скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Игровые приемы обучения как средство формирования грамматических навыков у учащихся начальных классов при обучении немецкому языку скачать рефераты

p align="left">Именно на этом этапе в процессе выделения ориентиров, когда закладывается, пользуясь термином П.Я. Гальперина, ориентировочная основа действия, создаются и условия для предотвращения интерференции родного языка.

Второй этап - этап автоматизации (стереотипизирующий этап), т. е. этап выработки грамматического навыка. Но даже на этом этапе начинается работа, предполагающая постепенное овладение грамматическими речевыми умениями, чему способствуют задания, обучающие по-разному комбинировать изучаемый материал в зависимости от предъявляемых учебных речевых ситуаций общения. Этот этап отражает исполнительскую часть действия, и упражнения, выполняемые обучающимися, пользуясь терминологией И.Л. Бим, являются исполнительскими упражнениями первого и второго уровней (репродуктивные - условно-продуктивные).

Как на первом этапе формирования грамматического навыка, так и на втором, большую роль играет контроль: в первом случае - контроль ориентировки, во втором - контроль исполнения [4].

На третьем этапе ведущую роль играет овладение речевыми грамматическими умениями, а при выполнении завершающих упражнений можно говорить о том, что языковые и речевые грамматические навыки и умения начинают функционировать в составе сложных систем речевых умений [4].

В методике преподавания немецкого языка на начальном этапе представлен процесс овладения грамматическими навыками как поэтапный процесс, предусматривающий в качестве исходного этапа вполне осознанное восприятие и понимание предъявляемых грамматических явлений, включающая грамматические правила, правилосообразные алгоритмы грамматических действий и операций, затем обобщение и систематизацию этих действий и операций с помощью учителя и, наконец, их применение в речевой практике, что вполне укладывается в типичную схему формирования любого навыка. Так в методике И.Л. Бим на начальной ступени весь грамматический минимум должен быть усвоен до уровня активного его использовании в диалогической и монологической речи [5].

В соответствии с принципом поэтапности организации усвоения работа над грамматическим оформлением речи охватывает несколько этапов: ориентировка исполнения, контроля (самоконтроля). Это значит, что каждое грамматическое действие должно осваиваться последовательно:

1. от ознакомления с ним и осознания его значения и (в разной степени) формы;

2. к тренировке в его практическом использовании по опорам в микроконтексте;

3. к применению на репродуктивном уровне по опорам, на основе механизма аналогии;

4. к применению на продуктивном уровне.

Что касается контроля, то он может быть следящим или тоже выделяется в отдельный этап, так же как и осмысление (размышление).

Итак, на первом этапе ознакомление может осуществляться учителем или учеником самостоятельно. Все внимание учащихся направлено на подлежащее усвоению грамматического явления и соответственно подлежащее выполнению действие.

На втором этапе - этапе тренировки - внимание ученика раздваивается: оно направлено как на подлежащее выражению содержание, так и на средства, которые необходимо для этого использовать. Особое значение имеет здесь непосредственная опора на даваемый учителем образец выполнения действия [6].

На третьем этапе - применении (это уже речевой этап) - имеет место формирование умений диалогической и монологической речи на репродуктивном уровне. Внимание ученика направлено главным образом на подлежащее выражению содержание, хотя зрительно или мысленно он и опирается на известный ему образец высказывания (действует по образцу, аналогии).

Четвертый этап уже полностью сосредоточен на формировании собственно речевых умений. Имеет место речевая практика - критерии сформированности грамматической стороне речи.

На начальной ступени в связи с зафиксированными в программе принципом устной основы обучения этапы 1-4 осуществляются в форме устных упражнений, и подключение зрительных вербальных опор имеет, к сожалению, ограниченное место. То есть работа над грамматическим оформлением носит в основном индуктивный характер. Грамматический минимум первого года представлен набором речевых образцов на уровне предложения, отражающих исходные типы немецкого простого предложения, которые предъявляются в определенной логической последовательности: называние предмета, качество предмета, действия, характера действия. Схемы из геометрических фигур даются для осознания грамматических особенностей конкретного типа предложения (наличие глагола - связки, ее места в утвердительном и вопросительном предложении без вопросительного слова и т.п.)

Ученикам дается либо готовый грамматический комментарий к речевым образцам и их схемам, либо ученики побуждаются к самостоятельным наблюдениям, выводам и умозаключениям. Последнее способствует интеллектуальному развитию школьников [4].

Систематизация грамматических знаний имеет место не сразу после первичного предъявления речевого образца, а несколько отсрочено. После предъявления в речи (на слух или в тексте) речевой образец сначала отрабатывается в тренировочных упражнениях (устных или письменных). Характерно, что тренировочные грамматические упражнения выступают для школьников не как самоцель, а делается попытка подчинить их решению коммуникативной задачи в определенных ситуациях общения. Так, например, предлагается решение коммуникативной задачи «Назвать новых персонажей учебника» и одновременно предполагается тренировать учащихся в употреблении существительных с неопределенным и определенным артиклем, а так же в употреблении личных местоимений (вводный курс). Для этого предлагается прочитать подписи под рисунками: «Das ist ein Mann. Der Mann heiЯt Baron von Mьnchhausen. Er kommt aus Braunschweig» [6].

Для отработки вопросительного предложения предлагается выразить сомнение, переспросить, а затем ставится коммуникативная задача «Объяснить своей пальчиковой кукле, кто здесь изображен, как кого зовут, кто откуда». При таком подходе (структурно-функциональном) у учащихся на первом году обучения в ходе решении коммуникативных задач одновременно в сознании начинает формироваться система изучаемого языка.

В методике Н.Д. Гальсковой обучение учащихся младшего школьного возраста строится преимущественно на индуктивной основе. Это значит, что при овладении новым языковым материалом, в том числе и грамматическим, используется в основном имитация. Целенаправленная работа над грамматическим аспектом речи не проводится. Ученик усваивает то или иное грамматическое явление в речевом образце, который ему предлагает учебник или учитель. Новый грамматический материал содержится в текстах, предъявляемых на первых страницах темы, подтемы. Так же как и новая лексика, грамматическое явление осваивается учеником в речевом образце. Однако это не означает, что из учебного процесса исключается осознание ребенком смысла и значения всего, что ему приходится воспроизводить. На продвинутом этапе обучения функционально значимым становится опыт использования одного и того же явления в устной и письменной речи (например падежей существительных, спряжения вспомогательных глаголов, предлогов и т.д.): учащимся предлагается обобщить и систематизировать эти факты в виде парадигмы склонения или спряжения. Однако следует помнить о том, что в этом случае не рекомендуется знакомит школьников с грамматической терминологией, а всю работу над обобщением материала желательно строить также на игровой основе [9].

Для формирования грамматических навыков предлагается серия упражнений в разделе учебника «Ьbung macht den Meister» и в рабочих тетрадях.

Таким образом, рассмотрев различные методики формирования грамматических навыков, можно заметить, что одни полагаются на стихийный процесс, который осуществляется, не произвольно и подсознательно, включая механизмы подражания - в ходе непосредственного практического использования иноязычной речи, а другие представляют его как поэтапный процесс, предусматривающий осознанное восприятие, затем обобщение и систематизацию и, наконец, их применение в речевой практике.

1.3 Учет психологических особенностей учащихся начальных классов при обучении грамматики

Традиционная психология выделяет, как известно, три возрастные группы и дает интересующим нас школьникам следующую характеристику [1].

Младший школьный возраст представляет собой период самой сильной работы механической памяти. Учащиеся этой группы имеют довольно богатые представления и знания, но они недостаточно осознаны и беспорядочны. Мышление младших школьников преимущественно конкретное и образное, с яркой эмоциональной окрашенностью. Для детей этого возраста характерна способность к подражанию, большая потребность в физических движениях, неудовлетворение которой приводит к быстрой утомляемости и потере интереса. Организация педпроцесса на данном этапе предполагает широкое использование наглядности, игр, которые дают ребенку возможность подражать увиденным сценам и отношениям людей, упо-доблять себя взрослым, усваивать нормы их поведения, в том числе и речевого [2].

Психологи отмечают стремление младших школьников заучивать все наизусть или воспроизводить усвоенное близко к оригиналу. При запоминании они обычно сохраняют заданный порядок и используют однообразный путь усвоения. Для правильной организации урока с этими школьниками важна установка, концентрация произвольного внимания и довольно частая смена приемов обучения [10].

Ряд проведенных исследований, показывает сложную картину взаимодействия в мыслительной деятельности двух ее компонентов -- абстрактного и конкретного. Они меняются не только от возраста, но и от ха-рактера решаемых заданий, от приемов обучения.

Несмотря на некоторую краткость приведенной выше характеристики, ее необходимо учитывать при формировании грамматических навыков у учащихся начальных классов. Так, например, заучивание наизусть следует ши-роко практиковать на младшей ступени, где оно оказывается действенным и интересным для школьников. Игровые упражнения также должны находить широкое применение.

Из упоминавшихся выше особенностей младших школьников, в частности свойственного им стремления воспроизводить усвоенное близко к оригиналу, следует сделать два вывода: во-первых, особенно тщательно отбирать учебный грамматический материал и, во-вторых, правильно предъявлять его, стремиться как можно раньше вводить грамматические упражнения, приучающие к видоизменению и комбинированию усвоенного [2].

Известно, что люди наделены зрительной, слуховой и моторной памятью в разной степени и разном соотношении. Психологические исследования показывают, что в младшем школьном возрасте наблюдается более частое совпадение уровня развития различных видов и сторон памяти у одних и тех же детей. Вместе с тем у школьников наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психическом развитии (эмоционально-волевой сфере, восприятии, внимании). Это объясняется различным опытом их жизни и деятельности в семье или детском саду. В учебном процессе в первую очередь принимаются во внимание конкретность, эмоциональная окрашенность и образность мышления младшего школьника, его уникальная способность к подражанию, большая потребность в физических движениях. Это делает необходимым использование при формировании грамматических навыков наглядности, игр, разнообразных приемов работы, призванных сконцентрировать их произвольное внимание [10].

По-разному ведут себя дети и на уроке. Одни чувствуют себя уверенно, они очень общительны и любят находиться среди сверстников, другие, находясь в коллективе, испытывают состояние тревоги. Такие дети, как правило, робки и пассивны, и на них следует обратить особое внимание с самых первых уроков. Их нужно занимать работой, а именно: давать различные грамматические упражнения, включая в групповую или парную деятельность. Речь идет, следовательно, об индивидуальном подходе к каждому ученику начальных классов.

Общей чертой детей данного возраста является их импульсивность и неусидчивость. Дети с трудом сдерживают себя, не умеют управлять своим поведением, быстро утомляются.

Что касается приемов обучения грамматике, то они должны быть достаточно разнообразными, интересными и соответствовать своему назначению.

«Рациональная смена приемов обучения на одном и том же уроке способствует вовлечению в работу но-вых неутомленных участков коры головного мозга» (И. П. Павлов) [1].

Изучение типа уроков в младших классах показывает, что работоспособность учащихся и меньшая степень их утомляемости наблюдаются на уроках, включающих различные виды грамматических упражнений небольшой продолжительности, причем первая часть урока (20--25 мин) является периодом наибольшей активности внимания. Из этого можно сделать вывод о том, что введение нового материала, его первичное закрепление должно падать на начало урока, а игры, инсценировки и др. -- на заключительную часть [6].

Таким образом, мы считаем, что учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста и их дальнейшее развитие при формировании грамматических навыков являются важным фактором успешности процесса обучения иностранному языку в начальной школе. Но не менее важным является также понимание современной сущности методических подходов к отбору и содержанию грамматического материала по иностранному языку в начальной школе.

ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

2.1. Игровые приемы обучения

При формировании грамматических навыков у учащихся начальных классов необходимо использовать различные игровые приемы, в связи с возрастными и психологическими особенностями младших школьников.

Прием - элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавания на определенном этапе практического занятия [19].

В методике обучения иностранному языку Н.Д. Гальсковой игровые приемы - приемы, имеющие обучающий и развивающий характер, расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют различные умения и навыки, способствуют психологическому развитию.

На начальном этапе обучения немецкому языку учащиеся овладевают основами всех видов речевой деятельности: аудированием, говорением (монологической, диалогической речью), чтением и письмом как средством фиксации устной речи. Одной из особенностей обучения иностранному языку на начальном этапе является многократное повторение и фонетическая отработка грамматических структур, лексики по данной теме и т.д. Зачастую такое повторение не только однообразно и скучно для детей, но и создает значительный шумовой фон на уроке, который утомляет и является причиной снижения работоспособности. При этом монотональность повторений, утомляет больше, чем звуковые волны. В результате однообразие деятельности ведет к снижению интереса и активности на уроке. Избавиться от данных проблем помогают игровые приемы [9].

Игровые приемы предназначаются для формирования грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, прекоммуникативном этапе овладения иностранным языком [11].

Основной задачей игровых упражнений для работы с грамматическим материалом является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирования у них грамматических навыков, а также организация интенсивной самостоятельной работы на учебных занятиях с целью овладения правилами употребления конкретных языковых единиц.

Игровым приемам присущи четыре главные черты:

1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата;

2. творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности;

3. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игрового приема, логическую и временную последовательность развития;

4. присутствие обучающего характера [10].

Игровой аспект выражен неодинаково - от полного использования игровой деятельности обучаемых до сугубо дидактических игр.

Многие авторы отмечают богатые обучающие возможности игры. При овладении немецким языком, (И.Л. Бим, Л.И. Рыжова, В.М. Филатов) видоизменяя игровую ситуацию в процессе обучения, создаются условия для автоматизации запоминания языкового материала. После его усвоения можно провести минипредставление с песенками и танцами, с перевоплощением, с созданием пластических образов. Естественно, такие приемы способствуют общему развитию ребенка, развитию слуха, памяти, внимания, умения общаться. А сам факт изучения иностранного языка открывает новый этап в развитии ребенка. Он начинает прислушиваться к иностранной речи, вычленять отдельные элементы, задавать вопросы и т.п. [4].

Задумываясь об использовании игры на занятиях по иностранному языку, мы изучали работы Н.Д.Гальсковой, И.Л. Бим и др. Игра в их понимании - упражнение речевых навыков.

Бесспорно, игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Эту позицию отстаивает М.Ф.Стронин, он считает, что игры способствуют выполнению методических задач:

Созданию психологической способности детей к речевому общению.

Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала.

Тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Занимаясь разработкой игр, необходимо учитывать требования к организации игры на уроках немецкого языка:

игра не должна быть образцом для механического подражания - это образец творчества;

учитель представляет оригинальный образец иностранной речи, который должен побуждать детей быть оригинальными, самостоятельными;

в игре не пользуются системой оценок, ошибка в речевом действии должна приводить к проигрышу в игре;

формулировка игровой ситуации, правил игры, рассказ о том, что получается в результате, должна даваться на родном языке;

игра должна вызвать положительный эмоциональный интерес, желание как можно скорее включиться в игру [15].

Таким образом, при ознакомлении с новой лексикой, новым диалогом, новым полилогом, при отработке речевых образцов и в процессе изучения грамматического материала используем игровые приемы, в которых сочетаются движения, жесты, темп и ритм с речью учителя и ученика. На уроках используются не только разработанные учеными-методистами и учителями-практиками игровые приемы, но и те, которые были созданы самостоятельно. Традиционные приемы: “Заевшая пластинка”, “Эхо”, “Печатная машинка”, “Канат” и другие обязательно модифицируются с учетом особенностей собственных уроков. Особое внимание уделяем апробации и внедрению вновь разработанных игровых приемов, каждый раз принося в них новые элементы, стремясь поддерживать интерес учащихся к изучению языка [13].

Игровые приемы и другие коммуникативно-направленные игровые упражнения оказываются незаменимым средством преодоления противоречия, которое возникает на втором этапе формирования грамматического навыка. С одной стороны, нельзя не согласиться с Г.В. Роговой, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахаровой в том, что «без определенного количества формальных упражнений, направленных на запоминание формы и ее стериотипизацию, невозможно обойтись при формировании грамматического навыка» [15]. С другой стороны, именно в случае раннего обучения иностранным языкам выполнение детьми «определенного количества» формальных упражнений оказывается весьма проблематичным. Выполнение тренировочных игровых приемов и устно-речевого общения оказывается для учащихся младших классов более привлекательным. К тому же именно на основе игровых коммуникативно-направленных грамматических упражнений появляется реальная возможность для совершенствования у учащихся невербального аспекта иноязычной речи, поведенческих клише, общей культуры межличностного общения [18].

В процессе игр у младших школьников лучше формируются грамматические навыки, кроме того, им прививается культура звучащей речи, обогащается словарный запас, развивается умение строить монолог. Игровой материал, должен быть систематизирован по принципу «От простого - к сложному».

Хорошо известно и многократно доказано, что общее развитие ребенка самым тесным и непосредственным образом связано с развитием его речи. Становление полноценной речи, в свою очередь, предполагает активную деятельность, в которую ребенок охотнее всего включается через игру [2].

Таким образом, игры и упражнения в начальной школе при формировании грамматических навыков способствуют не только воспитанию у детей культуры речи, но и стимулируют их общее развитие.

2.2. Подборка игровых приемов

В содержании обучения грамматике, рассматриваются те навыки и умения, которыми должен овладеть ученик. Для наиболее эффективного их усвоения используют игровые приемы:

1. Спряжение слабых и некоторых сильных глаголов в Prдsens, использование наиболее употребительных глаголов в Perfekt:

1. Грамматическое домино;

Дидактическая задача: закрепить спряжение сильных и слабых глаголов в настоящем времени.

I Группа nehmen, sprechen, essen, helfen.

II Группа sehen, lesen, sprechen, geben.

Группа laufen, tragen, schlafen, fahren.

Группа singen, springen, spielen, malen

Группа lernen, basteln, turnen, rechnen.

2. Знаешь ли ты форму простого прошедшего времени у сильных глаголов? Расставь правильно буквы!

Дидактическая задача: формирование представлений прошедшего времени сильных глаголов.

Знаешь ли ты форму простого прошедшего времени у слабых глаголов?

Дидактическая задача: формирование представлений прошедшего времени слабых глаголов.

Что он делал?

Дидактическая задача: тренировка употребления временных форм глагола.

Рассмотрите рисунок в течение одной - двух минут, закройте его и ответьте на вопросы о хозяине квартиры (комнаты), только что ее покинувшем. (Вопросы касаются того, что сделал или не сделал к моменту ухода хозяин квартиры.)

Только что сделано.

Дидактическая задача: тренировка употребления видовременной формы глагола.

Скажите, используя рисунок и употребляя глагол в соответствующей временной форме, что только что делал каждый из персонажей.

Круговая кинолента.

Дидактическая задача: употребление прошедшего времени глаголов.

Учитель просит учеников определить тему и сюжет будущего коротенького фильма, собрать киноленту из десятка кадров - событий. Затем надо склеить последний кадр с первым, чтобы получился замкнутый круг кадров - событий. Необходимо постепенно сокращать время просмотра каждого кадра, быстро переключатся на следующий. Перед началом игры учащиеся должны определить цепь взаимосвязанных по теме или сюжету событий, а затем называть их от первого до последнего, которое опять предшествует первому. Каждый раз такое прокручивание ускоряется, что компрессирует навык грамматического оформления сообщений и делает его все более автоматизированным.

2. Спряжение модальных глаголов:

1. Не делайте этого!

Дидактическая задача: тренировка употребления модальных глаголов.

Используя серию рисунков, сделайте как можно больше замечаний от имени строителя парка посетителям, которые совершают неправильные поступки.

2. Соноскоп.

Дидактическая задача: формирование и совершенствование навыка употребления модальных конструкций: «Это должно быть…», «Это может быть…», «Конечно…».

Учитель предлагает обучаемым отвернуться, а затем попеременно стучит по разным предметам (по книге, столу, руке, ручке, часам). Обучаемые должны угадывать и называть предметы, используя ту или иную модальную конструкцию или определенный тип высказывания.

3. Помогите любимым животным.

Дидактическая задача: развитие речемыслительной деятельности, умение анализировать, формировать умения использовать модальные глаголы.

Необходимо «расселить» на балкончиках личные местоимения, притяжательные местоимения, личные окончания глаголов, модальные глаголы.

3. Существительные мужского и женского рода единственного и множественного числа с определенным и неопределенным артиклем:

1. Назови форму множественного числа!

Дидактическая задача: закрепить формы множественного числа имен существительных, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

А) учитель называет имена существительные в единственном и множественном числе. Учащиеся должны хлопнуть в ладоши или поднять сигнальную карточку, если это существительное множественного числа.

Б) учитель называет имена существительные в единственном числе, бросает мяч ученику, который немедленно должен назвать существительное во множественном числе.

2. Волшебный телефон.

Дидактическая задача: учить учащихся логически мыслить. Закрепить умения употреблять имена существительных в дательном и винительном падежах.

3. снежный ком.

Дидактическая цель: формирование умений употреблять имена существительные в винительном падеже.

Учитель дает установку. Дети повторяют за ним, и предлагают свой вариант.

Например: Ich gehe in die Schule. Ich gebe ein Buch.

4. Отдохнем.

Дидактическая задача: запоминание артиклей имен существительных.

Учитель диктует существительные в разноброс. Если существительное женского рода, то учащиеся должны встать. Если мужского, то присесть на корточки. Если среднего, то встать на носочки.

4. Количественные числительные от 1 до 100. Порядковые числительные:

1. Нарисуй картинку!

Дидактическая задача: закрепить у детей умение правильно называть числа, называть зрительное воображение.

Учащиеся должны нарисовать картинку, соединив все цифры вслух. Соединив все цифры, учащийся должен назвать, кого он нарисовал.

2. кто считает дальше?

Дидактическая задача: закрепить у детей умения правильно называть числа в пределах 100, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Начать считать дальше после сказанного числа только после того, как брошен мяч.

Существуют специальные грамматические сказки о немецких глаголах. В данной методике, через рассказ, дети узнают различные грамматические правила, определяющие содержанием обучения грамматике.

2.3. Подборка игровых приемов в период пробных уроков

Существительные мужского и женского рода единственного и множественного числа с определенным и неопределенным артиклем:

1. Назови форму множественного числа!

Дидактическая задача: закрепить формы множественного числа имен существительных, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

А) учитель называет имена существительные в единственном и множественном числе. Учащиеся должны хлопнуть в ладоши или поднять сигнальную карточку, если это существительное множественного числа.

2. Отдохнем.

Дидактическая задача: запоминание артиклей имен существительных.

Учитель диктует существительные в разноброс. Если существительное женского рода, то учащиеся должны встать. Если мужского, то присесть на корточки. Если среднего, то встать на носочки.

3. снежный ком.

Дидактическая цель: формирование умений употреблять имена существительные в винительном падеже.

Учитель дает установку. Дети повторяют за ним, и предлагают свой вариант.

Например: Ich gehe in die Schule. Ich gebe ein Buch.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы рассмотрели игровые приемы как средство формирования грамматических навыков у учащихся начальных классов при обучении немецкому языку. Раскрыв понятия «грамматика», «грамматический навык» мы выявили значимость формирования грамматических навыков у учащихся начальных классов.

Рассмотрев особенности формирования грамматических навыков при обучении иностранному языку младших школьников, следует заметить, что это очень сложный и трудоемкий процесс. Формирование грамматических навыков происходит в несколько этапов:

1) ознакомление с ним и осознание его значения, формы и употребления;

2) тренировка в его практическом использовании по опорам в микроконтексте;

3) применение на репродуктивном и продуктивном уровне.

Каждый из этих этапов имеет свое значение и определенные сложности, особенно для детей младшего школьного возраста, учитывая их возрастные и психологические особенности.

Процесс формирования грамматических навыков требует больших умственных усилий. В результате этого возникает ряд проблем при обучении грамматики, которые обусловлены различными факторами. Поэтому необходимо использовать игровые приемы при работе над грамматическим материалом, позволяющие избежать однообразной механической тренировки.

Использование игровых приемов на изучаемом языке особенно актуально на начальном этапе обучения иностранным языкам. Игровые приемы создают благоприятный психологический климат при обучении грамматической стороне речи. Благодаря игре снимается психологическая нагрузка учащихся, активизируется их речевая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка, тем самым она способствует более интенсивному и легкому запоминанию сложного грамматического материала.

Так же в данной работе были подобраны игровые приемы в соответствии с содержанием обучения грамматической стороне речи. Для эффективного формирования грамматических навыков у учащихся начальных классов предлагаются специально разработанные грамматические сказки, истории и упражнения.

Задачи, поставленные нами, были реализованы, цели достигнуты.

Страницы: 1, 2, 3