скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Лексические и фонетические основы русского языка скачать рефераты

Лексические и фонетические основы русского языка

1. Происхождение языка. Искусственные языки

Теории происхождения языка: - теория детского лепета как первичной знаковой системы, - междометная теория, - звукоподражательная теория, - теория трудовых выкриков. Современные исследователи считают, что зарождение языка произошло уже у пятикантропов. На ранней стадии средсва коммун-ии были пркр-ны к предметам, затем звуки разобщались и приоб-ли самост-сть.Мин. единица рчи - слог.

Ис-ные языки-спец.языки, в отличие от ест.языков, конструируемые цел-но, применяются для выполнения отдельных функций ест-го языка. Различают информационные языки и международно-вспомог-ные. «волапюк» - 1880 Шлейер. Эсперанто - самый известный, получил широкое распространение. Из поздних «интерлингва» 1922 Валь, новиаль 1928 Есперсон. По структуре: - априорные языки - на основе лог-х или эмпирических класс-ций понятий (ро\соль), - смешанные (волапюк), - языки, построенные на основе интернациональной лексики (эсперанто, идо, интерлингва)

2. Генеалогическая класс-ция языков

Г. класс-ция языков подраз-ет изучение и группировку языков на основании определения родств.связей между ними.,т.е.на основе происх-ния из предполагаемого праязыка. Каждая семья пр-дит из разошедшихся диалектов одного языка(латынь=>романские языки). Индоев-кие языки - первая яз.семья, которая объединила языки по их ген-ким связям. Составл-ние класс-ции (Шлегель, Боппо, Гумбольт): индийская (хинди, урду), - тохарская (армянский), - киммерийская (албанский, венецский), - греческая, - романская (испанский, порт.), - италийская, кельтская (ирландский, шотл.), - балтийская (литовский, латыш), - германская, славянская (юг-слав, зап-слав: чешский, польский, вост-слав: русский, украин, белор.). Между европейскими яз-ми сщ-т фонетич-е, морфем-е, орф-кие и др. различия. М.В. Ломоносов в труде о росс-м языке верно опред-лил типы слав-х языков.

3. Типол-кая классификация языков

Наука, из-щая сходства и различия в структурных особ-х родств-х и нерод-х языков, их взаимосвязи - типология. нач. развития - 19век. Шлегель, исходя из измен-й в корне: все языки - флексивные и аффлексирующие. Все типы яз-в нельзя подвести под эти 2 группы, поэтому введены аморфнве языки. Во фл-х: 2 возм-сти грам-го строя - синтетич-кие и аналитич-кие. Флективные-славянские, балтийские(есть типология склонения и спряжения), - аморф: китайский(отс-вие грам.значимости порядка слов, слаб.против-ние знам-х и служ-х слов), - агглютинир-щие языки - тюркские(единый тип склонения и спряж-я, развитая система словообраз-я и словоизменения), - инкорпарирующие - индейцев С.Америки, Чукотка - опр.законы сочетаемости)

4. Фонетика как раздел языкознания, её предмет и задачи. 3

аспекта изуч-я Ф

Ф.(phono-звук, phoneticos-звуковой).Ф.-это учение о звуковой стороне языка, наука, из-щая звуки и их закон-ные черед-я. Кроме того, Ф.изучает ударение, интонацию, особенности членение звук-го потока на слоги и более крупные отрезки.Разделы Ф.: - описат-я-установ-е звук-й сис-мы яз-ка на опред.этапе его развития, - истор-кая - изменение звук-й сис-мы, измен-е черед-ний, - сопоставительная - фонет-кое сопоставление разных языков, - общая - строение реч.аппарата, его исп-ние в разных языках. аспекты:1) анатомо-физиол-кий (артикуляционный)

Исследует звук речи с точки зрения его создания:

2) акустический (физический)

Рассм-вает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3)функциональный (фонологический)

Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

5. Звуковое членение речи. фон-кие средства оформления речи

Наша речь пред-ет собой поток звуков, звук-ю цепь, кот-я членится на отрезки: Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.

Сегментные единицы

-- единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

Фон.фраза --отрезок речи, предст-щий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.Синтагма (речевой такт) -- отрезок фон. фразы, хар-ся особой интонацией и тактовым ударением..Фон. слово-- часть фразы, объединенная одним словесным ударением.Слог -- наименьшая единица речевой цепочки.Звук --мин. фон. единица.

Суперсегментные единицы (интонационные средства)

-- единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

Ударение -- выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

Тон -- ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

Темп -- скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

Длительность -- время звучания сегмента речи.

6. Звук-осн. фонет.единица.Акустич-кие св-ва. Звук и фонема

Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в [р] разного типа); в шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума. Самый сонорный звук: [а], самый шумный: [п].

В пределах шумных выделяют:

-Звонкие шумные длительные (пр.: [в],[з],[ж])

-Звонкие шумные мгновенные (пр.: [б],[д],[г])

-Глухие шумные длительные (пр.: [ф],[с],[ш], [х])

-Глухие шумные мгновенные (пр.: [п],[т],[к])

Фонемма (др.-греч. «звук») -- мин. единица звукового строя языка. Ф. как абстрактная единица языка соот-ет звуку речи как конкретной единице, в кот-й ф. материально реализуется. Строго говоря, звуки речи бесконечно разнообразны; достаточно точный физический анализ может показать, что один человек никогда не произносит одинаково один и тот же звук (например, ударный [ам]). Однако пока все эти варианты произношения позволяют правильно опознавать и различать слова, звук [ам] во всех его вариантах будет являться реализацией одной и той же фонемы <а>.

7. Москов. и Ленингр-я фон-кие школы

М: Фонемами называются самостоятельные звуковые различия, служащие знаками различения слов языка[ (на основании данного положения звучание [ы] в р. язке относится сторонниками МФШ к фонеме <i>)

-Каждая фонема реализуется в своих разновидностях, каждая из которых выступает в определённых фонетических условиях; в одной и той же позиции всегда выступает одна и та же разновижность, в различных позициях -- разные

-Позиция наименьшей обусловленности разновидности (и различения наибольшего числа фонем) называется сильной, иные позиции -- слабыми

-В сильной позиции выступает основной вариант фонемы, в остальных позициях -- её модификации; среди них выделяются вариации (разновидности фонемы, выступающие в позициях, где не происходит совпадения в звучании данной фонемы и какой-либо другой) и варианты (выступают в позиции, где реализации двух или более фонем совпадают в звучании). Слабые позиции именуются перцептивно слабыми и сигнификативно («обозначательно») слабыми соответственно

Л: выявлении общих закономерностей исторического развития грамматического строя языка. признавали системный характер языка и не считали разработку генетической классификации языков приоритетной задачей; не считали приоритетной задачей синхронное описание языка и отрицательно относились к попыткам строгого разграничения синхронии и диахронии, к сужению объекта лингвистических исследований и к формализации метаязыка лингвистики. Придавали значение иссл-ю так наз. фил-х проблем яз-ния, связи языка и мышления, социальной природе языка.

8. Акуст-артикул-ная хар-ка гл. звуков

гласные-чистые тоновые звуки. Класс-ция 3 признака: - степень подъема яз-ка по отн-нию к нёбу(гл.верхнего п.и, ы, у, гл. среднего подъема-э,о, ниж-а), - степень продвинутости языка вперед или отодвин-сти назад по гориз-ли.(пер.ряда-и,э, сред. - ы,а, заднего-у,о), - по участию губ - лабиализ(о,у) и нелабиал.

9. Акуст-артикул-ная хар-ка согл-х звуков.

класс-тся по: - месту образов-я(какой активный орган совершает работу и с каким пасс-м органом он сближается), - по способу обр-ния: (хар-ка препятствия во рту на пути возд.струи) : полная смычка органов речи(смычные [п], [б], [т], [д], [к], [г],) и щель между ними(щелевые ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х). - по участию голоса и шума: произн-мые с голосом и без голоса: 1.сонорные согл, шумные звонкие, ш.глух.), - по твердости/мягкости

10. Звук. законы в области гласных звуков

Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются и особое влияние оказывают мягкие. Изменение комбинаторное - выражается в процессе аккомодации. С фонетической точки зрения аккомодация - приспособление для всех языков, но специфичное для каждого.

Редукция гласных - изменение, ослабление гласных в безударном положении. Различают позицию гласных в первом предударном слоге и позицию в остальных безударных слогах. Гласные слабой позиции второй степени подвержены большей редукции. Безударны менее длительны и отличаются качеством звучания. Гласные верхнего подъема (и, ы, у) в безударном положении изменяют длительность но не качество. Гласные неверхнего подъема (э,о,а) изменяются по длительности и качественно.

11. Звук. законы в области согласных звуков

Фонетический закон конца слова:

Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости

Сочетание согласных, когда один звонкий, а другой - глухой несвойственно СРЯ. Поэтому если в слове оказывается подряд два разных по звонкости звука, происходит уподобление первого второму. По этому закону звонкие согл. перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в таком же положении переходят в звонкие. Озвончение встречается реже, чем оглушение. Сбор. Перед санорными и звонким В глухие остаются без изменений. Звонкие или глухие согласные ассимилируются в след. случаях:

- на стыке морфем

- на стыке предлога и слова

- на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы.

Ассимиляция звуков по мягкости

При сочетании согласных, второй из которых - мягкий, мягкость распространяется на предшествующий согласный. Не все согласные парные по тв. мягк. смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука. Все согласные парные по тв-мягк смягчаются перед е, ю, я, и, ё. Наиболее подвержены смягчению переднеязычные-зубные з,с,д,т,н,р - небозубные и губные б,п,м. Не смягчаются перед мягкими согласными г,к,х,л

12. Комбинаторные взаимодействия гл-х и согл-х

аккомодация - это комбинаторное изменение звуков разных характеристик. Влияют друг на друга гласный и согл., кот-е оказ-ся рядом. Для аккомодации типично, когда предш-й согл оказывает влияние на посл-щий гласный (подыскать, лес и дол, ход игры, под ивой)

13. Фонет-кие чередование диахронич-го плана

Типология ист-х чередований: 1.чер-ния гласных(зову-звать). 2. черед-я согл-х (теку-течь,жгу-жечь, рука-ручной, княгиня-князь). 3.чередования одного звука с сочет-ми звуков(дюбить-люблю). 4. сочет-я с другими соч-ми( город-градостроители(оро-ра)). Воснову древнер.яз. лег праславянский яз., у кот-го буквы имели латин.обозначение. Самые древние чер-ния связаны с тем, что в праслав.яз.было 5 гласных.Они могли быть в словах долгими и краткими. эти гласные сокращ-сь и удлин-сь что дало нам чер-ния: нести-носить, везти-возить, носить-нашивать, беру-брать и т.д. Прасл-кие гласные видоиз-сь, результат- сис-ма гласных древнерусского языка.

Образ-сь сис-ма гласных:

в конце 11-12 сверхкраткие гласные в сил.позиции перех-ли в гл.полного образ-ния(ъ-о,ь-э) в слаб.позиции они исчезали-процесс падения редуцир-х. Под влиянием глас-х согл.смяг-сь и меняли свое качество - переходное смягчение(рука-рученька, грех-грешить). - Влияние [ ] на губные(любить-люблю, ловить-ловлю), зубные (возить-вожу), СТ-щ(пустить-пущу)в русск.яз. [э] чер-ся с [о] - первонач-но в этих словах был Э.

14. Фонологическая система языка

Изучением звуков с точки зрения их функций в процессе общения, в социальном аспекте занимается функциональная фонетика, или фонология. Фонема - минимальная единица языка, способная различать звуковые оболочки разных слов и морфем.

Например: в словах мол, мал, мул в функции различителей звуковых оболочек выступают фонемы //о//, //а//, //у//; //дом/ком/лом/ром/сом/том// ® //д//, //к//, //л//, //р//, //с//, //т//; Понятие фонемы не следует отождествлять с понятием звука, т.к. всякая фонема является звуком, но не всякий звук речи может выступать в роли фонемы. Звуковое значение фонемы зависит от позиции, которую она занимает в слове. Различают сильную и слабую позиции фонем. Позиция, в которой различается наибольшее число фонем, называется сильной, фонема в этой позиции тоже сильная; позиция, в которой различается меньшее число фонем, называется слабой, фонема в этой позиции - слабая.

Сильная позиция - позиция максимальной различительности и минимальной обусловленности.

Сильная позиция для гласных - это позиция под ударением; для согласных абсолютно сильная позиция - позиция перед гласными [а], [о], [у]: //са?н/со?н /сы?н//- //сам/зам/дам/там//.

В слабой позиции фонемы теряют часть своих признаков, меняют свой облик и случается, что две и даже три фонемы совпадают в одном звуке: [л'э?с/л'и?сы] - [л'иса?] ® //э//, //и//® [и]; [пло?т] ®//д// и //т// - [т].

Неразличение фонем в слабой позиции называется нейтрализацией.

Таким образом, фонемы современного русского литературного языка не просто набор мельчайших языковых единиц. Они образуют фонологическую систему, все компоненты которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и противопоставлены друг другу.

15. Слог как фон-кая единица. Теории слога. Особенности

слогораздела

1.экспираторная теория - в речи возд.струя выходит не плавно, а идет толчками, и каждому толчку соответс-ет слог. Граница слога-момемнт самого слабого выдыхания. Слух-это экспираторный толчок.2. акустич-ятеория(сонорности)-вершина слога образ-сятолько звуком,облад-щим опрд.звучностью.Слоговая граница проходит рядом со звуком наимен-й звучности.Звуч-сть-слыш-сть звука на расст-нии.Слоговой звук(гласные)-наиб.звучный,неслоговые вокруг него.Ид.слог-мо/ло/ко, сочетание шум-х между глас-ми к след.слогу(мо/ста,кА/ска)+шумные с сонор.+несколько сонорных между глас.Если сон+шумная-слогораздел между членами сочет-я(кар-та)+й с шум. и сонорными так же.Неначал-й слог слова включает в себя шум+гл,шум+шум+гл(до-ска)Есперсен-в России Аванесов и Гвоздев.3.Теория мускульного напряж-я(во время артик-ции м.напряжене неодинаково). В отнош-и слогораздела важно учит-ть различное произ-е согласных по силе муск.напряж-я. 1й тип-сильноначальные согласные(с, -ус,т-,рад) 2й тип -конец согласного сильнее его начала-сильноконечные согл-е(р,м,н) 3й тип-двухвершинные согл-е.Граница слога распред-ся между ними(ванна, вилла,труппа)

16. Ударение. Словесное ударение

Страницы: 1, 2