Организация орфографии на уроках русского языка
рок 3Как вы понимаете данные словосочетания? Запишите с ними предложения. В однокоренных словах выделите корень. Прекрасный портрет, художник-портретист, портретный набросок.ТелефонУрок 1Отгадайте загадку. Запишите отгадку.Поверчуволшебный круг - и меня услышит друг. (Телефон)Е. АвдиенкоУрок 2Разгадайте ребус. Запишите ответ и подчеркните орфограммы.Урок 3Сравните слова по значению. Какое из них «лишнее»? С «лишним» словом запишите предложение.Шестнадцать, телефон, двенадцать, восемь.АдресУрок 1Отгадайте загадку.Белое полеЧерное семяКто его сеетТот разумеет.(Письмо)Как письмо находит своего хозяина?Урок 2Что нужно чтобы написать письмо?Урок 3Напишите письмо другу с пожеланиями на лето.ПутешествиеУрок 1Прочитав текст, выберите из данной группы слов то, о котором идет речь.(вокзал, аллея, путешествие, дорога)Слово путешествие - это сложное слово. В нем 2 корня. 1-й корень связан по значению со словом путь. 2-й корень (шеств-) - от глагола шествовать, близкого по значению глаголу идти. Буква е соединяет 2 корня. Путешествие - это поездка или передвижение пешком с какой-либо целью.Урок 2Листочки с заданиями:Разобрать слово ПУТЕШЕСТВИЕ по составу.Вставить пропущенные слова.Путешествие - это . . . или . . . с какой-либо целью.(Танец, игра, поездка, пение, передвижение пешком, прогулка, встреча)Урок 3«Соберите» текст, вставьте пропущенные орфограммы. Выпишите однокоренные слова.БилетУрок 1Прочитайте выразительно стихотворение. Подчеркните орфограммы в выделенном слове.Едет зайка на трамвае,Едет зайка рассуждает:- Если я купил билет,Кто я: заяц или нет?Что вы ответите зайке?Урок 2Отгадайте слова по их значению. Запишите однокоренные слова в строчку, и дополните по одному слову. Выделите корень в однокоренных словах.Поездка или передвижение пешком с какой-либо целью.Коллективный поход или поездка куда-нибудь с целью осмотра, знакомства с чем-либо.Человек, совершающий полеты в космическом пространстве.Листок, дающий нам право пользоваться чем-нибудь, входить куда-нибудь.Урок 3Приготовьте красочные пригласительные билеты для ваших мам, пап, бабушек и одноклассников.АвтомобильУрок 1Послушайте историю слова «автомобиль». Запишите это слово и подчеркните орфограмму.Слово «автомобиль» пришло к нам из французского языка. Составлено оно из двух слов: греческого слова аутос, что значит «сам», и латинского мобилис, означающего «движущийся, подвижный». Вот и получается: автомобиль - сам собою движущийся. В нашем языке уже много слов, в которых есть часть авто-, например: автокран, автобензовоз. А знаете ли вы такие слова?Урок 2Соберите картинку. Что на ней изображено? Запишите.Урок 3Решите кроссворд. Подчеркните в словах буквы, написание которых следует запомнить.6. Предлог, употребляемый в значении «кругом», «вокруг», «вблизи», «возле». 7. Слово из французского языка, где оно означает «дорожные вещи», и образовалось от слова БАГ («пакет»). 8. Название месяца, который заканчивает учебный год. 9. Время самых лучших каникул. Космонавт Урок 1 О ком эта загадка? Ракету в звездную высь направляет, Землю сверху он изучает. (Космонавт) Урок 2 Составьте словосочетания. Запишите слова, которые связаны с темой «космос». Урок 3 Сочините небольшой рассказ на тему: «Я хочу быть космонавтом». Проиллюстрируйте его. Запишите советы тем, кто готовится стать космонавтом. Экскурсия Урок 1 Наборщик перепутал предложения. Помогите ему собрать текст. Прочитайте и озаглавьте его. Подчеркните орфограмму в выделенном слове, запомните его написание. Урок 2 Составьте и запишите словосочетания со словом «экскурсия». Расскажите, на какой экскурсии вы побывали. Урок 3 Напишите небольшой рассказ на тему: «Экскурсия, которая запомнилась мне больше всего» или «Экскурсия, на которой мне хотелось бы побывать». Электричество Урок 1 Отгадайте загадку. Отгадку запишите, подчеркните орфограмму. Кто по проводам В дом приходит к нам? По ночам темно, Освещает дом оно. (Электричество) Урок 2 Запишите все слова с корнем ЭЛЕКТР - из текста об истории слова электростанция. Электростанция - это сложное слово, которое образовалось путем соединения слова станция и части электро-, что значит «электрический». Электростанция - значит электрическая станция. В русском языке есть много слов, первой частью которых является часть электро-: электродвигатель, электродойка, электросварка. Знаете ли вы такие слова? Урок 3 Отгадайте слова по их значению. Запишите однокоренные слова в строчку, и дополните в каждый ряд по одному слову. Выделите корень в однокоренных словах. Машина для передвижения железнодорожных поездов, работающая от электросети. Предприятие по выработке электрической энергии. Скульптурное или архитектурное сооружение в память о ком- или о чем-нибудь. Сохранившийся в памяти, незабываемый. Лото В его комплект входят несколько больших листов, разделенных на 4 квадрата, в каждом из которых крупным шрифтом написаны слова с непроверяемым написанием (желательно, чтобы непроверяемое написание в слове было каким-либо образом выделено). На маленьких карточках, совпадающих по размерам с квадратом большого листа, записываются загадки, вопросы и другие задания, соответствующие словам-отгадкам, занесенным в квадраты. Количество маленьких карточек должно соответствовать общему количеству квадратов на больших листах. Правила игры аналогичны другим играм подобного рода. Лото можно использовать на разных этапах изучения слов с непроверяемыми написаниями. Мы применили его на этапе закрепления, с целью более прочного усвоения правописания слов с непроверяемыми гласными в корне. 2.1. Результаты обучающего экспериментаВ целях выяснения результативности нашей методики контрольному и экспериментальному классам были даны 2 словарных диктанта. Первый - в начале эксперимента для выяснения общего уровня подготовленности детей. Второй - для подведения итогов эксперимента и сравнения эффективности нами разработанной методики с традиционным обучением. В качестве экспериментального был взят 5 «А» класс средней школы № 56 г. Ульяновска, в качестве контрольного - 5 «Б» класс этой же школы. В эксперименте участвовали 24 ученика, по 12 учащихся из каждого класса.В экспериментальном классе в первом диктанте учащиеся допустили 49 ошибок; в контрольном классе в аналогичном диктанте - 50 ошибок.Результаты диктанта отражены в диаграмме 1. Диаграмма 1 - Результаты первого диктантаДиаграмма наглядно показывает, что уровень знаний, умений и навыков учащихся экспериментального и контрольного классов до применения разработанной нами методики по исследуемому вопросу в целом одинаков.Второй диктант проводился после применения на практике нашей методики в экспериментальном классе. В нем содержались слова с непроверяемыми гласными в корне, например: билет, экскурсия, космонавт, адрес, семена, автомобиль, электричество, двенадцать, вокзал, сверкать, портрет, телефон, прекрасный, путешествие. Работа с этими словами и входила в нашу методику.Результаты диктанта показали, что в данных словах учащиеся допустили следующее количество ошибок, которое отражено в таблице 1.Таблица 1. Количество допущенных ошибок во втором диктанте|
Слова | Экспериментальный класс | Контрольный класс | | Билет | 1 | 6 | | Экскурсия | 4 | 8 | | Космонавт | 7 | 12 | | Адрес | 0 | 5 | | Семена | 5 | 11 | | Автомобиль | 3 | 7 | | Электричество | 7 | 12 | | Двенадцать | 5 | 9 | | Вокзал | 1 | 5 | | Слова | Экспериментальный класс | Контрольный класс | | Сверкать | 2 | 5 | | Портрет | 3 | 4 | | Телефон | 2 | 7 | | Прекрасный | 2 | 5 | | Путешествие | 4 | 4 | | ВСЕГО | 46 | 100 | | |
По данным таблицы 1 можно судить об эффективности нашей методики. Количество ошибок, допущенных в экспериментальном классе, намного ниже, чем в контрольном. По каждому слову в отдельности допущенных ошибок меньше почти в два раза. Наглядно результаты отражены на диаграмме 2. Количество допущенных ошибок во втором диктанте - количество ошибок, допущенных в контрольном классе; - количество ошибок, допущенных в экспериментальном классе. Диаграмма 2 - результаты использования методики Диаграмма показывает, что у учащихся экспериментального класса, после проведения обучающего эксперимента по разработанной нами методике, уровень орфографических навыков (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне) значительно возрос. 2.2. Контрольные мероприятияСредством оценки качества орфографической подготовки учащихся средних классов является диктант, хотя в школьной практике используют также списывание и орфографический разбор. Это позволяет учителю с одной стороны, определить степень освоения учебного материала, с другой - оценить избранный путь преподавания того или иного раздела правописания. Вместе с тем при подобном подходе важная информация об овладении орфографией поступает к обучающему с некоторым опозданием, носит по преимуществу контрольный характер и не может являться объективным показателем сформированности у учащегося конкретных орфографических учений. В повседневной работе мало учитывается этап работы по конкретной теме, не прослеживается влияние изучения орфографической теории (правил) на практику письма. Зачастую трудно бывает понять, чем является для ученика грамотное письмо: результатом обучения умению применять полученные теоретические сведения на практике или следствие развитого чувства, языка. В таком случае индивидуальные различия и возможности школьников, а также перспектива роста их грамотности оказываются без должного внимания учителя. В этой связи важной представляется организация обучающей тематической проверки знаний и умений учащихся, при которой оценивается сформированность различных компонентов знаний и умений у каждого учащегося класса. Тем самым у учителя складывается объективная картина освоения учебного материала уже в процессе изучения конкретной орфографической темы. Тематический орфографический учет позволяет эффективно планировать изучение каждого раздела правописания, при необходимости своевременно вносит коррективы в содержание и выбор формы проведения каждого урока, регулировать дозировку различных типов упражнения в соответствии с индивидуальными достижениями учащихся, организовывать дифференцированный подход к обучению. В настоящей статье содержатся рекомендации к проведению тематического орфографического учета в 5-6 классах, где основу программы составляют две важные и сложные темы: “Правописание парных звонких и глухих согласных” и “безударные гласные в корне слова”. Эффективность их усвоения находится в прямой зависимости от прочности владения знаниями и умениями в области звуков речи и состава слова. Готовность средних школьников к изучению орфографии определяет подготовительный учет. Подготовительный учет осуществляется в процессе изучения раздела “Звуки” и “Буквы” Учащимся предлагаются задания общего порядка, слуховые и зрительные. Задание 1. Цель: проверить сформированность умения различать гласные и согласные звуки. а) На какие две группы можно разделить все звуки речи? Чем различаются гласные и согласные? Приведите примеры. б) Послушайте слова. Поднимите красную карточку, если первый звук в услышанном слове гласный. в) Прочитайте слова. Разложите их в два столбика; начинающиеся с гласной и начинающиеся с согласной. Задание 2. Цель: Проверить сформированность умения различать ударные и безударные гласные. а) Спишите слова и расставьте знак ударения. б) Спишите слова в два столбика: с ударением на первом слоге и с ударением на втором. в) выборочный диктант. Запишите слова в два столбика: с ударением на первом слоге и с ударением на втором. Задание 3. Цель: Проверить сформированность умения различать твердые и мягкие согласные. а) Назовите по порядку звуки в словах (на выбор учителя) б) Послушайте слова. Поднимите зеленую карточку, если первый звук в слове мягкий, синюю - если звук твердый. в) Рассмотрите картинки. Назовите предметы, изображенные на них. Запишите слова в два столбика: начинающиеся с твердого звука - в первый с мягкого звука - во второй.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|