Формирование грамматических навыков на начальном этапе в основной школе
p align="left">Итоговый контроль проводится каждое полугодие или учебный год с помощью тестов, опроса, экзамена. Этот вид контроля на практике мы не использовали. В заключении остановимся еще на одной особенности организации контроля успешности овладения учащимися языком - его открытости или скрытом характере. Открытый контроль опирается на произвольную форму внимания, когда учащиеся отдают себе отчет в контролируемом характере выполняемой ими деятельности. Скрытый контроль проводится на основе непроизвольного внимания, так как деятельность учащегося направлена не на контроль, а на учение. [15] Из того факта, что контроль - не самоцель, а способ обучения, применяемый и для улучшения результатов этого обучения, следует, что результаты контроля тщательно учитываются и используются в дальнейшей учебной работе. Контроль выявляет недоработки, выражающиеся в сделанных учащимися ошибках. Мы в данной работе провели несколько видов контроля, с целью выявления эффективности разработанной нами системы упражнений. Предварительный контроль (в данной работе) и промежуточный. Результаты исследования приведены в таблице (см. прил. С). Текущий контроль проводился в процессе обучения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы показали в ходе исследования эффективность разработанной нами системы упражнений в формировании грамматических навыков. Данная система упражнений разрабатывалась с учетом возрастных особенностей учащихся, индивидуальных качеств характера. Мы показали, что навык формируется посредством умения и знания и строится по принципу алгоритма. Выделили педагогические принципы-ориентиры и условия обучающей технологии, т.к. обучение несет в себе воспитание. Определили цели обучения английскому языку. В ходе исследования мы проводили открытый и скрытый контроль, что выявило результаты применения построенной нами системы упражнений. В ходе решения поставленных нами задач мы пришли к следующим выводам: - в процессе формирования грамматических навыков следует опираться на коммуникативность обучения, что способствует ускоренному формированию практических навыков, а также формированию учебной группы и личности отдельно; - следует представлять сложные грамматические явления в упрощенном виде, избегать излишней терминологии; - упражнения должны быть доступными, увлекательными, не слишком простыми и не слишком трудными, что вызывает интерес и мотивацию у учащихся; - следует учитывать сочетание фронтальных, индивидуальных и парных форм работы, при которой каждый учащийся все время задействован на уроке. В связи с отмеченными результатами повышения уровня знаний у учащихся на основе используемых упражнений, игр, рекомендуется применение апробированных заданий и форм уроков учителям современных школы для успешного формирования грамматических навыков. ЛИТЕРАТУРА 1. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. - М.: Высшая школа, 1970. 2. Бородулина М.К., Карлин А.А., Лурье А.С. Обучение иностранному языку как специальности. - М.: Высшая школа, 1982. 3. Витлин Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков //Иностранные языки в школе, 2000. - № 5. - С. 22. 4. Габай Т.В. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2003. - 240 с. 5. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с. 6. Дегтерева Т.А. Как подготовить интересный урок иностранного языка. - М.: ВПШ и АОН, 1963. - 250 с. 7. Каширина Л.Н. Алгоритмы в обучении грамматике французского языка //Иностранные языки в школе, 2000. - № 4. 8. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепции до технологий. - Ростов н/Д: Учитель, 2001. - 160 с. 9. Куприянова Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики //Иностранные языки в школе, 2001. - № 6. 10. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. - С. 40. 11. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск: Вышэйшая школа, 1999. - 522 с. 12. Мильруд Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике //Иностранные языки в школе, 2002. - № 2. 13. Миньяр-Белоручев Р.К. Примитивная грамматика для изучающих иностранный язык //Иностранные языки в школе, 2000. - № 4. 14. Миролюбова А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. - Обнинск: Титул, 1999. - 112 с. 15. Миролюбова А.А., Рахманова И.В. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1967. 16. Михайлова О.Э., Шендельс Е.И. Справочник по грамматике немецкого языка для старших классов средней школы. - М., 1981. 17. Мухина В.С. Возрастная психология: феномен развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2002. - 456 с. 18. Немов Р.С. Психология. - Кн. 2. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 516 с. 19. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1961. - С. 138. 20. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царонова В.П. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. - М.: Просвещение, 1993. - 159 с. 21. Пидкасистый А.И. Педагогика. - М.: Педагогическое Общество России, 2001. - 640 с. 22. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. - Уч. В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2002. 23. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с. 24. Розенталь Д.Э., Тегенкова М.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. - М., 1976. 25. Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. - М.: Высшая школа, 1966. - 252 с. 26. Сергеева О.Е. Использование символов в работе с дошкольниками для формирования лексических и первичных грамматических умений в иностранном языке //Иностранные языки в школе, 2002. - № 6. - С. 52. 27. Слободчиков В.А. Контроль в обучении иностранному языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1986. - 111 с. 28. Столяренко Л.Д. Педагогика. - М.: Юрайт, 2001. - 607 с. 29. Тылызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1999. - 288 с. 30. Шатилов С.Ф. Некоторые проблемы обучения грамматической стороне устной иностранной речи //Иностранные языки в школе, 1971. - № 6. 31. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974. - С. 58. ПРИЛОЖЕНИЕ С Контроль сформированности грамматических навыков Контроль продуктивных навыков (диалогической речи) Проверяется умение задавать и отвечать на вопросы. От учащихся требуется понять, о чем их спрашивают, и адекватно отреагировать на ситуацию, используя ранее изученные грамматические структуры и лексические единицы. Форма работы фронтальная. Средства наглядности: различные картинки по теме. Форма работы фронтальная и индивидуальная. Т - Р1, Р2 Вопросы: 1) Are you wearing a T-shirt (a sweater, jeans)? 2) What are you doing? 3) Are you having English (Maths, Russian) now? 4) Are you reading a Russian (an English) book now? And now ask me about my work. Р1 - What are you doing, Natalia Aleksandrovna? Р2 - What are you writing? Способ оценки: правильный ответ - 2 балла; условно-правильный (не нарушающий смысла, но содержащий лексико-грамматические ошибки) - 1 балл; неправильный ответ - 0 баллов; ответ творческий развернутый - 3 балла. Контроль рецептивных навыков (аудирование) Ситуация: отгадывание загадок. T - P1, T - P2: 1) I have four legs, but I can't walk (a table). 2) It is small. It is grey. It cannot fly. It can run (a mouse). 3) It gives us milk. And butter too. Продолжение приложения С It's very kind And likes to moo (a cow). Ситуация: чтение текста и перевод на русский по предложениям. T - P1, T - P2: 1) I usually prefer for breakfast toast, milk and scrambled eggs. 2) I like most of all orange juice and coca-cola. 3) My favourite food is roast-chicken and salad. Способ оценки: ученик получает 3 балла, если правильно угадал загадку и перевел; перевел частично - 2 балла; перевел, но с некоторыми грамматическими и лексическими ошибками - 1 балл. По показателям строим график. Продолжение приложения С Таблица 1: Предварительный контроль |
Кол-во | Диалогическая | р | е | ч | ь | | Аудирование | | | | | | | уч-ся | | | Вопросы | | | | | | Вопросы | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | | 4 | 2 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | | 5 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 | 3 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | | 6 | 2 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | | 7 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 1 | | 8 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 | | 9 | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | | 10 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | | 11 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | | 12 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | | Общее кол-во баллов | 25 | 18 | 17 | 13 | 14 | 16 | 17 | 22 | 11 | 18 | 14 | 9 | | |
Продолжение приложения С Таблица 2: Промежуточный контроль (итоговый) |
Кол-во | Диалогическая | р | е | ч | ь | | Аудирование | | | | | | | уч-ся | | | Вопросы | | | | | | Вопросы | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | | 4 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 | 2 | | 5 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | | 6 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | | 7 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | | 8 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | | 9 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | | 10 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 3 | | 11 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | | 12 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | | Общее кол-во баллов | 29 | 28 | 26 | 29 | 24 | 23 | 22 | 27 | 30 | 33 | 21 | 26 | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|