скачать рефераты

скачать рефераты

 
 
скачать рефераты скачать рефераты

Меню

Валютное право скачать рефераты

Информация о состоянии платежного баланса Российской Федерации публикуется в «Вестнике Банка России», однако, как и в рассмотренных выше случаях, оценка устойчивости платежного баланса может быть в значительной мере субъек-тивна.

Из рассмотренного нами следует, что возможные обоснова-ния введения валютных ограничений, предусмотренных ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ, являются недостаточно опре-деленными и их следовало бы подвергнуть четкой количест-венной оценке, исключающей субъективизм. Представляется справедливым мнение, что цели введения валютных ограниче-ний «сформулированы таким образом, что допускают установ-ление постоянно действующих ограничений»; В оправдание законодательных формулировок можно отметить, что они обу-словлены многообразием кризисных проявлений в экономике и стремлением придать определенную гибкость системе валют-ного регулирования, которая позволит государству оперативно реагировать на изменение экономической ситуации в стране.

Примечательно положение ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ о том, что валютные ограничения носят не дискри-минационный характер. Эта оговорка относительна и носит в целом декларативный характер -- любые валютные ограниче-ния дискриминационны, что предопределяется самим поняти-ем дискриминации (от лат. discriminatio -- различение). Поэто-му справедливо мнение, что «любые валютные ограничения имеют дискриминационный характер, поскольку способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства и частично в пользу крупнейших компаний за счет сокращения доступа к иностранной валюте и операциям с ней средних и мелких предпринимателей, которые обычно и выступают про-тив введения указанных ограничений».

Уполномоченные государственные органы, которые вправе устанавливать ограничения права распоряжения валютными ценностями, можно подразделить на следующие группы:

1) федеральные органы законодательной власти. В соответст-вии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование от-носится к ведению Российской Федерации, поэтому введение каких-либо валютных ограничений на уровне субъектов РФ или муниципальных образований противоречит Конституции РФ;

2) федеральные органы исполнительной власти. Согласно ст. 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»2 с последующими изменениями (далее -- Закон о Правительст-ве РФ) Правительство РФ осуществляет валютное регулирова-ние и валютный контроль (эта норма находит отражение в ч. 1 ст. 5 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ);

3) Банк России, являющийся органом валютного регулирова-ния в Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 5 Феде-рального закона № 173-ФЗ, п. 12 ст. 4, ст. 54 Закона о Банке России.

Установленные Федеральным законом № 173-ФЗ валютные ограничения должны вводиться и отменяться непосредственно органами валютного регулирования -- Правительством РФ и Банком России. Законодательно предоставленное органам ва-лютного регулирования право самостоятельно определять осно-вания и механизм применения валютных ограничений подвер-гается критике со стороны ряда исследователей. По их мнению, это противоречит ст. 55 Конституции РФ, допускающей огра-ничения гражданских прав только федеральным законом, в связи, с чем предметом регулирования Федерального закона № 173-ФЗ должны являться не только установление исчерпы-вающего перечня «чрезвычайных временных мер», но и законодательное закрепление механизма их введения. Однако подоб-ный подход представляется несостоятельным, так как указан-ный Федеральный закон не только уточнил в целом компетенцию органов валютного регулирования, но и доста-точно четко определил механизм введения ими валютных огра-ничений.

Особое внимание следует обратить на временный характер существования валютных ограничений. Федеральным законом № 173-ФЗ предусмотрено, что данные ограничения отменяют-ся органами валютного регулирования по мере устранения об-стоятельств, вызвавших их установление, но не позднее 1 янва-ря 2007 г.. Несмотря на то, что период адаптации экономики России к либеральному валютному режиму установлен законо-дательно, следует учитывать, что при неблагоприятной эконо-мической ситуации в Федеральный закон № 173-ФЗ могут быть внесены соответствующие поправки. Следует учитывать, что отмена валютных ограничений может иметь двоякие последст-вия -- как позитивные (в частности, привлечение долгосроч-ных инвестиций в отечественную экономику), так и негатив-ные (увеличение утечки капиталов за рубеж).

Доктринальное толкование понятия «валютные ограничения» значительно шире -- в литературе выделены различные по объе-му и содержанию перечни государственных мер, составляющих валютные ограничения, которые в основном сводятся к ограни-чению права распоряжения валютными ценностями. Некоторые западные экономисты рассматривают как валютные ограниче-ния «любое вмешательство правительства в свободное функцио-нирование валютного рынка», однако следует согласиться с тем, что подобное определение является чрезмерно широким.

В частности, с точки зрения цивилистики валютные огра-ничения представляют собой ограничения права распоряже-ния валютными ценностями. Анализ законодательства РФ по-казывает, что валютные ценности относятся к ограниченно обороноспособным объектам. Гражданское законодательст-во РФ содержит общую предпосылку для специального зако-нодательного ограничения распоряжения валютными ценно-стями. Согласно п. 2 ст. 140 и ст. 141 ГК РФ случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на террито-рии РФ определяются законом или в установленном им по-рядке, а виды имущества, признаваемого валютными ценно-стями, и порядок совершения сделок с ними определяются за-коном о валютном регулировании и валютном контроле. Собственнику валютных ценностей принадлежит «триада пра-вомочий», установленных в ст. 209 ГК РФ, в соответствии с которой он вправе распоряжаться принадлежащими ему ва-лютными ценностями любым из способов, открытый перечень которых приведен в п. 2 указанной статьи. Если общие преде-лы осуществления права собственности на валютные ценности определены гражданским законодательством РФ (п. 1 ст. 10 ГК РФ), то специальные пределы установлены специальным законодательством, в первую очередь Федеральным законом № 173-ФЗ. Видимо, принимая во внимание негативный исто-рический опыт, на законодательном уровне были специально установлены гарантии в отношении права собственности на валютные ценности: согласно ст. 141 ГК РФ право собствен-ности на валютные ценности защищается в Российской Феде-рации на общих основаниях. Особенность правового режима распоряжения валютными ценностями состоит в том, что оно происходит в рамках особого правового действия -- валютных операций, виды которых перечислены в п. 9 ч. 1 ст. 1 Феде-рального закона № 173-ФЗ.

Правовой характер валютных ограничений, выражающихся в установлении определенных правовых режимов распоряже-ния валютными ценностями в рамках валютной операции, в первую очередь определяется статусом субъекта, распоряжаю-щегося валютными ценностями. К этим субъектам относятся как частные (физические и юридические лица -- резиденты и нере-зиденты), так и публичные лица (Российская Федерация и субъекты РФ). Данные субъекты при распоряжении принадле-жащими им валютными ценностями преследуют различные по правовому характеру цели, которые влияют на характер ограни-чений такого распоряжения. Если частные лица при распоря-жении валютными ценностями преследуют, как правило, част-ные интересы, то уполномоченные государственные органы и Банк России, распоряжаясь валютными ценностями, выступа-ют в гражданском обороте в публичных интересах. Поэтому ва-лютные ограничения в целом адресованы частным лицам, в от-ношении же публично-правовых лиц законодатель обычно ус-танавливает требования о целевом использовании валютных ценностей в сочетании с последующим контролем за его ис-полнением. Так, Федеральный закон № 173-ФЗ предусматри-вает, что Банк России, Правительство РФ, а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные орга-ны исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых этим Законом, без ограничений (ч. 5 ст. 5).

Следует отметить, что некоторые публично-правовые субъ-екты (например, Правительство РФ и Банк России) наделены полномочиями по валютному регулированию и валютному кон-тролю, устанавливая в рамках своей компетенции валютные ог-раничения для других субъектов гражданского оборота. Поми-мо этого своеобразным валютным ограничением может являть-ся само участие Банка России на валютном рынке посредством валютных интервенций -- купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на сум-марный спрос и предложение денег (ст. 41 Закона о Банке Рос-сии). Этот наиболее эффективный способ государственного экономического воздействия на внутренний валютный рынок проводится Банком России самостоятельно, без каких-либо ог-раничений со стороны государственных органов. Отсутствие валютных ограничений для Банка России обусловлено тем, что валютные интервенции являются одним из основных инстру-ментов денежно-кредитной политики Банка России, проводи-мой в соответствии с целями его деятельности (ст. 4, 35 Закона о Банке России) и в интересах государства.

Теоретически в числе общих критериев установления огра-ничения права распоряжения валютными ценностями согласно Федеральному закону № 173-ФЗ можно назвать:

· запрет совершения каких-либо действий (например, общий за-прет валютных операций между резидентами (ст. 9), запрет куп-ли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте в РФ, минуя уполномоченные банки (ч. 1 ст. 11);

· установление определенного лимитирования каких-либо дейст-вий. Например, согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 173-ФЗ физические лица -- резиденты и физические лица -- нерези-денты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту и (или) валюту Российской Федерации в сумме, равной или не превышающей в эквиваленте 10 тыс. долларов США. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтвер-ждающих, что вывозимая иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Фе-дерации. Единовременный вывоз из Российской Федерации указанными лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долларов США, не допускается, за исключе-нием случаев, предусмотренных ч. 2 названной статьи;

· установление разрешительного порядка распоряжения валют-ными ценностями. Подобное валютное ограничение существо-вало в соответствии с Законом РФ № 3615-1. Одной из важных новелл Федерального закона № 173-ФЗ является то, что теперь установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных раз-решений не допускается (ч. 3 ст. 5). Следует отметить различ-ную степень ограничения права распоряжения валютными ценностями в зависимости от трансграничной направленности такого распоряжения. Право распоряжения валютными ценно-стями, поступающими в Российскую Федерацию, ограничива-ется в наименьшей степени по сравнению с аналогичным пра-вом, осуществляемым с целью перемещения валютных ценно-стей из Российской Федерации. Так, резиденты и нерезиденты вправе без ограничений ввозить в Российскую Федерацию ва-лютные ценности при соблюдении таможенных правил, однако вывоз указанных ценностей из Российской Федерации ограни-чен (ст. 15);

· требование об обязанности распорядиться валютными ценно-стями особым образом. К такому ограничению можно отнести требование о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ (ст. 19).

§ 4. Система и компетенция органов валютного регулирования

Система органов валютного регулирования закреплена в ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ. Согласно указанной ста-тье в Российской Федерации в качестве органов валютного ре-гулирования выступают только два органа: Банк России и Пра-вительство РФ.

Установленная Федеральным законом № 173-ФЗ система ор-ганов валютного регулирования является более четкой по срав-нению с системой, установленной Законом РФ № 3615-I, и в нее не могут быть включены какие-либо иные органы. При этом следует учитывать, что полномочия некоторых государст-венных органов могут косвенно затрагивать сферу валютного ре-гулирования.

В частности, Министерство финансов РФ является феде-ральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и норматив-ному правовому регулированию в сфере валютной деятельно-сти, государственного долга, таможенных платежей, определе-ния таможенной стоимости товаров и транспортных средств, противодействия легализации доходов, полученных преступ-ным путем, и финансированию терроризма (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденно-го постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 с последующими изменениями).

Министерство экономического развития и торговли РФ яв-ляется федеральным органом исполнительной власти, осущест-вляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, внешне-экономической деятельности, таможенного дела, торговли, имущественных отношений, инвестиционной деятельности (п. 1 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного постановле-нием Правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443 с после-дующими изменениями).

Следует учитывать, что наряду с Федеральным законом № 173-ФЗ, имеются и другие законодательные акты, опреде-ляющие компетенцию Банка России и Правительства РФ как органов валютного регулирования, которые корреспондируют нормам указанного Федерального закона.

В соответствии со ст. 54 Закона о Банке России Банк России является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Федеральным за-коном № 173-ФЗ и иными федеральными законами.

В частности, в Законе о Банке России содержится ряд норм, устанавливающих его статус как органа валютного регулирова-ния. Рассмотрим основные из них.

Банк России:

· организует и осуществляет валютное регулиро-вание и валютный контроль в соответствии с законодательст-вом РФ (п. 12 ст. 4):

· определяет порядок осуществления расчетов с международ-ными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами (п. 13 ст. 4);

· устанавливает и публикует официальные курсы иностран-ных валют по отношению к рублю (п. 15 ст. 4);

· принимает участие в разработке прогноза платежного балан-са РФ и организует составление платежного баланса РФ (п. 16 ст. 4);

· устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет вы-дачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 17 ст. 4);

· проводит анализ и прогнозирование состояния экономи-ки РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредит-ных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные (п. 18 ст. 4);

· утверждает графическое обозначение рубля в виде знака (п. 2.1 ст. 4).

Совет директоров Банка России ежеквартально представляет на рассмотрение Национального банковского совета информа-цию о реализации политики валютного регулирования и валют-ного контроля (п. 8 ст. 13).

Годовой отчет Банка России включает в себя анализ состоя-ния экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы РФ, валютного положения и платежного баланса РФ (ст. 25).

Среди основных инструментов и методов денежно-кредит-ной политики Банка России названы валютные интервенции, под которыми понимается купля-продажа Банком России ино-странной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег (п. 5 ст. 35, ст. 41).

Банк России выступает активным участником гражданско-правовых отношений. Согласно ст. 46 Закона о Банке России Банк России имеет право осуществлять банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организа-циями, Правительством РФ для достижения целей, предусмот-ренных указанным Законом, в том числе:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19