Внебюджетные фонды в Российской Федерации
Таблица 13.
Среднее число посещений врачей одним жителем
|
1990
|
1991
|
1992
|
1993
|
1994
|
|
Городское население
|
10,7
|
10,4
|
10,2
|
10,3
|
10,1
|
|
Сельское население
|
6,1
|
6,1
|
6,0
|
6,1
|
6,0
|
|
Все население
|
9,5
|
9.3
|
9,2
|
9,0
|
8,9
|
|
|
Однако одним из парадоксов реформирования системы здравоохранения явилось не только сохранение высокого уровня госпитализационной активности населения, но и некоторое снижение числа посещений врачей в расчете на одного жителя (табл. 13) [31].
В этих условиях пока трудно судить об эффективных структурных сдвигах в здравоохранении, обусловленных процессом его реформирования. Однако встает проблема методического характера - как оценивать структурные сдвиги, в частности, соотношение стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи. Для этого предлагается специально разработанный метод "КВАНТ", суть которого состоит в том, что различные виды помощи получают количественную оценку в условных единицах, величина которых эквивалентна их стоимостным значениям. В соответствии с этим принята следующая классификация отдельных видов услуг в здравоохранении (условных единицах) [31]:
Таблица 14.
Классификация услуг в здравоохранении
Один койко-день в стационаре
|
1000
|
|
Один койко-день в дневном стационаре
|
600
|
|
Одно врачебное посещение в амбулаторно-поликлиническом учреждении
|
400
|
|
Одно фельдшерское посещение
|
200
|
|
|
Таблица 15
Совокупный объем медицинской помощи населению России в 1992 - 1994 гг.
|
1990
|
1992
|
1994
|
|
Тип ЛПУ
|
Усл.ед.
|
% к итогу
|
Усл.ед.
|
% к итогу
|
Усл.ед.
|
% к итогу
|
|
В больничных
Учреждениях
|
559,8
|
47,8
|
529,5
|
47,6
|
577,3
|
50,1
|
|
В дневных стационарах
|
3,2
|
0,3
|
4,7
|
0,4
|
5,7
|
0,5
|
|
В амбулаторно-
поликлинических
учреждениях
|
562,1
|
47,9
|
533,9
|
48,0
|
526,8
|
45,8
|
|
В фельдшерско-
акушерских пунктах
|
47,2
|
4,0
|
44,4
|
4,0
|
41,6
|
3,6
|
|
ИТОГО
|
1172,3
|
100
|
1112,5
|
100
|
1151,4
|
100
|
|
|
Данный перечень не претендует на исчерпанность, и при более детальном специальном рассмотрении данного вопроса он, очевидно, может быть расширен. Но в данном случае при принципиальной постановке вопроса о методе измерения физического объема медицинской помощи и ее структуре мы ограничиваемся приведенными расчетами, чтобы не усложнять изложение рассматриваемого вопроса [31]. Результаты расчетов свидетельствуют, что структурные сдвиги физического объема медицинской помощи в пользу первичного звена пока еще не произошли. Более того, роль стационара даже несколько возросла.
Таблица 16.
Расходы на здравоохранение в России в текущих и сопоставимых ценах
|
1990
|
1992
|
1994
|
1994 к 1990
|
в % к 1992
|
|
Всего затрат на здравоохранение, млрд. руб. в текущих ценах.
|
21,5
|
636,2
|
28362
|
1320
|
458,7
|
|
В сопоставимых ценах
|
21,5
|
9,4
|
13,7
|
63,7
|
145,7
|
|
Физический объем услуг, млрд. усл. Единиц
|
1172,3
|
1112,5
|
1154,4
|
98,2
|
103,5
|
|
Стоимость 1000 усл. единиц в текущих ценах
|
18,3
|
571,9
|
24632
|
1346
|
4307
|
|
В сопоставимых ценах 1990 г
|
18,3
|
8,4
|
11,9
|
65,0
|
141,7
|
|
В % к 1990 г
|
100
|
46,1
|
65,0
|
-
|
-
|
|
Расходы на душу населения, руб. в текущих ценах
|
145,3
|
4291
|
19163
|
51312
|
4,465
|
|
В сопоставимых ценах 1990 г
|
145,3
|
63,2
|
64,2
|
-
|
101,5
|
|
В % к 1990 г
|
100
|
43,5
|
44,2
|
-
|
-
|
|
|
С ускорением реформирования здравоохранения можно ожидать повышения роли первичного звена. Финансовые пропорции распределения ресурсов между стационаром и амбулаторно-поликлиническим звеном в дальнейшем должны измениться. Промышленная революция в здравоохранении, осуществляемая в странах с развитой рыночной экономикой, способствовала значительному повышению доли амбулаторно-поликлинического звена в общих расходах здравоохранения. Развитие профилактики, обнаружение заболеваний на начальных стадиях будут способствовать дальнейшему увеличению доли амбулаторно-поликлинического звена в общей сумме расходов на здравоохранение. Этот фактор, равно как и укрепление районной системы здравоохранения будет способствовать перемещению финансовых потоков с федерального на местный уровень, возрастанию доли средств субъектов федерации в консолидированном бюджете.
Макроэкономическая характеристика формирования ресурсов здравоохранения дополняется анализом величины среднедушевых расходов в текущих и сопоставимых ценах.
Это важно и для динамических расчетов, и для различных сопоставлений. За 1991-94 гг. все расходы на здравоохранение выросли в текущих ценах в 1320 раз, с учетом же индекса цен расходы на здравоохранение сократились примерно на одну треть. В расчете на душу населения расходы на здравоохранение составили в 1994 г. 191,6 тыс. руб., или примерно 64% от уровня 1990 года [31].
Макроэкономический анализ состояния здравоохранения включает также рассмотрение структуры расходов и ее изменение. В этом аспекте период последних лет отличается наибольшими изменениями. Как показывают приведенные в табл. 8 данные, наиболее заметное изменение претерпела в структуре расходов заработная плата: ее доля упала более чем вдвое, что связано не в последнюю очередь со снижением уровня оплаты труда медицинских работников. Одновременно с этим выросли расходы, связанные с начислениями на заработную плату, что является общей характерной чертой переходной экономики России.
Из других характерных черт следует отметить снижение доли затрат на питание, приобретение мягкого инвентаря, а также увеличение доли хозяйственных расходов (включая сильно вздорожавшие тарифы на энергию, воду, коммунальные нужды) и расходов по приобретению оборудования и инвентаря, также сильно вздорожавших [31].
Важным аспектом анализа состояния финансирования здравоохранения являются международные сравнения, в частности, величины расходов на здравоохранение в расчете на душу населения. Трудности такого рода сравнений связаны с обеспечением сопоставимости полученных данных.
В таблице 9 приведены расчетные данные о величине расходов на здравоохранение в целом по стране и в расчете на душу населения в долларах США. В основу расчетов взяты данные Госкомстата России по программе международных сопоставлений и приведенные выше расчеты затрат на здравоохранение и их доли в ВВП. Не вдаваясь в полемику с Госкомстатом России о корректности расчетов ВВП, полученных в результате международных сопоставлений, отметим, что даже в первом приближении сравнение среднедушевых расходов на здравоохранение говорит не в нашу пользу. При этом со временем разрыв вырос [31]. Однако механически переносить на здравоохранение показатели покупательной способности, общие для всей экономики, на наш взгляд, нельзя, так как в России товары и услуги, относящиеся к здравоохранению, относительно дешевле, чем в США.
В этой связи, не проводя специальных исследований, сошлемся на мнение известного экономиста И.Бирмана, который доказал данный тезис в сравнительном анализе уровня жизни населения СССР и США. Им рассчитаны паритеты для товаров и услуг здравоохранения (рубль/доллар), равные для условий 80-х годов 0,117 - при советских весах и 0,400 при американских весах, в то время как официальный паритет до 1990 года составлял 0,52.
Таблица 17
Расчет валового внутреннего продукта России по результатам программы международных сопоставлений и расходы на здравоохранение.
|
1990
|
1991
|
1992
|
1993
|
1994
|
1994 в % к 1990
|
|
ВВП РФ, млрд. долларов
|
1268,4
|
1150,7
|
956,5
|
868,3
|
738,0
|
58,2
|
|
На душу населения долларов
|
8555,7
|
7743,8
|
6432,6
|
5839,2
|
4963,0
|
57,8
|
|
Расходы на здравоохр. РФ млрд. долларов
|
41,9
|
36,8
|
33,8
|
38,7
|
33,3
|
79,5
|
|
На душу населения долларов
|
282,4
|
247,8
|
227,1
|
260,4
|
223,8
|
79,2
|
|
% к ВВП
|
3,3
|
3,2
|
3,5
|
4,4
|
4.5
|
-
|
|
Расходы на здравоохр. В США на душу населения долларов
|
2765
|
2780
|
2796
|
2968,5
|
-
|
-
|
|
Россия в % от США расходы на душу нас.
|
10,2
|
8,9
|
8,1
|
8,8
|
-
|
-
|
|
|
Таблица 18
Структура расходов на здравоохранение из консолидированного бюджета (в %)
|
1978
|
1993
|
|
Заработная плата
|
57,1
|
27,0
|
|
Начисления на заработную плату
|
1,2
|
9,4
|
|
Канцелярские и хозяйственные расходы
|
9,2
|
12,2
|
|
Расходы на питание
|
9,6
|
6,0
|
|
Приобретение медикаментов
и перевязочных средств
|
8,9
|
8,8
|
|
Приобретение оборудования и инвентаря
|
2,6
|
10,5
|
|
Приобретение мягкого инвентаря
и обмундирования
|
2,3
|
1,0
|
|
Государственные капитальные вложения
|
4,6
|
4,5
|
|
Капитальный ремонт зданий и сооружений
|
3,3
|
6,8
|
|
Прочие расходы
|
1,2
|
13,7
|
|
ИТОГО
|
100
|
100
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|
|