скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Классификация звуков английской речи скачать рефераты

i>Условные обозначения: [m] - английские согласные

(м) - русские согласные

Правила артикуляции сочетаний звуков

В английском языке при артикуляции ряда сочетаний согласных звуков или согласных с гласными внутри и на стыке слов следует обратить внимание на переход от одного звука к другому. Именно в этих случаях для правильного произношения требуется умение расслаблять подвижные органы речи, особенно язык и губы.

При артикуляции отдельно взятой фонемы выявляются три этапа:

1) экскурсия или приступ (excursion or on-glide), когда органы речи двигаются и принимают исходное артикуляционное положение;

2) выдержка (retention), когда органы речи в течение какого-то времени остаются в принятой артикуляционной позе;

3) рекурсия или отступ (recursion or off-glide), когда органы речи принимают исходное положение.

Схематически этот процесс можно изобразить следующим образом:

Однако в процессе речи звуки сливаются в цепочки, и фаза рекурсии предыдущей фонемы накладывается на фазу экскурсии последующей фонемы. Тогда схема представляется такой:

При соединении фонем в цепочки органы речи приспосабливаются к быстрой смене артикуляций, обеспечивая более удобный переход от одной артикуляции к другой. При этом может меняться качество звуков. В подобных случаях имеет место их ассимиляция, адаптация или элизия.

Ассимиляция (assimilation) - это процесс изменения артикуляции согласного звука в потоке речи под влиянием артикуляции соседнего согласного звука, причем наблюдается уподобление одного звука другому.

Ассимиляция может быть частичной, когда возникают различные варианты фонем, и полной, когда имеет место полное уподобление артикуляций.

Изменение согласного под влиянием гласного или наоборот называется адаптацией (adaptation).

Процесс, при котором в поспешной или небрежной речи не реализуется артикуляция какого-либо звука, называется элизией (elision).

Существуют различные виды ассимиляций:

1) по направлению (affecting the direction);

2) по месту образования преграды (affecting the place of articulation);

3) no работе губ (affecting the position of the lips);

4) no работе голосовых связок (affecting the work of the vocal cords);

5) no способу образования шума (affecting the manner of voice production)

Ассимиляция по направлению имеет З вида и подразделятся на:

а) прогрессивную (progressive);

б) регрессивную (regressive);

в) двойную или взаимную (double or reciprocal).

При прогрессивном направлении ассимиляции предшествующий звук влияет на последующий. Например, в словах stay [stei], style [staIl] взрывной звук [t] теряет аспирацию под влиянием предшествующего щелевого [s].

При регрессивном направлении ассимиляции последующий звук влияет на предшествующий. Например, в слове tenth [tenT] согласный [n] становится дентальным под влиянием согласного [T].

При взаимной ассимиляции два рядом стоящих звука оказываются под обоюдным влиянием, сообщая друг другу какие-то черты артикуляции. Например, в слове twin [twin] звук [t] становится огубленным, а звук [w] слегка оглушается.

Сочетание звонких и глухих согласных звуков

1.
Звонкий согласный звук не приглушается под влиянием последующего глухого согласного звука:

a big table [q'bIg_'teIbl] - большой стол

a red star [q'red_'stR] - красная звезда

2. Глухой согласный звук не озвончается под влиянием последующего звонкого согласного звука:

a glass vase [q'glRs_'vRz] - стеклянная ваза

dish-gravy ['dIS_"greIvI] - подливка

Исключение. Звуки [w], [l] и [r] частично приглушаются после глухих взрывных согласных. Сравните:

[w]

language ['lxngwIG] - язык quick [kwIk] - быстрый

dwell [dwel] - обитать twelve [twelv] - двенадцать

Звук [w] произносится слитно с предшествующим согласным звуком.

[l]

bland [blxnd] - вежливый planned [plxnd] - планировал

glass [glRs] - стекло class [klRs] - класс

middle [mIdl] - средний little [lItl] - маленький

[r]

braid [breId] - шнурок prate [preIt] - болтовня

gramme [grxm] - грамм cram [krxm] - ложь

dress [dres] - платье tress [tres] - коса

Сочетание смычных согласных звуков

1. Сочетание взрывных согласных звуков одного места образования: альвеолярных [t, d], губных [р, b] и заднеязычных [k, g].

При артикуляции пары подобных звуков органы речи по окончании артикуляции первого звука не меняют своего положения, т.е. полная преграда не размыкается, что приводит к потере взрыва на стыке двух звуков. В этом случае взрыв заменяется глухой (после [t, р, k] или звонкой (после [d, b, g]) паузой. Только второй звук завершается взрывом:

that doll [Dxt_'dOl] - та кукла

stop blarney ['stOp_'blRnI] - не льсти

I like grapes [aI 'laIk_'greIps] - я люблю виноград

2. Сочетание взрывных согласных звуков разных мест образования.

Когда вместе артикулируются два смычных согласных звука разных мест образования, то размыкание полной преграды по окончании артикуляции первого звука происходит лишь тогда, когда органы речи готовы для артикуляции второго звука. В этом случае также происходит потеря взрыва. Вместо него артикулируется глухая или звонкая пауза. Причем длительность этой паузы, которая необходима для перестройки органов речи, несколько больше, чем в предыдущем случае:

Stop talking ['stOp_'tLkIN] - перестаньте разговаривать

Don't cry ['dqVnt_'kraI] - не плачь

good girls ['gVd_'gWlz] - хорошие девушки

Bob goes ['bOb_'gqVz] - Боб идет

Например, при произнесении сочетания альвеолярных [t,d] и губных [p,b]взрывных согласных звуков кончик языка следует держать прижатым к альвеолам до тех пор, пока губы не будут сомкнуты для губного звука:

that pen [Dxt_'pen] - та ручка

that book [Dxt_'bVk] - та книга

good pens ['gVd_'penz] - хорошие ручки

good books ['gVd_'bVks] - хорошие книги

3. Сочетание взрывных согласных звуков с носовыми.

Если при артикуляции пары взрывных согласных звуков первый взрыв теряется и заменяется паузой (нет пути для выхода струи воздуха), то при артикуляции сочетания взрывных и носовых смычных согласных звуков происходит так называемый носовой взрыв: полная преграда размыкается во время произнесения носового звука, так что выдыхаемый воздух выходит через полость носа. Таким образом, для получения носового взрыва полную преграду не следует размыкать до тех пор, пока органы речи не будут подготовлены для произнесения второго звука:

stop moving ['stOp_'mHvIN] - прекратите движение

a big map [q'bIg_'mxp] - большая карта

stop near… ['stOp_nIq]

stand near… ['stxnd_nIq]

told me… ['tqVld_mJ]

back not… [bxk_nOt]

Например, при произнесении сочетания альвеолярных взрывных звуков [t,d]и губного носового звука [m] кончик языка следует держать прижатым к альвеолам до тех пор, пока губы не будут сомкнуты для губного звука [m]; при этом и происходит носовой взрыв - воздух выходит наружу через полость носа:

that map [Dxt_'mxp] - та карта

good maps ['gVd_'mxps] - хорошие карты

Сочетание сонантов с другими согласными звуками

Три сонорных согласных звука в сочетании с шумными согласными звуками могут образовать слог. Поэтому они и называются сонантами. Слогообразующими, однако, они являются не во всех случаях, а лишь в конечном безударном положении после шумного согласного или после немого гласного, следующего за шумным согласным. В следующих примерах протяжная артикуляция условна обозначена … , а граница между слогами - дефисом «-»:

gar-den ['gRdn…] - сад

does-n't ['dAzn…t] - neg. от does

fat-ten ['fxtn…] - откармливать

driv-en ['drIvn…] - p.p. от to drive

doz-en ['dAzn…] - дюжина

pre-sent ['prezn…t] - данный

cot-ton ['kOtn…] - хлопок

ta-ble ['teIbl…] - стол

lit-tle ['lItl…] - маленький

doub-le ['dAbl…] - двойной

fi-nal ['faInl…] - финальный

lev-el ['levl…] - уровень

met-al ['metl…] - металл

blos-som ['blOsm…] - расцвет

Другие сонорные звуки [N, j, r, w] сонантами не являются, поскольку не образуют слоги (даже равный сонанту по длительности звучания протяжный звук [N]). Звук [N] артикулируется только вместе с гласным звуком, образующим слог. Звук [j] артикулируется только перед гласным звуком, который сам образует слог. Буквосочетания: «гласная + r или w + согласная» и «согласная + r или w + гласная» образуют слог благодаря гласному звуку, а не со-норному. Буквосочетания wr, wh произносятся как один согласный звук - [r], [h] или [w], каждый из которых образует слог вместе с последующим гласным звуком.

song [sON] want [wOnt]

yes [jes] wrong [rON]

star [stR] who [hu:]

write [raIt] when [wen]

tram [trxm]

Сочетание взрывных согласных звуков с боковым сонантом [l]

При сочетании взрывных согласных звуков с носовыми обеспечивается путь струe воздуха, возникающей при размыкании полной преграды первого звука, через полость носа. Нечто подобное происходит при артикуляции звуков [pl, bl, tl, dl, kl, gl]. После артикуляции первого звука преграда еще не разомкнута, а органы речи уже подготовлены для произнесения звука [l]. Затем происходит размыкание преграды, и струя воздуха скользит вдоль щели, образованной одним или двумя краями языка и небом. Возникает так называемый боковой или продольный взрыв. В результате придыхания у глухих взрывных он происходит с такой силой, что звук [l] частично приглушается.

Приглушается:

He приглушается:

apple ['xpl]

table [teIbl]

battle ['bxtl]

middle ['mIdl]

cycle ['saIkl]

single [sIngl]

Кроме того, звукосочетания [pl] и [kl] перед ударным гласным произносятся слитно:

play [pleI]

clap [klxp]

Сочетание смычных и щелевых согласных звуков

1. При артикуляции щелевых согласных звуков перед смычными взрывными необходимо следить за тем, чтобы переход от одного звука к другому был плавным, чтобы щелевой звук не произносился столь же энергично, как последующий взрывной:

dish-gravy ['dIS_"greIvI]

both pens [bqVT_'penz]

five girls [faIv_'gWlz]

Глухие взрывные после звука [s] произносятся без придыхания:

this cat [DIs_'kxt]

this table [DIs_'teIbl]

this pen [DIs_'pen]

2. Взрывные согласные перед щелевыми артикулируются менее энергично: полная преграда размыкается не так резко, без взрыва, плавно, создавая щель для артикуляции последующего звука:

that vase [Dxt_'vRz] - та ваза

a big fox [q'bIg_'fOks] - большая лиса

Bob showed ['bOb_'SqVd] - Боб показал

3. Альвеолярные звуки [t], [d], [n], [l] непосредственно перед межзубными [T]и [D] уподобляются последним по месту образования, т.е. теряют альвеолярность и сами становятся либо зубными, либо межзубными. При этом необходимо следить за тем, чтобы звук [t] перед звуком [D] произносился без взрыва и не озвончался, а переход от одного звука к другому происходил плавно:

that thin… [Dxt_'TIn]

at this… [qt_'DIs]

had thin… ['hxd_'TIn]

read this… ['rJd_DIs]

can think… [kxn_'TINk]

on that… [On_'Dxt]

shall think… [Sxl_'TINk]

all that… ['Ll_Dxt]

4. Для того, чтобы правильно произнести сочетания глухих взрывных звуков [t, р, k] с губным звуком [w] - [tw], [pw] и [kw] - следует:

а) произнося звуки [t] или [k], одновременно округлить губы для произнесения звука [w]:

twelve [twelv]

quick [kwik]

б) произнося звук [р], постепенно, плавно разомкнуть и округлить губы для произнесения звука [w]:

stop walking ['stOp_'wLkIN] - остановитесь

Звук [w] после глухого согласного приглушается, а глухой согласный теряет взрыв.

5. При произнесении сочетания звука [r] с предшествующим согласным оба согласных произносятся почти одновременно, слитно:

bread [bred]

great [greIt]

Если предшествующий согласный является глухим, то под его влиянием звук [r] тоже приглушается:

spring [sprIN]

crop [krOp]

При произнесении сочетаний альвеолярных звуков [t] и [d] с заальвеолярным звуком [r] кончик языка находится не на альвеолах, а за альвеолами:

translate [tra:ns'leIt]

dress [dres]

Сочетание щелевых согласных звуков между собой

При произнесении сочетания круглощелевых согласных [s] и [z] с плоскощелевыми межзубными [T] и [D] необходимо сохранить качество каждого звука и следить за тем, чтобы не было призвука гласного или паузы между ними. Если звуки [s] и [z] стоят перед звуками [T] и [D], то они становятся зубными. При их артикуляции нужно, не прекращая первого звука, постепенно изменить форму щели с круглой на плоскую (желобок вдоль центральной части языка исчезает и язык становится плоским).

Если же звуки [s] и [z] стоят после звуков [T] и [D] , то язык плавно меняет форму с плоской на вогнутую вдоль центральной его части.

is this… [Iz_DIs]

is thick… [Iz_'TIk]

with sunny… [wID_'sAnI]

with zeal… [wID_'zJl]

both zeroes… [bqVT_'zIqrqVz]

both stripes… [bqVT_'straIps]

stops this… ['stOps_DIs]

let's thank… ['lets_TxNk]

Сочетание согласных звуков с гласными

1. Сочетание сонорных звуков с гласными

а) Буква r и буквосочетание еr или rе в конце слова обычно не читаются, а лишь влияют на чтение предшествующей гласной (как правило, удлиняют ее). Однако, если после слова, оканчивающегося на букву r или сочетание rе, идет слово, начинающееся с гласной, то конечная буква r или сочетание rе читаются как звук [r], причем оба слова произносятся слитно:

a cook or_a driver? [q'kVk Lr_q'draIvq]

a driver_or_a cook? [q'draIvqr_Lr_q'kVk]

We are_in the park. [wJ Rr_In Dq 'pRk]

Конечная буква r не читается, если на стыке двух смысловых групп между словами делается пауза:

My father is a driver | and yours is a cook.

[maI 'fRDqr_Iz q'draIvq | qnd 'jLz Iz q'kVk]

б) Произнося звук [N] между гласными, надо особенно тщательно следить за тем, чтобы после звука [N] не слышался призвук [g].

singing ['sININ] - поющий

2. Сочетание долгих гласных звуков со звонкими и глухими согласными.

Долгие гласные перед звонкими согласными произносятся несколько дольше, чем перед глухими, но короче, чем в конце слов:

короче длиннее

neat [nJt] - опрятный need [nJd] - нужда

park [pRk] - парк large [lRG]- большой

proof [prHf]- доказательство prove [prHv]- доказывать

walk [wLk]- гулять ball [bLl]- мяч

Явление адаптации характерно для сочетаний «согласный + гласный» и «гласный + согласный». В сочетаниях «согласный + гласный» и «гласный + гласный» чётко прослеживается тенденция соединения звуков, т.е. слитного произнесения подобных стыков. Например, [teIk_qn_xpl] или [DJ_end].

В английском языке, в отличие от русского, отсутствует палатализация (palatalization) согласных на стыках последних c гласными переднего, переднего отодвинутого назад и смешанного ряда, например, [ti:m], [pet], [bin], [bWd]. Под палатализацией понимается смягчение согласных в результате подъёма передней части языка к твёрдому нёбу. В русском языке явление палатализации регулярно: согласные звуки, предшествующие мягким гласным, также смягчаются (Ср.: вал -- вял, мол -- мёл, пыл -- пил).

Явление адаптации прослеживается в сочетании гласного [е] и сонанта [l], если последний замыкает слово. В словах типа [tel], [smel] звучит аллофон фонемы [е] более широкий, нежели, скажем, в словах типа [get], [ten].

Долгие гласные перед носовыми сонантами слегка назализуются, так как в момент произнесения гласного мягкое нёбо опускается для артикуляции сонанта: ['mLniN], [Rnt].

В конце слов в открытых слогах звучат более широкие аллофоны фонем [q], [Iq]. Так, [q] и [Iq] произносятся как [q^] и [Iq^]: [nIq^]

Явление элизии многопланово и охватывает большое количество типов. Данное явление наблюдается в разговорной речи и сводится к тому, что артикуляция какого-либо звука не реализуется. Например, фраза last year ['la:st 'jIq] может звучать как ['la:s 'jIq] или aspects ['xspekts] звучит как ['xspeks]. Так как элизия характерна для неформальной речи и небрежного или низкоразговорного стиля, в данном обзоре не даётся её детального рассмотрения, однако в целях общего ознакомления представляется целесообразным остановиться на наиболее частых проявлениях элизии.

Наиболее часто в разговорной речи элизии подвергаются следующие согласные.

Норма Элизия

[t] - first three ['fWst 'TrJ] ['fWs 'TrJ]

must be ['mAst bI] ['mAs bI]

[d] - wild life ['waIld 'laIf] ['waIl 'laIf]

rapidly ['rxpIdlI] ['rxpIlI]

[v] - of course [qv'kLs] [q'kLs]

five p.m. news ['faIv 'pJ 'em 'njHz] ['faI 'pI 'em 'njHz]

[D] - went the way ['went Dq 'weI] ['wentq 'weI]

Northern Ireland ['nLDqn 'aIqlqnd] ['nLn 'Rlqnd]

[l] - also ['Llsqu] ['Lsqu]

certainly ['sWtqnlI] ['sWtqnI]

[r] - for instance [fOr 'Instqns] ['fInstqns]

terrorist ['terqrIst] ['terIst]

[n] - constantly ['kOnstqntlI] ['kOstqntlI]

[k] - extraordinary [Iks'trLdInqrI] [Is'trLdnrI]

Гласные также могут подвергаться элизии. Наиболее часто не реализуется артикуляция гласных [q] и [I].

[q] - different ['dIfqrqnt] ['dIfrqnt]

[I] - similar ['sImIlq] ['sImlq]

Выше приведены наиболее простые примеры элизии, однако в беглой речи данное явление может сопровождаться ассимиляцией и нарушением стандартного словообразования. Например, словосочетание it's considered [Its kqn'sIdqd] может произноситься [tskn'sIdqd]. При этом функция словообразования перекладывается с гласного [q] на сонант [n]. Одновременно возникает ассимиляция по способу образования шума - носовой взрыв в сочетании [kn].

В заключение следует также упомянуть о случаях обязательной элизии, т.е. элизии, ставшей произносительной нормой в ходе развития языка. Например, grandmother ['grxnmADq], sandwich ['sxnwIG], handsome ['hxnsqm].

Страницы: 1, 2