Валютный рынок Республики Казахстан
В результате, ежегодные потери национальной экономики только oт разницы в процентах составляют сот-ни миллионов долларов, которые неуклонно растут и здесь надо пересмотреть налоговую политику в части завышения ставок налогообложения.
Во избежание этого инвалютные средства Национального фонда и резервов Национального Банка используются для кредитования отечественной экономики и для кредитования международных расчетов резидентов страны, исключая обратное их попадание в экономический оборот и последующее влияние на курс тенге.
Как было отмечено, стабильный рост при изменениях мировой конъюнктуры может быть обеспечен че-рез обменный курс валюты.
Требуется разработать такой ме-ханизм, который обеспечит необходи-мый общий уровень отечественных цен по отношению к мировым, а так-же - широкое внедрение передовых технологий и оборудования для про-изводства высокотехнологичной про-дукции казахстанскими товаропроизводителями.
В нашей стране не выработаны меры по рациональному использова-нию выручки от ожидаемого расши-рения экспорта нефти, которому до-полнительно могут способствовать дальнейшее увеличение объемов иностранных инвестиций и сохране-ние благоприятной конъюнктуры мирового рынка на энергоресурсы и металлы.
В Национальный Фонд поступа-ет часть средств госбюджета, но это-го недостаточно для регулирования всего объема иностранной валюты в экономике. Поэтому широко используются инст-рументы денежно-кредитной полити-ки. Валютная интервенция Нацио-нального Банка в условиях резкого увеличения объемов иностранной валюты, со-провождается изъятием значитель-ной ее части из экономического обо-рота в обмен на тенге по текущему курсу.
По законодательству, изымаемая из оборота иностранная валюта осе-дает в резервах Национального Бан-ка. Это нерационально, т.к. экономи-ка всегда испытывает острую нехват-ку инвестиций для реализации важ-ных проектов.
В настоящее время доходы нере-зидентов (иностранных компаний) от капиталов (кредитов и инвестиций в казахстанскую экономику, казахстанских ценных бумаг, размещенных за рубежом) в нашей стране в виде про-центов, дивидендов и прочих дохо-дов, ежегодно составляют миллиар-ды долларов. Причем темпы роста этих выплат очень высоки. Например, в соответствии с Платежным балан-сом Казахстана с 1999 по 2004 годы доходы нерезидентов только от инве-стиций увеличились с 258 млн до 1,4 млрд долларов.
Безусловно, в современных усло-виях для реализации крупных проек-тов не обойтись без иностранных инвестиций. Но в то же время целе-сообразно эффективно использовать и свои активы.
Отсюда вытекает необходимость инвестирования в национальную эко-номику дополнительных объемов иностранной валюты, поступающих в валютный резерв с опережением темпов экономического роста.
Для этого нужно разработать ме-ханизм, который обеспечит поступле-ние в госбюджет до 80-90 % прирос-та международного валютного резер-ва Национального Банка.
Данную задачу можно реализо-вать по-разному. Один из вариантов следующий. Объем золотовалютного резерва Национального банка законодательно привязать к макроэкономическому показателю, например, в размере 10-12 % к ВВП или внешнеторговому обороту, что позволит излишки инвалюты, кото-рые будут возникать при этом - пере-давать из валютного резерва Национального бан-ка в госбюджет (Инвестиционный фонд) для импорта производственно-го оборудования.
Принятие таких мер увеличит долю казахстанских средств в общем объеме инвестиций, в результате чего для государства и национальной экономики снизятся потери от предос-тавления иностранцам налоговых льгот и уменьшатся суммы вознаг-раждений за иностранные инвести-ции. Объемы передаваемых средств, т.е. размеры инвестиций из госбюд-жета в экономику могут составить до 15-20% к ВВП.
Иностранная валюта, которая будет посту-пать из валютного резерва в госбюд-жет, может быть использована как для кредитования отечественных то-варопроизводителей всех форм соб-ственности, так и для непосредствен-ного финансирования важных проек-тов через государственные предпри-ятия и национальные компании. По-явится возможность для ежегодного государственного инвестирования значительных средств (миллиардов долларов) в отечественную экономи-ку и создания транснациональных компаний. Созда-ние отечественных ТНК является од-ним из необходимых условий для ре-ализации стратегического плана.
Однако, реализация этих мер сама по себе не даст никакого эффекта, если не будут соблюдены еще неко-торые условия. Если изъятая иностранная валю-та будет расходоваться стихийно, об-ратно попадая в экономический обо-рот внутри страны, то она повлияет на обменный курс национальной ва-люты и принимаемые меры потеря-ют весь смысл.
Государство должно осуществ-лять валютные расходы в соответ-ствующем объеме, для импорта про-изводственного оборудования, обуче-ния кадров за рубежом, реализации важных международных проектов и обязательств и т.д., накапливая из-лишки в специальном фонде.
Предложенный механизм использования иностранной валюты включает следующие основные положения.
Национальный Банк на фондовом рынке страны закупает часть дополнительных объемов иностранной ва-люты в размере, достаточном для обеспечения требуемой конкурентос-пособности национальной экономи-ки, ограничивая усиление или ослаб-ляя национальную валюту на задан-ную величину.
В международных валютных ре-зервах остается требуемый уровень запасов и весь избыток иностранной валюты пе-редается в бюджет как доходы госу-дарства. Далее Правительство использует эту валюту на импорт передовых про-изводственных технологий, реализа-цию международных проектов и пополнение специального фонда.
Для реализации перечисленных мер необходимо законодательно обя-зать НБ - передавать излишки иност-ранной валюты в государственный бюджет при достижении ЗВР уста-новленной величины (в процентах к ВВП или внешнеторговому обороту) внеся изменение в Закон "О Национальном Банке Республики Казахстан". Обязать Правительство - излишки иностранной валюты, которые оно будет получать от НБ, расходовать на импорт передовых технологий и реализацию важных международных проектов (через банки второго уровня, в т.ч. и Банк Развития) и международных обязательств, внесением соот-ветствующих дополнений в Закон "О бюджетной системе".
При этом фактически всем дополнительным объемом иностранной валюты будет распоряжаться Правительство, а Национальный Банк бу-дет осуществлять оперативное регу-лирование соотношений отече-ственных и мировых цен.
Золотовалютные резервы Наци-онального Банка будут расти про-порционально росту ВВП, а излиш-ки иностранной валюты будут ин-вестированы в отечественную эко-номику.
Таким образом, представляется целесообразным золотовалютный резерв привязать к ВВП с передачей излишков инвалюты в госбюджет для импорта производственного оборудования, а при изменениях мировой конъюнктуры требуемые общие соотношения отечественных и мировых цен поддерживать через курс тенге. Предполагается, что принятие перечисленных мер обес-печит не только высокий рост и ста-бильную занятость при ухудшени-ях мировой конъюнктуры, но и эффективное использование инос-транной валюты, значительное уве-личение доходов госбюджета, а так-же ускоренное развитие производ-ства за счет увеличения государ-ственных инвестиций в экономику.
Не менее важной перспективной проблемой валютного рынка Казахстана является определение будущего национальной валюты - казахстанского тенге - с точки зрения возможного перехода к единой наличной валюте стран Евразийского Экономического Сообщества до 2011г. Реализация данной программы означает добровольный отказ Казахстана, России, Беларуси и Таджикистана от собственных национальных валют. Данное предложение строится на опыте образования Европейского Экономического и Валютного Союза («еврозоны»), так как «одной из главных функций Европейского Экономического Сообщества является задача экономического регулирования». Но не все положительно в программе введения единой европейской валюты «евро». Это уже очевидно и сейчас, и было заметно в 2002 году, когда евро была введена в наличной форме. Во-первых, недовольство населения многих европейских стран, вошедших в «еврозону», когда исчезли их исконно старинные национальные валюты. Во-вторых, снижение макроэкономических показателей ведущих стран «еврозоны» - Германии, Франции за счет проведения вынужденной общей экономической и финансовой политики других 10 стран «еврозоны», во многом уступающих по своему экономическому развитию и даже сегодня не соответствующих критериям конвергенции, разработанными Маастрихстким соглашением в 1991г. (Греция, Люксембург и др.). В-третьих, предпочтение лидирующих позиций в «еврозоне» той или иной стране (Германии или Франции), что вызвало определенные внутренние противоречия. В-четвертых, предложение Великобритании о продлении срока и возможно даже отказ в будущем вступления в «еврозону». Есть еще ряд других аспектов, негативно отражающих современное положение ЕЭВС. Возможно, такие же негативные последствия ждут и страны ЕврАзЭС, которые даже не имеют такой же длительный опыт разработки и создания европейской интеграции и которые шли к этим процессам порядка 40 лет (с 1959 по 1999 гг.).
Казахстану, по моему мнению, добившемуся в последние годы относительной стабильности и устойчивости своей национальной валюты, необходимо тщательно продумать данные предложения о введении единой валюты, которые чреваты теми же последствиями, что и в странах «еврозоны». Для определения возможности введения единой валюты стран ЕврАзЭС следует сначала, развивая их интеграцию, завершить создание зоны свободной торговли, таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП). Потребность в единой валюте может возникнуть только в том случае, если страна переходит к свободному передвижению капиталов, чем не может похвастаться ни одно государство ЕЭП. С другой стороны, необходимо четко определить членство в ЕврАзЭС и разработать реальные критерии конвергенции, те страны, которые дали согласия на вступление в ЕЭП, по многим макроэкономическим показателям намного отстают от Казахстана и России. И, наконец, надо последовать примеру таких европейских стран, как Швеция и Дания, правительства которых провели народный референдум для решения проблемы о вступлении в «еврозону» и принятия единой европейской валюты, которые расставили все по местам.
Я не отрицаю возможности в перспективе вступления Казахстана в интеграцию с единой валютой, но 2011 год - это слишком рано.
Резюмируя все выше изложенное, я считаю, целесообразна следующая модель развития валютного рынка РК, включающая следующие основные механизмы:
1) Национальному Банку поддерживая режим плавающего валютного курса, проводить политику на стабилизацию реального курса национальной валюты. Осуществлять интервенции на валютном рынке только с целью устранения краткосрочных колебаний валютного курса и закрепления долговременных тенденций в его развитии;
2) Национальному Банку наряду с продолжением проведения политики плавающего обменного курса тенге, отражающего соотношение спроса и предложения на внутреннем валютном рынке спот, начать регулярное установление срочных валютных котировок для создания срочного валютного рынка в Казахстане.
3) В этой связи в республике необходимо продолжить работу по отработке законодательной и нормативной базы в области валютного регулирования и контроля для создания срочного валютного рынка.
4) Необходимым так же явились бы шаги по дальнейшему развитию рынка драгоценных металлов в Казахстане, который мог бы стать со временем не только частью национального финансового рынка, но и стать местом совершения сделок для операторов из соседних с Казахстаном государств.
5) Формирование предложений для крупнейших коммерческих банков Казахстана стать «маркет-мейкерами» по валютным операциям с казахстанским тенге для увеличения ликвидности валютного рынка.
6) Широко применять зарубежный опыт страхования валютных рисков банками для минимизации возможных убытков. Валютный рынок необходимо развивать в направлении углубления межбанковского рынка в части расширения форвардных валютных сделок, а также валютных свопов.
7) Значительное внимание уделить совершенствованию технической базы, применяемой для осуществления валютных операций, в частности специализированных дилинговых систем «Рейтер».
8) Рекомендовать интенсивное обучение банковского персонала международному опыту валютных операций с целью формирования в Казахстане развитого валютного рынка, обладающего характеристиками, способными удовлетворить клиентов банков.
9) Пересмотреть позиции и сроки вступления Казахстана в интеграции с единой валютой.
Все предложенные меры могли бы помочь валютному рынку Казахстана приблизиться к мировым стандартам, а экономике Казахстана в целом достичь стабилизации и роста экономики. Конечно, нельзя отождествлять рост экономики с наличием развитого валютного рынка, но можно предполагать, что он будет играть не последнюю роль при принятии решения иностранными инвесторами о прямых и портфельных инвестициях в казахстанскую экономику.
Для решения всех выше обозначенных проблем валютного рынка Казахстана Национальным банком предложены несколько программ, которые, с одной стороны, являются своевременными, но, с другой стороны, несколько противоречивы и преждевременны. Мною сделана попытка дать объективную оценку данным программам и выработать определенные рекомендации по улучшению состояния валютного рынка РК.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие казахстанского валютного рынка обусловлено действием двух основных факторов - во-первых, либерализацией валютных операций и возрастанием степени открытости национальных рынков, во-вторых, внедрением новых валютных и финансовых инструментов и современных технологий в операции на валютном рынке. Валютные рынки развивающихся стран и стран с переходной рыночной экономикой в настоящее время находятся на этапе либерализации, который представляет большие возможности для дальнейшего усиления роли национальных хозяйств в процессе их интегрирования в мировой финансовый и валютный рынок.
В условиях развивающегося валютного рынка Казахстана чрезвычайно интересно было пронаблюдать специфику валютных взаимоотношений, особенности практики проведения конкретных валютных операций. При этом также необходимо было сравнить накопленный опыт валютной системы РК с международной практикой и сформировать предложения по оптимизации валютного рынка республики в целом, с учетом существенных изменений на мировом валютном рынке.
Анализ формирования и развития казахстанского валютного рынка с учетом влияния глобальных процессов мирового валютного рынка позволил мне сделать следующие выводы:
1. Рассматривая валютный курс как индикатор макроэкономической стабильности, я из всего разнообразия рассмотренных и исследованных концепций и теорий предлагаю определенную модель валютного курса с точки зрения его влияния на внешнеторговую деятельность Республики Казахстан.
2. С другой стороны, рассматривая валютный курс на основе макроэкономического равновесия, подчеркиваю влияние на него разнообразных факторов, требующих систематизации и научного исследования, что и проделала в своей работе, при этом предложив в наиболее доступной форме классификацию факторов, влияющих на состояние валютного курса.
3. При разработке стратегии развития мирового валютного рынка целесообразно выделить его ведущую и связующую роль на мировом финансовом рынке с другими его сегментами. При увеличении объема и числа сделок на мировом валютном рынке в условиях либерализации его регулирования, появление и интенсивное развитие новых валютных и финансовых инструментов требует специального внимания в части его «прозрачности» и избежания рефлексивности движения динамики валютных курсов.
4. Анализ процесса формирования казахстанского валютного рынка показал, что в процессе либерализации внешнеэкономической деятельности не были концептуально разработаны проблемы функционирования валютного рынка и валютной политики, которые только сейчас решаются с помощью различных программ, но не все они имеют своевременный и конкретный характер, и в которых допущены определенные неточности.
5. В интересах дедолларизации экономики на основе укрепления курса казахстанского тенге необходимо регулировать операции населения с наличной иностранной валютой и проводить активное вытеснение доллара из внутреннего денежного оборота.
6. Представляется, что меры валютного контроля, осуществляемые казахстанскими денежными властями, не должны препятствовать проведению эффективной внешнеэкономической политики, напротив, валютное регулирование и валютный контроль должны носить адресный характер по отношению к тем участникам внешнеэкономической деятельности, которые нарушают казахстанское законодательство. Основанием для ограничения валютной операции должен быть не сам ее факт, а та деятельность, которая противоречит казахстанскому законодательству. Существующие меры по контролю за валютными операциями, связанными с движением капитала должны быть нацелены не только на борьбу с утечкой капитала, но и создавать привлекательные условия для возврата капитала из зарубежа. В их число, возможно, включить налоговые льготы (налоговые каникулы), гарантии от конфискации. Необходим комплексный подход к использованию мер валютного контроля в сочетании с валютным регулированием, который предполагает их адекватность экономической ситуации в Казахстане и возможность смягчения и отмены при изменении макроэкономических характеристик экономики, достижении экономической и политической стабильности.
В целом анализ формирования и тенденции развития казахстанского валютного рынка, как пример интегрирования национального рынка в мировой, позволяет сделать заключение, что в основном сформировалась достаточно эффективная стратегия развития этого важного сегмента финансового рынка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Наговицин А.Г. Валютная политика. М., 2000, 265 с.
2 Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система: экономическое содержание и
механизм использования. Алматы, Каржы-Каражат, 1995, 10 с.
3 Смыслов Д.В. Мировые деньги в прошлом, настоящем и будущем // Деньги и кредит, 2002, №5, 58 с.
4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.23. 154с.
5 Бондаренко А. Какие современные мировые валюты можно считать мировыми? // Мировая экономика и международные отношения, 2003, №9, 48 с.
6 Монтес М.Ф. Азиатский вирус или голландская болезнь? М., 2000.
7 Нурланова Н.К. Формирование и использование инвестиций в экономике Казахстана: стратегия и механизм. Алматы, Гылым, 1998, 85 с.
8 Стивен Муди. Еще раз о Бреттон-Вудсе: Причины повышения курса тенге относительно доллара// Банки Казахстана, 2003, №7, 31 с.
9 Там же, 35
10 Деловая Неделя, №33(611), 27 августа 2006г.
11 Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под редакцией Л.Н.Красавиной, М., Финансы и статистика,2001, 381 с.
12 Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. М., Экзамен, 2000,14 с.
13 Киреев А. Международная экономика. М., Международные отношения, 1999, ч.2, 158 с.
14 Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. М., Экзамен, 2000, 57 с.
15 Роберт У.Колб. Финансовые деривативы. М., Филинъ, 1997, с.210- 211.
16 Соколов В. Российский рынок деривативов: взгляд из Санкт- Петербурга. // Рынок ценных бумаг, 2005, №1-2, 29 с.
17 Буклемишев О.В. Рынок еврооблигаций. М., Дело,1999, 17 с.
18 Федоров Б.Г.Современные валютно-кредитные рынки. М., 1989, 5 с.
19 Доронин И.Г. Новые технологии на валютном рынке.// Деньги и кредит, 2000, №11, 63 с.
20 Бертаева К.Ж. Валютный рынок и валютные операции. Алматы, Экономика, 2000, 18 с.
21 Бертаева К.Ж. Казахстанский валютный рынок: этапы формирования и тенденции развития в условиях глобализации мирового валютного рынка. Алматы. Ценные бумаги, 2005
22 Федоров Б.Г.Современные валютно-кредитные рынки. М.,1989, 31 с.
23 Дж. Мэнвилл Хэррис. Международные финансы. М., Филинъ, 1996, 132 с.
24 Красавина Л.Н. Современный валютный кризис. М., Финансы, 1975, 11с.
25 Мировая экономика/ Под ред. Булатова А.С., М., Юристъ, 2000, 203с.
26 Сейткасимов Г.С., Формирование фондового рынка. Алматы, Экономика,1996, 43 с.
27 Навой А.В. Валютные кризисы: сущность, причины, последствия// Деньги и кредит, 2003, №2, 61 с.
28 Аникин А.В. История финансовых потрясений. От Джона Ло до Сергея Кириенко. М., ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000, с.277-288.
29 Монтес М.Ф., Попов В.В. Азиатский вирус или «голландская болезнь»? М., Дело, 1999.
30 Закон «О Национальном Банке Республики Казахстан». //Вестник Нацбанка, №16(16), 29.12.1995, 1-22 с.
31 Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»// Вестник Национального банка, 1995, №10 1-24 с.
32 Постановление Национального банка от 23.05.1997г. «Правила проведения валютных операций», п.5.10
33 Байманова Ж.К. Валютный рынок: история и современное состояние, перспективы развития.// Банки Казахстана, 2003, №1, 16 с.
34 Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании», 24.12.96.// Бюллетень бухгалтера, №3, январь 1997
35 Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг».// Казахстанская правда, 12.03.1997
36 Закон Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях». /Советы Казахстана, 20.01.1995
37 Постановление Национального банка от 23.05.1997г. «Правила проведения валютных операций»
38 Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании», 24.12.96. Бюллетень бухгалтера, №3, январь 1997
39 Положение НБ РК «О порядке лицензирования деятельности, связанной с использованием иностранной валюты» от 24.09.97г. №130. Бюллетень бухгалтера, №26, июнь 1997г.
40 Правила регистрации валютных операций, связанных с движением капитала. Постановление Правления НБ РК от 27.10.98, №204. Нормативная база НБ РК, 16с.
41 Сагадиев К.А. Экономика Казахстана: очерки актуальных проблем, Алматы, 2004, 51 с.
42 Инструкция «Об организации обменных операций с наличной иностранной валютой в РК». Постановление НБ РК от 25.07.97г. №295. Нормативная база РК, 34 с.
43 Инструкции «Об организации экспортно-импортного валютного контроля РК» НБ РК от 5.12.98г.№271, «Об организации экспортно-импортного валютного контроля в РК» НБ РК №484 от 26.12.2003г.
45 Правила о порядке уплаты и ставке сбора за покупку физическими лицами наличной иностранной валюты. Постановление НБ РК от 2.04.99г. №358. Бюллетень бухгалтера №17, апрель 1999г.
46 Правила проведения конвертации тенговых депозитов физических и юридических лиц в банках второго уровня в связи с переходом к режиму свободно плавающего валютного курса тенге. Постановление НБ РК от 5.04.99г. №69, Нормативная база НБ РК
47 Инструкция «Об обязательной продаже выручки в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг)». Постановление НБ РК от 28.03.99 №54, 37 с.
48 Постановление Правления НБ РК «О введении обязательной продажи выручки в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг) » от 28.03.99г. №55. Бюллетень бухгалтера, №16, апрель 1999г.
49 Приказ/постановление Министерства финансов Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан "Об установлении порядка определения рыночного курса обмена валют" от 23.12.02 г. № 512.
50 Г.Марченко. «От вопроса «кто виноват?» надо переходить к вопросу «что делать»», // Казахстанская правда, 10 декабря 2004г.
51 Сводный отчет о выполнении банками второго уровня минимальных резервных требований на 26.05.2004г.
52 Сагадиев К.А. Реформы: аналитический взгляд, Алматы, Гылым, 1998, 126 с.
53 Утебаев М. Валютный курс тенге и его воздействие на переходную экономику Казахстана. Алматы, 1996, 29 с.
54 Стивен Муди. Еще раз о Бреттон-Вудсе: Причины повышения курса тенге относительно доллара.// Банки Казахстана, 2003, №7, 34 с.
55 Буренин А.И. Рынки производных финансовых инструментов. М., Инфра-М, 1996, 16 с.
56 О стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы./ САПП, 2003, №23-24.
57 Буржуазные теоретики денег и кредита о мировом кризисе. М., 1933, 31с.
58 Матюхин Г.Г. Доллар США и валютные отношения Запада. М.,
Наука, 1989, 66 с.
59 Указ Президента РК от 27 декабря 1993 года «О неотложных мерах по формированию валютных резервов государства и упорядочению валютных расходов»
60 Положение «О порядке формирования и использования золотовалютных резервов Национального Банка РК», утвержденного Постановлением Президента РК от 8 июля 1994 года
61 Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы, Алматы, 2001, 379 с.
62 Утебаев М. Валютный курс тенге и его воздействие на переходную экономику Казахстана, Алматы, 1996, 37 с.
63 Деловая неделя, 2004, №29(607), 30 июля, 4 с.
64 Закон Республики Казахстан «О внешнем заимствовании и управлении внешним долгом»/ Ведомости, 1997, №7
65 Моисеев С.Р. Международные валютно-кредитные отношения. М., Дело и сервис, 2003, 257 с.
66 Нурсеит Н. Исследование уровня долларизации экономики Казахстана. // Аль-Пари, 2002, №4-5, с.24-25
67 Конурбаева Б. Правила монетарной политики: инструментальные правила и правила таргетирования. Вестник Национального банка РК, 2003, январь, 10 с.
68 Деловая неделя, 2006, №28(606), 23 июля, 4 с.
69 Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 января 2003 №103 «Об утверждении Программы либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2003-2004 годы», СААП РК, 2003,№4, 6 с.
70 Концепция развития финансового рынка Республики Казахстан
71 Налоговый кодекс Республики Казахстан. Астана, 2003.
72 Назарбаев Н.А.Рынок и социально-экономическое развитие, М., Экономика, 1994, 63 с.
73 Кожин К. Обзор срочного валютного рынка России.// Рынок ценных
бумаг, 2004, №3(258), 50 с.
74 Положение об Агентстве РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
75 Шиликбаев С. О механизме эффективного использования валютных ресурсов. // Транзитная экономика, 2003, №1, 8 с.
76 Цель ЕврАзЭС - интеграция, бизнес, прогресс: Форум Евразийского Экономического сообщества с участием Президента РК Н.А.Назарбаева / Казахстанская правда, 20.02.2003
77 Капустин М.Г. Евро и его влияние на мировые финансовые рынки. М., Дека, 2001, 50,51 с.
78 Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле»// Казахстанская правда, 17.06.2005
Array
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|