скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Функционально-направленное обучение грамматике английского языка как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции скачать рефераты

Функционально-направленное обучение грамматике английского языка как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции

42

СОДЕРЖАНИЕ

стр

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

Глава I Обучение грамматической стороне речи как важнейшей составляющей коммуникативной компетенции

1.1. Формирование коммуникативной компетенции как цель обучения ИЯ

1.1.1.Современные тенденции в методике преподавания ИЯ..…..................8

1.1.2.Определение понятия «коммуникативная компетенция»………........12

1.2. Теоретические основы обучения грамматической стороне речи

1.2.1.Понятие « грамматика» и проблема роли и объёма грамматики в курсе ИЯ………………………………………………………………………………17

1.2.2.Проблема обучения грамматическим навыкам АЯ

a. характеристика грамматического навыка………………………...21

b. виды навыков………………………………………………………22

c. формирование грамматических навыков………………………...23

Выводы ………………………………………………………………………....26

Глава II Функциональный подход к обучению грамматике ИЯ

2.1.Общая характеристика подхода…………………………………………28

2.2.Формирование грамматических навыков и умений

2.2.1.Принципы построения содержания обучения…………………34

2.2.2.Способы предъявление нового грамматического материала...36

2.2.3.Характеристика упражнений при функциональном подходе...39

Выводы …………………………………………………………………………..47

Глава III Опытное обучение и его результаты

3.1.Структура опытного обучения

3.1.1.Подготовительный этап………………………………………....49

3.1.2.Основной этап

a) промежуточный комплекс по грамматической теме “ Second Conditional”………………………………………..52

b) промежуточный комплекс по грамматической теме “ Present Perfect & Present Perfect Continuous” ……………59

3.2.Результаты опытного обучения…………………………………………68

3.2.1.Письменные срезы………………………………………………71

3.2.2.Устные срезы…………………………………………………....75

Выводы …………………………………………………………………………..81

Заключение……………………………………………………………….…82

Библиография…………………………………………………………….…84

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, рациональных вариантов содержания обучения и его структуры. Представляется важным, что в школе проверяются разные стратегии обучения. Чем больше будет альтернативных методических решений, тем плодотворней будет поиск новых путей обучения предмету в целом. При этом центральными проблемами перестройки преподавания ИЯ в средней школе являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им. С одной стороны, цель детерминируется объективными нуждами большинства, выражая его социальный заказ, с другой, она сама детерминирует всю систему обучения, определяя и содержание этой системы, и ее организацию. Усиление коммуникативной стороны этой направленности отражается в трансформации целей обучения ИЯ и содержания обучения. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении, т. е. о практическом владении языком и, следовательно, о развитии «коммуникативной компетенции». При этом языковая компетенция и её составляющая часть - грамматические навыки и умения, занимают ведущее место в процессе достижения этой цели. Бесспорно, что коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют грамматические навыки и умения.

В связи с этим проблема методов в обучении грамматической стороне речи представляется одной из наиболее актуальных, т.к. существующие стратегии обучения грамматической стороне речи показали свою несостоятельность. В традиционном обучении функциональной стороне грамматического навыка, которая является ведущей при построении речевого высказывания, отводится второстепенная роль: вначале усваивается форма. Что касается функциональной стороны, то учащимся ,чаще всего, сообщается только грамматическое значение. В лучшем случае результат такой: учащийся знает структуру, правило её образования, но не владеет ею. Таким образом, необходимо внедрение таких методов обучения грамматической стороне речи, которые соответствовали бы современным требованиям, предъявляемым к предмету « Иностранный язык». Одним из таких методов является функциональный .

Многие проблемы, связанные с проблемой функционально-направленого обучения грамматике, уже получили освещение в трудах Е.И. Пассова, В.П. Скалкина, C.J. Brumfit, K. Johnson и др.

Настоящая работа представляет собой опыт систематического описания стратегии функционально-направленного обучения грамматической стороне речи. В работе также даётся обоснование ведущей роли коммуникативной компетенции в достижении цели практического владения иностранным языком, а также языковой компетенции и её составляющей части -грамматики.

Проблема функционального подхода к обучению грамматической стороне речи относится к недостаточно исследованным, несмотря на значительное количество работ, учебных пособий ( как отечественных, так и зарубежных авторов). Практическое воплощение всех основных принципов функционального подхода не нашло отражения ни в одном из исследованных мною учебных пособий. Этими обстоятельствами и обусловлен выбор темы исследования.

Объектом исследования данной работы является функциональный подход к обучению грамматическим явлениям английского языка.

Предметом исследования является процесс формирования коммуникативной компетенции на старшем этапе школьного обучения.

Актуальность работы обусловлена недостаточной разработанностью в плане подбора материалов, наиболее полно реализующих принципиальные положения функционального подхода к обучению грамматической стороне речи, в действующих УМК. А также

Цель настоящего исследования заключается в определении эффективности функционального подхода к обучению иноязычной грамматике в условиях старшего этапа средней школы и определение оптимальных типов и видов упражнений, направленных на создание грамматических основ английской речи ( как устной так и письменной ) в указанной аудитории.. Исследование ограничено старшим этапом обучения ввиду того, что учащиеся данной ступени имеют определённый опыт обученности по тому или иному подходу. Специфические условия обучения такие как малое количество часов, отводимое на изучение данного предмета, большой объём обобщаемого материала требуют на данном этапе наиболее экономных и эффективных форм работы над грамматической стороной речи.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

1. Изучить и обобщить имеющиеся в методике обучения ИЯ исследования по данной проблеме

2. Раскрыть сущность функционального подхода к обучению грамматической стороне речи

3. Определить современные требования к обучению ИЯ

4. Разработать комплекс упражнений на основе функционального подхода

5. При помощи опытного обучения доказать эффективность функционального подхода и разработанного комплекса упражнений к обучению грамматике в формировании коммуникативной компетенции на старшем этапе в условиях средней школы

В качестве гипотезы выдвигается следующее:

Применение функционально-направленного обучения грамматической стороне речи будет способствовать эффективному формированию грамматических навыков.

Практическая значимость состоит в том, что предлагается конкретный материал по обучению грамматической стороне речи, по формированию умений и навыков в виде разработанного комплекса упражнений , который в дальнейшем может быть использован для обучения на среднем и старшем этапах общеобразовательной школы.

Поставленные задачи решались с использованием следующих методов:

- анализ литературы по рассматриваемой проблеме

- наблюдение за педагогическим процессом

- метод экспертов

- опытное обучение

- констатирующие постэкспериментальные срезы

Структура работы. В первой главе данного дипломного сочинения даётся описание современных тенденций в методике преподавания ИЯ, раскрывается понятие « коммуникативная компетенция» и обосновывается ведущая роль грамматической стороны речи в достижении целей преподавания ИЯ. Так же в первой главе отражены современные проблемы обучения грамматике ИЯ и теоретические основы обучения грамматической стороне речи. Вторая глава данного исследования представляет собой систематическое описание основных принципов функционального подхода к обучению грамматической стороне речи. Третья глава посвящена описанию проводимого опытного обучения и его результатам.

Список цитируемой литературы, оставляющий библиографию, отражает основные работы, посвящённые общим и специальным вопросам выбранной темы.

Глава 1 Обучение грамматической стороне речи как важнейшей составляющей коммуникативной компетенции

1.1.Формирование коммуникативной компетенции как цель обучения ИЯ

1.1.1.Современные тенденции в методике преподавания ИЯ

В настоящее время в связи с приобретением ИЯ статуса средства мирового общения, проблема оптимизации обучения ИЯ и определения ведущих целей, задач, а также средств их реализации является одной из наиболее актуальных. В апреле 1997 г. Советом Европы была одобрена последняя редакция документа, получившего название "Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция" ("Modern Languages. Learning, Teaching, Assessment. А Common European Framework of reference"). Идея создания такого документа возникла в 1991 г. Необходимость его появления объясняется изменившимися геополитическими условиями. Концепция новой Европы - Европы без границ, в которой значительно расширяются сферы межнационального сотрудничества, требует обратить особое внимание на проблемы, связанные с изучением иностранных языков, поэтому 2001 год был объявлен "годом языков".
          "Общеевропейская компетенция" не ставит задачу пропаганды единой методики обучения иностранным языкам. Функция этого документа - помочь всем заинтересованным лицам (учащимся, учителям, авторам учебных материалов, специалистам по контрольно-оценочной деятельности, родителям, работодателям и т.д.) сориентироваться в выборе того или иного пути овладения иностранными языками, а также предоставить им возможность эффективного обмена информацией, относящейся к сфере обучения.
          Таким образом, на общеевропейском уровне было отмечено, что не существует универсального метода, так как эффективность того или иного метода всегда зависит от целей и условий обучения, от категории обучающихся и от многих других причин. Следовательно, речь может идти о комплексных, интегративных методах, вобравших в себя элементы разных методов или о вариативных технологиях.
          Рассмотрим категории прагматического и педагогического планирования. Если взять за основу обучающую цель, "способность к коммуникации на иностранном языке", то категории традиционного описания языка (грамматика, словарный запас, произношение, правописание и т.п.) будут недостаточными. Важнее функциональный аспект языковой системы. Например:
          · стратегии понимания (что, сколько и с какой целью нужно понять?);
          · речевые намерения (оценка речевой ситуации и выбор языковых средств);
          · виды текстов (какие виды текстов характерны для понимания? Как готовить их к занятиям?);
          · неязыковые средства (жесты, мимика, ударение и интонация как "несущие значение" дополнительные факторы).
          

Прагматически планировать - это значит признавать, что занятия в лучшем случае могут подготовить к практическому употреблению. Поэтому важны все коммуникативные намерения, возникающие на занятиях. Сюда относятся не только важные для занятий речевые акты (например, спросить, аргументировать и т.д.), но и, прежде всего, благодаря чтению - переработка информации (структурирование, упорядочивание и т.д.).

          Обучение иностранным языкам даже при условии языкового совершенства не может не признавать факта, что требуемая "коммуникативная компетенция" рассчитана на коммуникацию живых людей из различных культур. И поэтому понимать другого и делать так, чтобы понимали тебя, будет возможно только тогда, когда будет иметь место факт включения социокультурных элементов в структуру уроков. "Страноведение" и попытки преодоления предвзятых стереотипов опять стали темой дидактики.
          Как уже отмечалось выше, эффект в обучении должен выражаться не только в количестве выученных слов и структур, но и в развитии личности. Педагогу следует спросить себя, как изучение иностранного языка могут способствовать "приращению" жизненного опыта, который обучаемые привносят в процесс обучения. В сравнении своей и чужой культуры они узнают что-то важное для себя, то, что после окончания обучения будет значить для них больше, чем выученные наизусть слова и правила. Немаловажную роль играет изменение роли учителя: в меньшей степени он "передает знания", а скорее "помогает развиваться". Меняются и формы работы. Наиболее предпочтительной в личностно-ориентированной парадигме является работа в парах и в малых группах.
          Вариативность способов обучения иностранному языку обсуждалась на международной конференции "Современные методы преподавания и изучения иностранных языков". Дж.Дьюк (США) отметил, что эффективность методов обучения зависит как от особенностей и уровня профессиональной подготовки учителя, так и от разных индивидуальных особенностей учащихся (не только от коэффициента их интеллектуальности - IQ). Основываясь на работах Л.С.Выготского, Дж.Ашера, Г.Гарднера, он указал на комплексную структуру способностей человека овладевать новым языком. В эту структуру включаются компоненты: вербальный (лингвистический), музыкальный, логический (математический), пространственный (зрительный), моторный (кинетический), межличностный (социальный) и внутриличностный (самоанализ). Выбор преподавателем методов и приемов обучения во многом зависит от того, какой компонент структуры способностей у конкретных учащихся развит сильнее. Дж. Дьюк представил тест, позволяющий установить наиболее развитые группы способностей у каждого учащегося, и с учетом этого варьировать различные способы группового и индивидуального обучения.
                    Для того, чтобы создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду, преподавателям необходим высокий уровень общей и педагогической культуры.
          Обучение с использованием личностно-ориентированных технологий возможно при создании особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса, что включает в себя:
          - устранение внутренних препятствий творческим проявлениям обучаемых
          - показ возможностей использования метафор и аналогий;
          - поддержка воображения и фантазии..
          Критериями эффективности будут являться критерии гуманизации и понятия "творчество":
          - открытие чего-либо, ранее для данного субъекта неизвестного;
          - умение видеть проблему;
          - самостоятельность поиска ее решения;
          - создание в процессе движения к цели нового продукта;
          - развитие критического мышления (считать свое мнение не единственно значимым, а опосредованным другими мнениями и ориентациями);
          - умение интерпретировать любую информацию на индивидуально личностном уровне. [12]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7