скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

История Германской письменности скачать рефераты

p align="left">В общегерманском неслоговые й, йю, р, л, м, н, сохранились без изменений, а слоговые преобразовались. й и йю образовались в гласные, а остальные потеряли слогообразующую функцию. Таким образом, в системе согласных выделяли следующие ряды.

смычные. п, т, к, кв, б, д, г, гв.

придыхательные. бэха, гэхав.

4. Морфологическая система. Морфологическая структура слова в общеиндоевропейском.

Многие чертыгерманского морфологического строя унаследованы от общеиндоевропейского, который был языком флктивного строя.

Существительные и прилагательные состояли из корня, суффиквса и окончания.

Корень был носителем семантического значения, суффикс образовывал основу, окончание указывало на род, число, падеж.

Санскрит. Аквам. Гркческий. зигон. Латинский. домус.

Основообразующий суффиксы а, о, и были превоначально показателями предмета. В индоевропейском уже существовало 3 рода.

Большинство глаголов также имело трёхморфемную структуру.

Санскрит. Апас - апасиати. Латинский. тепео - тепеско. Греческий. фероис - фероитэ.

В индоевропейском существовало понятие тематической и атематической основы.

Именные и глагольные основы были тематическими если оканчивались на е или о.

Атематические оканчивались на сонорный или шумный.

Греческий. Феромен - фертэ. Латинский. Феримус - ферт.

В общеиндоевропейском имелось множество слов, у которых были индивидуальные формы склонения, а также супплетивные образования.

Фактически в языке существовало парадигматическое многообразие. Общегерманский унаследовал от индоевропейского флективный строй, но в древнегерманском уже начинали преобладать двухморфемная структура. В дальнейшем окончания подвергались редукции.

Определение типа склонения осуществлялось методом внешней реконструкции, для этого привлекались рунические надписи, готский, индоевропейские языки, методом внутренней реконструкции, анализируя остаточные формы слов, парадигма внутри отдельных германских языков.

В общегерманском языке развитие шло в трёх напрвлениях.

1.Замена атематических основ тематическими.

2. Ограничение нерегулярных парадигм и замена их регулярными.

3.Рост удельного веса продуктивных основ.

Прололж. 5.Общеевропейские черты в системе германского имени.

В индоевропейском было 3 типа склонения.

1. Склонение существительных и прилагательных.

2. Склонение местоимённого типа, личных, вопросительных, указательных местоимений.

3. Личные местоимения 1 и 2 лица и возвратные метсоимения.

Примечание. Прилагательные не имели собственного склонения, оно произошло от категории имени. В именном склонении преобладали тематические основы на э и о, а также атематические на сонорные и шумные.

В общегерманском все 3 типа склонения сохранены, однако в систему склонения прилагательного внесены изменения.

Это касалось появления именного типа склонения прилагательного, который совпадал со слабым склонением имени существительного.

Эта тенденция сохранилась в современном языке.

В древнегерманском существовали следующие типы склонения.

1. именное. (делилось на слабое и сильное). по сильному склонялись существительные, по слабому - прилагательные.

2. тип склонения указательных местоимений (кроме личных 1,2 лица). По этому типу склонялись большинство имён прилагательных (парадигма

сильного склонения).

3. Склонение 1, 2 лица личного местоимения и возвратные местоимения.

Понятие тематической и атематической основы исчезло, а появились основы, оканчивающиеся на гласные и согласные.

Предполагалось, что в общеиндоевропейском было 8 падежей. Древнегерманские языки сохранили 4 падежа. В некоторых языках были остаточные являения инструментарного и звательного.

6. Общие индоевропейские черты в системе германского глагола

Индоевропейский глагол имел особенности, не сохранившиеся в полном виде ни в одном из индоевропейских языков. Индоевропейский глагол выражал действие в определённом видовом протекании. Греческая основа презенса обозначала длиетльность действия, и от неё образовалась форма настоящего времени. Греческий. лэипо - я Оставляю. и форма прошедшего времени - элэипон. Элэипон означает действие как таковое - я оставил. Результат в прошедшем времени. Презенс выражает длительный вид действия. Аорист - выражение медлительности действия.

Противопоставление во временном плане осуществлялось окончаниями. Основа презенса и аориста не имели общего постоянного признака, а были различны у разных глаголов, отсюда образовались наклонения. В общеиндоевропейском языке были.

1. индикативное или изъявительное наклонение.

2. императив или повелительное.

3. оптатив или желательное.

4. конъюнктив или сослагательное.

Были и залоги.

1. Действительный.

2. Медиальный (средний).

Категория числа была представлена 3 типами. Единственное, двойственное множественное.

В общегерманском вся система глагола видоизменилась. Нерегулярные формы заменялись регулярными. Образовывались классы сильных глаголов

по признаку чередования - аблауту.

В общегерманском устанавливалась система слабых глаголов с дентальными суффиксами д или т, которые возникали в формах прошедшего времени. Это являение было новшеством германских языков и распространилось.

Готский. Фуллс - полный. фульян - напонять. фуллида - наполнил.

салбо - мазь. салбон - мазать. салбота - мазал.

Индоевропейские видовые черты были переосмыслены в общегерманском как временные.

Что такое руны?

Происхождение и история рун. Истоки рунического Искусства - как и зарождение самих рунических символов - корнями уходят в древнейшие времена. Принято считать, что формирование первого германского рунического строя - Футарка - датируется первыми веками нашей эры. Действительно, это время можно считать временем, когда руническое Искусство сформировалось в том виде, в котором появилось и существовало потом в Северной Европе - хотя и с некоторыми изменениями - до позднего Средневековья. Однако истоки рунического алфавита значительно древнее. Широко известно, что древний человек поклонялся богам, верил в магию, в удачу. Отсюда можно сделать вывод, что самые первые знаки, начертанные человеческой рукой или вырезанные из кости и дерева, имели именно магический характер. Древнейшие памятники такого рода относятся к датируются XVII-XVI тысячелетиями до нашей эры. Примерами таких памятников могут послужить символы, похожие на руны, начертанные охрой на мамонтовом черепе, найденном на Украине, знаки, высеченные на европейских скалах, или “солнечные колеса”, вырезанные из кости и обнаруженные на Сунгирской стоянке неподалеку от Владимира. Уже среди столь древней графики мы можем обнаружить символы, которые стали пра-формами будущих распространенных магических знаков, в том числе и рун. Вероятно, постепенно эти символы собирались и накапливались, подвергаясь классификации и изменениям. Примерно к VI-V тысячелетиям до нашей эры относится подъем культуры в Центральной Европе, сопровождавшийся мощным развитием ремесел и искусств, в том числе и различных волшебных искусств и таинств. От того времени до нас дошли глиняные фигурки божеств, керамика, остатки святилищ, храмов и поселений.

Керамика этой культуры, обнаруженная на территории современной Центральной и Восточной Европы

- в Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, богата магическими изображениями, многие из которых следует, вероятно, считать прямыми предшественниками развития как рунического алфавита, так и неалфавитных европейских магических символов. Позже, в III-I тысячелетиях до нашей эры, сложившиеся ранее системы магических знаков стали понемногу превращаться в священные алфавиты, которые осмысливались в те времена именно как набор священных символов с присвоенными им фонетическими значениями, что позволяло использовать эти знаки для письма. Так возникли родственные финикийский и этрусский алфавиты, а позднее - греческий и латинский. Аналогичное происхождение имеет и руническое письмо, восходящее к алфавитам североиталийской группы - т.е. к алфавитам северных этрусков и италийских венетов.

С праобразом рун - североиталийским письмом - народы Центральной и, возможно, Северной Европы познакомились не позднее второй половины I тысячелетия до нашей эры. В 1812 году, во время раскопок близ Негау (Австро-Венгрия) было обнаружено более двух десятков бронзовых шлемов, датированных IV веком до нашей эры. Эти находки определяют переходный этап развития Искусства, которому посвящена настоящая книга - этап трансформации италийских символов в северные руны. Дело в том, что надпись на одном из шлемов, выполненная алфавитом, переходным от италийского к руническому, по языку явно принадлежит предкам будущих скандинавов. Надпись транслитерируется как Harigast i Teiva; оба слова, соединенные предлогом или союзом i, являются именами собственными, причем последнее - Teiva - чаще всего трактуется как вариант имени общегерманского бога войны и неба Тива. Вероятно, к середине II века от нашей эры был сформирован классический общегерманский рунический строй - Футарк. Первоначально, как показали исследования, он появился в Дании, его распространение в Скандинавии относится примерно к III в. нашей эры. К IV - V векам н. э. Произошло распространение и на континенте.

Язык древнейших рунических надписей - промежуточное звено между германским языком-основой, формы которого можно только реконструировать, и языками древнейших письменных памятников различных германских народностей.

Следует отметить, что Футарк - не алфавит в обычном понимании этого слова, а именно рунический строй или ряд, т.е. жестко закрепленный перечень рун, с их фонетическими и магическими значениями и именами. Футарк содержит 24 знака, разбитых на три группы - атта (att); каждый атт состоит из восьми рун. По фонетическим соответствиям рун первого атта - f, u, th, a, r, k,... - этот строй и получил свое название - Futhark

Порядок расположения букв Старшего Футарка жестко фиксирован, хотя и отличается от порядка греко-латинских алфавитов. Важность порядка, в котором расположены руны, обнаруживаетсяпри детальном исследовании значений рун. В этом случае можно увидеть, что рунический ряд представляет собой связную последовательность. Изменить его порядок - значит исказить и лишить смысла этот образец, так как здесь строгая последовательность обусловлена связью с временными циклами. Единственное исключение в этом порядке составляют две последние буквы, 23-я и 24-я, Odal и Dag. Иногда их меняют местами.

Но тем не менее рунический строй постоянно менялся в зависимости от эпохи и от географического расположения поселений народностей, его применявших. В V веке н.э. руническое письмо и руническая магия пришли на Британские острова вместе с германскими племенами англов и саксов. Британские маги и жрецы не удовлетворились Футарком и создали свой собственный рунический строй, ставшим переработкой и дополнением исходного (Футарка). Эти руны (которых насчитывалось уже 28)стали известны как ранние англо-саксонские. Позднее, к IX веку, был создан еще один англо-саксонский рунический строй, содержащий уже 33 знака - поздние англо-саксонские или нортумбрийские руны. Как и на Британских островах, в Скандинавии руны тоже постепенно менялись, но скандинавские жрецы пошли по обратному пути. Сохраняя для магических надобностей Футарк, они вырабатывали все новые и новые рунические алфавиты, применявшиеся почти исключительно как средство письменности. Так, первые переработанные алфавиты содержали 16 знаков, близких по начертанию к рунам Футарка, последние (XI - XII вв.) - 15 и меньше знаков, иногда не имеющих с Футарком ничего общего. Всего в Скандинавии было создано около десятка алфавитов: несколько в датском стиле и немного больше - в шведско-норвежском. Эти скандинавские переработки Футарка называют иногда Младшими Рунами. Младшими Рунами выполнено огромное количество надписей на памятных камнях в Скандинавии; общее количество таких камней, если подсчитать их, превышает, три-четыре тысячи, но раньше их существовало, несомненно, намного больше, однако время внесло свои коррективы. Как показали исследования в большинстве своем эти надписи датируются XI веком, и, скорее всего, не связаны с магией, а являются чисто мемориальными сооружениями, хотя до сих пор у учёных нет точного ответа на данный вопрос, так как некоторые руны не удалось расшифровать, значение других хоть и известно, но их интерпретация спорна.

С распространением христианства и латинского алфавита руническое письмо быстро потеряло свое значение основного средства письменности, хотя просуществовало после этого достаточно долго. Несмотря на «антиязыческий» настрой набирающего силу христианства, вытеснить использовавшиеся в течение многих и многих веков рунические знаки оказалось далеко не просто. Число памятников рунического письма, датирующихся началом I тысячелетия н.э., т.е. созданных уже после распространения христианства в Скандинавии огромно. Это связано с тем, что в центре европейского христианства, расположенном в Западной И Центральной Европе, велась беспощадная война со всем нехристианским, тогда как на «периферии» оставалась возможность сохранить памятники древней письменности. Порой даже поборники христианства тайком скрывали у себя вещи, связанные с рунами, чем, возможно, спасли их от неминуемого уничтожения.

Тем не менее, языческие руны проникли в христианский ритуальный обиход. Прекрасный тому пример - высеченная из светлого камня крестильная купель из церкви Бурсерюд в Смоланде. На чаше этой купели, вытесанной как единое целое из блока песчаника и датируемой XIII веком, выбита надпись, выполненная классическими младшими рунами: “Аринбьерн сделал меня, Видкунн Священник написал меня, и здесь (я) буду стоять некое время" Одним из важнейших направлений использования рун в позднее время стало, не считая чисто магических целей, создание рунических календарей. Распространены они были почти по всему северу континентальной Европы, а также в областях, соседних северным странам. В Норвегии эти календари называли primstav, в Дании - rimstok (от rim - “календарь” и stok - “палка”). В Скандинавии такие календари использовались до середины XIX в., в Карелии и северных районах России - значительно дольше. В целом же прекращение использования рунических знаков как алфавита относится к XIV - XV вв.. Однако руническая традиция оказалась чрезвычайно устойчивой, и отдельные случаи применения рун зафиксированы и гораздо позже. Так, в Скандинавии для мемориальных надписей и построения заклинаний руны использовались вплоть до XVI в., а на острове Готланд - еще и в XVII в.. Более того, существуют данные, что в отдаленных областях Швеции для особенно важных записей руны изредка использовались и в середине двадцатого столетия.

Страницы: 1, 2