Древнерусские слова с корнем "бел"
p align="left">Как правило, тематическая классификация лексики допол-няется рассмотрением внутриязыковых связей и отношений между единицами тематических групп. В составе тематических разрядов слов выделяются лексико-семантические группы -- классы слов, объединенных хотя бы одним общим се-мантическим признаком.Две классификации лексического материала (тематическая, экстралингвистическая и лексико-семантическая, лингвистиче-ская) не противоречат друг другу. Они дают возможность пол-нее описать определенные пласты лексики (прежде всего кон-кретной) и проследить их развитие. Представляя словарный состав русского языка ХI-ХШв. как сложившуюся систему , авторы «Словаря русского языка XI-ХШ» собрали из разных памятников письменности слова с данным корнем., их насчитывается около 109 слов, чтобы объединить их в тематическую группу, необходимо выяснить значение корня «бел». В общеиндоевропейском языке существовал корень «вhе», который имел значение «сиять», «блестеть». С этим корнем появились слова и создали тематическую группу, зафиксированную в «Словаре русского языка XI - XVII вв.». Эти слова имеют несколько лексических значений и, следовательно, распадаются на несколько групп. Первая группа имеет общее для всех слов значение с элементом цвета: «белый, светлый, осветленный, белесый, неокрашенный». Так белена - растение, названо так за свои беловатые листья БЂлка - это животное получило имя по цвету меха белой очень редкой дорогой породы. БЂлило - белая краска; БЂлодушка - животное с белом мехом на передней части шеи; БЂлок - яичный белок; БЂлуга - рыба с белым мясом; БЂль - белизна, белый цвет; БЂлье - отбеленный холст полотно; БЂльце - сорт яблок. Являясь неотъемлемым компонентом природного окружения века, цвет постоянно оказывает на него влияние. Цвет уко-рен в культуре, он выступает эстетическим эталоном, являет-ся важным критерием качества при оценке окружающего мира. Таким образом, выступает как самостоятельное явление культуры, как элемент стиля, образа жизни. Исследователи с давних пор обращали внимание на то, что в разных странах, в разных языковых сообществах прослеживается предпочтительность одних цветов другим. В современной науке теория символа рассматривается с точки зрения различных наук. В рамках логики символ - это "условный, чувственно восп-ринимаемый объект, вещественный, письменный или звуковой знак, которым человек обозначает какое-либо понятие (идею. мысль), предмет, действие или событие. Сама форма символа, как правило, не имеет сходства (подобия) с тем предметом, ко-торый символ представляет, на который символ указывает" [3. с.533]. Более точное определение символа мы находим в литерату-роведении: "Символ - это предметный или словесный знак, ус-ловно выражающий сущность какого-либо явления с определенной точки зрения, который и определяет самый характер качества символа. Символом могут служить предметы, животные, признаки предметов, действия. Так. хлеб-соль - символ гостеприимства, змея - символ мудрости, голубой цвет - символ надеж-да В основе своей символ всегда имеет переносное значение. Данные определения символа выявляют в нем такие важные стороны нашего исследования свойства, как отсутствие в нем формального сходства с обозначаемым предметом или явлением, и в же время указывают на присутствие в символе скрытого сравнения, которое связано с культурой и историей народа. В лингвистическом аспекте наиболее глубоко природу слов-символов исследовал А.А.Потебня. Известно его мнение, « язык вообще по своей сути явление символическое. В ре-зультате исследования славянской народной поэзии А.А.Потебня установил, что за определенными словами кроме их основного назначения закрепилось значение определенного символа. Он пишет:"Слово выражает не все содержание понятия, а один из признаков, именно тот. который представляется народному возз-рению важнейшим" [12, с.285]. Отмечая тот факт, что "вместе с лексическим ростом языка затемнялось его первоначальное впечатление" [152, с.285]. А.А.Потебня видит одну из причин образования в языке символов в "потребности восстановлять забываемое собственное значение слов" [12. с.2]. В.Виноградов также отмечал существование слов-симво-лов. Так, характеризуя слово "капля", он писал, что "это сло-во означает не только воду или жидкость вообще, но меру, ко-личество всего текучего, того. что лишено твердых очертаний. Слово "капля" становится символом минимального количества че-го-нибудь" [3, с.119]. В нашей работе мы остановимся на следующем определении этого понятия: "Символ - это нечто, обозначающее не само се-бя, а что-то другое. В символике десигнат и денотат разделе-ны. хотя связь между ними не устранена окончательно. Символ может иметь место только в обществе, спаянном единством куль-туры - ведь он должен быть общепонятен" [12, с.177]. Символика цвета наиболее распространена. Она широко представлена в литературе, изобразительном искусстве, гераль-дике. Очевидно, что способность отдельных цветов являться сим-волом чего-либо связана с особенностями взаимодействия цвета с ощущениями и сознанием человека. На этом основании мы можем утверждать, что цвет - это продукт органа зрения и психики в целом. Так белый цвет - символ чистоты, привилегированности, непорочности, свободы. К этой группе относят слова: БЂлЂгъ - знак, символ власти. БЂлецъ - мирянин, не монах. БЂлица - женщина, живущая в монастыре, но не подстриженная в монахине. БЂлоземецъ - владелец земли, свободный от феодально-земельного обложения. БЂлопашец - владелец земли, свободный от феодального обложения. БЂлоризецъ - принадлежащий к высшему духовенству. БЂль - освобожденный от феодальных повинностей. БЂльщикъ - сборщик дани. Таким образом отраженная классификация дает в языке тематические группы, которые пополняются производными и фиксируются в «Словаре русского языка XI - XVII вв.». Дифференциация лексики на центр и периферию является наиболее важным положением при определении системности лексики, т.к. это дает возможность выявить в лексической системе древнерусского языка его активность и пассивность. Кроме того, «семантические и структурно-семантические отражают отношения между предметами и явлениями действительности, ее реальными и идеальными объектами и передают особенности национального мировосприятия» [11, 74]. Как правило в основе тематической группы есть сема, имеющая обобщенный характер и определяющая отнесение слов данной группы. Центром исследуемой одной лексико-тематической группы выступает слово «белый» как имеющее общее для всех свойство, относящееся к белому цвету. Вокруг этого слова группируются однокоренные слова имеющие общее лексическое значение, например, бЂленина, бЂлизна, бЂлиленка, бЂлье, бЂльный, бЂльмо, бЂлотЂлъо (назв. растения). В околоядерном пространстве представлено разветвленная система словообразовательных дериватов, образованных от слова «белый»: бЂласый, бЂленький, бЂловатый, бЂлоглазый, бЂльчатый. В эту систему можно включить устойчивые словосочетания, которые стали употребляться в древнерусском языке и зафиксированные в «Словаре русского языка XI - XVII вв.»: бЂленный двор - место, где производилось беление ткани; бЂлильное древо - деревянный валек, для беления холстов; писчая бЂлка - пошлина за перепись земель с их владельцев, бЂломЂстная грамота - грамота, освобождающая владельца земли от феодальных повинностей; до бЂлого свету - до утра; середи бЂла дня - днем; бЂлая казна - бельевое имущество. Глава 2. Лексико - тематическая группа в семантико-словообразовательном аспекте Функциональный подход к изучению языковых единиц, характерный для современных лингвистических исследований, приводит к исследованию деривационного потенциала различных ЛТГ на основе изучения устройства словообразовательного гнезда, под которым понима-ется «упорядоченная отношениями производности совокупность слов, харак-теризующихся общностью корня. При этом общность проявляется не только - плане выражения (в наличии одного и того же корня), но и в плане содер-жания (корень выражает общий для всех родственных слов элемент значе-ния), т.е. слова, объединяющиеся в словообразовательное гнездо, имеют и смысловую, и материальную общность. Определению особенностей СГ и его места в системе словообразования посвящены исследования А.Н. Тихонова, ЕА. Земской, Е.С. Кубряковой, А.И. Моисеева, ИА.Ширшова и других лингвистов. Как отмечал А.Н. Тихонов, СГ необходимо изучать на основе принад-лежности исходного слова СГ к той или иной лексико-семантической или лексико-тематической группе слов, так как «исходные слова, относящиеся к одному и тому же лексико-семантическому или тематическому классу, не-редко имеют полностью или частично совпадающий состав производных»[11,64]. Т.е., отнесенность исходного слова к ЛТГ определяет структуру гнезда для данной ЛТГ, последовательность обра-зования производных и их расположение в гнезде. В словообразовательной системе русского языка доволь-но полно и подробно описаны словообразовательные типы, форманты, ис-следуются так называемые комплексные единицы словообразования - слово-образовательные цепочки, парадигмы, гнезда, имеется полный алфавитный словарь гнезд. Для того чтобы можно отнести к данной группе тематической слова необходимо выяснить общее лексическое значение, объединяющий их в одну группу. Но это значение дает возможность переосмысление и появление множества слов и сочетаний в переносных значениях, который реализуют ассоциативно-образное представление человека и становятся основой метафоризацией. Поэтому нам тоже необходимо рассмотреть слова, имеющие переносное значение, которые указаны в словарных статьях данного словаря. БЂла 1) Белка; 2) мех белки как денежная единица. БЂлецъ 1) мирянин; 2) священник. БЂлило 1) белая краска ;2) краска для лица. БЂлильникъ 1) тот кто белит ;2) торговец красками. Сейчас ученые лингвисты пришли к выводу, что познав отдельные языковые средства, классы и их свойства необходимо не только восстанавливать связи между ними, но и исследовать сами эти связи, выявлять и уточнять их характер, структуру, закономерности их функционирования. Особенно важным является исследование многозначных и однозначных слов. В процессе анализа нами было выявлено: Однозначные слова: БЂлена - трава, ядовитое растение. БЂленина - отбеленная ткань. БЂлильниковъ - маляр. БЂлильница - сосуд для хранения белил. БЂлина - белая полоса или пятно на более темном фоне. БЂлище - место где сушат или белят. БЂльница - мастерица занимающаяся выделкой пряжи. БЂльщикъ - сборщик дани «беличьим мехом». Наиболее распространенным многозначным словом, производным от корня «бел» является слово белый. Установим все значения этого слова. Многозначные слова: БЂлый 1) белого цвета, 2) чистый 3) освобожденный то феодальных повинностей 4) не подстриженный в монашество 5) непорочный, безгрешный. БЂлигъ - 1) знак 2) символ власти. БЂленье - 1) отбелка ткани и пряжи 2) побелка. БЂлок - 1) яичный белок 2) белая оболочка глаза. БЂль - 1) шкурка, мех белки 2) белизна, белый цвет 3) белая льняная пряжа 4) сорт яблок 5) мелкая рыба 6) освобождение от феодальных повинностей. БЂлье - 1) полотно, 2) неокрашенные деревянные изделия. По своему составу словообразовательное гнездо обладает большой словообразовательной активностью. Как показывает анализ, наиболее активным в словообразовательном отношении в языке и речи является слово «белый». Анализируя словообразовательную активность с корнем «бел» можно отметить, что по значению производных выделяется: субстантивный блок, который содержит следующие значения: -род занятий, профессию, например, бЂльщик, бЂльник, бЂльница; -предметы относящиеся к побелке, отбеливанию: бЂлилинка, бЂлище, -слова с уменшительно-ласкательным суффиксом: бЂлужка, бЂлильце. В адъективном блоке содержатся следующие значения: -принадлежность: бЂлильный (относящийся к побелке), бЂличий, бЂлочный, бЂлосермяжный (из белой сермяги); -имеющий светлый оттенок: бЂльный, бЂльчатый, бЂлодымчатый, бЂлогубый, бЂлоглазый, бЂлоликий, бЂлообразный, бЂлоризный (носящий белую одежду), бЂлоусый, бЂлохребтый; -обложенный поземельным сбором: бЂльщеный. В глагольном блоке отмечаются значения: -светлеть - бЂловати; -отбеливать, красить - бЂлити; -выделяться белым цветом - бЂлитися. Самым многочисленным является субстантивный блок, в нем 41 производных. В адъективном блоке 27, в глагольном 5. В субстантивном и глагольном блоке преобладает образование производных суффиксальным способом, который в целом является ведущим для этого словообразовательного гнезда. В адъективном блоке кроме суффиксального есть другой способ образования - сложение: бЂлорукий, бЂлосерый и т. д. Семантико-словообразовательный анализ словообразовательных гнезд с исходным корнем позволяет сделать следующие выводы: 1. Семантико-словообразовательное пространство ЛТГ с корнем «бел» формируется за счет производных слов этой группы. 2. С точки зрения реализации словообразовательных возможностей и в зависимости от структуры, в С Г реализуются в основном атрибутивные значения производных, выделяется два блока: субстантивный и адъективный. Основными способами образования являются суффиксальный и сложение. Но прямого соответствия увеличения разнообразия значений в зависимости от увеличения количества членов СГ не наблюдается. В глагольном блоке подавляющее число производных - видовые корреляты к глаголам совершенного вида и дериваты на -ся. На высших ступенях словообразовательного процесса убывает и количество, и разнообразие производных. Набор производных становится все более предсказуемым и почти полностью определяется типом гнезда. Заключение В русском языке, как и в любом другом, важна и интересна националь-но-культурная семантика языка, то есть те языковые значения, которые фик-сируют и транслируют от поколения к поколению особенности русской при-роды, экономики России, общественного устройства, фольклора, художест-венной литературы, искусства, науки, подробности быта и обычаев народа и, т.о. формируют культурное самосознание народа. В этом плане универсальная ЛТГ, попытка исследования которой была предпринята в данной работе, представляет со-бой материал для реализации заложенных в ней потенциальных воз-можностей. Семантико-словообразовательный анализ слов с корнем «бел» и со-ставляющих СГ с исходным названием дает возможность отметить, что: 1) в словопроизводстве в данной ЛТГ, в основном, используются тра-диционные словообразовательные типы, форманты и способы образования, хотя структура С Г отличается большим разнообразием сло-вообразовательных значений, выражаемых производными, и способов обра-зования. Некоторые из производных предыдущей ступени имеют нулевую парадигму, другие же, наоборот, активно вовлекаются в процесс словопроиз-водства. Наибольшая регулярность в словообразовании наблюдается в субстан-тивном блоке у существительных, словообразовательное значение которых -название лица по тому, что называется производящей основой. При этом в образовании производных мужского рода участвует суффикс -ник-, а в обра-зовании производных женского рода - суффикс -ниц- . Большую роль в значении производных играет значение корня, при-соединение аффикса вносит добавочное значение, но полностью от значения корня не уводит; 2) словообразовательные парадигмы некоторых конкретных СГ пред-ставлены большим количеством словообразовательных значений. В условиях коммуникативно-прагматической деятельности русского народа постоянно используются ономастический и фразеолого-паремиологический фонд русского языка. Литература 1. Абрамов В.П. Синтагматика семантического поля /В.П.Абрамов. - Ростов-на-Дону. 1992. - 108 с. 2. Алефиренко Н.Ф. Теория языка: введение в общее языкознание. - Вол-гоград: Перемена, 1998. -440 с. 3. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики. - Волгоград. 1999. -274с. 4. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания / Ю.Д.Апресян // Вопросы языкознания. - 1995. - № 1. - С. 45. 5. Белецкий А.А. Принципы этимологических исследований/ А.А.Белецкий. - Киев, 1950. 6. Березин Ф.М. Общее языкознание: Учеб. пособ. - М.: Просвещение, 1979.-416 с. Березович Е.Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте: Дис. ...д-ра филол. Наук / Е.Л.Березович. - Екатеринбург, 1998. - 461 с. 7. Булыгина Т.В. Система языковая / Т.В. Булыгина, С.А.Крылов // Лин-гвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н.Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С.452-454. 8. Быстрова Л.В. К вопросу о принципах и методах выделения лексико- семантических групп /Л.В.Быстрова, Н.Д.Капатрук.,В.В.Левицкий // Филологические науки. - 1980. - № 6. 9. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / А.Вежбицкая. - М.: Русские словари, 1997. -416с. 10. Мокиенко В.М. Славянская фразеология.- М.:Высшая школа. 1986. 11. Москович В.А. Статистика и семантика. - М., 1969. 12. А.Г.Широковой: Пер. с чеш., словац., англ., франц. -М.: Прогресс. 1978. С. 413. 13. Нерознак В.П. Названия древнерусских городов. - М., 1983. 14. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека. // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. - М., 1988. 15. Постовалова В.И. Лингвокультурология в свете антропологической парадигмы (к проблеме оснований и границ современной фразеологии) / Фразеология в контексте культуры. - М., 1999,. С. 25 - 33. 16. Прохорова В.Н. Русская терминология (лексико-семантическое слово-образование) М., 1996. 17. Савенкова Л.Б. Русская паремиология: семантический и лингвокультурологический аспекты / Л.Б.Савенкова. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета. 2002. - 240 с. 18. Серебренников Б.А. Как происходит отражение картины мира в языке. // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. - М., 1988. 19. Слесарева И.П. Изучение типологии лексико-тематических групп // Русский язык за рубежом. 1976. № 1. 20. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. 2-е изд. -М.,1978. 21. Улуханов И.С. Слова мотивированные формами слов / И.С.Улуханов. //Русский язык в школе. - 1986. - № 4. - С. 76-83. 22. Улуханов И.С. Смысл и значение в словообразовании и лексике / И.С.Улуханов.. // Русский язык в школе. 1992. № 2. - С. 37-40. 23. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского язы-ка и их лексическая реализация / .С.Улуханов. - М.: АО «Астра семь», 1996.-222 с. 24. Уфимцева А.А. Теории «семантического поля» и возможности их при-менения при изучении словарного состава языка / А.А.Уфимцева // Во-просы теории языка в современной зарубежной лингвистике. Изд. АН СССР. 1961.-С. 30-63. 25. Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы / А.А.Уфимцева. -М., 1962. Изд. АН СССР. 26. Уфимцева А.А. Слово в лексико-семантической системе языка / А.А.Уфимцева. - М., 1968. - 287 с. 27. Уфимцева А.А. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании языковой картины мира / А.А.Уфимцева // Роль че-ловеческого фактора в языке: Язык и картина мира. -- М.: Наука, 1988. -С. 138. 28. Червинский П.П. Семантический язык фольклорной традиции / П.П.Червинский. - Ростов-на-Дону. 1989. - 224 с.
Страницы: 1, 2
|