скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Значение и экономическая обусловленность финансов РФ в условиях рыночной экономики скачать рефераты

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы [4].

2. Анализ финансов государства Российской Федерации в условиях рыночных отношений

2.1. Обзор денежного рынка Российской Федерации

Анализ денежного рынка Российской Федерации по состоянию на 1.10.2006 года.

Рассмотрение и обоснование обзора денежного рынка по состоянию на 1 октября 2006 года.

Таблица 2.1. Денежный обзор, млн. рублей

Итак, анализируя таблицу 2.1. можно сказать, что чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования и кредитных организаций в октябре 2005 года составили 4406404,7 млн. рублей, а в октябре 2006 года произошло увеличение - 6268837,0 млн. рублей.

Чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования и кредитных организаций -- сальдо активных и пассивных операций органов денежно-кредитного регулирования и кредитных организаций с нерезидентами в иностранной валюте, в валюте Российской Федерации и драгоценных металлах.

Далее, анализируя таблицу 2.1. можно сказать, что внутренний кредит в октябре 2005 года составил 4035245,4 млн. рублей, а в октябре 2006 года он составил 4944106,6, т. е. произошло увеличение.

Внутренний кредит -- вся совокупность требований банковской системы к государственным нефинансовым организациям, частному сектору, включая население, финансовым (кроме кредитных) организациям и чистого кредита органам государственного управления в валюте Российской Федерации, в иностранной валюте и драгоценных металлах [10].

Исследуя таблицу 2.1. можно сказать, что чистые кредиты органам государственного управления в октябре 2005 года составили отрицательное число -1229427,4 млн. рублей, а в октябре 2006 года также отрицательное число, но уже произошло увеличение -2816571,3 млн. рублей.

Чистые кредиты органам государственного управления -- требования со стороны банковской системы к Минфину России, финансовым органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам и внебюджетным фондам субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за вычетом депозитов и других вложений указанных организаций в банковскую систему Российской Федерации [9].

Анализ статьи «Денежная масса» в таблице 2.1., можно сказать, что в октябре 2005 года денежная масса составила 6458384,8 млн. рублей, а в октябре 2006 года 8897205,2 млн. рублей.

Денежная масса (по методологии денежного обзора) -- совокупность агрегатов «Деньги» и «Квазиденьги».

Рассмотрение статьи «Деньги» из таблицы 2.1., можно сказать, что октябре 2005 года деньги составили 3371916,5 млн. рублей, а в октябре 2006 года они составили 4856098,0 млн. рублей, т. е. произошло увеличение.

Деньги -- все денежные средства в экономике страны, которые могут быть немедленно использованы как средство платежа. Данный агрегат формируется как совокупность агрегатов «Деньги вне банков» и «Депозиты до востребования» в банковской системе.

Исследование статьи «Квазиденьги» из таблицы 2.1., можно сказать, что в октябре 2005 года квазиденьги составили 3086468,3 млн. рублей, а в октябре 2006 года они составили 4041107,3 млн. рублей, т. е. произошло увеличение.

Квазиденьги -- депозиты банковской системы, которые непосредственно не используются как средство платежа и менее ликвидные, чем «Деньги». Данный показатель рассчитывается как сумма агрегатов «срочные и сберегательные депозиты и депозиты в иностранной валюте» по органам денежно-кредитного регулирования и кредитным организациям [10].

2.2 АНАЛИЗ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ КАК ЭЛЕМЕНТА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Таблица 2.2. Денежная масса (национальное определение), млрд. рублей

Исследование и сравнение денежной массы (национальное определение) по состоянию на октябрь 2005-2006 годов.

В таблице 2.2. «Денежная масса (национальное определение)» представлена информация об объеме, структуре и динамике денежного агрегата M2 -- одного из важнейших денежных агрегатов, который используется при разработке экономической политики и установлении количественных ориентиров макроэкономических пропорций.

Денежная масса определяется как совокупность денежных средств в валюте Российской Федерации, предназначенных для оплаты товаров, работ и услуг, а также для целей накопления нефинансовыми организациями и физическими лицами -- резидентами Российской Федерации. Источником информации для расчета денежной массы являются данные ежемесячного сводного бухгалтерского баланса кредитных организаций Российской Федерации и сводного бухгалтерского баланса Банка России (в расчет включаются обязательства кредитных организаций и Банка России перед хозяйствующими субъектами) [21].

В составе денежной массы выделено два компонента. Наличные деньги в обращении (денежный агрегат М0) -- наиболее ликвидная часть денежной массы, доступная для немедленного использования в качестве платежного средства. Включает банкноты и монету в обращении. Безналичные средства включают остатки средств нефинансовых организаций и физических лиц на расчетных, текущих, депозитных и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использованием банковских карт) и срочных счетах, открытых в действующих кредитных организациях в валюте Российской Федерации, а также начисленные проценты по ним. Безналичные средства, учитываемые на аналогичных счетах в кредитных организациях с отозванными лицензиями, не входят в состав денежного агрегата M2. Денежная масса (М2) -- рассчитывается как сумма наличных денег в обращении и безналичных средств. В показатель денежной массы в национальном определении в отличие от аналогичного показателя, исчисленного по методологии составления денежного обзора, не включаются депозиты в иностранной валюте [10].

Далее, анализ динамики процентных ставок денежного рынка в октябре 2005года - октябре 2006 года

Рис. 2.1. Динамика процентных ставок денежного рынка в октябре 2005года - октябре 2006 года

Итак, анализируя рисунок 2.1. можно сказать, что средневзвешенная ставка по прямому РЕПО по состоянию на 2005 год составила 6% годовых и в 2006 году осталась неизменной. Ставка МИАКР по однодневным рублевым межбанковским кредитам в 2005 году составила 6,9% годовых, а в 2006 году -10% годовых, произошло увеличение. Ставка по кредитам «овернайт» в 2005 году составила 12% годовых, а в 206 году -11%, т. е. произошло уменьшение ставки. Средневзвешенная ставка по депозитам Банка России в 2005 году составила 1% годовых, а в 2006 году - 2,2 %, произошло увеличение ставки. Доходность по ГКО-ОФЗ (до 90 дн.) в 2005 году составила 5% годовых, а в 206 году - 4%, т. е. произошло уменьшение ставки.

Исследование и сравнение структуры денежной базы в широком определении по состоянию на 1.11.2006 года

Рис. 2.2. Структура денежной базы в широком определении по состоянию на 1.11.2006 года

Итак, рассматривая рисунок 2.2. можно сказать, что наибольшую долю занимают наличные деньги в обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций - 76,61%, а самую наименьшую долю в структуре занимают средства резервирования по валютным операциям, внесенные Банком России - 0,01 %.

3. ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БЮДЖЕТ РФ

3.1 СТРУКТУРА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Финансовые отношения - отношения по образованию, распределению и перераспределению денежных средств.

Из признаков финансов следует, что финансовые отношения имеют распределительный характер, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование [19]. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

1. Финансы предприятий, организаций, учреждений.

Выражают денежные отношения по созданию, распределению и использованию денежных средств, предназначенных для: выполнения обязательств перед финансово-банковской сферой; финансирования затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию, материальному стимулированию работающих [18].

Денежные отношения, составляющие основу финансов предприятий, организаций, учреждений, можно классифицировать по следующим видам:

a). В отраслях материального производства

- связанные с формированием первичных доходов, образованием и использованием в хозяйственных подразделениях материального производства целевых фондов внутрихозяйственного значения - уставного фонда, фонда развития производства, поощрительных фондов и пр. Одни из них используются на удовлетворение производственных потребностей, а другие - потребительских;

- возникающие между предприятиями, если они носят распределительный характер, а не обслуживающий обмен. Здесь движение финансовых ресурсов осуществляется в нефондовой форме (уплата и получение штрафов, внесение паевых взносов, инвестирование средств в акции и облигации других предприятий и т.д.).

б). В отраслях нематериального производства

- отрасль или само учреждение (организация) с бюджетом. На их основе за счет бюджетных средств формируются отраслевые денежные фонды здравоохранения, культуры, просвещения и пр.;

- между отраслевыми организациями управления, подведомственными организациями и внутри организации. Они сопровождаются использованием отраслевых денежных фондов целевого назначения (зарплаты, капитального ремонта и др.) в распоряжении субъектов хозяйствования. Внутри учреждений и организаций финансовые отношения возникают по поводу формирования и использования фондов заработной платы и экономического стимулирования, в связи с перераспределением денежных средств целевого назначения;

- между субъектами хозяйствования разных отраслей, в том числе денежные отношения, связанные с формированием и использованием внебюджетных фондов социального страхования, пенсионных и пр.;

- денежные отношения субъектов хозяйствования с потребителями услуг и спонсорами. На их основе формируются финансовые источники учреждений и организаций непосредственной сферы [3].

Финансы предприятий, организаций, учреждений как сфера финансовой системы формирует фундамент экономики общества, так как здесь создаются материальные и нематериальные блага.

В состав финансов предприятий, организаций, учреждений входят:

a). Финансы коммерческих предприятий - все предприятия материального производства и часть непроизводственной сферы, в условиях социально-рыночной экономики осуществляющих свою деятельность на началах коммерческого расчета [19].

Коммерческий расчет - метод ведения хозяйства, целью которого является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Он предполагает обязательное получение прибыли достаточного для продолжения хозяйствования уровня доходности.

Специфика коммерческого расчета:

- субъекты хозяйствования обладают финансовой независимостью;

- предприятия свободны от мелочной регламентации со стороны государства;

- субъекты финансовых отношений несут реальную экономическую ответственность за фактические результаты работы и своевременное выполнение обязательств.- в условиях коммерческого расчета у предприятия складываются различного рода взаимоотношения с банками, страховыми организациями и государством [21].

б). Финансы некоммерческих учреждений. Некоммерческая деятельность не преследует цель получения определенных доходов. Но эти доходы используются на развитие самого учреждения.

Источники финансовых ресурсов:

- бюджетные средства;

- внебюджетные государственные фонды;

- средства населения;

- денежные отчисления различных коммерческих структур, поступления средств за работы и услуги, выполненные в соответствии с договорами.

- выручка от реализации продукции, включая средства от продажи билетов на массовые мероприятия;

- выручка от сдачи имущества в аренду;

- доходы от подготовки кадров (переподготовка, повышение квалификации, и др.)

в). Финансы общественных организаций включают в себя:

- финансы общественных, в том числе профорганизаций;

- финансы политических и общественных движений;

- финансы специальных целевых фондов;

- финансы благотворительных фондов.

Общественное объединение - добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединенных на основе общности их интересов.

Экономическое содержание финансовых общественных организаций включает в себя следующие виды и группы денежных отношений:

- денежные отношения между общественными организациями и их членами, связанные с уплатой различного рода взносов, с оказанием материальной помощи и пр.;

- денежные отношения общественных организаций с предприятиями и учреждениями, связанные с добровольными пожертвованиями, которые могут перечислиться в фонды общественных организаций;

- денежные отношения общественных организаций по формированию и использованию целевых денежных фондов;

- денежные отношения между вышестоящими и нижестоящими структурами общественных организаций;

- денежные отношения между общественными организациями и подведомственными им производственно-хозяйственными структурами;

Финансово-хозяйственная деятельность общественных организаций сочетает два способа использования финансовых ресурсов:

- самоокупаемость;

- сметное финансирование [19].

2). Финансы страхования.

Страхование - совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектом хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев [23].

Страхование - специфическая сфера, которая имеет свои звенья:

- социальное страхование (все методы);

- личное страхование;

- имущественное страхование;

- страхование ответственности.

- страхование предпринимательских рисков [9].

3). Государственные финансы.

Государственные финансы - денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления [5].

Государственные финансы включают в себя:

1. Бюджет - экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных нужд, нужд обороны и государственного управления.

Страницы: 1, 2, 3