скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Окказиональная лексика в произведениях В. Хлебникова скачать рефераты

p align="left">Напр. Окно - подоконник

Следует отличать слова, образованные одновременным присоединением приставки и суффикса, от слов, в которых приставка и суффикс добавлялись постепенно, на разных этапах словообразования.

Напр. оружие - вооружить

- способ образования морфологический, приставочно-суффиксальный

вооружить --> вооружение

- способ образования морфологический, суффиксальный

Люди - нелюдимый

-приставочно-суффиксальный способ образования

нелюдимый--нелюдимость

-суффиксальный способ образования

Безаффиксный способ (бессуффиксный) - это образование имён существительных от основы глаголов и прилагательных, при котором производящая основа без присоединения каких - либо суффиксов (аффиксов) становится основой существительного

Напр. Заплывать - заплыв ^

Зелёный - зелень ^

Нулевая суффиксация - выражение деривационного значения производного слова с помощью нулевого суффикса. Нулевая суффиксация без применения других средств словообразования представлена только в словообразовании имен существительных. Сюда относятся отглагольные существительные со значением отвлеченного действия( приход, вывоз), отвлеченного признака(типа синь, сушь), лица, названные по действию( типа обжора, заика) и некоторые другие.

Аббревиация - это образование новых слов путём чистого сокращения. Она является для русского языка непродуктивной, ограниченной сферой имён существительных.

В зависимости от характера сокращённых основ выделяются следующие типы аббревиатур:

Сокращение конца слова Петербург - Питер

Унтер-офицер - унтер

Сокращение начала слова пионервожатый - вожатый

Хлебозаготовки - заготовки

Сокращение середины слова радиостанция - рация

Сложение сокращённой основы и целого слова физкультура

Главврач

Оргстекло

Сложение начальных частей основ (слоговая) завуч

спецкор

мопед

Сложение начальных звуков основ (звуковая) БАМ

ЛЭП

Сложение названий начальных букв основ (буквенная)

ВВС

ЭВМ

МГУ

Комбинированный тип самбо

КамАЗ

Обратное словообразование (редеривация)

- это такое словообразование, посредством которого новое слово образуется от существительного не в виде производного, а виде производящего. Возникшая благодаря обратному словообразованию лексическая единица выступает по отношению к слову, на основе которого она появилась, как нечто более простое по структуре.

Напр. Доярка > дояр

Фляжка > фляга

Зонтик > зонт [6, с. 69]

Неморфологический

- это способ словообразования, при котором образование новых слов происходит без помощи морфем.

Основные типы неморфологического словообразования, существующие сейчас в русском языке, - морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-семантический .

Морфолого-синтаксический способ

- это способ словообразования, при котором новые лексические единицы появляются в языке в результате перехода слова из одной части речи в другую

Напр. больной (имя прилагательное) -- больной (имя существительное),

вокруг (наречие) -- вокруг (предлог).

Выделяются следующие разновидности морфолого-синтаксического способа словообразования:

Переход слов других частей речи в существительные (заводская столовая, вкусное мороженое) называется субстантивация.

Переход слов др. частей речи в прилагательные (блестящие способности, изысканный вкус) называется адъективация.

Переход слов др. частей речи в наречия. (Надеяться на удачу - идти наудачу; по вашему совету - сделать, по-вашему) называется адвербиализация.

Переход слов др. частей речи в служебные слова. (Благодаря подругу - благодаря подруге; посмотреть вокруг - вокруг пруда).

Переход слов др. частей речи в междометия ( Батюшки!караул!)

Принадлежность такого слова той или иной части речи определяется только в контексте (словосочетании, предложении). В современном русском языке таким способом наиболее активно образуются имена существительные.

Конверсия - способ, при котором деривационное значение в производном выражается с помошью специфического преобразования парадигмы словоизменения производящего. В русском языке конверсия действует при образовании имен существительных, мотивированных и по форме, и по смыслу прилагательными и причастиями. Данный способ словообразования называется субстантивацией.

Лексико-синтаксический способ, или сращение (слияние)

-это способ словообразования, при котором производное слово образуется в результате сращения (слияния) целого сочетания слов в одно слово.

Напр. За благо рассудится > заблагорассудиться

С ума сшедший > сумашедший

Сложные слова, образованные способом сращения, необходимо отличать от слов, образованных путём сложения основы и целого слова. Части слова-сращения по морфемному составу внешне не отличаются от слов в исходном словосочетании:

Напр. Выше указанный - вышеуказанный

Однако при перестановке компонентов слов-сращений образуются словосочетания:

Напр. Вышеуказанный - указанный выше

Слова, образованные сложением основы и слова, такому изменению не подвергаются.

Напр. Нефтедобыча

Сухофрукты

Лексико-семантический способ

- это такой способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате изменений значений уже существующих слов, т.е. в результате распада многозначного слова на омонимы. С течением времени разные значения многозначного слова могут утратить смысловую связь друг с другом и превратиться в самостоятельные слова-омонимы.

Напр. титан

1.Гигант, вступивший в борьбу с врагами

2.Большой кипятильник для воды

3.Серебристо - белый твёрдый металл.

§2. Словообразовательный тип, морфонологическая модель

Это понятие является одним из центральных понятий системы словообразования. Словообразовательный тип -- это формально-семантическая схема построения производных слов, отвлеченная от их конкретных свойств [5,с.182]. Производные слова, составляющие словообразовательный тип, характеризуются общностью трех основных признаков:

· имеют производящие, относящиеся к одной и той же части речи;

· обладают одним и тем же формальным показателем;

· выражают одинаковые семантические отношения к своим производящим, т.е. имеют одно и то же словообразовательное значение.

Так, имена существительные баранина, кабанина, осетрина, фазанина и т.п. образуют один словообразовательный тип:

1) все они созданы на базе одной части речи -- имен существительных (баран, кабан, осетр, фазан);

2) имеют один и тот же формальный показатель -- суффикс - ин;

3) выражают одно и то же словообразовательное значение -- обозначают «мясо животного, названного в производящей основе».

Производные слова, у которых не совпадает хотя бы один из трех признаков, относятся к разным словообразовательным типам. Всегда относятся к разным словообразовательным типам производные слова, у которых не совпадает часть речи производящих.

Классификация словообразовательных типов по характеру деривационного значения:

1) лексическое значение производных тождественно значению производящих, производные отличаются от производящих лишь принадлежностью к иной части речи (и, следовательно, синтаксической функцией);

2) лексическое значение производных не тождественно значению производящих.

Явления первого рода предложено называть синтаксической деривацией, явления второго рода -- лексической деривацией, а соответствующие производные -- синтаксическими и лексическими деривантами.

Морфонологическая модель

В лингвистической литературе часто используют недифференцированно, как синонимы, термины «словообразовательный тип» и «модель». При этом в них вкладывают то содержание, которое мы придаем термину «тип». Термин «модель» целесообразно использовать для обозначения морфонологических разновидностей внутри одного и того же словообразовательного типа. Слова одного и того же словообразовательного типа могут производиться с разными морфонологическими особенностями (по разным морфонологическим моделям):

1) с чередованием фонем на границе морфов и без него

Напр. (ср.) Таганро <к.> - таганрожский - таганрогский [2,с.192]

2) с помощью интерфиксов и без них

Напр. (ср.) Ленинград-ский; орл-ов-ский ; ялт - ин - ский [2,с.192]

3) с усечением основы и без него

Напр. (ср.) маниловщина и прямолинейщина

Самбо - самбист

Каноэ - каноэист[5,с.192]

4) с наложением морфов и без него

Напр. (ср.) лиловый - лиловатый

белый - беловатый [5,с.192]

Таким образом, в одном словообразовательном типе могут объединяться слова, произведенные по разным моделям. Для одних словообразовательных типов это характерно, другим это не свойственно.

Полное описание морфонологических особенностей русского словообразования должно содержать характеристику всех морфонологических особенностей, происходящих при словопроизводстве, т. е. характеристику всех морфонологических моделей различных словообразовательных типов.

При этом обнаружатся общие черты, объединяющие слова разных типов, произведенные по одним и тем же моделям, т. е. выявятся черты сходства между производными, для которых свойственно усечение основ, чередование фонем на границе морфем и т. п. Отдельные черты такого сходства были показаны выше, при описании отдельных морфонологических особенностей русского словообразования.

§ 3. Регулярные и нерегулярные аффиксы. Продуктивные и непродуктивные аффиксы

В качестве значимой части слова аффиксы воспроизводятся по-разному: одни -- регулярно, другие -- нерегулярно.

Регулярные аффиксы воспроизводятся в составе слов постоянно и образуют определенную словообразовательную или формообразующую модель.

Слова с регулярными аффиксами составляют всегда определенные группы слов (с точки зрения состава и количества, правда, различные), входящие в одни лексико-грамматические ряды.

Именно поэтому регулярные аффиксы выступают в подавляющем большинстве случаев как морфемы, имеющие то или иное значение не только в качестве части словесного целого, но и взятые отдельно, вне слова.

Напр. суффиксы -тель, -н(ый), -нича(ть), -и (в наречиях типа дружески),

приставки по-, де-, пра-, арки-, не-, из-,

окончания -ом, -е (В словах типа харьковчане), -ут (-ют), -ого и т. п.

Нерегулярные аффиксы в составе слов встречаются редко и воспроизводимой модели не образуют.

Их семантика устанавливается только путем определения связей и соотношений содержащих их слов с родственными словами и сравнения с регулярными моделями, образуемыми словами того же словообразовательно-семантического плана.

Напр. в существительных любовь и свекровь выделяются суффиксы -овь.

Эти нерегулярные суффиксы имеют не свободное, а связанное значение

Напр. суффиксы -ниј (е) (страдание) и -ниц- (писательница) ,

Оно существует у суффиксов -овь (это явно разные суффиксы в указанных выше словах) только в содержащих их словах.

Как суффикс имени действия суффикс -овь определяется при анализе соотношений между словами любить и любовь (тождественных тем, которые наблюдаются в регулярных моделях, вроде страдать -- страдание, молотить -- молотьба и др.).

Как суффикс лица женского пола суффикс -овь определяется при анализе соотношений между словами свекровь и свекор (тождественных тем, которые наблюдаются в регулярных моделях, вроде писатель -- писательница, кондуктор -- кондукторша и др.).

Как по своей прикрепленности к определенному слову, так и по семантике нерегулярные аффиксы напоминают слова, известные лишь в пределах фразеологических оборотов:

Напр. кромешный (ад)

бразды (правления)

В качестве примеров нерегулярных аффиксов можно назвать суффиксы -таш (0) (в слове патронташ),

-ичок (0) (в новичок),

-арник (0) кустарник),

-ютк (а) малютка)

Наличие регулярных и нерегулярных аффиксов и моделей в современной словообразовательной системе языка объясняется тем, что последняя представляет собой продукт целого ряда эпох, явление не только функционирующее, но и развивающееся, в котором рядом с актуальными моделями и типовыми структурами существуют также и словообразовательно изолированные слова, своеобразные структурные «единоличники».

Говоря о регулярности или нерегулярности аффиксов, мы имели в виду их воспроизводимость в целом разряде слов или в отдельных, единичных словах, выступающих в качестве словообразовательно изолированных.

Говоря же об их продуктивности или непродуктивности, следует иметь в виду свойственную им разную производительность в создании слов и форм, различный (для каждого аффикса и модели свой собственный) творческий характер [6,с.27].

Между понятием регулярности-нерегулярности и продуктивности-непродуктивности определенные взаимоотношения существуют, (регулярные аффиксы являются всегда одновременно и непродуктивными), однако понятие регулярности не покрывается понятием продуктивности.

Среди регулярных служебных морфем имеется немало таких, которые продуктивными уже не являются. Регулярность многих ныне непродуктивных аффиксов объясняется их яркой производительностью в прошлом.

О продуктивности или непродуктивности того или иного аффикса можно говорить, лишь сравнив количество и состав содержащих его слов в данной языковой системе с тем, что наблюдалось в языке в предшествующие эпохи его развития.

Продуктивными являются такие аффиксы, которые выделяются в целом ряде недавних по своему появлению в языке образований.

Напр. Суффиксы - к (а)

Для образования наименований лиц женского пола от соответствующих слов мужского рода

Для образований наречий и прилагательных

-ыва (-ива)

Для обозначения глаголов сов. вида [6,с. 28].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5