговорного стиля речи являются: непринужденность общения, что возможно лишь при неофициальных отношениях между говорящими и при отсутствии установки на сообщение, имеющее официальный характер; непосредственность и неподготовленность речевого общения. Непринужденность общения дает большую языковую свободу личности, ослабляет социальные предписания по поводу употребления единиц языка и создает возможности для языковой игры.

Непосредственность и неподготовленность преимущественностью устной формы реализации стиля. Непосредственное участие говорящего и слушающего определяет диалогический характер разговорной речи. Слушающий и говорящий обладают одинаковыми правами на речевую активность. Мена их ролей определяет тематическую разноплановость (политематичность) разговорного текста. Разговорный монолог - непринужденный рассказ о чем-либо, адресованный конкретному слушателю или слушателям [шуба, с.540].

Разговорная речь реализуется в собственной системе жанров, в которую входят, например, такие, как обсуждение планов, выяснение отношений, обмен мнениями, болтовня, сплетня, разговор по телефону. Различные способы общения связаны с усвоением норм речевого поведения, то есть зависят от различий в коммуникативных ситуациях, в исполнении различных социальных ролей. Поскольку в разговоре обычно обсуждаются вопросы, живо интересующие и волнующие собеседников, характерной особенностью разговорного стиля является эмоциональность, экспрессивность, оценочная реакция.

Большую роль в разговорной речи играет обстановка общения, ситуация, а также невербальные средства коммуникации (мимика, жесты).

Наиболее общие языковые особенности разговорного стиля - стандартность, стереотипность использования языковых средств, их неполноструктурная оформленность; прерывистость и непоследовательность с логической точки зрения, ослабленность синтаксических связей между частями высказывания или их неоформленность; разрывы предложений разного рода вставками, повторы слов и предложений; широкое употребление языковых средств с ярко выраженной эмоционально-экспрессивной окраской; активность языковых единиц, конкретного значения и пассивность единиц с отвлеченно-обобщенным значением.

С фонетической точки зрения разговорную речь отличает сильная редукция (прово [лк] а), выпадение интервокальных (видит [виит]) и упрощение групп согласных (она музыкан (т) ша). Типична высокая вариативность произношения. Усеченные варианты обычно не вызывают затруднений при восприятии и условиях реальной разговорной речи. Поливариантность создает предпосылки для описания речевого портрета говорящего; приспособления "мимикрии" говорящего к определенной социальной среде или выделения из среды [шуба, с.541].

В разговорном стиле преобладает общеупотребительная высокочастотная лексика, называющая оптовые предметы и явления (картошка, тетрадка). Распространено употребление слов с конкретным значением и ограничено - с абстрактным; нехарактерно использование еще не ставших общеупотребительными терминов и иноязычных слов.

Характерной особенностью лексической системы разговорного стиля является богатство эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии (работяга, плестись, отлынивать, водить за нос). Особую разновидность разговорной фразеологии составляют стандартные выражения, привычные этикетные формулы: Как дела? Доброе утро!

Продуктивны образования с префиксами и суффиксами субъективной оценки (раскрасавица, ноженька, старикан).

Для разговорной речи характерна тенденция к сокращению наименований, к замене неоднословных наименований однословными: вечерняя газета - вечерка, специалист по глазным болезням - глазник. Широко используются метонимические наименования: они всю лекцию проболтали, в музее сейчас японцы. Для разговорной речи характерны глагольные номинации: чем писать нет у тебя? Типичны отглагольные названия субъекта действия с характеризующим значением: задавала, задира. При обозначении единичного факта или предмета для выражения неодобрения часто используется форма множественного числа: ты книжки читаешь, а мне в магазин идти.

Разговорному стилю в большей степени, чем другим, свойственно использование многоприставочных глагольных образований (попридержать, поразмыслить). Употребляются приставочно-возвратные глаголы с яркой эмоционально-оценочной и образной экспрессией (додуматься, наработаться).

Более активны, чем в других стилях, здесь местоимения, модальные и эмоционально-экспрессивные частицы, междометия и менее активны знаменательные слова; значительно ниже частотность употребления существительных, преобладает глагол над существительным.

Основные черты синтаксиса разговорного стиля противопоставляют его книжным стилям: неполнота конструкций, эллиптичность, редкость полных предложений. В разговорном синтаксисе преобладают простые предложения, из сложных активнее сложносочиненные и бессоюзные с ярко выраженной разговорной окраской. Характерно употребление простых предложений, в которых отсутствует глагол-сказуемое, что придает высказыванию динамичность (Я в общежитии; Мне бы билет); слов-предложений, выражающих согласие или несогласие (Да; Нет; Разумеется; Конечно); вопросительных и восклицательных предложений (неужели ты не смотрел этот фильм? Ну что ты сидишь дома! В такую погоду!). Активны междометные фразы (Как бы не так! Да ну! Ну да?!). Используются присоединительные парцеллированные конструкции (Хороший человек. К тому же веселый) [шуба, с.544].

Основным показателем синтаксических отношений в разговорной речи является интонация и порядок слов, в то время как передача синтаксических значений с помощью форм ослаблена. Интонация в разговорном стиле несет огромную смысловую, модальную и эмоционально-экспрессивную нагрузку, придавая речи естественность, непринужденность, живость, выразительность. Она восполняет то, что недосказано, не выражено словами, является главным средством выражения актуального членения. Рема высказывания в устной речи выделяется с помощью логического ударения, поэтому элемент, выступающий в качестве ремы, может быть расположен в любом месте. Выделение ремы с помощью интонации позволяет употреблять вопросительные слова (где, когда, зачем) не только в начале высказывания, как в письменной речи, но и в любой другой позиции. Типичная черта разговорного синтаксиса - интонационное разделение ремы и темы и оформление их в самостоятельные фразы. Сложноподчиненное предложение нередко начинается с придаточной части (Кто смелый - выходи).

Разговорная речь - это неисчерпаемый источник, за счет которого обогащается литературный язык в целом.

6.2 Проведение поискового элемента и обработка результатов

Для проведения поискового элемента нами был использован метод анкетирования. Эксперимент был проведен в 10 "А" классе средней общеобразовательной школы №25 г. Витебска. Количество испытуемых: 22 человека. Из них: мальчиков - 9, девочек - 13. Возраст: 15 - 16 лет. Дата проведения: 16.12.2006. Время проведения: 12.30 - 13.00. Место проведения: учебная аудитория.

Фамилии учащихся, участвовавших в анкетировании:

Алантьева Алеся 15. Мукосей Денис

Баланчук Светлана 16. Римша Юлия

Барило Денис 17. Синяков Алексей

Быкова Анастасия 18. Ткачева Мария

Буйко Евгений 19. Шапарь Мария

Благневич Татьяна 20. Федоренко Роман

Ганченко Евгений 21. Ющенко Вероника

Драненко Екатерина 22. Шматов Станислав

Калуцкая Ольга

Коврова Юлия

Кондратович Екатерина

Королева Кристина

Лапунов Алексей

Лапашинов Виталий

Учащимся были предложены анкеты с перечисленными прецедентными именами, прецедентными высказываниями, прецедентными ситуациями. Инструкция к анкете: "Уважаемые учащиеся 10 "А" класса! Вам предлагается прочитать следующие выражения и определить: знакомо ли вам данное выражение (употребляете ли вы его в своей речи), если знакомо, то откуда оно вам стало известно. Помните, что от вашей честности и внимательности зависит достоверность результатов исследования".

Анкета представляет собой список прецедентных имен, прецедентных высказываний, прецедентных ситуаций. Общее количество - 25:

"Я не Марат Козей - молчать не буду!"

"Может тебе и ключи от квартиры дать где деньги лежат?"

"Не плачь! Москва слезам не верит"

"Явление Христа народу"

"Ладно, будь по-твоему, золотая рыбка"

"Да он же бледный как Смерть"

"Картина Репина "Не ждали".

"А что, он богатенький Буратино?"

"А кто физику переписывать будет? Папа Карло?"

"Явился злющий как черт"

"Ты так долго собираешься, как будто у тебя первый бал Наташи Ростовой"

"Зубищи как у вампира"

"Ты как мастер Левша"

"Не будь самовлюбленным Нарциссом"

"Открыли они там какую-то контору (типа "Рога и копыта").

"Знаю я, куда нас этот Сусанин заведет"

"Давайте решать: кто виноват и что делать"

"Он же самый известный в школе Дон-Жуан"

"Мне дома такую операцию "Буря в пустыне" устроят!"

"Набросились как будто в голодном Ленинграде"

"Насочинял все! Тоже мне сказочник Андерсен"

"Это для них как запретный плод"

Ответить на графу "Откуда учащиеся узнали о данном высказывании" предлагается путем выбора одного или нескольких из предложенных вариантов:

А - прочитал в литературе;

Б - услышал от друзей;

В - из семьи;

Г - услышал в школе от учителей.

Полученные в ходе эксперимента данные фиксировались в таблицу:

Количество испытуемых

Прецедентное имя, прецедентное высказывание, прецедентная ситуация.

Откуда узнали о высказывании

Знают

Не знают

20 2

"Я не Марат Козей - молчать не буду!"

Г, В

16 6

"Может тебе и ключи от квартиры дать где деньги лежат?"

Б

17 5

"Не плачь! Москва слезам не верит"

В

15 7

"Явление Христа народу"

Г

19 3

"Ладно, будь по-твоему, золотая рыбка"

А

22 0

"Да он же бледный как Смерть"

В

15 7

"Картина Репина "Не ждали".

Г, В

22 0

"А что, он богатенький Буратино?"

В

21 1

"А кто физику переписывать будет? Папа Карло?"

Б

21 1

"Явился злющий как черт"

В

16 6

"Ты так долго собираешься, как будто у тебя первый бал Наташи Ростовой"

А, Г

20 2

"Зубищи как у вампира"

Б, В

14 8

"Ты как мастер Левша"

Г

12 10

"Не будь самовлюбленным Нарциссом"

А, Г

11 11

"Открыли они там какую-то контору (типа "Рога и копыта").

Б

22 0

"Знаю я, куда нас этот Сусанин заведет"

В, А

13 9

"Давайте решать: кто виноват и что делать"

Г

20 2

"Он же самый известный в школе Дон-Жуан"

А, Б

12 10

"Мне дома такую операцию "Буря в пустыне" устроят!"

Б

19 3

"Набросились как будто в голодном Ленинграде"

В

20 2

"Насочинял все! Тоже мне сказочник Андерсен"

Г

15 7

"Это для них как запретный плод"

Г

6.3 Интерпретация результатов

В ходе интерпретации результатов нами были получены следующие данные: все предложенные прецедентные высказывания были известны большинству испытуемых (количество положительных ответов на вопрос "Знакомо ли вам данное выражение (употребляете ли вы его в своей речи)?" от 11 до 22, что составляет 50 - 100%). Наиболее близкими для испытуемых были прецедентные феномены, содержащие имена собственные известных исторических лиц (Марат Козей, Сусанин, Андерсен), мифологических персонажей (Смерть, Черт, вампир), а также сказочных персонажей (папа Карло, Буратино, золотая рыбка).

Наименьшее количество положительных ответов получили прецедентные феномены, содержащие в своем составе ссылки на классические художественные произведения ("Война и мир", "Что делать?"), произведения искусства и их авторов ("Не ждали", "Явление Христа народу"), библейских текстов (запретный плод), некоторых исторических личностей и мифологических персонажей (Левша, Нарцисс).

Такая ситуация может быть связана с большей сложностью для восприятия классических текстов художественной литературы, произведений искусства и библейских текстов в сравнении со сказками, мифами, а также в отсутствии стремления со стороны школьников к их изучению.

Если говорить о том, каким путем старшеклассники узнают о прецедентных высказываниях, то на первом месте выступает семья. Так, 10 ответов на данный вопрос (что составило 46% от всех ответов) указывают семью - свое ближайшее окружение, источником знаний о тех или иных высказываниях.

Достаточно велика в знании учениками прецедентных феноменов роль школьного образования в целом и учителей в частности. Так, 8 ответов указывали на школу как источник получения знаний о предложенных высказываниях. Школа знакомит старшеклассников с прецедентными феноменами, содержащими в своем составе ссылки на классические художественные произведения ("Война и мир", "Что делать?"), произведения искусства и их авторов ("Не ждали", "Явление Христа народу"), библейских текстов (запретный плод), некоторых исторических личностей и мифологических персонажей (Левша, Нарцисс).

6 человек называют среди источников знаний своих друзей, сверстников. Прецедентные ситуации, которые получены старшеклассниками из этого источника связаны в основном с описанием внешних и личностных качеств того или иного человека (Дон-Жуан, зубищи как у вампира) или с проведением аналогии с известным событием или явлением (операцию "Буря в пустыне" устроят!").

Лишь 5 ответов на данный вопрос указывают на получение знаний из литературных источников. Это может быть связано с падением заинтересованности чтением в молодежной среде.

Заключение

Ознакомившись с соответствующей лингвистической литературой по теме "Прецедентные феномены в речи" и проведя эксперимент с помощью метода анкетирования, целью которого было изучить знание старшеклассников определенных прецедентных имен, ситуаций и высказываний, мы пришли к следующим заключениям:

Феномены (лингвистические и экстралингвистические), хорошо известные членам того или иного социума (от семьи до национально-культурного сообщества), входят в наследственное когнитивное пространство коммуникантов и являются прецедентными.

Выделяют три типа прецедентных феноменов: социумно-прецедентные, национально-прецедентные, универсально-прецедентные.

В лингвистической литературе рассматриваются такие прецедентные феномены, как прецедентный текст, прецедентное высказывание, и символ прецедентных текстов. Прецедентные феномены могут быть как вербальными (тексты в самом широком смысле этого слова), так и невербальными (произведения живописи, скульптуры, архитектуры, музыкальные творения).

Между прецедентными единицами нет жестких границ. Прецедентное высказывание может переходить в разряд прецедентных текстов. Символ прецедентного текста может быть представлен прецедентным высказыванием. Символ прецедентного текста может функционировать как символ прецедентной ситуации.

Разговорная речь - это устная, по преимуществу диалогическая разговорная речь, которой пользуются в бытовой сфере носители литературного языка.

Наиболее общие языковые особенности разговорного стиля - стандартность, стереотипность использования языковых средств, их неполноструктурная оформленность; прерывистость и непоследовательность с логической точки зрения, ослабленность синтаксических связей между частями высказывания или их неоформленность; разрывы предложений разного рода вставками, повторы слов и предложений; широкое употребление языковых средств с ярко выраженной эмоционально-экспрессивной окраской; активность языковых единиц, конкретного значения и пассивность единиц с отвлеченно-обобщенным значением.

Характерной особенностью лексической системы разговорного стиля является богатство эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.

Основные черты синтаксиса разговорного стиля противопоставляют его книжным стилям: неполнота конструкций, эллиптичность, редкость полных предложений. В разговорном синтаксисе преобладают простые предложения, из сложных активнее сложносочиненные и бессоюзные с ярко выраженной разговорной окраской.

Все предложенные в ходе эксперимента прецедентные высказывания были известны большинству испытуемых (количество положительных ответов на вопрос "Знакомо ли вам данное выражение (употребляете ли вы его в своей речи)?" от 11 до 22, что составляет 50 - 100%).

Достаточно велика в знании учениками прецедентных феноменов роль школьного образования в целом и учителей в частности. Но главным источником информации о прецедентных высказываниях является семья. Сами же прецедентные высказывания, полученные в результате семейного воспитания отличаются содержанием информации об известных исторических событиях (блокада Ленинграда, подвиг Марата Козея) либо о мифологических, сказочных существах (Смерть, Буратино).

Список литературы

1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность, - М., "Наука", 1987. - с.261.

2. Красных В.В., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Багаева Д.В. Прецедентные феномены в лингвистике // Вестник Московского ун-та. Серия 9. Филология.

Страницы: 1, 2