скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Односоставные предложения в спортивных публикациях скачать рефераты

p align="left">Предполагалось, что ключевым заездом первого дня финала станет заезд № 10 (КиК)

Но ходили сюда семьями. (РГ)

Даже о ничьей в одном из этих матчей не могло идти и речи. (НМ)

4.3 Обобщенно-личные предложения

Обобщённо-личные предложения занимают особое место среди односоставных предложений. Это объясняется тем, что обобщённо-личные предложения не имеют собственных форм, и, таким образом, основным критерием их выделения является смысловой признак.

Значение обобщённости может быть свойственно предложениям разной структуры: И какой же русский не любит быстрой езды (Н. Гоголь) (двусоставное предложение). Обобщённо-личными считаются только те предложения, которые по форме являются определённо-личными или неопределённо-личными, но обозначают действия или состояния обобщённо мыслимого лица. Это предложения, в которых формулируются наблюдения, связанные с обобщающей характеристикой определённых предметов, жизненных явлений и ситуаций. Наиболее типичной формой является форма 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого изъявительного наклонения: Отдаёшься невольно во власть окружающей бодрой природы (Н. Некрасов.) В отличие от внешне сходных с ними определённо-личных предложений с глаголами в форме 2-го лица, в предложениях обобщённо-личных никогда не говорится о конкретных действиях собеседника, субъект действия мыслится в таких предложениях обобщённо, как любое лицо.

А пока придется поездить в Химки (РГ)

Впрочем, не совсем ясно, что в данном случае «вообще», а что - «в частности» (МФ)

И радостно за «Локомотив» (СЭ)

4.4 Безличные предложения

Безличные предложения -- это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния. Особенностью грамматического значения безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях, когда выражается: действие (Лодку сносит к берегу); состояние человека или животного (Мне не спалось; Ему холодно); состояние окружающей среды (Темнеет; Тянет свежестью); «состояние дел» (Плохо с кадрами; Нельзя откладывать эксперименты) и т. д.

Главный член может быть выражен:

* формой 3-го лица единственного числа, безличного или личного глагола: Светает!.. Ах, как скоро ночь минула (А. Грибоедов); Пахнет весною сквозь стёкла (Л. Мей);

* формой среднего рода: Замело тебя, счастье, снегами, унесло на столетья назад, затоптало тебя сапогами отступающих в вечность солдат (Г. Иванов); Не хватило хлеба даже до святок (А. Чехов);

* словом нет (в прошедшем времени ему соответствует форма среднего рода было, а в будущем -- форма 3-го лица единственного числа

* категорией состояния (предикативным наречием) (составное именное сказуемое): И скучно, и грустно (М. Лермонтов); Но в них не видно перемены… (А. Пушкин);

* сочетанием слова категории состояния (с модальным значением) с инфинитивом (составное глагольное сказуемое): Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, -- тогда именно и овладевает тобою этот сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн); Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин);

* кратким страдательным причастием среднего рода (составное именное сказуемое): Чудно устроено на нашем свете! (Н. Гоголь); У меня не прибрано!.. (А. Чехов);

* инфинитивом: Вам не видать таких сражений (М. Лермонтов); Ну как не порадеть родному человечку? (А. Грибоедов); Долго петь и звенеть пурге (С. Есенин)

Впечатляет, да? (Аргументы недели)

Забивать в ворота. (НМ)

Но надо же когда-то начинать! (ТF)

4.5 Инфинитивные предложения

Инфинитивными предложениями принято называть предложения, в которых главный член выражен инфинитивом полнозначного глагола или глагола быть: Не догнать тебе бешеной тройки, Быть тебе генералом. В данных предложениях инфинитив является независимым, то есть не сочетается со связками. Исторически в подобных предложениях присутствовала связка, но сейчас она сохраняется в очень редких инфинитивных предложениях: В следующем году тебя будет не узнать. Такое положение связано с тем, что в инфинитивных предложениях закрепилось особое видение мира - с позиции необходимости, причем в данном типе предложений это значение передается не эксплицитно, а имплицитно. Имплицитные средства инфинитивных предложений фиксируют не только саму необходимость, но и причину ее возникновения:

Не догнать тебе бешеной тройки - необходимость преломилась через возможность;

Вы будете спать, а мне ворота отворять и затворять - необходимость вынужденная, связанная с работой;

Быть грозе - сложившиеся обстоятельства;

Поспать бы тебе - необходимость передается посредством совета;

Молчать - необходимость через приказ;

Мне идти? - необходимость, вызванная разрешением;

Не ехать же за такой мелочью в Москву - необходимость продиктована противоречием другого действия здравому смыслу;

Не опоздать бы - необходимость через опасение.

Инфинитивные предложения весьма специфичны: они обеспечивают видение окружающего мира с позиций необходимости, но при этом языковые пристрастия говорящего оформляются с позиций незаинтересованности, здесь наличествует отсылка к объективному положению дел. Инфинитивные предложения отличаются от безличных составом предикативной основы. В безличных предложениях с инфинитивом в состав сказуемого обязательно входит глагол или слово категории состояния, к которым примыкает инфинитив. В инфинитивных предложениях инфинитив не зависит, от какого слова, а, напротив все слова подчиняются ему в смысловом и грамматическом отношении.

Хотят играть и побеждать (ССФ)

Представить себе, что Константин Бесков мог работать в «Спартаке» 12 лет кряду. (СЭ)

Хочется верить (СЭ)

4.6 Вокативные предложения

Вокативные предложения - это обращения, осложненные выражением нерасчлененной мысли, чувства, волеизъявления. Вокативные предложения отличаются семантико-грамматической изолированностью. Они содержат имя существительное (или местоимение) в именительном падеже, произносимое с особой интонацией. Передающей призыв, побуждение к прекращению действия, несогласие и т.д. Часто употребляющиеся междометья и частицы усиливают и дифференцируют структурно-семантические свойства вокативных предложений. Характер интонаций, выражающей сложное содержание вокативных предложений, в художественной литературе определяется авторскими ремарками или ситуацией.

В спортивных публикациях такие предложения в основном используются в заголовках, чтобы сразу же привлечь читателя к материалу.

Машка - стерва, сиди! (РГ)

Аршавин!(СЭ)

Спасибо, Палыч! (МК)

По значению различаются следующие группы вокативных предложений:

1.Вокативные предложения - призывы, в которых называется адресат речи с целью привлечь его внимание: - Часовой! - строго окликнул Новиков (Ю.Бондарев)

2. Предложения, выражающие эмоциональную реакцию на слова и действия собеседника: Мама! - стонала Катя, не зная, куда спрятаться от стыда и похвал (А. Чехов)

4.7 Номинативные предложения

Номинативные предложения - это именные односоставные предложения с общим значением бытия предмета речи (Мысли): Лес. Палатка. Плеск речной волны (А.Яшин). Номинативные предложения часто используются в художественной литературе и в публицистике. Они обычно кратки, но семантически емки и выразительны. Называя предметы и явления, констатируя их наличие, указывая место время и т.д, они сразу же вводят читателя в обстановку действия, способствуют стремительному развитию сюжета. Структурную схему номинативных предложений образует имя существительное в именительном падеже (иногда местоимение) или количественно-именное словосочетание, в некоторых разновидностях номинативных предложении в схему входят частицы. Структурную схему номинативных предложений образует имя существительное в именительном падеже (иногда местоимение) или количественно-именное словосочетание, в некоторых разновидностях номинативных предложении в схему входят частицы

Основным значением номинативных предложений является утверждение бытия (наличия, существования) предметов или явлений. Это значение может быть осложнено и значением эмоциональной качественной и количественной оценки, волеизъявлений и другое.

Номинативные предложения объединяют семантически пестрые типы предложений, здесь обнаруживается тесное взаимодействие и сплетение свойств двусоставных и односоставных предложений.

Для выделения разновидностей номинативных предложений, ограничения их друг от друга и от двусоставных предложений очень важен логический аспект. Он помогает обобщить огромное количество семантических типов и подтипов разграничением видов мысли:

1. Мысль «предмет речи и его предикативная характеристика» обычно выражается двусоставными предложениями и некоторыми разновидностями односоставных: Красиво!

2. Мысль «предмет речи и его наименование»: Это футбол. (ССФ)

3. Мысль «предмет речи и его существование»: Был гол!

Разновидности номинативных предложений

Различаются следующие разновидности номинативных предложений: бытийные, указательно - побудительные, побудительно - пожелательные, оценочно-бытийные, собственно - назывные, и «именительный представления». В общую группу номинативных предложений эти разновидности объединяются формой главного члена и доминирующим значением бытия, существования; различаются они наличием оттенков в семантике, выраженных интонацией, частицами и другими способами.

Бытийные предложения утверждают бытие (наличие, существование) предмета: Молодежная сборная России (ССФ)

В указательных предложениях идея бытия осложняется указанием на предмет речи при его наличии или появлении. В структурную схему входят частицы вот, вот и: Вот так дебют! «ССФ»

Побудительные предложения делятся на две группы:

1.Побудительно - пожелательные предложения лексически ограниченны, но весьма употребительны в разговорной речи: Добрый Вечер! Добрый день!

В силу специфики спортивных публикаций редко употребляются в таких текстах.

2.Побудительно - повелительные предложения обусловлены ситуацией, исключающей многословие, требующей быстрой реакции адресата: Огонь! В атаку!

В силу специфики спортивных публикаций журналисты крайне редко используют такой вид предложений.

Оценочно - бытийные предложения констатируют бытие предметов речи и содержат их эмоциональную качественную или количественную характеристику: Какой удар! Чаще всего используются спортивными комментаторами, чтобы показать напряжение и донести до зрителя или слушателя опасность моментов. В публицистике не часто, но иногда проскальзывают в репортажах о спортивных мероприятиях.

К собственно - назывным относятся названия книг журналов, картин надписи и на вывесках. Не все лингвисты считают их предложениями: «Спорт - Экспресс», «Локомотив», который мы потеряли»

Большое количество разновидностей номинативных предложений, наличие переходных конструкций между двусоставными и номинативными - все это делает границы номинативных предложений нечеткими, а решения вопросов о характере конкретных субстантивных предложений в некоторых случаях условными.

4.8 Нечленимые предложения

Нечленимые предложения завершают систему структурно - семантических типов простого предложения. Они состоят из одного слова (поэтому их называют также словами - предложениями) или из сочетания частиц.

Нечленимые предложения не имеют ни главных, ни второстепенных членов, состоят из одного, иногда из двух слов, обладают необычным значением.

Среди нечленимых предложений выделяют три подкласса:

выражаемые частицами нечленимые предложения: да, нет, неужели, разве;

выражаемые модальными словами нечленимые предложения: может быть, вероятно, должно быть;

выражаемые междометиями нечленимые предложения, причем эта группа подразделяется еще на несколько семантических подразделов:

выражающие эмоциональную оценку какого-либо положения дел: увы;

выражающие воздействие на кого-либо: ну, тсс, вон;

отражающие формулы речевого этикета: С легким паром, До свидания, С добрым утром.

Отличительным признаком нечленимых предложений является отсутствие номинативного значения у слов, образующих их конструктивную основу и выступающих в качестве основания для деления этих предложений на группы:

1. Слова - предложения, выраженные частицами

2. Модальные слова-предложения

3. Междометные слова-предложения.

Как и другие, структурно-семантические типы простых предложений, нечленимые предложения делятся на утвердительные и отрицательные; повествовательные, вопросительные и побудительные; восклицательные и невосклицательные.

Слова - предложения, выраженные частицами, могут быть утвердительными и отрицательными, а также вопросительно - побудительными. Чаще встречаются невосклицательные предложения: Нет, какой? (СЭ)

Модальные слова-предложения выражают эти же общие значения, но на основные значения утверждения и отрицания наслаиваются дополнительные оттенки, связанные с лексико-семантическим значением модальных слов и частиц: Вопрос, скорее риторический (ССФ)

Междометные предложения наиболее многозначны, их можно разделить на следующие группы:

1.Эмоционально-оценочные предложения, представляющие собой реакцию на ситуацию, сообщение, вопрос.

2.Побудительные предложения, выражающие побуждения к действию.

3.Предложения, являющиеся выражением речевого этикета.

Структурно-семантическая самостоятельность нечленимых предложений ярче проявляется при их изолированном употреблении. При сочетании с другими предложениями нечленимые высказывания сохраняют статус предложения в том случае, если членимые предложения выражают новую мысль: - С какими чувствами вы входите в сезон? - Конечно, хорошее предчувствие. (ССФ)

Заключение

На основе всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

во-первых, односоставные предложения всех разновидностей активно используются в спортивных публикациях.

Во-вторых: односоставные предложения как нельзя лучше передают напряжение и накал страстей, а через газетный материал добиться этого довольно сложно. Задача спортивного корреспондента именно в этом и состоит, чтобы донести до читателя атмосферу соревнований, передать эмоции спортсменов и болельщиков. В телевизионных сюжетах этого добиться можно с помощью картинки и звука. А в печати такой эффект дают правильно составленные предложения.

Что же касается актуальности, то эта работа направлена на выявления разновидностей предложений в спортивной публицистике, и в каких жанрах СМИ используются те или иные виды. Уже отмечалось, что работ по этой теме очень мало. Думаю, что данная курсовая будет подспорьем для дальнейших исследований.

При написании курсовой работы был собран и обработан наглядный материал из лучших спортивных газет и журналов как российских, так и местных.

В заключение хочется процитировать Валерия Ивановича Паниковского: «Мне иногда приходит в голову шальная мысль: а существовал бы вообще спорт, если бы не было средств массовой коммуникации. В частности газет и телевидения?» Можно дополнить дальше: «А как бы журналисты добивались такой точности и законченности, если бы не было односоставных предложений?»

Литература

1. Современный русский язык: Теория. Морфология. Синтаксис/Под редакцией Е.И. Дибровой - М.2002, 704 с.

2. Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка. - М.: Высшая школа, 1963. - 364 с.

3. Лекции по синтаксису Н.А.Медведевой.

4. Е.Ю. Умнова. Азбука - журналистики.- М. 2006, 276 с.

Публикации:

1.Семен Варламов «Завтра этот матч уже забудут» «Спорт-Экспресс». 22 апреля 2009. №85

2.Варламов не пропускает. «Спорт-Экспресс».22 апреля.2009. №85

3.Мелочь, а приятно «ССФ» 3-10 апреля 2009. №14

4.Однажды в Африке. «ССФ» 3-10 апреля 2009. №14

5.Возвращение в Европу. «ССФ»20-27 февраля. 2009. №8

6.Дик Адвокат: «У «Зенита» есть главное - ему не нравится проигрывать».

«ССФ»20-27 февраля. 2009. №8

7.Россия-11. «ТF» №11. Ноябрь 2009

8.Россия-Канада: 3-3 в нашу пользу. «Спорт-Экспресс». 6 мая 2009. №95

9 Лучших защитников Хэнлон поставит против Ковоаьчука. «Спорт-Экспресс». 6 мая 2009. №95

10. Это - Энфилд. А это - Аршавин. «Спорт-Экспресс». 23 апреля 2009. №86

11. Метод тыка. 11 мая 2009

12. Нам надо брать реванш у Испании. «ССФ» 16-23 января. 2009. №3

13. И кубок не взяли, и в призеры не попали. «Новый мир». 14 октября. 2009. №201

14. Из помощника в машинисты. «Спорт-Экспресс». 29 апреля. 2009. №91

15. Легенда Устала. «Российская газета». 6 ноября 2008. №230.

16. И снова, Красников. «Курган и курганцы». 20 января. 2009

17. Спасибо, Палыч! «Московский комсомолец»

Страницы: 1, 2