скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Фонетическая зарядка как средство формирования произносительных навыков у учащихся второго класса на уроках немецкого языка скачать рефераты

Фонетическая зарядка как средство формирования произносительных навыков у учащихся второго класса на уроках немецкого языка

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»

Колледж педагогического образования, информатики и права (12 шрифт)

Специальность 050709 - Преподавание в начальных классах

Исаева Татьяна Валериевна

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Дипломная работа

Научный руководитель -

Чеблукова Т.А., преподаватель

Предварительная защита состоялась

«______»________________ 2008 г.

на заседании ПЦК, протокол № _____

Председатель ПЦК ________________

Абакан 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА I.ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

1.1.Особенности фонологической системы немецкого языка

1.2. Место и роль произносительных навыков на уроках немецкого языка

1.3 Цели, задачи, содержание и технология обучения произношению

ГЛАВА II.ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

2.1. Место и роль фонетической зарядки на уроке немецкого языка

2.2. Подборка дополнительного материала для проведения фонетической зарядки на различных этапах урока

а) Работа со скороговорками

б) Работа с рифмовками

в) Работа над песнями

г) Упражнения на отработку звуков

2.3. Опытно- экспериментальная работа

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность: Проблема организации обучения иноязычному произношению на начальном этапе всегда была актуальной. Именно начальный этап является самым трудным и ответственным. Здесь происходит формирование не только слухо-произносительной базы, но и всех остальных, тесно связанных с ней, навыков говорения. Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения, так как нарушение фонематической правильности речи, неправильное интонационное оформление её говорящим ведет к недоразумениям и непониманию со стороны слушающего.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать, что фонетическая зарядка оказывает положительное влияние на формирование произносительных навыков у учащихся второго класса.

Объект исследования: формирование произносительных навыков.

Предмет исследования: фонетическая зарядка как средство формирования произносительных навыков у учащихся 2 класса на уроках немецкого языка.

Гипотеза исследования: фонетическая зарядка будет оказывать положительное влияние на формирование произносительных навыков у учащихся второго класса на уроках немецкого языка, если учитель будет:

проводить ее при формировании навыков аудирования, лексических и грамматических навыков, навыков чтения;

использовать дополнительный материал: песни, скороговорки, пословицы.

Задачи исследования:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, раскрыть содержание понятие «навык», «произносительный навык»;

Дать характеристику фонологической системе немецкого языка;

Рассмотреть цели, задачи, содержание обучения произношению, изучить технологию формирования произносительных навыков;

4. Определить роль и место фонетической зарядки на уроках немецкого языка;

5. Подобрать и опытно - экспериментальным путем апробировать дополнительный материал для проведения фонетической зарядки на уроках немецкого языка у учащихся второго класса.

Методологическая основа: теоретические положения И.А. Зимней о психологических аспектах обучения говорению на иностранном языке; теоретические положения Л.В. Щербы о языковой системе и речевой деятельности.

Методы исследования:

1) теоретические: изучение и анализ литературных источников;

2) практические: беседа, наблюдение;

3) интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы студентами педагогического колледжа во время прохождения государственной практики и проведения семинарско - практических занятий, а также подобранный дополнительный материал для проведения фонетической зарядки могут использовать учителя немецкого языка в начальной школе с целью формирования произносительных навыков.

База исследования: муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19» города Абакана, второй класс в количестве 13 человек.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1.1.Особенности фонологической системы немецкого языка

В процессе изучения иностранного языка учащиеся сталкиваются со многими трудностями. Сравнительный анализ двух фонологических систем позволяет выделить трудности, возникающие при изучении фонетических явлений.

В методической литературе выделяют:

Фонемы, совпадающие в двух языках;

Фонемы, имеющие черты сходства, но не совпадающие полностью;

Фонемы, отсутствующие в одном из языков [].

Самым легким для усвоения считаются фонемы первой группы. Усвоение второй группы фонем усложняется переносом и интерферирующим влиянием сходных, но не совпадающих полностью фонетических элементов.

Самой трудной для овладения считается третья группа фонем. Знание наиболее важных общих закономерностей в изучаемом языке, особенно тех, которые отсутствуют в звуковой системе родного языка облегчает отработку слухо - произносительных навыков.

Важнейшими отличиями немецких фонем от русских являются

следующие:

* Долгота и краткость немецких гласных.

Твердый приступ гласных.

Непалатализированное произнесение согласных перед гласными переднего ряда [i:], [i]; [у:], [у].

Аспирация глухих согласных фонем [р], [t], [k].

Ударение (в сложных словах, в словах с оделяемыми и неотделяемыми приставками).

Фразовые ударения (безударная позиция артикля, отрицания, предлогов, союзов, личных и возвратных местоимений).

Интонация (простого, побудительного и вопросительного предложения: с вопросительным словом и без него, сложно сочинённого и сложно подчинённого предложения).

Работа над всеми этими явлениями, так или иначе, предусмотрена в действующих УМК по немецкому языку.

В курсе начального обучения решаются следующие задачи: []

1. Формирование слухо - произносительных навыков, то есть правильного произношения всех изученных звуков в потоке речи, понимания всех звуков при восприятии речи других людей.

Ожидаемый результат - ученики способны:

Правильно произносить звуки изолированно в составе слова, словосочетания, в потоке речи.

Сознательно управлять воспроизведением звуков, не имеющих аналогов в родном языке.

Изолированно, в слове, словосочетании, в потоке речи различать звуки на слух.

2. Формировать ритмико-интонационные навыки, то есть интонационно и ритмически правильного оформления речи и понимание речи других. Ожидаемый результат - ученики способны:

Правильно воспроизводить интонацию изучаемого языка, выражая при этом различные эмоциональные оттенки.

Различать интонационную структуру фраз иноязычной речи.

С точки зрения акустики все звуки в природе, в том числе и звуки речи, представляют собой колебания частиц воздуха, которые возникают в результате колебания какого-либо упругого тела или заключенного в полом сосуде воздуха.

Звуки, источником которых являются периодические (равные по длительности) колебания, называются тонами. Звуки, появляющиеся вследствие непериодических колебаний, т.е. колебаний разной длины, называются шумами. При образовании звуков речи используются как тоны, так и шумы. С акустической точки зрения гласные представляют собой тоны, согласные -- шумы.

Шум возникает в месте преграды, создаваемой каким-либо активным органом в надставной трубе. При преодолении преграды воздушной струей возникают непериодические колебания, которые и дают шум.

Тон голоса образуется путем периодических колебаний голосовых связок. Эти колебания сообщаются воздушной струей, выдыхаемой из легких. Голосовые связки колеблются не только всей массой своего тела, но и отдельными частями. В результате колебания всей массы тела возникает самый сильный и низкий, так называемый основной тон.

Общая характеристика гласных звуков

В основе гласного всегда лежит голос. Гласный -- это открытый звук, так как выдыхаемая струя воздуха на своем пути через резонаторы не встречает преград и проходит спокойно через надставную трубу. В области надставной трубы гласные получают свою окраску -- тембр. Двигаясь, активные органы изменяют объем и форму резонатора (в первую очередь полости рта), и таким образом образуются разные звуки.

При обучении произношению надо помнить, что:

гласный звук образуется при свободном проходе звуковой волны через надставную трубу;

гласный звук -- результат напряжения всего речевого аппарата (начиная с голосовых связок и заканчивая губами);

гласный -- маловоздушный звук: сила выдоха при произнесении гласного меньше силы выдоха при произнесении согласного. Удостовериться в этом можно следующим образом: поднесите ладонь ко рту и произнесите сначала любой гласный звук, а затем, например, звук "в". Вы почувствуете, насколько сильнее струя выдыхаемого воздуха во втором случае.

Система гласных звуков немецкого языка насчитывает 15 монофтонгов и 3 дифтонга.

· По длительности различают долгие и краткие гласные.

· По степени открытости различают открытые и закрытые гласные.

Долгие гласные, как правило, являются закрытыми, а краткие -- открытыми. Исключения составляют долгий открытый [е:] и долгий открытый [а:].

· По положению языка в горизонтальной плоскости гласные делятся на звуки переднего и заднего ряда. Гласные переднего ряда произносятся с продвижением языка вперёд. При произнесении гласных заднего ряда язык оттянут назад.

· По степени подъёма спинки языка к нёбу различают гласные верхнего, среднего и низкого подъёма. При артикуляции гласных верхнего подъёма спинка языка поднята максимально высоко, а щель между спинкой языка и нёбом очень узкая. Соответственно при артикуляции гласных среднего и низкого подъёма спинка языка поднимается не настолько высоко, образуя с небом более широкую щель.

· По участию губ в артикуляции гласные делятся на огубленные и неогубленные. Огубленные гласные произносятся с интенсивным

Выпячиванием округленных губ вперёд, неогубленные -- с нейтральным положением губ.

Систему гласных немецкого языка можно представить в виде так называемого треугольника или четырехугольника гласных, отражающего все вышеперечисленные характеристики.

Термин "треугольник гласных" используется в отечественных работах по немецкой фонетике (см. работы Шишковой Л.В., Бибина О.А. - см. Приложение 1).

Вокруг левой вертикальной черты сгруппированы гласные переднего ряда, вокруг правой - гласные заднего ряда. Три горизонтальных уровня отображают степени подъема: верхний, средний и низкий. Огубленные гласные расположены справа от вертикальной черты, неогубленные - слева.

Немецкие исследователи говорят о «четырехугольнике гласных» (см. Приложение 2). [ ]

Кроме названных выше звуков в немецком языке присутствует звук [ ], который представляет собой редуцированный вариант [е:] или [е]. Этот звук встречается только в безударном положении. Его особенность заключается в уменьшении напряженности артикуляции.

В немецком языке есть гласные звуки, которые начинаются с артикуляции одного гласного, а заканчиваются артикуляцией другого. Оба компонента соединяют скользящее движение произносительных органов. Такие звуки намывают дифтонгами. Первый компонент дифтонга стоит

под ударением, это всегда краткий открытый звук, четкий по своему качеству. При его артикуляции нижним челюсть должна быть сильно опущена. Второй компонент -- безударный, краткий и закрытый. Система немецких гласных включает в себя три дифтонга: [ао],[ae],[o].

Особенности немецких гласных:

наличие фонематического противопоставления долгих и кратких гласных;

наличие огубленных гласных переднего ряда [у:], [y], [o:], [? ];

большая напряженность при артикуляции гласных (большая напряженность языка, активность губ);

немецкие гласные -- высокие по тону, так как при их артикуляции язык продвинут вперёд;

стабильность произношения немецких монофтонгов;

долгие гласные в неударной позиции теряют часть долготы (явление количественной редукции);

отсутствие качественной редукции неударных гласных (кроме редуцированного варианта фонем [е:] и ));

немецкие гласные, стоящие в начале слова или корня,

произносятся с твёрдым приступом (кнаклаутом). В начале артикуляции гласного происходит резкое смыкание и размыкание голосовых связок, которое сопровождается звуком, напоминающим щелчок.

Общая характеристика согласных звуков

В основе всякого согласного лежит шум, так как при образовании согласных выдыхаемая струя воздуха непременно наталкивается на преграду, которую она преодолеет, что сопровождается шумом. Этот шум воспринимается нами как согласный.

Разные движения органов речевого аппарата образуют различные виды преграды: если произносительные органы смыкаются, образуется смычка. Если они приближаются друг к другу, образуется щель. Наконец, произносительный орган может колебаться в струе выдыхаемого воздуха.

Шум может происходить:

от взрыва смычки, образованной двумя органами речи;

от трения выдыхаемой струи воздуха в узкой щели;

от вибрации произносительного органа в потоке выдыхаемого воздуха.

В зависимости от того, какого рода преграда образуется в надставной трубе, различают следующие виды согласных звуков (см. Приложение 3).

Преграда образуется в надставной трубе при участии, как правило, двух произносительных органов: активного и пассивного. По признаку активного органа согласные делятся на:

· губные: [р], [b], [v], [f], [m], [рf]

· переднеязычные: [d], [t], [z], [s], [ ] [1], [n],[ts]

· среднеязычные: [c], [j]

· заднеязычные: [k], [g], [?]

· увулярные: [г], [x].

· фарингальные: [h].

По признаку пассивного органа (по месту артикуляции) согласные делятся:

губные: [р], [b], [m]

зубные: [v], [f]

альвеолярные: [d], [t], [z], [s], [1], [n]

палатальные (место артикуляции -- твёрдое нёбо): [c]., [j]

Страницы: 1, 2, 3