скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Фигуры речи скачать рефераты

p align="left"> Перифразис -- замена слова описательным выражением -- занимает уникальное положение в системе тропов. Называя одну и ту же вещь, он выделяет в ней разные признаки. Одно и то же животное можно назвать и "санитаром леса", и "серым душегубом". Одно и то же действие можно назвать и "покорением природы", и "грубым вмешательством в экологию". Сторонники АЭС не назовут ее "потенциальным Чернобылем", но употребят выражение "мирный атом". Торговец сахаром назовет свой товар как угодно, но не "белой смертью".

Перифразис -- своего рода ярлык, нечто вроде товарной марки. Эта его функция особенно ярко проявляется в так называемых перифрастических определениях. Такие определения чрезвычайно охотно используют в рекламных девизах (слоганах). Например: "Твикс -- сладкая парочка". Перифразис в свою очередь может основываться на других тропах: метафорах ("черное золото" об угле или нефти) и метонимиях ("трудовая копейка" о трудовых сбережениях).

Антифразис -- употребление слова в прямо противоположном значении с соответствующей интонацией. Часто антифразис отождествляют с иронией, и он, в самом деле, является проявлением иронии, которая, однако, к нему не сводится, так как в иронической речи слова могут и не употребляться в прямо противоположном значении. Антифразис -- концентрированное, точечное применение иронии, когда штраф называют подарком, скупость -- щедростью.

Гипербола выглядит достаточно экспрессивно: Самым разумным было бы сжечь всю нефть или забросать ее плутонием, закатать сверху цементом (Я. Ростовский). Однако злоупотреблять гиперболами (насыщать ими текст) не стоит. Это относится и к рекламным текстам, которые для возвращения потребительского доверия нуждаются скорей в деинтенсификации (см. ниже).

Все тропы основаны на сопоставлении двух представлений (стекло и вода, город и его население, "град Петров" и "Петербург", хорошее и плохое дело), лишь одно из которых реализовано в речи.

В группу тропов входят и грамматические тропы (так называемые аллеотеты), основанные на использовании грамматической формы в несвойственном ей значении, например, риторический вопрос, когда форма вопроса выражает утверждение.

Вопрос в риторике применяется довольно активно, вследствие чего любой вопрос в публицистической речи часто называют риторическим. В действительности же можно выделить два вида вопросов: гипофору, когда вопрос обращен к самому оратору и он на него отвечает, и собственно риторический вопрос, когда ответ на вопрос не предполагается. Вот пассаж из журнальной статьи на экономическую тему, где встречаются оба вида вопросов: О чем это говорит? Либо о том, что Чубайс (Немцов?) не имел возможности выступить с публичным заявлением такого рода (в силу потери авторитета), либо о том, что он не имел ничего против оскорбившего инвесторов закона. ... Следовательно, есть о чем призадуматься иностранным инвесторам: известный реформатор, "архитектор реформ", не смог ничего предпринять против принятия закона. Как же теперь поверить такой стране? (Деловой еженедельник "Компания", 1998, N 18). Первый вопрос -- гипофора. Им открывается абзац, и это характерная для гипофоры позиция. Последний вопрос -- риторический. Им рассуждение заканчивается, и это также характерная позиция.

Амплификации

Амплификация подобна тропу, но здесь в речи представлены оба сопоставимых компонента (применительно к нашим примерам, иллюстрирующим тропы, это: стекло и вода, город и его население и т.п.).

Наиболее известный случай амплификации -- сравнение (вода как стекло).

Плеоназм -- избыточность выражения: Главная цель здесь -- создание конкуренции, конкурентоспособных предприятий (С. Креппель). Плеоназм здесь довольно умеренный, и именно это делает его эффективным -- останавливает внимание на идее конкуренции. Злоупотреблять плеоназмом не следует.

Ряд амплификаций связан с контрастом.

Антитеза -- высказывание, содержащее некоторое противопоставление: Вертикальные отношения слабели, а горизонтальные становились все более и более сильными (В. Найшуль). Антитеза часто функционирует глобально, организуя вокруг себя весь текст. Иногда противопоставление проводится в пределах одной лексемы. Такая антитеза называется дистинкцией: То есть выборы и демократия -- это не одно и то же. Есть выборы и есть выборы. (В.Рыжков).

Коррекция -- конструкция, в которой ставится под сомнение только что утвержденное, а затем утверждается с большей силой: Значит, алкогольная зависимость непобедима? Нет! Сегодня российской гомеопатической ассоциацией создан и опробован в лучших клиниках России эффективный препарат "САНАС", устраняющий патологическую тягу к алкоголю. (рекламный текст).

Градация -- расположение частей высказывания в порядке нарастания или убывания какого-либо признака. Чаще это не столько смысловое, сколько стилистико-интонационное нарастание: Мне кажется, что ситуация как раз противоположная: отсутствие именно тесной связи политики и экономики, в результате чего наши политические деятели не слышали, не чувствовали, не знали, что нужно экономике, и привело к непоследовательности, шараханьям и задержке в проведении реформ, то есть к мучительному переходу к рыночной экономике в России (С. Потапов). Градация здесь -- "не слышали, не чувствовали, не знали", а также "к непоследовательности, шараханьям и задержке". Реже используется градация в рекламном тексте: Колготки, много колготок, ну очень много ажурных колготок.

Неспециальные средства усиления изобразительности

Кроме специальных средств усиления изобразительности (словесных фигур, тропов и амплификаций), существуют и неспециальные средства усиления изобразительности, изучением которых занимается экспрессивная стилистика. Это атрибуция, гипонимизация и экспрессивная синонимия (Хазагеров, Ширина, 1994).

Атрибуция -- это конкретизация речи с помощью определений и обстоятельств. Ср.: дом и кирпичный дом.

Гипонимизация -- это замена общего названия частным. Ср.: здание и коттедж.

Экспрессивная синонимия -- это замена нейтрального слова более экспрессивным синонимом. Ср.: высококлассный и элитный.

В следующем отрывке из рекламного текста можно найти все эти средства: Все уже сложено в новенький портфель: пенал с вкусно пахнущим ластиком, красивые тетради в глянцевых обложках, книги с ароматом типографской краски и склеенными страницами. Атрибуция достигается здесь с помощью определений "новенький", "красивый", "глянцевый", "типографский", "склеенный" и обстоятельства "вкусно". Экспрессивная синонимия проявляется в выборе слов "аромат", "новенький" (ср. "новый"). Но основой всего текста, дающей возможность применить экспрессивную синонимию и атрибуцию, является именно гипонимизация. Исключив гипонимизацию, мы получили бы следующую фразу: Школьные принадлежности сложены в новый портфель.

Фигуры прибавления

Анафора

Мы видели, как часто гнев подменял здравый рассудок подсудимого, мы знакомы с характерными способами выражения им своего человеколюбия, мы знаем, как радение о должности обращалось у него в радение о своей власти, как облегчал он обращение к своему правому и равному суду ... он не может, без опасения причинения дальнейшего вреда поручаемому ему делу, оставатться матросом на корабле государственной службы.

Кони А.Ф. (Речь по делу Протопопова)

Если он шел мрачным, так пoтому, что на душе было трудно. Он верит, что его страдающее, недовольное лицо вызовет ее жалость и ласковость. Он был угрюм, он мог рассчитывать на резкое объяснение, на ссору, но только - на ссору возлюбленных. Он жаждал ее искренности ..., ее любви.

С.А.Андреевский (Речь в защиту И.Г.Иванова)

Была у Иванова и страшная ревность ... был и сильный гнев на нее за то, что она раздражала его черствостью ..., была и горечь глубокой обиды за обман, за осмеяние его чувств ...

С.А.Андреевский (Речь в защиту И.Г.Иванова)

Я не буду убегать от фактов и укрываться от них в область красноречивых восклицаний, загадочных прорицаний и эффективных тирад. Я поведу эти факты за собой не в виде двух-трех сомнительных свидетельских показаний, а в виде всего материала, добытого следствием. Вольно г. прокурору восклицать "я убежден", вольно доверенному гражданского истца думать, что доказать обвинение и "грозить" его доказать однозначно: для судей этого мало. Вы не подпишете приговоры по столь странному и загадочному обвинению до тех пор, пока виновность Имшенецкого не встанет перед вами так же живо и ярко, как сама действительность.

Н.П.Карабчевский (Речь в защиту поручика В.Имшенецкого)

моя деревня;

мой дом родной,

качусь я в санках

По горе крутой ...

Суриков И.

Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив,

Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна,

Как тишиною грудь полна!

Фет А.

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река;

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

Тютчев (Полдень)

Власть имеет сама в себе много привлекательного. Она дает облеченному ею сознание своей силы, она выделяет его из среды безвластных людей, она создает ему положение, с которым надо считаться. Поэтому люди, относящиеся серьезно к идее о власти, получая эту власть в свои руки, обращаются с нею осторожно ... Но бывают и другие люди. Обольщенные прежде всего созерцанием себя во всеоружии отмежеванной им власти, они только о ней и думают и возбуждаются от сознания своей относительной силы. Для них власть обращается в сладкий напиток, который быстро причиняет вредное для службы опьянение.

А.Ф.Кони (Речь по делу В.Протопопова)

Уехать? куда? в Америку? Но ведь не так легко добыть славу на чужбине, не имея ни достаточных средств, ни достаточной подготовки. Уехать с ним? Но он будет только обузой для нее, да и не на что ему ехать.

Плевако Ф.Н. (Речь в защиту Бартенева)

Политический арестант был для Засулич - она сама, её горькое прошедшее, её собственная история - история безвозвратно погубленных лет... Политический арестант был для Засулич - горькое воспоминание её собственных страданий... постоянной тревоги, томительной неизвестности... Политический арестант был её собственное сердце...

Александров П.А. (Речь в защиту В.Засулич)

Эпифора

А я нудная, эпизодическое лицо... И в музыке, и в доме мужа, во всех романах - везде, одним словом, я была только эпизодическим лицом.

А.П.Чехов (Дядя Ваня)

- После вашей тещеньки один только "Пьер и Константин" перекинулся.

- Да что ты говоришь? Неужели умер?

- Перекинулся, Ипполит Матвеевич. На посту своем перекинулся. Брил аптекаря нашего Леопольда и перекинулся.

И.Ильф, Е.Петров.

Опять какой-то сон, какой-то пошлый, гадкий сон.

Гоголь Н.В.

- Я сам думаю пойти на войну, почему же я не могу идти на войну?

Гоголь Н.В.

Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.

Гоголь Н.В.

Что ж за притча, в самом деле, что за притча эти мертвые души? Логики нет никакой в мертвых душах; как же покупать мертвые души?

Гоголь Н.В.

Теперь стал позорен тот солдат, который довел себя до наказания розгами; теперь смешон и считается бесчестным тот крестьянин, который допустит себя наказать розгами.

Александров П.А. (Речь в защиту В.Засулич)

Анадиплозис (стык)

Подводя итоги всему сказанному, я не могу прийти к другому заключению, как то, что Дементьев невиновен, и прошу его оправдать, оправдать вполне еще и потому, что это событие особого рода, это такая палка, которая действительно должна кого-нибудь поразить. Его она поражает несправедливо.

Спасович В.Д. (Речь в защиту Дементьева)

Для чего, певунья птичка,

Птичка резвая моя,

Ты так рано прилетела

В наши дальние края?

Плещеев А.Н.

И настанет время,

Время жизни новой,

В мире отзовется

Истинное слово.

Истинное слово

В мире повторится,

Истинное дело

В мире совершится.

Огарев Н.П.

Политический арестант был для Засулич - она сама, её горькое прошедшее, её собственная история - история безвозвратно погубленных лет... Политический арестант был для Засулич - горькое воспоминание её собственных страданий... постоянной тревоги, томительной неизвестности... Политический арестант был её собственное сердце...

Александров П.А. (Речь в защиту В.Засулич)

В своей речи товарищ прокурор был точен, беспристрастен и сдержан. Так точен, беспристрастен и так сдержан, что, казалось бы, защите ничего другого и не остается, как последовать стародавнему примеру - встать поклониться и сказать: "Да свершится правосудие".

Речи советских адвокатов М. 1968.

Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и, если уж так нужно продавать, то продавайте меня вместе с садом.

Чехов А.П.

По синим волнам океана,

Лишь звезды блеснут в небесах,

Корабль одинокий несется,

Несется на всех парусах.

Лермонтов М.Ю.(Воздушный корабль)

С зарания до вечера, с вечера до света летят сабли каленые, гремют сабли о шеломы, трещат копиа харалужные в поле незнаеме, среди земли половецкой.

Слово о полку Игореве

Остап подмигнул Балаганову, Балаганов подмигнул Паниковскому, Паниковский подмигнул Козлевичу, и хотя честный Козлевич ровно ничего не понял, он тоже стал мигать обоими глазами.

И.Ильф, Е.Петров

О нет конца! Мелькают версты, кручи...

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

А. Блок

Синтаксический параллелизм

Есть закон служить до срока.

Службы - труд, солдат не гость.

Есть отбой - уснул глубоко,

Есть подъем - вскочил, как гвоздь.

Есть война - солдат воюет,

Лют противник - сам лютует.

Есть сигнал: вперед! - Вперед.

Есть приказ: умри! - Умрет.

Твардовский А.

Прекрасный человек Иван Иванович! ... Очень хороший также человек Иван Никифорович! Его двор возле двора Ивана Ивановича. Они такие между собой приятели... Несмотря на большую приязнь, эти редкие друзья не совсем были сходны между собою. ... Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно. Это ощущение можно сравнить только с тем, когда у вас ищут в голове или потихоньку проводят пальцем по вашей пятке... Приятно! Чрезвычайно приятно! Как сон после купанья. Иван Никифорович, напротив, больше молчит, но зато если влепит словцо, то держись только... Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх. Иван Иванович только после обеда лежит в одной рубашке под навесом; ввечеру же надевает бекешу и идет куда-нибудь...

Страницы: 1, 2, 3