скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Понятие страха в языковом сознании современного подростка скачать рефераты

p align="left">Кроме того, есть парадоксальные, труднообъяснимые фразеологические обороты, такие как: небо в (с) овчинку кажется, страх на тараканьих ножках бродит и т.д. Возможно, все они возникли в русском языке давно, а на сегодняшний день их происхождение забыто, и значение ничем не мотивировано.

Заканчивая исследование словарей, обратимся к русскому ассоциативному словарю Ю.Н. Караулова. По данным обратного словаря (от стимула к реакции), слово страх является реакцией информантов на такие стимулы, как смерть, война, рожа, физиономия, морда, тюрьма, увечье, мучение, пауки, голод [АС, 303]. Причем наиболее частотными стимулами оказываются пауки (44), голод (18), смерть (16), рожа (15). Можно предположить, что связи рожа - страх, физиономия - страх, морда - страх актуализируют значение «страшный, т.е. некрасивый», но допустима и реализация значения «вызывающий страх». Таким образом, ассоциации носителей языка преимущественно отражают объекты, являющиеся причиной страха, вызывающие страх.

Анализируя сказанное, можно отметить, что понятие страха глубоко укоренилось в русском языковом сознании. Страх чаще всего воспринимается как существо, наделенное волей и силой, способное негативно влиять на человека.

Обобщим все данные в виде схемы.

стращатель,

страшник,

страхолюд,

страшилище,

опасность,

неизвестность,

смерть, тюрьма,

увечье, пауки, голод, война,

рожа

сильный

слабый

Страх

(эмоция,

чувство,

ощущение)

престрашный,

страшенный,

страшенный; страшнющий,

ужас, жуть,

страсть,

паника,

кошмар;

безумный, огромный,

безжалостный;

бояться как самого

черта / как огня /

как чумы / как черт ладана

страховитый,

страшненький,

страшноватый,

страшок;

робость,

трепет,

испуг, опаска;

мутный, призрачный,

наивный,

сомнительный

источник

степень

проявления

душевный "холод"

душа уходит в пятки

окаменеть

сердце падает

лица нет

дрожать как заячий хвост

2. Страх в сознании школьников

Как уже было сказано, материалом для нашего исследования послужили данные анкетирования, проведенного среди учащихся 7-го и 10-го классов гимназии №10. Всего было опрошено 42 человека. Участникам эксперимента было предложено анонимно ответить на несколько вопросов:

Что такое страх?

От чего может зависеть степень страха?

Какие ваши страхи связаны со школой?

Чего можно бояться?

Какого цвета страх? Почему?

Нарисуйте страх.

Анализируя результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что смысловые компоненты понятия страх во многом совпадали с языковыми, но многим и отличались, причем новые, отличающиеся данные анкет часто являлись лишь конкретизацией данных словарей.

Данные опроса можно представить в виде таблицы.

Смысловой компонент

Совпадающий с языковым

Конкретизирующийся

Источник страха

Опасность, неизвестность

Школьные (плохая, несправедливая оценка, экзамены, контрольные);

Боязнь кого-то/чего-то (пьяные, старшеклассники, старшие, животные, люди, машины, высота, темнота, неизвестность);

Экзистенциальные (неудача, ссора, одиночество, не найти друзей, быть брошенным, позор, болезнь, операция, смерть).

Что такое страх?

Эмоция, ощущение, чувство, боязнь, ужас, испуг, боязнь и т.д.

Родовые понятия: состояние души, психологическое состояние, ответная реакция организма на опасность;

Конкретизированные понятия: боязнь бесполезно прожить свою жизнь, боязнь увидеть собственные недостатки.

От чего зависит степень страха?

Словарь не указывает

Риск, возраст, характер, последствия.

Проявления

Дрожь, окаменение

Физиологические (не можешь ничего сделать, слабость, неадекватные действия, пронизывают изнутри иголки, сильно бьется сердце, боль в животе);

Душевные (все вокруг меркнет, становится не по себе, неуверенность, сомнение, не можешь себя понять).

Из этой таблицы видно, что в анкетах большинство признаков конкретизировано. Это еще раз доказывает, что для исследования эмоции недостаточно анализа словарных данных, требуется анализ персональных, человеческих ощущений и мнений.

Итак, мы видим, что в сознании школьников страх занимает не самое последнее место.

Следует отметить, что, изучая результаты опроса, мы обнаружили много индивидуальных, метафоричных объяснений страха. Вот, например, некоторые метафоричные определения страха:

страх -- это дикий зверь, до поры до времени спящий в человеке;

страх - это густой туман, который постепенно поглощает тебя, и ты исчезаешь (сразу вспоминается группа эпитетов, характеризующих страх как нечто смутное еще не оформившееся на уровне сознания);

страх - удар током, оглушающий, вызывающий резкую боль; тонкая вибрирующая игла, сидящая в сердце, это безысходность и потерянность.

Еще один отзыв о влиянии страха на человека: если ты боишься, то страх загоняет тебя в самый темный уголок твоей души.

Одним из вопросов анкет был вопрос: Какого цвета страх? Почему? Ответы на данный вопрос были очень любопытны, и нам хотелось бы представить их в виде круговой диаграммы.

Из диаграммы видно, что преобладающим "цветом страха" является черный, затем -- серый, прозрачный (или бесцветный), разный, синий, зеленый, белый, фиолетовый и коричневый. В анкетах мы нашли весьма простые, но логичные и интересные объяснения данным мнениям:

Черный

цвет смерти;

цвет темноты, а в темноте возникает страх неизвестного;

от страха часто темнеет в глазах;

этот цвет самый мрачный;

цвет пустоты;

цвет одиночества.

Итак, выстраивается ряд контекстуальных синонимов, которые в сознании подростков объединены черным цветом: смерть, пустота, одиночество, мрак, тьма, неизвестность. Из этого можно сделать вывод, что большинство современных подростков боится именно этих вещей -- одиночества, смерти, неизвестности и т.д.

Серый

цвет стали, металлический и блестящий, начищенный;

когда человек чего-то боится, все вокруг сереет, меркнут лучи солнца, которые приносят радость;

он незаметно подкрадывается и другим не виден

С одной стороны, данные мнения можно объяснить тем, что серый -- самый блеклый, самый незаметный из всей гаммы цветов, это почти отсутствие всех цветов. Но, с другой стороны, серый -- цвет стали, а, следовательно - цвет холодного острого оружия, которое может больно уколоть, ужалить, т.е. цвет опасности.

Бесцветный

мы сами придаем ему цвет и форму;

он [страх] в сознании.

Разный

страх всех цветов, т.к. он повсюду.

Синий (нет объяснений)

Белый

потому что это природный, классический цвет.

Зеленый

от него зеленеешь.

Фиолетовый (нет объяснений)

Коричневый

от него темнеет в глазах.

Таким образом, все эти цвета символизируют собой страх в сознании современных подростков. Причем все эти цвета неяркие, темные, нет желтого, красного или голубого. Это наверняка объясняется тем, что у каждого может быть собственное мировосприятие, но существуют закономерности восприятия того или иного цвета и связанных с ним ассоциаций.

Кроме того, в анкете было задание нарисовать страх. Результаты этого задания были впечатляющими: бесспорно, фантазия у современных подростков хорошо развита. Однако мы сумели разделить изображения страха на две группы:

нечто бесформенное и темное, часто изображается в виде темных и светлых кругов или спирали (символом развития) и с большими глазами;

человекоподобное существо без лица, в широком балахоне и капюшоне, иногда с косой и длинными руками.

Некоторые писали, что страх невозможно нарисовать, страх можно только почувствовать.

Можно предположить, что дети, изображавшие страх как в первой группе не вполне осознают и понимают, чего они боятся, ничего конкретного, материального, только собственные размытые фантазии, закрепленные лишь на уровне подсознания. Здесь наблюдается смысловое сходство с группой эпитетов, характеризующих страх как нечто смутное еще не оформившееся на уровне сознания:

сомнительный, нечеткий, бесформенный, мутный, призрачный, подсознательный, смутный, темный, мрачный и т.д.

Рисунки из второй группы, может быть, принадлежат детям, у которых вполне конкретные объекты страха. Например, в существе в балахоне и с косой можно без труда узнать "старуху с косой" -- символ смерти. Значит, многие подростки боятся смерти, что часто бывает в их возрасте. Любопытно отметить, что у этих изображений нет лица. Выходит парадокс -- ведь обычно на человеке, испытывающем страх нет лица, и в этом мы уже убедились, исследуя фразеологический словарь, но получается, что и сам страх не имеет лица. Страх отнимает лицо у человека, отнимает его индивидуальность, его рассудок, превращая в дикого зверя, который мотивирует свои поступки только инстинктами -- убежать, спрятаться или начать безумно и отчаянно драться за свою жизнь. Но, поняв, что это лицо не то, которое он ищет, страх выбрасывает его, как больше ненужную помятую маску после утомительного маскарада, и направляется на поиски новой жертвы. Страх есть у каждого, не случайно у страха длинные руки, -- он способен достать до самых бесстрашных на первый взгляд сердец.

Можно добавить, что, анализируя данные анкет, мы обнаружили, что рядом со словом страх часто стоит слово одиночество. Возможно, это объясняется душевным состоянием человека, испытывающего страх. У каждого свои страхи -- в этом наша особенность. Когда человек боится, он сталкивается с чем-то ему неприятным, чуждым, неизвестным, причем он остается с этим один на один, никто не может помочь ему это преодолеть, потому что никто не может проникнуть внутрь человеческой души. Таким образом, страх "отгораживает" человека от общества, как бы замыкая, запирая его в самом себе, не оставляя ни малейшей щели для побега.

Но, так или иначе, страх -- неотъемлемая часть нашего бытия, вот почему так важно преодолеть, побороть его, перестать бояться собственной тени, ведь, по сути, в счастливом мире нечего бояться. Несмотря на страх, вершатся великие дела, которыми мы восхищаемся и которые пытаемся повторить. Страх -- единственное препятствие между бытом и историей, но, как ни странно, оно намного более хрупкое, чем мы думаем.

Заключение

Целью нашей работы было исследование понятия страх в русском языковом сознании современного подростка.

Для более продуктивного исследования были выявлены языковые средства описания страха в словарях русского языка. Исследование различных словарей показало, что понятие страх глубоко укоренилось в русском языковом сознании. Согласно словарным данным, страх чаще всего воспринимается как существо, наделенное волей и силой, способное негативно влиять на человека.

В результате собственного исследования выявлены особенности восприятия страха современными подростками.

1. Их восприятие страха во многом совпадает с языковым понятием: дефинициация, источники, проявления, степень. Кроме того, аналогично языковому понятию, страх в сознании подростков персонифицируется, их описания характеризуют страх как живое существо, зверя или монстра.

2. В сознании подростков источники и проявления страха лишь конкретизируются, радикально не отличаясь от языковых.

3. Анализ анкет выявил множество индивидуальных особенностей восприятия страха как в виде самой дефинициации, так и в виде изображения.

Дальнейшее изучение данной эмоции предполагает увеличение количества информантов для получения более полной, подробной картины восприятия страха современным подростком, исследование языковых явлений, связанных с этой эмоцией, изучение способов выражения страха в речи или тексте. Подобная работа может расширить спектр понимания роли страха в современном обществе.

Возможно, данные лингвистического анализа могут быть использованы психологами для работы по преодолению страха.

Библиография

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1986. (СА)

2. Апресян Ю.Д. Избранные труды, том 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. М., 1995.

3. Бирих А., Мокиенко В., Степанова Л. Словарь фразеологических синонимов русского языка. Ростов-на-Дону, 1997. (СФС)

4. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. СПб., 2001. (СЭ)

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. СПб, 1996. (ТДС)

6. Караулов Ю.Н. и другие. Русский ассоциативный словарь. 1994 (АС)

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988. (СО)

8. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1990. (ССТ)

9. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971 (КЭС)

Страницы: 1, 2